Речевое развитие ребенка одна из образовательных областей

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ОДНА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС.

Для методического объединения учителей – логопедов, дефектологов г. Троицка Челябинской области.

  Наша беседа по изучению ФГОС  посвящена сегодня важнейшей  из  образовательных  областей  –  речевому  развитию  дошкольников.  Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое  развитие,  художественно-эстетическое  или  социально-коммуникативное.

  Да, все они важны, но обратите внимание, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной  деятельности?    Познавательное  развитие –  это  всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем,  уточнение,  чтение.  Физическое  развитие  не  может  обойтись  без правил,  команд  и  объяснений,  а  художественно-эстетическое  без  художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии  социально-коммуникативной  области   звучит  необходимость  использования речевых средств  реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить. Речь  –  это  особый  вид  деятельности,  тесно  связанный  с  сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.

Все  эти  процессы,  как  и  сама  речь,  активно  развиваются  в  раннем  и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область  «Речевое  развитие»

Если мы  посмотрите  в  тексте  ФГОС  пункт  1.9.  О  чем  там  идѐт речь?   ФГОС утверждает, что образовательные программы ДОО реализуются  на  государственном  языке.   Программа  может  быть  реализована  и  на языке  народов  России,  но  не  в  ущерб  русскому  языку.  Т.е.  русский  язык  в Российской Федерации все должны изучать с детства.

Продолжая разговор об образовательной области «Речевое развитие», остановимся на содержании работы в этом направлении.  Вы помните, в каком разделе ФГОС об этом говориться?  Да,  это  второй  раздел  «Требования  к  структуре  образовательной  программы и еѐ объѐму». Само содержание здесь не определяется, оно в деталях для каждой группы представлено в примерных образовательных программах, а в стандарте определена структура материала, который должен быть обязательно включен в программу.  В пункте 2.6.  указаны материалы о структуре программы по речевому развитию.  Сколько компонентов речевого развития там выделено?

 Итак, таких компонентов 7.

Компоненты и задачи речевого развития дошкольников

– Владение  речью  как средством общения  и культуры.

– Обогащение  активного  словаря.

– Развитие связной  речи (диалогической,  монологической).

– Развитие речевого творчества

– Развитие  звуковой  и  интонационной культуры  речи,  фонематического слуха

– Знакомство  с книжной культурой,  понимание на  слух текстов различных жанров детской  литературы.

– Формирование  звуковой  аналитико-синтетической  активности,  как предпосылки обучения грамоте.

Вам знакома работа, которую требует выполнять ФГОС?  

Конечно,  мы  всегда  занимались   развитием  навыков  общения,  обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты

Давайте подробнее рассмотрим каждый из компонентов.

1.  Научить ребѐнка  владеть  речью,  как средством общения и культуры –  главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на  таком  уровне,  чтобы  они  не  испытывал  трудностей  в установлении  контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь  была понятна окружающим.  Мы  формируем  правильную  устную  речь  детей  на  основе  овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

 2.  Владеть  речью  –  это,  во-первых,  владеть  словарём.  Обогащение активного словаря  дошкольника  происходит  за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей.  Для  расширения  словаря  детей  создаются  благоприятные  условия  при комплексно-тематическом  планировании  работы.  Например,  сейчас  вы  реализуете какую тему?  (Осень.) Какие слова должны пополнить словарь детей, если вы разумно организуете работу? (Ответы).

3.  Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога.  Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи.  Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых.  Кроме  этого  мы  проводим  специальные  упражнения,  помогающие  детям  усвоить  наиболее  сложные  конструкции.  Например,  игры  «Что было  бы…»  (усвоение  сослагательного  наклонения),  «Чего  не  хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).

4.  Развитие  речевого  творчества  –  работа  непростая.  Она предполагает,  что  дети  самостоятельно  составляют  простейшие  короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия. Помните сказку о Дюймовочке. Нужно, чтобы это было не просто чтение. На каком-то этапе дети  мастерят колыбельку и саму Дюймовочку лепят, чтобы представить её размер, а затем обсуждают, а что могло бы случиться:  Если бы рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы?  Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку?…  Придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка».

