Речевое общение и развитие речи ребенка раннего возраста

Статья на тему:

«Речь и речевое общение с детьми раннего возраста»

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (п. 2.6 ФГОС ДО)

 В ходе речевого развития детей раннего возраста решаются такие задачи:

 – воспитывать у детей интерес к общению с взрослыми и сверстниками;

– побуждать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

–        развивать желание у детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;

– обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств – предметов (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Речевое развитие детей раннего возраста, становится одной из актуальных  проблем в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни, представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.

Решение программных задач по речевому развитию детей раннего возраста осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно, пассивная речь, опережает активную.

Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей раннего возраста, мы общаемся с детьми на протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, в процессе  основных видов деятельности детей раннего возраста: предметной деятельности и игр с составными и динамическими игрушками, общения с взрослым, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями, экспериментирования с материалами и веществами, восприятия смысла музыки, сказок, стихов, рассматривания картинок, двигательной активности.

Одним из условий развития речевой активности  детей раннего возраста это – внимательное и  бережливое отношение педагога к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. При проведении режимных процессов, сопровождаем все действия словами, это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес, обогащает речь детей.

Помогая осваивать бытовые действия, правила гигиены (пользоваться ложкой, расческой, мылом и т.д.), знакомя малышей с правилами использования бытовых предметов, обязательно объясняем смысл каждого действия. Сопровождаем действия стишками, песенками, потешками: «Водичка, водичка – умой мое личико…» «Кран откройся – нос умойся…»  «Знаем, знаем, да, да, да, где тут прячется вода. Выходи водица, мы пришли умыться».  «Смотрите-ка скорее: я кушать сам умею» «Умница Катенька. Ешь кашу сладеньку. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую» «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка». Обязательно хвалим детей за старание и настойчивость, благодарим за помощь, поощряем стремление детей подражать и помогать взрослым.

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма развития. Формы и содержания общения меняются по мере развития ребёнка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения с детьми мы используем вопросы, словесные поручения, создаём проблемно-речевые ситуации, ролевые, коммуникативные игры, игры-драматизации, наблюдения, читаем стихотворения и сказки.

Необходимым условием для полноценного развития ребёнка раннего возраста является, конечно же, игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемыми потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях воспитателя, один ребёнок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, кто что может. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» вставляем имена всех детей: «…маслом поливала, детям всем давала: Мише два, Насте два, Коле два». При этом касаясь ладошек каждого ребёнка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребёнок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идёт на речевой контакт.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, создаём  в группе эмоционально благоприятную обстановку, которая способствует желанию детей к речевому общению. Игровая деятельность, помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

 Ежедневно с детьми раннего возраста, проводим пальчиковые игры, такие как «Замок», «Пальчики», «Моя семья»,  «Сидит белка на тележке…»  и т. д.), при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами, у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Организуя пальчиковые игры с детьми, показываем, как водить пальчиком по ладошке, загибать их, повторяя слова присказки, такие  как, «ладушки-ладушки», «сорока-сорока», «коза рогатая…». Такие игры способствуют эмоциональному раскрепощению детей, установлению доброжелательных отношений, речевому развитию, воображения, произвольности действий, умения координировать действия.

Сюжетные игры, как средство познания окружающего мира способствуют развитию общения детей, учат поведению в определенных ситуациях. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, мы вовлекаем детей и организовываем их совместные игры. Просим помочь покормить куклу, мишку, распределяем игровые действия: «Давай покормим куклу. Я дам ей кашу, а ты напои ее чаем, скажи: «Пей, Ксюша чай», стараемся ненавязчиво обогащать игру детей, поощряем игровую инициативу, создаём условия для речевой активности детей.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности –  развивает устную речь ребенка. Поэтому наряду с основными приёмами и средствами речевого развития детей раннего возраста, используем этот богатейший материал словесного творчества народа, такие как: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички, подвижные игры.

 Читая детям, стихи и рассказы, предлагаем изобразить действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала сами показываем, а потом просим детей показать как «идет бычок, качается», как «наша Таня громко плачет», предлагаем изобразить, как петушок машет крылышками, как облизывается кошка, как лает собачка, как скачет лошадка. Организуем игры, где ребенок изображает предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (снежинки, осенние листочки, самолет, автомобиль и др.)

   В непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов, мы читаем детям литературные произведения – сказки, рассказы, потешки, стихи. Дети очень любят слушать и запоминают стихи, песенки, потешки, прибаутки. Это существенный показатель развития их мышления, памяти и эмоциональной речи. Вместе с малышами рассматриваем иллюстрации, называем нарисованные предметы, обмениваемся впечатлениями. В процессе рассматривания картинок, чтения книг, дети проговаривают отдельные слова, фразы, отвечают на понятные вопросы по содержанию, учатся интонационной выразительности.

