Речевая программа развития ребенка аутиста

Речевая программа развития ребенка аутиста thumbnail

Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «я». Дети с РАС часто замкнуты и, кажется, существуют в отдельном мире. Дети с РАС могут испытывать трудности с развитием письменной и устной речи и пониманием того, что им говорят другие. Они также часто испытывают трудности с невербальной речью, например, с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики.

СтатьИ в тему: 1.Основные правила для обучения ребенка с РАС; 2.Основные призаки аутизма

Характеристики речи у детей с аутизмом

Ниже приведены примеры отличий общего недоразвития речи при аутизме.

Повторяющаяся или однотипная речь

Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, малыш может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал, — состояние, называемое эхолалией.

Развитие речи у детей с аутизмом

Немедленная эхолалия возникает, когда ребенок повторяет слова, которые только что сказал. Например, он может ответить на вопрос той же фразой.

С отсроченной эхолалией дети повторяют слова, услышанные ранее. Некоторые говорят в высоком или певческом голосе, используют роботоподобную речь.

Другие дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Ваня», даже когда разговаривает с друзьями или семьей.

Узкие интересы и исключительные способности

Некоторые дети могут вести подробный монолог по теме, которая их интересует, даже если они не могут вести двусторонний разговор по той же теме. Другие могут иметь музыкальные таланты или уникальную способность рассчитывать и делать математические вычисления. Примерно 10% детей с аутизмом показывают чрезвычайно высокие способности в определенных областях, таких как запоминание, музыка или математика.

Развитие речи у детей с аутизмом

Неравномерное развитие языковых навыков

Многие дети с РАС развивают некоторые навыки речи и языка, но не до нормального уровня способностей, и их прогресс неравномерен. Например, они могут быстро иметь большой словарный запас в определенной области интересов.

У многих детей есть хорошие воспоминания о только что услышанной или замеченной информации. Некоторые могут читать, но не могут понять, что смысла прочитанного. Они часто не реагируют на речь других и не могут реагировать на их собственные имена. В результате, родители иногда ошибочно полагают, что малыш имеет проблемы со слухом.

Плохое невербальное общение

Аутисты часто не могут использовать жесты. Они избегают контакта с глазами, из-за чего кажутся незаинтересованными или невнимательными. Отсутствие невербальных навыков и способности выразить свои чувства угнетает и злит детей. Это выражается вокальными вспышками или другим неприемлемым поведением.

Развитие речи у детей с аутизмом

Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на улучшении:

  • имитации (вербальной/невербальной);
  • общего навыка концентрации внимания;
  • навыка использования жестов;
  • поведенческих запросов;
  • скорости общения;
  • восприятия навыков;
  • понимания смысла действий и слов.

и уменьшение:

  • стереотипного поведения;
  • невнимательного поведения.

Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации аутика. Ниже приведены несколько эффективных стратегий борьбы с патологиями речи при аутизме, которые будут способствовать развитию языка у детей.

Развитие речи у детей с аутизмом

Игра и социальное взаимодействие — большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими родителями. Играйте со своим малышом, встречайтесь чаще лицом к лицу и проговаривайте каждое действие. Дополнительную информацию можно узнать, перейдя по ссылке https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/

Внимание – помогите ребенку обратить внимание на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это  учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрировать внимание, они будут готовы к развитию речевого навыка.

Проговаривание действий – не забывайте коротко поговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый» и т.д. помогает малышу научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами.

Имитация – прежде чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например, хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, стучаться в барабан и т.д.

Детям с РАС требуется дополнительная помощь и время. Помогите им научиться копировать вас, копируя их. Например, ударьте по барабану после удара ребенка, и наблюдайте за дальнейшими действиями. У малыша должно появиться желание повторить действие вновь. Если они произнесут звук или произнесут слово, повторите его.

Алгоритм действий — исследования показывают, что дети-аутики лучше всего реагируют, когда знают, чего ожидать, поэтому наличие рутины или алгоритма может помочь им расслабиться перед дальнейшей учебой.

Читайте также:  Понятие ведущего вида деятельности в развитии ребенка

Дополнительное и альтернативное общение – существует много программ и курсов для того чтобы помочь детям улучшить свои речевые навыки.

Статья в тему: Метод Томатиса при аутизме

Социальное мышление — для аутистов старшего возраста, которые обладают речевыми навыками, общение с другими людьми может быть сложным из-за социальных правил. Этим детям трудно понять, что такое правила, например, как начать разговор, когда остановиться или как вести разговор. Им также может быть трудно принять во внимание чувства других или понять точку зрения другого человека. Полезно объяснять «правила разговора» явным образом, читать книги и просить вашего ребенка идентифицировать и интерпретировать чувства персонажей. Курсы социализации – отличный способ получить и применить на практике эти навыки.

Создание команды – с речевыми проблемами помогут профессиональные терапевты, поведенческие консультанты, логопеды, дефектологи, психиатры и другие специалисты.

Будьте частью команды — практикуйте речевые стратегии дома и включайте их в свою повседневную рутину, все имеет значение! Родители – важная часть команды и могут помочь ребенку преодолеть проблемы с нарушением речи при аутизме и полностью реализовать свой потенциал.