5.  Ребёнок осваивает речь, начиная со  звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка  есть практически у каждого здорового дошкольника.  В ФГОС этот компонент называется  «Развитие  звуковой  и  интонационной  культуры  речи,  фонематического слуха»  и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй

родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

6.  Знакомство  с  книжной  культурой,  понимание  на  слух текстов различных жанров детской  литературы.  Обсуждая данный вопрос ,  мы найдём  много  нерешённых проблем. Главная из них состоит в том, что книга перестала быть ценностью во  многих  семьях, дети  не  приобретают  опыт домашнего  чтения-слушания. Насколько  это  возможно  необходимо  изменять  ситуацию,  а  в  детском  саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником  детей,  заполнять  их  досуг,  оживать  в  инсценировках,  играх-драматизациях.

Читайте также:  Как понять отстает твой ребенок в развитии или нет

7.  И ещё один компонент речевого развития  –  Формирование звуковой  аналитико-синтетической  активности,  как  предпосылки  обучения грамоте.  Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка  к  школе,  где  необходима  правильная  устная  речь,  умение  слушать других, вникать в содержание  их речи. Речь  уже в детском саду  становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность  из-за особенностей мышления.

  Итак,  мы  выделили  7  основных  компонентов  (задач)  речевого  развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.

Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырёх  оставшихся областей,  и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает  решать  проблемы  социально-личностного,  художественного  и  даже физического развития.

Поскольку  у  многих  детей  возникают  трудности  в  речевом  развитии, ФГОС  предусматривает  коррекционную  работу,  которая  может  осуществляться в специальных или инклюзивных группах.

Типичные проблемы развития речи дошкольника

1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3) Употребление нелитературных слов и выражений.

4) Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5) Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст своими словами.  

6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7) Отсутствие навыков культуры речи.

8) Плохая дикция.

9) Нарушения произношения.

Требования  к  условиям  реализации основной образовательной программы.

Каждый из пяти компонентов (психолого-педагогические  условия, кадровые,  материально-технические,  финансовые  и  развивающая  среда),  выделенных  в  данных  требованиях,  имеет  прямое  отношение  к  речевому  развитию.  Все эти требования направлены на создание благоприятной социальной ситуации  развития,  внутри  которой  и  будет  происходить  речевое  развитие детей.

–  Чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребёнку,  необходимо непосредственное общение.

–  Поддержка  индивидуальности  ребёнка  связана  с  умением  выражать свои чувства, формулировать свои мысли, договариваться  о совместной деятельности или о разрешении конфликтов.

– Такое условие как установление правил взаимодействия связано с  развитием коммуникативных способностей.

–  Ещё  одно  условие  –  обучение  с  учётом  зоны  ближайшего  развития, предполагает  овладение  культурными  средствами  деятельности, развитие мышления, речи, общения.

–  Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна осуществляться  совместно  с  родителями.  Думаю,  вас  не  нужно  убеждать в том, что если у педагогов с родителями налажен контакт, все образовательные проблемы ребѐнка, и речевые тоже,  решаются легче.

Вы,  конечно,  уже  хорошо  знаете,  какое  внимание  в  ФГОС  уделяется

созданию предметно-развивающей среды. Посмотрите пункт 3.3.2. и 3.3.3.

Итак, предметная среда должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом среда создаётся с учётом возрастных особенностей  детей,  региональных  отличий  и  направлена  на  реализацию  программы. Если в детском саду есть инклюзивные или коррекционные группы для них создаётся среда, соответствующая проблемам в развитии детей, которые посещают группу.

Давайте попробуем общие требования к развивающей среде конкретизировать для образовательной области «Речевое развитие».  Как вы думаете, что следует включить в эту среду?

–  Главное  –  ребёнок должен  слышать чистую русскую речь,  обращённую к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя обращённые ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него  вещах  и  на  это  всегда  должно  быть  время  у  педагога.  Мы должны  обеспечить  каждому  ребёнку  достаточную  речевую практику и в быту, и в процессе обучения.

– Важно  создать  условия,  выделить  время  и  место  для  игр  детей.

Нет  такой игры, которая бы не стимулировала развитие речи.  Наши дети уже год с интересом играют с новым конструктором ЛЕГО,  как  эти  игры  повлияли  на  речь  ребят?     Да, появились  новые  слова-существительные:  арка,  бойницы,  крепость,  крепостная  стена,  башня  и  даже  мезонин;  слова,  обозначающие  пространственное  расположение  объектов:  спереди  -сзади, внутри –  снаружи, слева – справа; и конечно прилагательные: красный, жёлтый, синий, большой, красивый, длинный, тяжёлый и др.