   Для развития словаря также используем приём поручений, когда ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: Что ты принёс, Саша? Где взяла Катя куклу? Куда Серёжа положил погремушку? С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Важным условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка с взрослым доступной по форме и средствам.

Грамотный  подход педагога к организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, является одним из главных условием  активизации речи детей раннего возраста.

При планировании образовательной деятельности, стараемся точно определить программное содержание, продумываем, какой материал давать детям, как эффективно его преподнести. Для того, чтобы дети качественно воспринимали информацию и принимали активное участие в меру своих сил и возможностей, используем разнообразные демонстрационные материалы (предметы, игрушки, картинки, иллюстрации, фигурки настольного театра и т.п.). Рассматривание их, поддерживает внимание малышей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

Разыгрываем простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий демонстрируем детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизируем их навыки эффективного общения.

Так же в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни  формируем доброжелательное отношение малышей к окружающим: «Пожалей Машу, скажи: «Не плач» «Данилу грустно, пригласи его играть, скажи: «Идем играть» побуждать к вежливому обращению с окружающими («до свидания», «здравствуйте», «спасибо»).

Развитию активной речи детей раннего возраста способствуют такие приёмы: многократное повторение; паузы речи взрослого, которые дают ребёнку возможность высказаться доступными ему средствами; вопросы к ребёнку; использование стихотворных текстов; использование текстов с повторяющими элементами; договаривание последних слов в знакомых фразах; ритмическое сочетание текста с движениями; договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках; использование иллюстраций к текстам; обыгрывание текста.

Важным условием для развития речевой активности является создание развивающей предметно – пространственной среды, предоставляющая необходимые и достаточные возможности для речевого развития с разными материалами.

Для развития речевого общения детей раннего возраста в группе созданы игровые модули: модуль речевого развития; модуль сенсорного развития; модуль сюжетных игр; модуль строительных игр; модуль песка и воды; модуль творчества; модуль музыкального экспериментирования; модуль релаксации (уголок отдыха и уединения).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей. Взаимодействие педагогов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей раннего возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги  и родители действуют согласованно. Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди-родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности. Для родителей мы организуем  родительские собрания, мастер-классы, оформляем памятки, буклеты, папки – передвижки, разрабатываем рекомендации по речевому развитию.

Возраст от 0-3 лет – это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Речевое развитие ребёнка тесно связано с его психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию детей раннего возраста.

Используемая литература

1 .  Белая К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К.Ю.Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016год.

3. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : «Издательство» – пресс», 2015.

4.  Лямина  Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006. 
           5.  Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ        от        17октября        2013 г. N 115 5).

7. Филипова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке: методическое пособие. – СПб.: «Издательство» -пресс», 2012.

8.  Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2014.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Сообщение из опыта работы

Тема:

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Выполнила: Г.Н. Опенкова

Дзержинск

2016

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно – психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

В исследованиях отечественных ученых  Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются

все психические процессы (восприятие, мышление, воображение),

становится произвольным внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно – эстетическом развитии детей в сензитивном периоде.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. В интенсивно развивающейся активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он пытается строить простые предложения, в разговоре  со взрослыми использует практически все части речи.

По мере взросления уровень физического развития замедляется, а уровень психического развития ускоряется. Однако темпы развития в период раннего детства неравномерны, имеют скачкообразный характер. Показатели физического и психического развития носят индивидуальный характер. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:

– по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;

– эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.

– правильной, отчетливой, неспешной;

– понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;

– более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.

Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия – важный принцип формирования активной речи.  Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.

В своей работе использую специальные игры и занятия, которые создают условия для развития у детей разных сторон речи:

– потешки,  хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой – «топ- топ», «да- да», звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки (способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)

– чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)

– игры – занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай, что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)

– игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью,  двигательного центра мозга)

Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в речевом развитии ребенка являются родители.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

 Родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей.  Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

    Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

    Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

    Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

    Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

    Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

    Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

    Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

    Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи.

Проблемы в речевом развитии ребенка необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. В противном случае они могут вызвать большие затруднения при обучении в школе.

Памятка для родителей

Речевое развитие детей раннего возраста

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,  социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   – Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание и раздевание , игра,  прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

   – Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова  длиннее ,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

    -Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: “Что он делает?,  вместо: «Он играет?»

    -Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

   – Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

    -Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.

   – Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

   – Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

   – Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

    Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Источник