Что такое скриптованная речь?

Скриптованная речь – это шаблонная речь, которая часто наблюдается у детей с РАС.

Различают две разновидности поведения, которые обладают одним названием – скриптование (эхолалическое скриптование и социальное скриптование).

Эхолалическое скриптование – иными словами «копирование». Дети с такой особенностью поведения могут копировать целые предложения, куски из книг или песен (не понимая смысла). Эхолалическое скриптование часто используется детьми как метод самовыражения и иногда коммуникации.

Развитие речи у детей с аутизмом

Социальное скриптование (чаще всего относится к подросткам и взрослым) – так называемая «собственная спонтанная речь». На протяжении определенного отрезка времени собираются отдельные фразы, которые потом компонуются в один текст, который применяется вне зависимости от сложившейся ситуации. Людям с РАС социальные скрипты помогают находить общий контакт с окружающими. Примеры социальных скриптов: здравствуйте, как прошел ваш день, приятного отдыха, хорошо выглядите, как ваши дела и т.д.

Нарушение речи у детей с аутизмом: отзывы родителей

Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/589037859/
https://stopautism.ru/полезное/речь/

Положительные Отрицательные

Мы уже полгода активно занимаемся развитием речи у нашей дочери, недавно появились отдельные спонтанные слова на разных языках, начала повторять за мультяшными персонажами. До словосочетаний еще не дошли, так как никак не добьемся осмысленного повторения слов. Сложный это процесс, тем более, если параллельно идет борьба с иными поведенческими аутистическими расстройствами. Но мы не сдаемся. (Нина)

Мы уже год меняем разные терапии, и слух проверяли и уздечку под языком подрезали, все бесполезно. Как был сын где-то там, витающий в космосе, на своей волне, так и остался. Единственное, вокализации периодически меняются, то рычит, то пищит, то мычит… Мне кажется ну если не дано, значит не дано, и с этим просто нужно смирится. (Юля)

Мы по Томатису занимаемся, пока только находимся на первом курсе, но положительная динамика уже наблюдается, мы можем повторить полностью предложение, да, звуки некоторые глотаются, но это немного с иной уже оперы. Главное продолжать заниматься, ведь запуск речи при аутизме работа не из простых. (Люда)

Я только в 5 лет заметила, что сын разговаривает определенными фразами, да у него их много, но цикл заметить можно. Доктора на мое замечание просто не реагируют, вот я в замешательстве, нужно ли мне бороться с данной особенностью речи, или пусть уже будет как будет, не выводя ребенка из зоны комфорта? Где найти СПЕЦИАЛИСТА? (Вика)

Мы старались развивать речь, сутками разговаривали с малышкой, все проговаривали и выполняли все иные рекомендации врачей, все было безрезультатно, поставили нам диагноз аутизм и сказали продолжать терапии. Все продолжалось, пока моя мама не настояла о прохождении ЛОРа, как оказалось, дочь нас просто не слышала. После операции и установки слухового аппарата, появилась реакция на окружающий мир, появилось подражание звуков и даже слова (это всего 3 месяца прошло). Так что родители, проверяйте все, возможно проблема в слухе. (Света)

Все эти методики просто ноль, если не применять дополнительно медикаменты для стимуляции развития мозга и т.д. Комплекс только работает, а монотерапии полностью бесполезны. (Виталина)

У нас после прохождения курса АВА-терапии, появился умный и осознанный взгляд, внимание концентрируем на пять минут, научились сопровождать определенные действия своими звуками и жестами. Да, слов пока нет, но невербальное общение – тоже общение, и в нашем случае колоссальный прогресс. (Рита)

 У нас нарушение обращенной речи с аутизмом у ребенка, уже занимаемся уже год по разным техникам и с разными специалистами, и все усилия впустую. Не знаю, наступит ли когда-нибудь тот день, когда мы избавимся от этих проблем. (Аня)

Читайте также:  Рекомендации психолога по развитию памяти у ребенка

Вывод

Медики и ученые во всем мире разрабатывают и совершенствуют методики развития речи у детей с аутизмом. Сегодня их существует немало.

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Важно в команде со своим лечащим врачом подобрать максимально эффективную стратегию для работы над пониманием речи при аутизме и приобретения речевого навыка, и при первой неудаче не отчаиваться. Речевые навыки можно развить, пусть не в полной мере, но для контакта с внешним миром этого будет вполне достаточно.