–  Важнейшим  компонентом речевой среды является иллюстрированная книга. Детские книги сейчас издают очень нарядными, и  они  всегда  вызывают  положительные  эмоции.  Простое  рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами,  вопросами,  высказываниями,  желанием  поделиться  со сверстниками впечатлениями.

–  Мы не можем обойтись в работе по развитию речи детей без

наглядных  пособий:  игрушек,  картин  и  картинок,  слайд-презентаций, видеофильмов. Они помогают нам, даже достаточно  сложные  вещи,  представить  понятно  для  детей.  Слайд-презентации  об  истории  России,  о  правах  ребёнка,  об олимпиаде. Конечно, все они сопровождались словом педагога, которое направляет внимание детей, вызывает их на участие в

общем разговоре.

– Развивающей  средой  для  речевого  развития  является  любая деятельность  детей.  Например, одевание  –  раздевание вы  можете использовать для освоения сложных речевых конструкций:

одеть Таню – надеть шапку; много чулок, но мало носков; ….

Напомню только требования СанПина к организации непосредствстенно образовательной деятельности. (Это разъяснение требования  –  учёт возрастных особенностей детей).

Возраст

детей

1,5 – 3года

1,5 – 3года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Длительность

непрерывной

НОД

по

10 минут

в первую и

вторую

половину

дня

по

15 минут

по

20 минут

по

25 минут

по

30 минут

Максимально

допустимый

объём  НОД  в

первой  поло-вине дня

30 минут

40 минут

45 минут

1,5 часа

Читайте также:  Что вы понимаете под развитием ребенка в раннем возрасте

Перерывы между НОД не менее 10 минут. Допускается осуществлять НОД на площадке.

Во второй половине дня в старших и подготовительных группах НОД составляет

не более 25-30 минут с физкультминутками в середине.

И ещё одно. В разделе «Требования к условиям….» пункт 3.2.5. предполагается возможность педагогической и психологической диагностики.

Для чего используется педагогическая диагностика? (для индивидуализации образования, разработки индивидуальных траекторий развития ребёнка, для коррекции развития, оптимизации работы с группой).

А  психологическую  диагностику,  кто  проводит  и  зачем?  (проводит только психолог, только с согласия родителей, чтобы выявить индивидуальные  особенности  развития,  обеспечить  квалифицированное  психолого-педагогическое сопровождение и необходимую коррекцию).

Вы помните, чем ФГОС принципиально отличается от ФГТ?

Да, конечно, в ФГОС есть требования к результатам реализации образовательной программы.

Рассмотрим целевые ориентиры речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

Итак,  к трём годам, к концу раннего возраста:

–  Ребёнок способен овладеть активной речью и включаться в общение.

–  Он может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.

– Знает названия окружающих предметов и игрушек.

–  Стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им.

В дошкольном возрасте возможности ребёнка значительно больше и к семи годам, к переходу в школу он:

– Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания.

–   Может построить речевое высказывание в ситуации общения.

–  Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности.

–  Способен договариваться, учитывая интересы других.

– Проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

–  Знаком с произведениями детской литературы.

Завершая  сегодняшнее  обсуждение,  разрешите  ещё  раз  подчеркнуть,  что  овладение  речью  в  дошкольном  возрасте  –  одна  из  наиболее трудных  и  в тоже  время  основных  задач  дошкольного  развития.  Остается  только  удивляться,  как  маленький  ребёнок,  не  умеющий  серьёзно сосредоточиться,  не  владеющий интеллектуальными операциями,  всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь  сложной  знаковой  системой, как язык. Мы должны помнить  и о том,  что  если  определённый  уровень  овладения  родным  языком  не  достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам  нельзя упускать  время,  помогать  ребёнку  нужно  в  сенситивный период!

Источник

Татьяна Кирюшина
Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область

«Речевое развитие».

Основные задачи познавательно – речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения,

экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально –

чувственный опыт

в процессе непосредственного

общения с

предметами, явлениями, людьми.

Основная цель

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

Цель Задачи

Принципы развития речи

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

Принцип коммуникативно – деятельного подхода к развитию речи

Принцип развития языкового чутья

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

Принцип обеспечения активной языковой практики

Основные направления работы по развитию речи детей

в дошкольном учреждении

Методы развития речи

Средства развития речи

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитиеможно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Читайте также:  Ребенок и его статус для развития

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей.Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и

потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем

содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется

предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Подводя итог сравнительному анализу ФГТ и ФГОС, можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Источник