Речевое развитие ребенка первого года жизни

Речевое развитие ребенка первого года жизни thumbnail

Развитие речи ребенка в 1–3 месяца

Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).

Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.

Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Речевое развитие ребенка первого года жизни

Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка. 

«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах. 

Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. 

Загляните в календарь развития ребенка 

Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев

В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания. 

«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.

Речевое развитие ребенка первого года жизни

«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка. 

«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию. 

Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев

В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.

Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.

В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.

Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.

Речевое развитие ребенка первого года жизни

Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.

Читайте также:  Развитие положительных качеств у ребенка стимулируют

Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.

Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением. 

Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем. 

Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию. 

Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у». 

Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи. 

Речевое развитие ребенка первого года жизни

Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.

«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.

Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего. 

Речевые умения ребенка к 1 году

  • Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
  • Реагирует на свое имя.
  • Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
  • Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
  • Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
  • Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

Источник

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ.

Импрессивная речь.

(понимание речи)

1 год

Ребёнок может в ответ на просьбу:

– показать знакомые предметы, игрушки

(Где зайка? Покажи киску);

– выделить среди взрослых близких людей

(Где мама? Где папа?);

– откликнуться на своё имя;

– адекватно выполнить словесные инструкции

(дай, возьми, на, помаши, сделай «ладушки» и т.д.)

1 год 6 мес.

– Показать предметы обихода, продукты питания, животных, растения и т.п.;

– выполнить действия

(постучи молоточком, открой коробку, брось мяч, дай маме, покорми Лялю);

– выделить среди двух-трёх картинок нужную

(покажи грушу; где машинка?);

– показать части лица и тела на себе, взрослом, на кукле.

2 года

– показать предметы, изображённые на 5-6 картинках, из различных тематических групп

(сапоги, воробей, ёлка, пирамидка, чайник и т.д.);

– опознать действие на простой сюжетной картинке

(Где девочка кушает? Где мальчик качается? Где тётя спит?);

– адекватно выполнить действие

(покажи, как птичка летает; покажи, как мама подметает; сядь на стул; отнеси папе; положи куклу на стул; положи мяч под стул; дай куклу; дай кукле);

– выбрать предмет, соответствующий некой характеристике

(дай большой мяч; принеси маленькую подушку);

2 года 6 мес.

– выполнить действие

(спрячь мячик под диван; спрячь мячик за диван; положи колечко в коробку, положи колечко на коробку);

– различать формы ед. и мн.ч. существительных муж. и жен. рода

(Где куклы? Где птичка? Где носок?);

– адекватно реагировать на вопросы по сюжетным картинкам – сказать или показать

(картинка: девочка гладит кукле платье утюгом; вопросы: Чем девочка гладит? Что девочка гладит? Кому девочка гладит платье?)

– прослушать элементарный рассказ из 3-4 предложений и продемонстрировать его понимание – ответить на вопросы или показать нужную картинку

(рассказ: Птичка сидела на дереве. Кот хотел её поймать, но птичка улетела; вопросы: Где сидела птичка? Кто хотел её поймать? Поймал кот птичку или нет?)

3 года

– ребёнок понимает содержание обращённой к нему речи взрослого в полном объёме;

– понимает содержание литературных произведений, адресованных детям этого возраста: стихов, рассказов, потешек, загадок.

Читайте также:  Развитие моторика у здорового ребенка

Экспрессивная речь

(собственная речь)

1 год

– ребёнок может по просьбе взрослого найти и назвать нужный предмет. Называются предметы обиходно-бытовой тематики, хорошо знакомые ребёнку

(Кто это? Что это?);

– назвать близких людей;

– количественный состав произносимых ребёнком слов достигает 5 – 10 слов;

– ребёнок соотносит произносимые слова с конкретным предметом или действием.

1 год 6 мес.

– количественный состав произносимых ребёнком слов достигает 30 -40; в словаре присутствуют глаголы;

– лепетные слова вытесняются полноценными лексическими единицами, более совершенными в плане звукослоговой структуры;

– ребёнок мотивирован и способен к речевой имитации;

– для осуществления коммуникации использует слова, сопровождаемые жестом, мимикой, может изъясняться номинативными предложениями

(Дай! На!);

2 года

– наличие в речевой продукции слов, обозначающих предметы, действия, признаки и качества

(большой, горячо, горький)

указательные местоимения

(там, тут);

– называет предметы и действия, изображённые на картинках;

– способен комбинировать слова для выражения коммуникативного намерения

(дай кука-дай куклу; зими миску-возьми мишку; титить зюбки-чистить зубки)

– способен адекватно вербализовать ситуацию, изображённую на сюжетной картинке

(дядя кусает-дядя кушает; абатька пит-собачка спит);

– может использовать нужную форму слова в зависимости от ситуации

(И.п., Д.п., В.п. сущ. Ед.ч.: Там кука-там кукла; дай куку-дай куклу; дай куке-дай кукле; мачик исует-мальчик рисует; мачики исуют-мальчики рисуют);

– в речи присутствуют вопросительные слова

(Почему? Кто пришёл? Куда пойдём?)