Источник

܊ÿ†òÞð-+á•àTö]À£sžñ/‡ò¬`¸yáyp’CêÈÉÇLÐÑðµg×;¬‹§}}RÝÀ:Lòo|A9-s?î’!müDw-Öñ·Gê/É3©¿dOê0¹©»Æ ’¼+õöxüe¥fܛ„þ»!læ1ý0º ˜°ñØ
åºCèÆЭA·Zu+Ðõ£QýQtW G·ÝêÑ
 %þF¿;
…B¡pl´ètº·™•€w³Åb®¢>MSpÈ}èŸÛvÔ”ðjøb%•àß详¹q#ô*žï¿³áüœxúSf³º¯Ñ=MÌg­¯×Œ5o~τNçÚ«“enR¶ÉÛó‘Î_”; ¼GÐå7¶cÕò߆BÇ󺍺þûîýö-:Ýg?ëê8¦ÓÙü’£š|¿
„Îã>s`%Xì,P(JãЦë,`iýÈK«4͇®ÊBC:ƒÑôº“?¢zud¹
èŒ(|Ä£áO§;%pò‘Ya5óI*{Œ:Jw9 èt³¾“Óþv(”%…J½7䖿é·Ö{à¯L `K’€%§H+XQòÀ—þ 6EÚÁŽRP¤BéàP¤D”.p”þnp¢ô€¥Ü(}Šôƒ¥~””ƒ H(C@VdB¥§
a”²”cA‡(ÊÈ¥¿Bb(SGÙ ”i”ÿH¢l…”YH£lƒÊvh-ýrE™‡6”Šì„öғÐ9”ȣ솔=ÐYú3ôBÊeP@¹‘}Ѝ²zQÀ²ÒŸ`…”a9ʕЇr•”WÃ@é0+P+rQŽÂÊÒ`V¡‡Õ(×Àʵ0z&¹FQ®‡1”`åFEn‚5¥Ça3¬E¹Ö•~[Q>Û`=ú·Ã”;9 ›Pž›Qî„-¥ßÁ¹Šœ‚­(wÁ6”»aÊç¡ü-œ“(Ÿç |”_ç–~Ó0…rìBy¾”÷Ân”ûà¼ÒÿÀ~x>Êy!¼ åx!ʋPþ.†=(/óQ^
{QDùûP^ –…+P>WÂô_¡¼Z‘/‚KJÀ‹áRô¿¢ÿE^—¡|)Bù2¸¢ô+x¹”_W¢ü¸
å+áj”‡áE¥_«àÅ(_
/Aù¯Š|
ƒòµðÒÒÃð:xÊëy=¼å
ðŠÒ/`þåðJ”7Áa”7ëJÁëùx5Ê7ÂkP¾ ^[zެȷÀëJÀ[á:ô¿
®Gùv¸üÌ |܈òŠ¼n.ýÞ¯Gÿ»á
菔ßoDù>xÊ[áÍ¥ŸÁûá-(? oEùïð6”Täÿƒ+ýnƒw ü¼åíŠü0܂òxWé’ðxʏ*òcðÞҏáãð>”ŸPdÞ_ú ÿ(ü;ú)ò“ðA”ÿ·¡üOøÊO¡ü!‡ÛQÞ Fy—”?
)ý ¢ü|ågù9ø8Ê{ ˆò^8Rú>|^‘_€£(¿ÇPþÊïÁà¼þå—àS(¿¬È¯ÀñÒwá«pÊûáÓ(¿¦È¯ÃÝ¥ïÀ7à3(¿ ŸEù-øéÛðm¸ý߁{Ñÿ]E~>¯†òð_(ˆò[ð#øo”?†ûPþ¾„ò§ðåÒ7ágð”?‡¯¢|@‘Âý(‚¯—¾¿€o |X‘¿„o¢ü|å#ðíÒ×áQøÊÇà»(
ßCù?(¿¿ï£ü-üåïàG(¯ÈÇáÇ¥ûá ø Ê?ÀOQþ~Vú*ü ~Žþ?ÃèR‘‡Pþ/üå_ááÒWà)Eþ
~‰òïð+”ÿ€GPþ-}NÀc(Kðk”´M§m:mӗ^›þnÚ¦Ó6}É·éíK°Mœ¶é´M§zz¶é?XÄ6°ÅÇV«—ƒÁX=b4ŒCm¤‹±l¾a–0aI>
Ìè,óŽLæÚ ôš*žF1=ý©SGºèNþÿËÂQ–†a,Œ™3³,Ãp,ÇZX3ÃYX†çÁÊXxëVƈ{ (!ܱÓbbÈïYÿs[µ(@•†þÞgU³wŽP(ʙøؠQ‰±ÞЏ)éF¡{½¦gž¹ÙKUÌ:=+3ŠobMd*c±XHQ,¸¡>Ê

û‰2ž{SDfª]%ì_±–ê*
è%ÿ´f€ÑаW×ASn î¤ÓõãÑ-åñè˱d–…!ú¼ÍÆ¢2ocÕ©MõhQ

¥IeŞR~–œ–=E$öƒÖÚzÌÓØSo¨=¥É™µÆ Ö
Îʉˆe{
o·ò¼Ó ¢ÕêäÉã‚a*ó{
Ã+óX¶Ë,sò[Q‹4Pièï}æЋòbgB¡P‡ö
ΖÖӞÚSš¢õª˜ÿ,{
Kt`Ž´.ÕQÿ‹hOQn€º5™:+#É;ËðŽC}ž#³öÖÊp¬Ý΢Zo§öÊY#n«ÙSÈü£CUÔñV²Ä(€­lO±YU{Ju½lØZ+À²ªÍãÌÚSXõÖ®ÝáZ?34Y/µÉ™µÆ‰ÕÊã&²6om6›•çx;o#ö‡•wÓ Sn9Ž’Ö2ĞÂqv;gc-¶Sí)-
@í)‹‚Þ_ì,P(Jãh¸¢e±XZO{jOiÊö–OÌDƭґaY®bO!¯pÀ¨¬¢ á@©ºÚBöe~?cSõykٞÂrœ pd~?æ9ТJ“àjˆY±|)o1›LÕ¼a³ÙÉâvÒýu‚À Újë]p€½åjš§Þ§Ï e˜ÇÃq•‹UÐú™¡Éz©Mά5NlĐbsqvÄiì¼ÝfwØìv6›ÇŽõ«…±”62”dkµ
‚UàÔ˜úŸÛ¥E˜ÑIï3‡ÞÕ²ØY P(”Æ¡½‚³€¥õß2ºpE“@ì’,™Ãq¢ãVéÈpœ•UGýÛÊ«(°d

