Речевое развитие ребенка и учет его индивидуальных особенностей

Речевое развитие ребенка и учет его индивидуальных особенностей thumbnail

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Презентация по логопедии на тему:«Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в координированной коррекционной педагогической работе логопеда и родителей»

«Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в

Описание слайда:

«Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в координированной коррекционной педагогической работе логопеда и родителей»   Выполнила: Владимирова М.А.  

2 слайд

Проблема  речевых  расстройств  всегда  остается  актуальной,  так как она  т

Описание слайда:

Проблема  речевых  расстройств  всегда  остается  актуальной,  так как она  тесно связана с развитием личности в целом.  На сегодняшний день эффективная коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи у детей является одним из главных направлений работы в образовательных учреждениях, основанная на важном принципе образования, согласно которому в работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому вопрос индивидуального подхода к детям интересует как педагогов, так и родителей. Это связано с тем, что все дети резко различаются по уровню развития речи, всех фонематических процессов, по степени выраженности и патогенезу других психических нарушений. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В современных образовательных учреждениях образовательный процесс построен на основе субъект-субъектных отношений всех его участников, т.е. ребенок – специалист – семья. Поэтому все индивидуальные программы обучения и воспитания ориентированы не только на ребенка, но и на его родителей, семью, которая рассматривается в качестве активного субъекта коррекционно-педагогического процесса. 

3 слайд

Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, которая ф

Описание слайда:

Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, которая формируется как на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания, так и в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Индивидуальный подход предполагает не только организацию педагогических воздействий с учетом физических и психологических особенностей и уровня развития, воспитанности конкретного ребенка, но и причин, механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка, а также условий его жизнедеятельности. В обучении и воспитании учет индивидуальности означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Разумеется при таком подходе следует совсем по-иному строить весь образовательный процесс. Необходимо наличие специального дидактического обеспечения, осуществляющего принцип субъективности образования, различные формы контроля. Учитывая  все это, учитель-логопед совместно с родителями определяет формы, методы и способы  воздействия, составляет индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого ребенка.

4 слайд

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Описание слайда:

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

5 слайд

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШ

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

6 слайд

ЭТАПЫ КООРДИНИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  С  ДЕТЬМИ С НАРУ

Описание слайда:

ЭТАПЫ КООРДИНИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  С  ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ  На  втором  этапе  работы  на  основе  установленных  характеристик  учитель-логопед  проектирует  процесс  коррекции  речевых  нарушений  детей  с  учетом структуры  речевого  дефекта,  личностных  свойств  и  качеств  ребенка. Проектирование  основывается  на  сравнении  имеющегося  уровня  развития речи конкретного ребенка с  нормативным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных маршрутов коррекции нарушений речи ребенка. Третьим этапом индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи, является корректирование этих нарушений. Корректирование дает возможность уточнить индивидуальные маршруты развития детей, их характеристики, а также используется при выборе методов и форм обучения, поиске эффективных приемов и методов работы. Любая  индивидуальная  работа  с  детьми  включает  несколько  этапов. На первом этапе учитель-логопед диагностирует речевое развитие каждого ребенка, совместно с родителями изучает анамнестические данные и личностные особенности, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную деятельность. Контрольные задачи первичного обследования заключаются в том, чтобы составить достаточно полное представление о психофизическом развитии ребенка и его речевых возможностях. Большое внимание уделяется изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых; помощь в формировании у него правильной речи.

7 слайд

Третий фактор – положительный эмоциональный настрой всех участников коррекцио

Описание слайда:

Третий фактор – положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционной работы. Профессиональная добросовестность учителя-логопеда, честность, доверительные отношения, заинтересовать, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя. Все эти факторы способствуют коррекционному процессу в целом. СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ Существует ряд факторов взаимодействия учителя-логопеда с родителями, среди которых основными являются: информированность, временной фактор, положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционно-педагогического процесса. Первый фактор – информированность. Имеется в виду теоретическая подготовка учителя-логопеда, который может дать четкий и своевременный ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке, с учетом индивидуального подхода. Второй фактор – временной. Акцентируется внимание на важность участия всей семьи в коррекционной работе и значимости их помощи в этом деле. В зависимости от речевого дефекта и индивидуальных особенностей ребенка учитель-логопед сообщает родителям предположительную длительность коррекционной работы – полгода, год, два.

8 слайд

ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО П

Описание слайда:

ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ

9 слайд

В процессе совместной деятельности родители получают квалифицированные советы

Описание слайда:

В процессе совместной деятельности родители получают квалифицированные советы и информацию от учителя-логопеда, о причинах возникновения речевого нарушения и простейших способах его коррекции. По мнению многих специалистов большое влияние на полноценное речевое развитие детей, на своевременную коррекционно-педагогическую работу имеющихся недостатков речи, оказывают стиль семейного воспитания, семейная обстановка и организация речевого общения ребенка с ближайшим окружением. Не менее важным условием для полноценного развития ребенка с нарушениями речи является и правильная организация его жизни, которая предполагает соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития, соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями общих правил формирования полноценной речевой среды.