2 года 6 мес.

– присутствуют слова, обозначающие предметы,

действия, признаки и качества, выходящие за рамки обиходно-бытовой тематики

(крокодил, ворона, автобус, гнездо, шишка, злой);

– ребёнок способен осуществлять коммуникацию с помощью предложений из 3-4 и более слов;

– способен поддерживать элементарный диалог со взрослым;

– происходит развитие планирующей функции речи

(если я пойду, то ты купишь …);

– овладение основными грамматическими формами

(И.п., Д.п., Р.п., Т.п., П.п. сущ. ед. ч.);

– некоторыми падежными формами сущ. мн.ч.

(ответы на вопросы: Чем рисует мальчик? Из чего дедушка пьёт чай?);

– системой личных окончаний глаголов

(рисует- нарисовал);  

– наличие и адекватное употребление в речи предлогов со значением местонахождения и направления движения

(в, на, из, по, под, у);

– ребёнок способен использовать вербальные средства общения для достижения прагматических целей

(попросить игрушку у сверстника или взрослого, отказать в просьбе другому человеку, сообщить о чём –то важном и т.п.).

3 года

– активный лексикон ребёнка насчитывает 1200-1500 слов, в нём присутствуют практически все части речи, кроме причастий и деепричастий;

– усложняется синтаксическая структура предложения, в речи могут быть конструкции с придаточными целями

(часто аграмматичные)

– способен построить элементарный рассказ из 3-4 предложений на основе увиденного или услышанного;

– способен воспроизвести содержание речи взрослого, не обращённой непосредственно к ребёнку, услышанные стихи и песенки.

Если на ваш взгляд, ребёнок не владеет данными навыками, следует обратиться к специалистам:

– логопеду;

– неврологу;

– психологу.

Своевременное выявление задержки речевого развития позволит начать коррекционную работу в ранние сроки, что приведёт к лучшим результатам логопедической работы.

Учитель-логопед

Светашова И.Е.

Д/с №2456

Источник

Здравствуйте, уважаемые читатели! Когда речь заходит о наших детях, то каждый родитель хочет видеть своего ребенка в самом лучшем свете. Но порой случается, что мы пытаемся опередить развитие и научить малыша тому, для чего он еще не созрел. Сегодня мы поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 1 год. Мы рассмотрим особенности этого возраста, а также выявим, что же поможет вам развить разговорные способности своих детей должным образом.

Как определить уровень развития речи?

ребенок и его развитие в один год, фотоОшибка многих мам заключается в том, что они начинают сравнивать своих детей с их ровесниками. Соответственно им начинает казаться, что где-то их чадо может отставать (особенно учитывая то, что всегда больше внимания уделяется на негативные моменты).

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Первые слова

Что же является первыми словами? Это не то, что мы привыкли понимать под словами взрослых людей. Конечно, в этот список входят «мама», «папа», «баба», «деда», «тетя» и «дядя». Но также к первым словам относиться и звукоподражание, например, «тук-тук», «гав-гав» и т.д.

речь ребенка в 1 год, фотоЕсли кроха произносит первый слог от слова и понимает то, о чем он говорит (например, «ки» вместо «киса»), то это также считается активным словарем ребенка. Интересный факт: одни дети больше любят существительные, в то время как другие предпочитают глаголы.

Почему малыш молчит?

Обычно это связывают с тем, что ребенку не хватает опыта общения. То есть родители уделяют мало внимания малышу. Статистика подсказывает, что с каждым годом мамы все меньше самостоятельно общаются с детьми.

Средние подсчеты – 12 минут полноценного общения в день. Разве это не слишком мало? Поэтому отмечается, что все больше детей испытывают проблемы с речевыми нарушениями и задержкой речи в целом.

Как создать развивающую среду?

Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков  у детей лежит подражание.

Читайте также:  Критерии психического развития ребенка по выготскому

Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить

становление речи ребенка в один год, картинка

.

внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д.

Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».

Основные правила развития речи

  1. Малышу необходимо общение именно с ним. Слушать речь взрослых между собой ему недостаточно.
  2. Старайтесь выражаться простым языком и короткими предложениями.
  3. Используйте книги. Чтение только ускорит процесс развития речи. Обратите особое внимание на мелодичные детские стишки и потешки.
  4. При общении с ребенком старайтесь находиться на уровне его глаз.
  5. Проговаривайте слова четко. Желательно, чтобы малыш обращал внимание на вашу артикуляцию.
  6. Рассматривая какие-либо предметы, говорите про их особенности. Например, где у зайчика ушки, хвост, нос; какого он цвета и размера итд.
  7. При изучении животных, покажите  как они говорят. Если у вас получится имитировать их звуки, то это только заинтересует малыша.
  8. Не торопите ребенка с ответом на ваши вопросы. Всегда давайте время ему подумать.
  9. Будьте ласковы и терпеливы. Не забывайте поощрять ваше чадо за успехи.
  10. Старайтесь избегать негативных оценок, таких как «неправильно», «неверно» итд. Если ребенок ошибся или затрудняется с ответом, то просто подскажите ему и направьте в нужное русло
  11. Не акцентируйте все свои усилия только на прогрессе речи. Параллельно развивайте моторику, слух и т.д. Одно другое только дополняет.
  12. Развивайте артикуляционный аппарат правильно: вовремя избавляйтесь от соски, вводите в рацион твердую пищу и т.д.