{uú·¢îÖ­aÈÖYɐŽÊúŽE±q¼U­v2¿ŸÚS(g;ž¬&“¥Üs$+!™,&³µŠ:~@°ˆ$èÑÞwBm½+`o¹š¦ÕªÞ§Ï e˜ÇžbµV.VAëg†&ë¥69öšW°Äz‚í© ºDQÄ àDÁçÝîÊóe>eÁöWàxÞáàE++’SopóhQ€*
ý½ÏOv±³@¡P(³´^ýB™“¥õßjOiˆý„#+
boŠèøU:2V+Ï©£þí`ã*«(hhØ«Ó¿u×>ûwòü~ÖÊ)ãÑy»Ífã”ùýd

Q ù9ÎÂUTó†Ûí!Æ †ÀçÞwîÚü;ØĚíÄ.ª÷é3hæë&¨Ãj£´~f8Ž²äqÏòºÜN·+„í©Çòù|NÓ#y|Y†ËóÇ…`sóØôŠn‡Ý!â“č;¿ßál^Rcê
na-
ÐÀŒNú{Ÿ9ŒáÅ΅B¡4ÎÒZª”2’Kë¿’táŠ&ÁΓLø’p‚Ì‘¯vdÁ=$’±§¸ÁiÈJ
‚†Ã¢ëôoEÝ­[ÃÐ^7Fókí>Þén§“,™(º§(I¯ J”ps E)(”&A’€a¬åž#™¹ÇXV¬¢š7|^1žH$É
$èÃMgÍv”:U«¦ØxË0ψQ¬¬‚Öö÷ÂQ–ôI¾T
¢oÒ’ŠÛ_6½N¯S$
°àÁ]0è’v?y–ÔÜd-
Ѐ¢Aï3‡QZì,P(Jã,­¥J)s¢ÉjøšAí)M˜â°*{¡Ò‘qˆöÜd‡Ü”yÕ8À¡¡a¯NÿVÔݺ5…:+£CíA²¹¨Ï»Ýn‘Ìïwùý.¿è9Á:Z”‚Bib#Sí)Ž*U{ŠŸt¤ÄÚ!CÀ
$è«­w!‚à¬ÙNNÕªYi8`{J¥©ÝáZ?34Y/µÉ™mOñz=>oÌø%9¸ý^Øð§R {½)lc‚C 뫸^6¼dµÑåÂö7à°K¤ÆÔÛSbZ ²¨=åÌaŒ,v(
¥qh¯à,`i=íéB M‚bOøç°:PFWéÈ8œ.ëÃá#öv¤´µ§ÔýÃ[¹¼³ˆuc´±?(8ŀÝívº|Ğâ^‡Û
¹%‡3ì¢öÊÙNj}XÖZ¶…’XžåUÔùuA)@˜X;’ö kë]`Cà«i:=êgã&汧¸•‹UÐڞ¢Éz©MŽTóý’_’ZÜáp0”‡Ã>¬&Ñ`8˜É@Ò/eƒ.§ÛჂ‘

