Речевое развитие ребенка от рождения до 3 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80»комбинированного вида
г. Дзержинска Нижегородской области
«Этапы нормального речевого развития ребёнка
от 0 до 3 лет»
Информация для родителей от 0 до 3 лет
Выполнила:
учитель-логопед
Елизарова А.А.
Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы:
-первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций;
-второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета);
-третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет–воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.
Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!
Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.
К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.
Источник
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Бытует мнение, что к логопеду надо обращаться не раньше, чем, когда ребенку исполнится 5 лет. Это устаревшее мнение, и устарело оно не менее, чем лет на 50. Многие родители думают, что логопеды работают только в поликлиниках, что их работа заключается только в том, чтобы научить ребенка красиво и правильно выговаривать звуки. Думают так далеко не все родители. Есть родители, интересующиеся психологией, педагогикой, занимающиеся ранним развитием своего ребенка, или те, кому пришлось обращаться к логопеду с проблемами развития своего ребенка.
До того момента, когда Ваш малыш начнет говорить так, чтоб его понимали не только Вы, его речь и мышление должны пройти ряд важных этапов своего развития. На что же молодым мамам надо обратить внимание, что делать и что надо знать про своего ребенка.
Напомню, что речь начинает формироваться задолго до того, как ребенок заговорит словами и фразами. Сначала у ребенка формируется импрессивная речь (от лат. Impressio – впечатление, т.е. понимание речи). Некоторые люди убеждены, что в первые дни ребенок глухой, ведь он не реагирует на звуковые раздражители, но это не так. А ребенок просто учится всему, даже слушать и реагировать на звуки. Но даже при всех разнообразных мнениях, я уверена, что никто не сомневается, что именно до трехлетнего возраста происходит самое интенсивное развитие ребенка.
От рождения до 1 года
Сначала ребенок учится реагировать на звуки, поворачиваться в ту сторону, откуда слышится звук, на первых порах – медленно, как бы растерянно, потом – реакция становится точной и быстрой. Следующее – это узнавать звуки, узнавать голос мамы, папы, близких людей. Один из компонентов речи, с которыми знакомится ребенок – это интонация. Кроме знакомого голоса, ребенку нравится слушать речь, именно в ласковой, нежной интонации. Все что Вы делаете с ребеночком: кормите, одеваете, купаете – разговаривайте с ним: просто рассказывайте, что Вы делаете, что будет потом. Используйте потешки, присказки, детские стишки, песенки. Также очень важно общее состояние здоровья малыша, показатели его психофизического развития: когда начал сидеть, стоять, ходить (перенесенные тяжелые заболевания также оказывают влияние на развитие ребенка). Чем лучше физически развит малыш, тем лучше у него развивается психика. Постепенно у ребенка накапливается словарь, а кроме этого ребенок пытается повторять за Вами – гулит и лепечет. Играет язычком, запоминая потихоньку позиции языка и звуки, может повторить за мамой «агу». Позже начинает понимать жесты (Вы протягиваете к нему руки – и малыш с удовольствием идет к Вам на руки). Ближе к году ребенок понимает некоторые слова, хоть и не говорит, показывает, где мама, папа, бабушка, где глазки, где носик, ротик, где собачка, котик, какой горячий суп и т.п. Дети имитируют животных, подражают их голосам: сопят, «как ежик», показывают, как делает курочка, коровка, собачка. К году у детей появляются первые слова. Усвоены гласные: а, у, о, и, согласные: м, п, б, к, г.
