Речевое развитие детей раннего возраста в доме ребенка
Особенности речевого развития детей раннего возраста,
воспитывающихся в доме ребенка
Диневич Каталина Владимировна,
учитель-дефектолог
ГБОУ школа №131 Санкт-Петербурга
Дом ребенка является закрытым учреждением, в котором воспитываются дети до 4-х лет, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей. Проблема полноценного развития детей в домах ребенка и сейчас не теряет своей актуальности. Невозможно оставить без внимания тот факт, что основную сложность для детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. А так как общение возникает раньше других процессов, присутствует во всех видах деятельности, значит, оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Весьма логично предположить, что при недостаточном общении в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется.
Изучение нарушений речевого развития детей раннего возраста основывается на выявлении роли биологических и социальных факторов патологического воздействия на формирование речевой системы. Когда мы говорим о детях из психоневрологических домов ребенка, необходимо учитывать, что на их речевое развитие, как правило, повлияли и факторы обоих типов. Во первых, процент абсолютно здоровых 2-х летних детей в доме ребенка практически равен нулю. Это в основном дети из неблагополучных семей: дети лиц, страдающих алкогольной и/или наркотической зависимостью, беременность и роды у которых протекали с различными отклонениями. Таким образом, биологический фон детей Дома ребенка далек от нормы. Отягощенная наследственность, заболевания в раннем детстве, ранний переход на искусственное вскармливание, социальное неблагополучие в семье, нередко длительное пребывание в больнице – все это создает дополнительные трудности в работе по обеспечению всестороннего развития и формирования высокого уровня здоровья детей.
Психическое здоровье детей из дома ребенка отличается от психического здоровья детей, растущих в семье. Темп их развития замедлен. Психическое развитие и физическое здоровье детей имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах развития ребенка. Все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Отклонения в речевом развитии у детей из таких учреждений вызваны также и социальными причинами, главной из которых является неполноценность общения ребенка с матерью. «Характер отношений, сложившийся в диаде «мать – дитя», тип привязанности, сложившийся у ребенка, оказывают значительное влияние на его коммуникативное поведение, а следовательно – на его речевое развитие» [21, с. 327].
Лебединский В.В. считал, что «есть прямая взаимосвязь между временем и длительностью стойкости неблагоприятного социального фактора и тяжестью и стойкостью отклонений, а значит, чем раньше дети поступают в учреждения закрытого типа, тем более выражена дисгармоничность в их развитии» [24, с.16]. Во всех исследованиях отмечается, что активная речь у таких детей возникает позже, чем у детей из семьи. Дети из домов ребенка в большей степени ориентированы на понимание речи взрослого, а именно, его команд и указаний, которым подчинена вся их жизнь в закрытом детском учреждении. Соответственно, речь этих детей беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, в ней преобладают дефектные звуки. Нарушения речи младших дошкольников с психической депривацией могут проявляться в разной степени – от полного отсутствия речи до наличия отдельных элементов лексико‑грамматического и фонетико‑фонематического недоразвития.
Возраст от 1 года до 3-х лет является сензитивным периодом для развития речи. Речь в этом возрасте непрерывно связана с процессом общения, особенно со взрослыми. Доказано, что основной предпосылкой становления речи в раннем возрасте является высокий уровень мотивации речевого общения. Пребывание ребенка в доме ребенка мешает удовлетворению основной потребности развития ребенка, а именно общения с узким и неизменным числом близких и доступных взрослых.
Речь детей бедна по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, отличается неточностью звукопроизношения. Причинами отставания развития речи являются [1]:
1) раннее (после 8 мес.) прекращение лепета и звукоподражаний и, как следствие, несовершенство артикуляции; 2) недостаток развития сложных слуховых дифференцировок, чему мешают условия воспитания в домах ребенка — неспокойная обстановка, шум, сенсорная депривация, ведущая к падению нормы слышимой речи; 3) дефицит речевого общения; 4) недостаток развития понимания речи; 5) особенность речевого общения воспитателей с детьми.
Нарушения предречевого развития младенцев в условиях полной материнской депривации проявлялись в виде синдрома депривационной предречевой ретардации, в структуру которого входят: 1) недиференциованность крика-плача; 2) задержка формирования модулированных вокализаций (гуканья, гуления, лепета, звуко- и слогоподражания и др.); 3) снижение (полное отсутствие) голосовых проявлений.
Выделяют 2 варианта синдрома депривационной предречевой ретардации: собственно депривационный, проявляющийся в легкой, среднетяжелой и тяжелой (анаклетической) степенях [13].
На дограмматическом этапе у детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, чаще всего выявляется темповая задержка речевого развития [13]. Речь детей характеризуется: 1) отсутствием активного словаря (неспособность назвать предметы окружающей обстановки и предметы, изображенные на картинке, их действия и признаки, отсутствие инициативных обращений и диалоговой речи); 2) небольшим количеством произносимых звукоподражаний (в среднем 1-2); 3) преобладанием рудиментарных речевых форм — невербальных вокализаций (в основном лепет); 4) небольшим количеством понимаемых слов; 5) отсутствием понимания признаков предметов и их действий; 6) преобладанием понимания простых словесных инструкций.