[ÔÔj‰jýÌèÔøzÍHwÍ»¬ÐÝÙSXŸXÖ7100_VX>Ô;°|ûvX_螖ji·Ä–EÚÚÚ²Ým©6l€[zÒmÙU«Ú2r?©1r]Ú´(@+di²>îY»á틝
…Biœ¥õêʜäŽò‚.Ú$$åd”•lI¥Z2–DKÚƒÉ´dÚ¨e›C7äSäUtzÞôÎ(u3Úu·n
ÃD•1ÓÒkM(ãÑ»óù|*“l-¤sÙ¡¡öþtf¤
¤9ТJ“°ã¶aðx‚åž#™¹ç y|Ù*êT¾Á¾AX0,£+w ⦒…T¾6&›WgÆ´6þÜyæf³•‹UÐúe½GYòôÕ¼ƒËûzû—okµuxx¸{pùʵƒÃ+Ÿ÷ëìììèïÌvæSmÙþÖΎµk;‡Û“«s©“gÔìТ âéGí^8
å4ávܶØY P(”Æ¡/z;èZìœQèB MB&‘I·f²™Öl{8›ÎfЩ=˜öl{gµL2&¿º[¡2Ðmƒ¯[Á@Qw—Ï>’®¯ÒžÍ¦réáD¡ïìïîînmÏ䗷òk×v­nk_ׁýÇSÑ¢J“pÞñ ðù¢åžc4
à‹úù*ê칑U#°`‚tυ‰~ ÁÜTòÐÚ]›‘ïVgJäÿÿ«WîꚘ?wbb¢dåØ摉±½{a÷àª#ù|!ÛÑ:œêíííYݛïínÍåWæz{6mZ6ѕYSh=yŒ­&oÔm`…¬¾…£PNþ¼ã‹
…Biú¢·³€åGyAmré[¾=ŸËå»ä|[>‡NíÁtå»zÛPË$ËÓ®†þi«³2vuä[m-}}ݽ«ûúûò]íÝ+;ûz¶lY¶¦£k[öOE‹RP(M¾/mIŠ•{Ž±€“B…*êx°‰Ñ ²¸Åf2í°yHp7•´÷ՙ…>ÕªYhü¸ó,ZI­–¨Ö6ø!¯×ŒŒÕ¼££Cã£ûz7o^·á›7oœ]·sbóºË.ƒóGÇ®˜(–åºÛ×fúÆ
}í…Âî¶oØÜÛ¶qYûÉ+ÒhòF]÷éG]¹pÊibÛ÷¥Å΅B¡4}ÑÛYÀÒúoYjåÙ¤³­³£ÐYèê*ôÆyôå+™ÞBï@j™d…1XU€~è„^èéÑ.su«¥(êîÈì#ucò{»íË;6gûúÇV®ZYèí>Ò³²oçλ—MõCl´(…ÒT ê&1„>ýn0ꈝe= 8ˆC+À(ŒÃ:Ø[a;LÂN˜‚=°Á•p-Ü
·ÃGàcðiÃ[ŒFc«q‹q›qÒdÝ2²mӚÀ´¶ÌJk/Ži]sRZ¢±mî´J/¸í-=R:òñ¾ãDۉ,n­’ZÿQüÍ×|ïonð%½èç·ýje¹ìg
ª êôzü2OŽ€_¹Ñ¤x­¿ÑFÚ¼N(tcÓ¶›ÜêcÖ¬­Z´`û8GñŒòxýӟúðJå 8R=ôéÓK”ÖžgÈÐÈ9“C«W­1Ðß·¼·§»ÐÕّϵ·e[3é–T2ÉÑH8H~Ÿ×ãv9¢`·ñVŽe,f“Ñ ×AûxbÍ´l™.[9NìÁ{f˜.ÊxhM}œ¢aÌNŠ9TŽ9T©åA̵Ëã ¹øµ±„|·{ÛúoK쒋¿Sü›ÿ¿
ý±~@÷“‹ºiy¼¸æÅfƧÇ0¹#Vn41ºŸËµÃΊ^+úŠ¾Ä¡#:ß*âÑûƎ聱a¦ŠÄØxQJŒ‘
©ñ=ûŠ[·Mc±]¹ö¢ntoâü”$FŠB›F•ËÍ£E‹rù”R¸Q>Ò~ÏÌMÇE8ºß—ط缩¢aÏ.r
G^w¬è{é/ýµ &nöÙ afÜ‘L‚33×ÉÅ[·MÍ>#r×.L?«O­™žYƒ—¾ ¿Ä
;d¼šþµ»¦Šº×â%eRRªrùö’Æɑé‹å”›I˜¹xšÀL¶_;ÝYzãòÌäT”VLìÚ3:↙íד†d©þL®ýˆè(±Gì‚êám³=û«çŸø6l¯~³:’£Ä:¬Ey¯Œ9™J`™úˆØß3{û‚ŠnµK‡Ÿ*îÃ_䢔;:=#ãäóESJLÈ3OրÄï~[dzĜŸâ%õ¤ZÕð|Å_lk+f³¤ŠXFñ7Å׿/qH”q‡_lÅïvÏ®üúc1òßx|ÎÇ@ñð¶©rX†óƒGa¨£mWQ?MÎÜS9ã9‡œ99Sýøtkò’•¶ÀSdZª‚èu(ê¼óœÞ_>¿aGböÝSòøÌ´úÝn˜¬•Ï÷UÏ©¾¢ktÊÔ«>}РœÅJy^52 LñEc
ÿÌJ¥ÞwÜÂ`­TŽèä5Eqz¢,wq±Øi~èxé ò)eWû˜šÍâ@[}xE]¸.{üŒ3llÑo˜Ü=3Ã՝[ƒ-ÐÌ̚„¼ffzfÏñÒá󲘘¹Ó6¤gOW~Ñ㥻n×Ü´q@7€µU#Gºë·Ò]¿c÷ԝ”>=®Ÿœ:ª×éG§GvI⹩;elt•£zr”$™`ƒ+úQ=£ÄÞ9pX9kT(á½Çu c*Çt°÷¸¾|L,_¨E¹Ðj{Ëg†*±xŒ);ŽQc3xF$gî=ÑÉÈÉ2¤Õœš]”›lW†y˜4zô·@¢Fnn£Ñï:fGåãFþo/ýQ—¯pÜh=–‘£Â°htÂatzP®F÷BtEê`Èè

