Речевая среда и развитие ребенка

Речевая среда и развитие ребенка thumbnail

Речевая среда и развитие речи ребёнка.

Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребёнка.

Речевая среда, в которой ребёнок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи.

Речевая среда – это не просто факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребёнком, а совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии его речи.

Для развития речи очень важно общение ребёнка с другими людьми: сразу после рождения – с членами семьи, в дальнейшем – с другими взрослыми и детьми. Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхностным. Обращаясь к ребёнку нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребёнок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Желательно, чтобы во время речи лицо взрослого человека находилось на одном уровне с лицом ребёнка.

Когда он видит, как говорят взрослые, как двигается артикуляционный аппарат – это помогает ему осваивать произношение звуков. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), «сюсюкать». Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем и общее развитие речи ребенка.

Не способствует развитию речи и частое употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, а также слов, недоступных для понимания ребёнка или сложных в звуко – слоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. К исправлению речевых ошибок нужно подходить крайне осторожно и тактично.

Ненормативная лексика.

Необходимо обратить внимание и на такое явление в современном мире, как ненормативная лексика. Речь современного человека часто поражает нас обилием каких-то жаргонных слов, уродливых иноязычных заимствований. Нецензурная лексика, к сожалению, стала частью нашей культуры, и подчас уже не вызывает ни неодобрения, ни возмущения. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что Вы сможете оградить своего ребёнка от этого явления. Даже если он растёт в культурнейшей семье, где ненормативная лексика – абсолютное табу, защитить от неё детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на детской площадке, на прогулке, в парке, в детском саду, в школе на переменке, в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая всё, что написано на стенах и заборах. Но это не значит, что стоит махнуть рукой – мол, все теперь так говорят. Или понадеяться на то, что «само пройдёт».

Почему дети используют ненормативную лексику?

Во-первых, берут пример с взрослых, родителей, родственников, знакомых, которые являются для них авторитетом.

Во-вторых, дети «бунтуют» против того – «так принято, так надо». При этом «матерные» слова они употребляют сознательно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В-третьих, дети используют жаргон для самоутверждения среди ровесников, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее.

В-четвертых, дети, как правило, употребляют подобную лексику в основном для выхода эмоций.

Необходимые условия для чистоты речи детей.

Прежде всего, нужно постараться, чтобы «матерные» слова не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребёнка с самого его рождения.

Если бранное слово всё-таки слетело с уст ребенка, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что Вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребёнок. Если ребёнок уже понимает смысл сказанного, то он будет ждать от Вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нём нет ничего, и, потеряв интерес, забудет о нём.

Если же ребёнок не ожидает никакой реакции, то, видимо слово это он где-то услышал и если не акцентировать на нем внимание, то оно также легко и «отцепится». Если ребёнок сказал нецензурное слово при посторонних, главное сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, но сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, улыбнитесь и смените тему разговора, А потом, когда остынете, поговорите с ребёнком. Нельзя стыдить ребёнка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму и привести к обратной реакции. Запрет без объяснения не приводит к положительному результату.

При любых условиях для правильного формирования речи ребёнка

Читайте также:  Анкета для родителей роль игры в развитии ребенка

должны быть соблюдены определённые правила общения с ним.

Рекомендации для общения с детьми.

1. Совместно ВИДЕТЬ ситуацию, совместно СТРЕМИТЬСЯ к ее разрешению, совместно ДЕЙСТВОВАТЬ в решении проблемы.

2. ПОНИМАТЬ, что в самом малом возрасте ребенок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни.

3. РАЗДЕЛЯТЬ с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге.

4. УСТАНОВИТЬ равенство позиций в общении с ребенком. Равенство позиций позволяет принятие и признание ребенка.

5. ПРИНЯТЬ неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства».

6. НАУЧИТЬСЯ видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

7. СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ с ребёнком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нем изменения.

Источник

Елена Глухова
Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенкаформируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родителям необходимо понимать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

Читайте также:  Рекомендации по развитию речи ребенка

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

1. Быть психически и соматически здоровым;

2. Иметь нормальные умственные способности;

3. Иметь полноценный слух и зрение;

4. Обладать достаточной психической активностью;

5. Обладать потребностью в речевом общении;

6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

2. В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

3. Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

5. Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку

Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!

Источник

Татьяна Сергунина
Консультация «Речевая среда и развитие ребёнка»

Речевая среда и развитие ребёнка.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.

Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К. И. Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше? Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенку необходима благоприятная речевая среда. Известно, что речь у ребенка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Речь, которую ребенок слышит, должна быть обращена лично к нему, а он в доступной форме должен иметь возможность откликаться на нее. Так что, уже просто словесно общаясь с ребенком, взрослые целенаправленно занимаются развитием его речи, даже не отдавая себе в этом отчета.

Для некоторых детей этого оказывается достаточно, но встречаются и такие (и сейчас — довольно часто, которые нуждаются в специальном стимулировании речевого развития. Без этого они с опозданием начинают говорить. В дальнейшем их речь развивается неравномерно, а часто и с серьезными отклонениями.

При нормальном развитии первые слова у детей появляются до года, а в три года у них должна сложиться развитая фразовая речь. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальном. Ведь слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь.

Читайте также:  Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка

Иногда, практически сразу после рождения, можно предвидеть у ребенка возможную задержку речевого развития.К этому предрасполагают: осложненная беременность и роды, родовые и послеродовые травмы головы, асфиксия новорожденного (нарушение или отсутствие у младенца дыхательной функции, соматические заболевания, повышенное внутричерепное давление. Предрасположены к отставанию в речевом развитии ослабленные дети, плохо развивающиеся физически (они вяло сосут, позже положенного времени начинают держать голову, ползать, ходить). Но чаще всего предугадать, как будет развиваться речь ребенка, невозможно. Поэтому, чтобы не упустить время (которое в этот период чрезвычайно дорого, желательно уже с самого рождения ребенка заниматься целенаправленным ее формированием (как говорится, кашу маслом не испортишь).

• Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми, сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые, это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимулирует к речевым высказываниям.

• Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.

• Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.

• Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект). Ученые выявили и другие факты отрицательного воздействия телевизора не только на психику, но и на физиологию детей (рекомендую прочесть книгу немецкого автора Райнера Пацлафа «Застывший взгляд»).

• Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать негромко, а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозировано. Колыбельные лучше всего петь самим.

• Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать). Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (даже речевого характера) препятствуют формированию творческого воображения и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.

• У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.

Итог.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

1. Быть психически и соматически здоровым;

2. Иметь нормальные умственные способности;

3. Иметь полноценный слух и зрение;

4. Обладать достаточной психической активностью;

5. Обладать потребностью в речевом общении;

6. Иметь полноценное речевое окружение.

Источник