Понимание речи

речь ребенка в один год, картинкаПассивный словарный запас ребенка также важен, как и активный. Именно из него развивается активный словарный запас.

В пассивный словарь входят не только существительные, глаголы и прилагательные, но также фразы и выражения.

В эту группу обычно относят те слова, которые знакомы ребенку, и он может наблюдать за ними каждый день. Есть несколько типов пассивных словарей. Мы рассмотрим их ниже и приведем примеры групп, относящихся к ним.

Предметный словарь:

  • части тела (ноги, руки, голова);
  • игрушки (кукла, машинка, мяч);
  • дом или квартира (окно, стены, дверь);
  • мебель (стул, кровать, стол);
  • одежда и обувь (шапка, ботинки, платье);
  • домашние животные (корова, кошка, лошадь);
  • дикие животные (волк, заяц, лиса);
  • овощи и фрукты (банан, помидор, картошка).

Глагольный словарь:

  • действия, которые совершает сам малыш (бежит, сидит, спит, танцует);
  • действия, совершенные близкими (стирать, читать, петь).

Прилагательные, наречия:

  • название цветов (белый, черный, синий);
  • названия каких-либо ощущений (вкусно, горько, сладко);
  • названия каких-либо понятий (большой, аленький, много, мало).

Мы привели лишь некоторые примеры слов, относящиеся к тому или иному словарю. Конечно, их больше, и они могут отличаться от словаря разных детей. Тем не менее все вышеперечисленное можно назвать фундаментом в процессе правильного формирования речи.

Работая над словарным запасом, также необходимо развивать и фразовую речь. Для этого необходимо использовать максимально простые фразы с теми словами, которые уже знакомы ребенку по отдельности.

Это могут быть такие выражения как «Где папа»? «Дай попить», «Держи яблоко», «Принеси мячик» итд.

Специалисты утверждают, что становление именно фразовой речи является самым главным показателем успешного развития ребенка.

Формирование активной речи

развитие активной речи годовалого ребенка, картинкаРазвивая активную речь малыша, мы прежде всего развиваем его речевое подражание, что характерно для этого возраста. Это процесс повторения звуков, слов и фраз. В самом начале пути оно напоминает эхо или попугая.

Ученые утверждают, что речевое подражание — это рефлекс, который заложен у ребенка с первых дней жизни.

Потому малыш перенимает речь от окружающих неосознанно.

Развивать речевое подражание лучше в игровой форме и с наглядными примерами. Например, если вы изучаете животных и их звуки, то покажите ребенку картинки или видео. Поиграйте в крокодильчика с папой перед ребенком, пытаясь изобразить животных самостоятельно.

Особенно эффективным является прием договаривания слов в потешках или стишках. Для этого упражнения мы делаем паузу перед последним словом в стишке, предлагая ребенку самому его вставить. Например:

речь ребенка в 1 год, формируем через общение, картинкаМишка косолапый по лесу … (идет),

Шишки собирает, в корзиночку … (кладет).

Шишка отлетела прямо мишке в … (лоб),

Мишка рассердился и ногою … (топ).

В последующем можно предлагать вставлять целые фразы.

Также необходимо уделять особое внимание именно глагольному словарю ребенка. Чем больше слов (названий действий) в словаре, тем выше уровень развития речи. Начать развитие можно с ассоциаций и облегченных слов: «ням-ням» — кушает, «топ-топ» — идет, «прыг-прыг» — прыгает и т.д.

Можно изображать все действия самостоятельно или вместе с ребенком. Также можно показывать мультики, в которых любимые персонажи ребенка выполняют то или иное действие. При этом обращать внимание ребенка на это и все проговаривать.

Нормальное развитие и речь ребенка в один год, видео:

Дорогие мамы, если вы замечаете какие-либо речевые нарушения, дефекты и в целом то, что речь ребенка в 1 год не соответствует каким-либо нормам, не бойтесь обращаться к специалистам с этим вопросом.

Они лишь помогут вам и вашему малышу в становление речи. Лучше ничего не откладывать. Знания – это самое ценное, что вы можете дать вашему чаду. Так что все в ваших руках. А я прощаюсь с вами. До скорых встреч!

Источник