ݍ×Cwé£ó˜Ï_ ‡q|á0Ù3, ;Žîîf|“xØQÞÝÚ­œÞDRqÀÚòÑccãåO”¯R#tG‡“–Ñ
¡;„îèž@gÆÜ; ÝѕЕ‰÷Jto@w+ºI%5¦[Eñ›ñ3″–}ÚÈbًŠŒ~+lA÷>£ŒFî(½1Wrj8֖WöG3­åÄÑ@¨ð|”¿Òź£Þ rŽŽŒ¨že}eϱl®ðÀ0gxÞˆ*:ʧŽeò…’>‡aá:9jøÇ1эW3üó˜à*
‹†§`+:=
Gàtz¸Üð$¼£âh®‹Èð‰cœ½ büÇAFwnE©SÂCèþ¸/ªHïê~oŽÌõf’Ì™dîI˜ÉÅ$!Còrâ$”D—C(ë±$ŽD²è×[Õ]Ye5ÞFüî”î*™ùU¿‰Â~~û×ïŸ_ž]Õ¯»º»ººªºê„ÓŸêÍ´ò鿌›ÌʸñÒòt¥W²G[ê²Ø1äçMögâ’nö)â]ë=…äO± ºÙV¶’Doc7—Bö·¸1½Îßâáh]{–]¯,a‹I9â«ÙüxÔíÙǞæúȾëÕê8ßÅ¥ìè~ö5›O²ª©lnÓ~¶€”`á;Iôj
Ñ®:=Kà6(7òäqÊìÏqœ×û[M¬Øwˆ­!وŸckãÙî¾}ì’…ìŸ×{5†£^ƒ1ÚW§eOr
aÿ@‰ÿCYítohd”ԅ؝¤E¡~†µÏ°&±ï±ö=Ó÷x4ßãÑ||JKØ ö M ;N±I–DZ.à”+â(Á=J%PÝÃn`×£$¤}(;ÀÖ{µFÎÙõqK¦Bv=7ðÚýìC2 Eær‹¸Ý­l¥«×îâ>ˆkõ(ºëÒgWò3ØÏV³µŠ$Ö(è~_QÿÙMÊàT¯Þ]…§)¾.D¸Ëa,§°Hv)îáR2“ñDRf-½FSÔ´MS7Ǎeîýln}œ”­qñlŸÂóØ¡Š`Š»ò¢/ó
)BŸŒ‚*^â¾h›€ú3‰MŒÏv#ïÅq^>pbïÈQÑÒ}l¢”‹‰q·?ÝÏt(•1qmZ¯z3̜“F…0וæȐI²po–-êF=¥ì¶LÉÒ*ñø*ñh*ÑNʔÈöJÔþÙ,ªì(JÚ±lÁҍEÀ3Ž”yÏ8JN*-&6·;‚¤°0ä,èjØpR‹e–XNb•Öv,ÛKq…v„]X(ÎX‚ïBK;–ÕX¶`éÃò59Ċp”¤.E¸K7–Xû,ÌC5ü÷.Wэò(XEVÁ*ºŠ­V‰«¤Uf,ŒÊWqPÌA‚Êví”íj-+ÕÊÚ-“´-M¤úâêQeˆd‹jTÙG±ob?ǘ¥²KÕ¥¦‡êô`&’°œÂÂÈ!ðMÂ7I^Ç՜¨9UÃÅNÄNÅء㒎Ÿ:Ν(:UÄä˜kT´r&,„U°7”@-La&[ÈV±
Lp³V‹º ´ëéVëX©Nֵ蘤óèh—n‹®[ק;¬»U}ªÃª“ªTb‹ª]µHµZÕ¥Ú¢R¹Õ%êZµ¬~¨k £P· ìÆBÉj„]JMRzúVÞ»”÷v„‹”wa‹Ró#,å5,~œë#¤[°§ãï~„¥ü‹½ûß°mÂ.,”þMÎñ•ä •ž %ø! ‡’´;Р}u£èQ…Ë£ÈåQ…Ë£8ò¨²öQœkXüÈí‡
݇H÷¡B÷!ÒñÚkkG¸H©É[”ša)¯ÑãþJSnÆg”|Ë ,Œ” ¬Å²Pyss
º¡L7õæâ…O7ÅCè#ùÒ(/rÔëpFg֙0@yË ,Œð77–Zþ–ê£ãœvc|t*;QW…·(ge#َ…’IWj%k•Úv…ÆôÛ{7“JmÂ-¿›©Ô8Ë¯ãº ŸX3ѕغRÖQå_i”³Æ’ {ãó,îÝ/õ¦Qœ£ºLÊPþø^Tàã
¼_Sh’u~ÿý†ÿñžõê2èxÀæøµ¯’ÃWÃkÃSÓÃ>øŒø°Ã+;}†Ï}†¿û»}†ç|†û|†é>ÃE>Å>>UñÍåf(0G¶yg=†OÉáx§à>¤ÀŠÝåw¹!·Ü°—¢làò¸‰h÷Q
—ˈ‡kÜ ¦UõÆcAD9ñX”Ww–š 75B†c}»ui¤‰‡g ãá*w’ñ°Ñ/ñÎD?Ç;ó‰w–#ú‘£—àŸ¤C`7üo¼ó1œ¾!|Zø’„èóˆñX-RïN¯;H
±S8μ#s°-.@ôl@ôL=»=ï,FôX¼ó>DÆ;ûmŠÍçÛH
”y&!/‰Çؽ8ã3,ŠÇJ-ŒÇ*͏׼‹h^¼¦Ÿ½z µ:IXátV¼3ŒÝ3‡6ÒF
”îé¤B™ylû z”Yäx¸Éjâá¢ÑiÉUÇ;#ˆFÆPÆP/x%7bhaü|^‚ ²Á’òÇÃÏ#‘;Þ9Q^¼³ ‘‹D¦2‡Vµ…)st¤S™1ƒ„`Ó.÷ ÎûKM.‹»–ˆ»*@´Ëý]¬Ãým,Q¯û4ãçw¹O éñ¬Ê:÷±p¿ûãNŸû­0RÈ.÷›áb÷+¡îDÁ>wo,Ï݃Œuwv¸·w*3ü1„Ãâîm
8zKç…î‡Ã÷C¡çá^$^Ç×À‰n ¯p¯
­q/CUX»Ý½$œë^T0Ã}U_È枾Ø=7r%Ž™Óy¥{Vø>w{…ÂñŒð»îK*”=LèTvÔ£tŒë¼Ø=9ÀŽZށ€zÅ¡Åû¸Œ0Ziè}×=¹ò%Š71¬Ær¬Þ¯¾QÝ¡¾T]wN¾:¨öªóÔY‹FÒ5zM†F£Qi
Õ`®G³©“r„ÎRI©¥.Qù—dž ‚†b²ÕÉ&Ð —ÔwWF&$Ô©‹»GF&tkZ.ŸÚpw+LèLèðtŸ¹ÄŸ€Ì¸E=t[& —Öۑ¸›Þ†¹ë¥Sâ#nqñÏX{@á-w¹8sË]­­Äº¼Ö^k©1Wiü/ }65FÎýØ#‘ÿxËí~pÂ%S»ŸËmíŽòJ*·uB÷0þ©k½š^ÕÔ¸‡Îç¨uê˜K¯nº˜·ÃÜÆV$»@!#5t>’‘GHF§“N†íÓÏ#ƒlnì©©IM‚N„F3I!š–&j8ŸˆÝ
Q»C!z,½`ùÀeŽL¼š„•ÃâÕ
™“õ„B8Sgˆ“ôDCHЊ*ݝë.Hw¿˜î~‘w’ ÎõW„Òܐ²Bˆ MäÿãϜúÿ‡AÐ;zù‚©üe»¿i–öî;–ϵw¯îðxz,úvjï¸b.dzæt/÷Ïiì^àoôôŒžú_º§òîÑþÆ2µéÒ©=Så9ñÑòè&ÿ¬ÆÖމkF.þµnÿm­‘kþËdkød#ùZÿ—îż{“_k1_k1_k¢