По данным М.И. Лисиной [27], у детей, воспитывающихся в семье, всегда есть возможность общаться со взрослыми ними на разные важные для них темы. Дети, растущие в домах ребенка, вынуждены общаться с большим количеством взрослых, в основном в режимные моменты, такие как кормление или переодевание, качество этого общения не соответствует потребности ребенка в эмоционально-теплом общении. Речь воспитателей не является индивидуально адресованной конкретному ребенку. Вследствие этого она не мобилизует слух детей. Кроме того, речь воспитателей детских учреждений, как правило, является директивным призывом к действию, а не стимулом для ответа.
Поведение детей жестко регламентировано взрослыми и ограничено режимными моментами, отсутствует свобода действий, все приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка. Так, дети, воспитывающиеся в семье, к 2 годам 6 месяцам в большинстве активно овладевают речью (более 70%), в домах ребенка только около 40%. Активная фразовая речь детей из домов ребенка особенно задерживается и начинает формироваться в лучшем случае лишь во втором полугодии третьего года жизни [19].
Исследования М.А. Илюк показали, что наиболее заметной у детей в доме ребенка является задержка лепета и подготовительного этапа понимания речи. «На 10‑м месяце жизни лишь у 12 % детей из дома ребенка отмечается нормативное развитие речи, в то время как в семье этот показатель достигает 90 %» [19, с. 15]. У младенцев, оставшихся без родителей, упрощены эмоциональные проявления, они отстают от своих сверстников в развитии познавательной деятельности. У них не возникает эмоциональной привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, безрадостны и пассивны.
В целом, особенно заметно отставание в развитии в тех областях, которые требует непрерывных эмоциональных контактов ребенка со взрослым.
К. Н. Корнилов, посещая ясли, отмечал: «дети не говорят, а мычат, ходить начинают к двум годам, первые слова произносят к трем годам, не интересуются игрушками, у них преобладают навязчивые движения – сосание пальца или угла пеленки, раскачивание из стороны в сторону» [39,с.6].
«Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. В одном случае наблюдалось вращение головой, отчасти напоминающее колебательный спазм. Битья головой не наблюдалось. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдавших явлениями госпитализма» [45, с. 5].
Анализ научно-исследовательской литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие импрессивной речи детей в норме к завершению третьего года жизни характеризуется большими достижениями: ребенок уже может понимать двухступенчатую инструкцию, значения предлогов в привычной ситуации, дифференцировать существительные в единственном и множественном числе с ударным и безударным окончанием. Объем словаря стремительно растет и может достигать 300 – 1500 слов. По данным Швачкина Н.Х., ребенок к 2 годам уже должен дифференцировать на слух все фонемы родного языка. К трем годам дети усваивают парадигму окончаний существительных, иногда допуская замену флексий внутри какого-либо падежа. Так же к трем годам почти заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. Ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка. Именно поэтому второе полугодие третьего года жизни может быть показательным для определения наличия/отсутствия проблем речевого развития.
2. К факторам, определяющим успешность речевого развития, можно отнести: отсутствие внутриутробной патологии, неблагоприятного протекания родов, мозговых инфекций и травм, перенесенных после рождения, семейной отягощенности речевыми нарушениями, наркоманией, алкоголизмом; полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка; благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, наличие в раннем возрасте рядом с ребенком одного постоянного и близкого взрослого, с которым у ребенка будет тесная эмоциональная связь; теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта; постоянное общение ребенка со взрослыми.
3. У детей, воспитывающихся в доме ребенка, процесс формирования импрессивной речи отстает на 0,5-1,5 года. Для них характерно непонимание двухступенчатых инструкций, малый объем словаря (различного рода словесные замены), несформированность грамматических категорий, задержка или дисгармония в развитии фонематического восприятия.
Список использованной литературы
- Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие речи у детей в яслях и домах ребенка // Педиатрия. – 1954. -№3.- С. 10-16.
- Гречаный С. В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации. Автореф. — М., 1998. —22 с.
- Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме.- СПб.: Каро, 2008. 208 с.
- Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. — 320 с.
- Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2010. -144 с.
- Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. – СПб.: Университетская книга, 2001. — 159 с.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Сообщение из опыта работы
Тема:
«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Выполнила: Г.Н. Опенкова
Дзержинск
2016
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно – психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются
все психические процессы (восприятие, мышление, воображение),
становится произвольным внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно – эстетическом развитии детей в сензитивном периоде.
В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. В интенсивно развивающейся активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он пытается строить простые предложения, в разговоре со взрослыми использует практически все части речи.
По мере взросления уровень физического развития замедляется, а уровень психического развития ускоряется. Однако темпы развития в период раннего детства неравномерны, имеют скачкообразный характер. Показатели физического и психического развития носят индивидуальный характер. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:
– по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;
– эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.
– правильной, отчетливой, неспешной;
– понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;
– более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.
Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.
Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия – важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.
В своей работе использую специальные игры и занятия, которые создают условия для развития у детей разных сторон речи:
– потешки, хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой – «топ- топ», «да- да», звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки (способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)
– чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)
– игры – занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай, что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)
– игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, двигательного центра мозга)
Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в речевом развитии ребенка являются родители.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.
Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:
Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи.
Проблемы в речевом развитии ребенка необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. В противном случае они могут вызвать большие затруднения при обучении в школе.
Памятка для родителей
Речевое развитие детей раннего возраста
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
– Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание и раздевание , игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
– Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее ,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
-Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: “Что он делает?, вместо: «Он играет?»
-Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
– Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
-Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
– Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
– Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
– Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Источник