10 слайд

Важнейшим условием координированной коррекционно-педагогической работы являет

Описание слайда:

Важнейшим условием координированной коррекционно-педагогической работы является единство и понятность требований, которые предъявляют к ребенку окружающие взрослые, учитывая его индивидуальные особенности и речевой дефект. Так если в образовательном учреждении и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться. Неправильный подход к ребенку одной из сторон педагогического процесса может свести на нет всю коррекционную работу, нанести непоправимый вред данному ребенку. Объяснение ребенку необходимости выполнения тех или иных требований способствует его эмоциональной стабилизации, выработке тех качеств личности, которые позволят ему в будущем иметь высокую степень развития социальной адаптации.   ЕДИНСТВО И ПОНЯТНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

11 слайд

Для достижения оптимальных результатов в координированной работе по коррекции

Описание слайда:

Для достижения оптимальных результатов в координированной работе по коррекции и развитию речи у детей родителям необходимо выполнять следующие требования:

12 слайд

Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальн

Описание слайда:

Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция эмоциональных, психофизиологических и интеллектуальных состояний в течение всей работы. Использование разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. Создание атмосферы заинтересованности ребенка. Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала. Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала. Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, активность. Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей. Проведение с детьми рефлексии занятия. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

13 слайд

Организуя индивидуальный подход к проведению коррекционно-педагогической рабо

Описание слайда:

Организуя индивидуальный подход к проведению коррекционно-педагогической работы, взрослый должен помнить основную цель: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Немаловажно и то, что во время проведения коррекционной работы программа индивидуально корректируется. Взрослые в соответствии с возможностями речи, степенью выраженности речевого дефекта ребенка, его соматического состояния должны правильно подбирать и дозировать речевой материал, уверенно и по мере надобности усиливать необходимую интенсивность коррекционного воздействия на ребенка. Например, для несмелых детей можно  заранее придумать и записать со взрослым слова с заданным звуком; принести  игрушку  в названии которой есть определенный звук; с родителями закрепить лексическую тему; составить описательный рассказ, рассказ по опорным словам, постепенно усложняя задачу и т. д. При  данном подходе,  такие  дети  чувствуют  себя  более увереннее. Надо отметить, что у детей с речевыми нарушениями, в большинстве случаев, присутствует скрытая, либо выраженная неврологическая симптоматика, которая обязательно учитывается в коррекционной работе.

14 слайд

В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однак

Описание слайда:

В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однако у детей с ослабленной нервной системой эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию – заикание. Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Профилактикой этого нарушения являются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, соблюдение общего и речевого режима, закаливание, специальные занятия по развитию пространственной координации движений, функции равновесия, ритма, темпа. Взрослым необходимо проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, создать для него благоприятные условия. В случае возникновения заикания взрослым даются следующие рекомендации: – надо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь; – быть всегда одинаково ровными и требовательными; – нельзя читать много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок перед сном; – не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи. ПРИМЕРЫ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

15 слайд

Каждый ребенок изначально рождается с каким-либо темпераментом. Основы темпер

Описание слайда:

Каждый ребенок изначально рождается с каким-либо темпераментом. Основы темперамента составляют свойства и способность нервной системы воспринимать окружающий мир, перерабатывать информацию, справляться с возникающими задачами. Темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения человека, его основных чертах. Зная  индивидуальные  особенности  каждого ребенка, взрослые могут наиболее полно использовать сильные и помочь детям развить слабые стороны. Дети с повышенной возбудимостью не могут сдерживать себя, ограничивать свои желания, сидеть спокойно. Поэтому при работе с такими детьми необходимо строить коррекционную работу так, чтобы ребенок часто менял вид деятельности, позу. Для детей с пониженной возбудимостью необходима дополнительная стимуляция.  Так например, в задании на определение звука в слове одним детям можно предложить найти предметы (предварительно разложенные в кабинете) с конкретным звуком в названии и расставить в определенном порядке – в зависимости от места звука в слове. Это позволит реализовать потребность ребенка в движении, при этом у него формируется умение последовательно, по определенному плану вести работу. Другому ребенку – предложить использовать задание другого характера: найти и обозначить на предложенном рисунке слова с заданным звуком. При этом ограничить время выполнения. Такой индивидуальный подход в работе с детьми помогает быстрее и продуктивнее выстроить все этапы коррекционной работы.

16 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Учет индивидуальных особенностей ребенка, структуры его

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Учет индивидуальных особенностей ребенка, структуры его речевого дефекта в координированной коррекционной педагогической работе учителя-логопеда и родителей представляет собой большой труд, который требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы.

17 слайд

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие

Описание слайда:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с. Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи / Е. А. Кизимова // Логопедия. – 2011. – № 1. – с. 83-91. Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009. – № 3. – с. 86 – 89. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» под ред. Селиверстова В.И., Денисовой О.А., Кобриной Л.М. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 359 с.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1506237

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

«Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».«Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».

И.Н.Шевченко,
        воспитатель МДОУ
«Детский сад комбинированного вида №18
п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

         Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
      Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач :

•    Овладение речью как средством общения и культуры    
•    Обогащение активного словаря    
•    Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи    
•    Развитие речевого творчества    
•    Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха    
•    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы    
•    Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
        Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом .
       Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.
•     Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.
•    Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. •    Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.       •    Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.
Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
•    Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. •    Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.
•    Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога
        Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
– Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)    
– Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения),  любви и интереса к художественному слову
– Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).    
– Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове)    
– Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)
          В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы :
Наглядные:
– Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
– Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
Для развития речи используются разнообразные средства :
•         общение взрослых и детей;
•         культурная языковая среда, речь воспитателя;
•         обучение родной речи и языку на занятиях;
•         художественная литература;
•         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
         Рассмотрим кратко роль каждого средства.
Важнейшим средством развития речи является общение.
        В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.
          Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
         Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
          Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.
          В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
          В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
         Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
         Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний,  развивают объяснительную речь.
         Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
       Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
        Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.
       Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.
        Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.
        Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подче