W¡“`Fôh§e%‘ŠÇ,ï›rà@ä8óL À‘»sŽ.¢XyÛbôk‹c§ÛúImí ÿ”gjd«¡V#ی&†*EÿP
Ӈô)=E”»$Çs̵
m¿Y¹nøµÓf®²Tá«ô&wZ¤Íë­ –ŠrEVŠñ{G^”aek9û),|tíŒM“ƒ#Žu]ùûø9É xu]Ø°ÂN(îšwÇ&C_¢ýÙæ[nߓÜi‰4q9zSŸ±õ(Ç9$»Õ&›indEä–ì[¬›3°þÁòŒuo¦®(§6‡fi xýðÿ?>·WW§…vLä¼ô¢ï’ÑàværE®–lÄô½]²QtHV‚fîð ˆ{á¢ç®¼´˜Ñì6¿O†IÃè0îÌ&؜E¦T{m­s ‘û¥~KUIۀ¥*-.¨¨¡çKý©š‹Œx}Cчbqx„ äš©òŠiwvÇ}²þ®Ý“/_v]òÝdò…IUõo®ôÊäñWõÑm~oÕ²êK®½ßð춖L¸£¢êÙ?H~XUP[gÔÙ(Ûk
˜Ç#Uk3DAOÁ Ó%`º,ÈÂ#Ða|¢Ñ@ ûà,ÿÍh*Éz
ˆ½h$
ÕìcZœX
í²½D¨¨IpTpšqÓ´Ÿ‡m±ÓՊÅÕâí{¦z(~±T­+ŽèóM&SZ6™Pf.ËöcÀè­ôšËèÍ+¯¿>9Ìž…uŠÍ;ûСäa(=Dm¨!Mx#ôŠ´ÈÅFh3¤€ YÙ®ì6RÕ¬Ú-2Nå¹Âœcé]úp—>ôþ@|’rhwXF] 8µËâaEB_/Á™€Mr†)ӝI3é
4Aßè…#²ªˆä²SÖ´h¶h˜ÆŽlðËÀçð§epo‘~T’¼†O£a´
`|̍OÎb2š“ÑÞ·PÆmU±¸äbÅ8ÔZ¤†ŒR2R#)Çñ,½2$Ò:ÐÆÉy>>©Oêã“úø¤>É|²E—¦´]¸Äl±ñã°¡~’ÅmpMÛbð2¯Z࿱­ü¿j%Þ¶´^¼>5&7×Íü¦Z÷n¼;™ÜôLkM]$¿eÖèBwþÅK’[’§]#ēÉu†Çozå†Skj
GFê=aIÿûK»ñ?ºÏï âûóÑƵY:­Ë­4#‘ú—œ±r˜²_ÏfµÑg·»Em({?}ã‰01Ö¦¡DD7^ô;$ƒïÆüŸôç0{‚¾¹3pÃÕeñƒÈrüzh§JÌq†Ç3èþK¤~E¹F*—q±+˜‘å¸r]Te CÁ_䙝Äcš_ê W¦»ƒx
ȯk$Y³†´á]‚¡®‘ª1šL›7—Ðä-PegYÒB”øýÊîüx•¿0·®þá·¼µä†®ýîK¾©©(ökˆ4ˆssŠï9´1O›õ÷·žy;h6÷Ãí_.X/¯O&˃󟆬yCÖp­!ƒM;#É¦´Ag aZ5hÔü>Ñ[