От 1 года до 2 лет
Итак, начало положено. Ребенок уже многое понимает, умеет говорить некоторые слова. Продолжается накопление пассивного словаря (понимает больше и больше, про малыша родители говорят: «Он такой умный, все понимает»). Также развивается активный словарь. К 1 году 8 мес малыш говорит от 25 до 80 слов. Словами считаются все слова, которые имеют значение («дай», «на», «бух», «писи», «ава», «дедя»). Может сказать односложные и двусложные слова, начинает повторять трехсложные слова, чаще всего опуская один из слогов (не «собака», а «бака»). Слова преимущественно – существительные. Усваиваются звуки: н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ць, й. Речь пока понятна лишь домашним. В речи малыш часто и эффективно пользуется жестами, интонацией. Формируется чувство ритма: любит слушать музыку, песни, пробует повторять, любит танцевать даже под хлопки, любит играть в «Ладушки», «Сороку-ворону». В этом возрасте уже нужно играть с детьми в различные игры, а также начинать учить играть с детьми. Пирамидки, кубики, вкладыши, игры с песком, водой и др. — игра развивает ребенка, стимулирует его интересы.
От 2 лет до 3 лет
Начиная с 2 летнего возраста пассивный словарь ребенка начинает превращаться в активный, бурно развивается фраза. Ребенок начинает говорить 3-4 словными предложениями. Поэже, ближе к 3 годам появляются сложные предложения с союзами, в основном сложноподчиненные. В словаре появляются прилагательные (около 20), хотя и иногда не согласовывает с существительными, местоимения (хотя малыш часто рассказывает о себе в 3 лице: «Маша покушала»), наречия (больше, меньше, скорее и др.), увеличивается словарь глаголов. Усваивается связь между словами, их происхождением (хорошо сделал – хороший мальчик). Дети в этом возрасте могут придумывать «свои» слова (магазин – «покупальник», ведь там покупают). В основном к трехлетнему возрасту усваиваются звуки: ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. Развивать речь ребенка в этом возрасте очень просто. Как можно больше ребенку рассказывайте, объясняйте причины поступков, происходящего вокруг, читайте сказки, стихи, придумывайте сказки сами или вместе с ребенком, просите рассказать малыша, где он был, что видел, правильно называть предметы, учите наизусть стихи, песенки. В 3-х летнем возрасте ребенок должен знать стишки наизусть, знаком со сказками, может пересказать самые любимые.
Занимаясь развитием психики, мелкой моторики, двигательной сферы, сопровождая комментариями, словесными подсказками, обучая общаться с другими детьми и взрослыми, Вы способствуете речевому развитию ребенка.
Не стоит переживать, если Ваш малыш говорит не так, как соседский. Не сравнивайте с другими детьми, не слушайте случайных людей. Если у Вас есть сомнения, обращайтесь за консультацией к специалисту. Возможно, Ваши волнения напрасны. А если нет, то чем раньше Вы узнаете о проблемах в развитии Вашего ребенка, тем эффективнее будет любая коррекция. Если Вы хотите продиагностировать развитие ребенка у психолога, логопеда, психиатра, дефектолога или другого специалиста, это должно происходить обязательно в Вашем присутствии, также Вы можете попросить письменное заключение.
Для заботливых мам формулировка «от 2 до 3 лет» слишком расплывчата. У одних детей начинается речевое развитие чуть раньше и протекает более активно, у других – позже, как в фразовом развитии, так и в звуковом. Но есть все же границы показателей речевого развития, и если развитие Вашего малыша ниже этих границ, тогда только есть причины для серьезных волнений.
К 3 годам у ребенка в активном словаре должно быть:
1. не менее 300 слов,
2. он должен говорить развернутой фразой, речь должна быть более или менее понятна чужим людям,
3. допускаются нарушения в звукопроизношении, в слоговой структуре слов, которые состоят более, чем из 3 слогов,
4. ребенок должен понимать и выполнять простые словесные инструкции: напр. «Возьми чашку и поставь ее на стол».
К 4 – 4,5 годам в речи ребенка должны быть уже все звуки, хотя до 5 – 6 лет у ребенка еще продолжается дифференциация (различение) звуков на слух и в произношении, поэтому еще может говорить вместо Маша – Маса, вместо дзюдо — джюдо.
Также надо помнить, что речевое развитие ребенка является показателем его психического развития. Так что не только развитие психических процессов стимулирует речевое развитие, но и наоборот, развитие речи стимулирует психическое развитие.
Использованы материалы Коленчук Натальи Николаевны
Источник