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 7 апреля, 2020

Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. Это замкнутые, живущие в своем мире люди. В случае тяжелого варианта заболевания – с аномалиями интеллектуального развития.

Ребенок закрывает рукой рот, чтоб не говорить

Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям общения друг с другом, в чем потребности такие дети не испытывают. Предпочитают обходиться жестами или бездействием.

Особенности речи при аутизме

Признаки расстройства, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому аутист не понимает ценности разговора, не осознает, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать ее таким образом.

Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:

  1. молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно;
  2. эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми;
  3. набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути;
  4. неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
  5. трудности с произношением отдельных звуков;
  6. неумение использовать личные местоимения;
  7. грамматические ошибки;
  8. буквальное понимание значения слов.

Ребенок держит искусственную руку

Эхолалия, повторение типовых фраз, чаще появляется сразу, как только дети их услышат. Возможно, и через некоторое время. Запоминаются они целиком. Часто, при хорошей памяти ребенка, возникает иллюзия развитой способности разговаривать.

Речь детей с аутизмом нужно систематически развивать. Уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей.

Развитие понимания речи

Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создается впечатление, что ребенок их не понимает.

Исследования показывают, что, если больной не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления, такие ребята обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие нормы видео

Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.

Как донести важность общения ребенку с аутизмом

Для этого разработаны такие рекомендации:

Взрослые играют с ребенком в сказку

  • Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребенка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные.
  • Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность.
  • Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребенка. Положительно оценивайте то, что ему нравится.
  • Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают аутиста или заинтересовывают. Дополнительно вы даете необходимые знания об устройстве мира.
  • Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение свое или других людей с точки зрения логики, вы также даете алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает, и затем может применять в течение взрослой жизни.
  • Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребенок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции какими словами выразить.
  • Говорите сложными предложениями, давайте развернутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребенок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются.

Развивая понимание чужой речи, родители и педагоги учат малыша выныривать из своего мира во внешний.

Содают и закрепляют навыки,  как реагировать на него, взаимодействовать с социумом в необходимом ключе.

Взрослая описывает ребенку происходящее вокруг

Нередко они даже начинают произносить первые слова по возрасту, и раньше. Но используют их не столько для создания коммуникативной ситуации, общения с окружающими, сколько по необходимости или внутренней потребности. Например, ребенок может называть окружающие вещи и предметы, но, когда ему что-нибудь нужно, он будет выражать желание жестами.

Формирование и развитие речи у детей с аутизмом – цель коррекционной работы. Так как направлена на улучшение навыков говорения, расширение словарного запаса. Способствует пониманию в нужности диалога, пополнению знаний о правильных социальных реакциях.

Полезны также физиотерапевтические методики, такие как транскраниальная магнитная стимуляция.

Как разговорить аутиста

Чтоб разговорить ребенка-аутиста, разработаны ряд подходов:

Взрослый привлекает ребенка к своей работе

  • Провоцирование непроизвольного подражания. Занимаясь делом, вызывающим интерес у малыша, привлекайте его помочь. Сопровождайте все действия звуками, словами. Например, набирая текст или выдувая воздушные пузыри, сначала сделайте это сами, делая максимально эмоциональное лицо. Затем предложите малышу, сопровождая процесс звукоподражанием или положительным комментарием «Какой ты молодец, как здорово получается».
  • Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребенок произносил его сам.
  • Развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка.

Научить ребенка с аутизмом и расстройствами аутического спектра понимать чужую речь, разговаривать – крайне важно. Без вербальных навыков, дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся.

  • Speak the language of autism. McCravy S, Johnson A, Wetsel MA, Konz L. Nurse Pract. 2010 Apr;35(4):26-33; quiz 34. doi: 10.1097/01.NPR.0000369939.77975.54
  • Autism Speaks Toolkits: Resources for Busy Physicians. Bellando J, Fussell JJ, Lopez M. Clin Pediatr (Phila). 2016 Feb;55(2):171-5. doi: 10.1177/0009922815594587.
  • Russian Journal of Education and Psychology, 2018, Volume 9, Number 3 https://ej.soc-journal.ru
  • Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии. Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.
  • Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья.1999. № 2. С. 6–22.
  • Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2006.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник