Речевая карта ребенка задержкой психического развития
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Ф.И. РЕБЕНКА ________________________________________________________________________
ГРУППА ______________________________________________________________________________
ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ __________________________________________________________________
ДАТА ВЫПУСКА _____________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Фамилия, имя: __________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Откуда поступил ребенок ________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Ф.И.О родителей:
Мать __________________________________________________________________________________
Отец __________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ
Общее звучание речи:
- Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
- Четкая (невнятная, смазанная);
- Темп нормальный (быстрый, замедленный);
- Чрезмерно быстрая;
- Малоразговорчив;
- Паузы и ударения употребляет правильно.
Тип дыхания:
- Диафрагмальный;
- Речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);
- Речевой выдох продолжительный (не продолжительный).
Строение артикуляционного аппарата:
- Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
- Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
- Строение неба не нарушено.
- Прикус правильный; нарушения – передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
- Строение зубов нормальное; нарушения – крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.
- Строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.
- Подвижность губ не нарушена/нарушена.
Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)
Движения | Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются. | ||
4 года | 5 лет | 6+ лет | |
Поднять брови | |||
Нахмуриться | |||
«Толстячок» | |||
«Худышка» | |||
«Толстячок»/ «Худышка» | |||
«Лопаточка» | |||
«Иголочка» | |||
«Лопаточка»/ «Иголочка» |
Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Разговорно-описательная беседа.
Как тебя зовут? ____________________________________________________________
Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_______________
Где ты живешь? _____________________________________________________________
Как зовут маму? ______________________________________________________________
Как зовут папу? ______________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________
- Конструктивная деятельность: _____________________________________________
- Счѐт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
- Счѐтные операции: ______________________________________________________
- Геометрические формы: __________________________________________________
- Величина: большой – маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
- Основные цвета (4-5 лет): _________________________________________________
- Оттеночные цвета (5-7 лет): __________________________________________________
- Выделение четвертого лишнего: ___________________________________________
- Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _______________________________________________________________________
- Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
- Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)
- Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет):
– Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ____________________________________________
– Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? _______________________________________________________________________________________
- ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Звукопроизношение
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | ЛЬ | Р | РЬ | Й | Т | ТЬ | Д | ДЬ | К | КЬ | Г | ГЬ | В | ВЬ | Ф | ФЬ | М | МЬ | Н | НЬ | Х | ХЬ | Б | БЬ | П | ПЬ | |
4г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6л |
- Звуко-слоговая структура.
4 года | Хлеб | 5 лет | Лекарство | ||
Мостик | Скворечник | ||||
Капуста | Сковорода | ||||
Дружба | Велосипед | ||||
Свисток | Сквозняк | ||||
6 лет | Сыворотка | 6 лет | Парикмахер | ||
Сухофрукты | Комбинезон | ||||
Простокваша | Инструменты |
4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле __________________________________________________________
5 лет Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________
6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Дифференциация звуков:
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ш-СЬ | Ц-С |
Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | Щ-Ж | Л-Р | П-Б |
Т-Д | К-Х | Ы-И | ||||
- Повторение слогов с оппозиционными звуками:
та-да-та _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________
да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________
ка-га-га _________________ ла-ра _________________ га-ка ______________________
кот – год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________
том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________
лак – рак__________________________ гора – кора ______________________________
- Выделение определенного звука из ряда других звуков: _____________________
- Выделение звука из ряда слов: __________________________________________
- Отобрать картинки на заданный звук: ____________________________________
- Выделение первого звука в слове:
Алик _____________ Утка _______________ Оля ______________ Эхо_____________
- Выделение последнего звука в слове:
пуХ ______ мукА ______ ноС _______ лунА ________ шарЫ ________ коТ _________
- Назови все звуки в слове (6 лет) МАК ____________________________________
- Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ____________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Образование множественного числа имен существительных:
4г | 5л | 6л | |||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч |
Стол | Дом | Пень | |||
Шапка | Лист | Олень | |||
Кольцо | Дятел | Колесо | |||
Жук | Зонт | Воробей |
- Образование уменьшительно-ласкательных форм:
4г | 5л | 6л | |||
Мяч | Кресло | Дерево | |||
Стул | Коляска | Гнездо | |||
Бант | Тапок | Сундук | |||
Шар | Кольцо | Платье | |||
Жук | Зонт | Воробей |
- Согласование существительных с числительными:
4г | 5л | 6л | ||||||
1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 |
Утка | Лошадь | Гусь | ||||||
Книга | Рыба | Помидор |
- Префиксальное словообразование:
шѐл ___________________________________________________________________________________
едет ___________________________________________________________________________________
летел __________________________________________________________________________________
- Предложно-падежные конструкции:
Где лежит карандаш? (в…) _______________________________________________________________
Откуда я достала карандаш? (из…) ________________________________________________________
Где лежит книга? (под, над …) ___________________________________________________________
Откуда я достала книгу? (из-за…) _________________________________________________________
Где находится книга (между…) ___________________________________________________________
СЛОВАРЬ
- Объяснить значение слов:
Холодильник – _________________________________________________________________________
Листопад – _____________________________________________________________________________
Пылесос – ______________________________________________________________________________
Винегрет – _____________________________________________________________________________
Спица – ________________________________________________________________________________
- Назвать части предметов и показать их:
Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________
Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________
Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль ________________________________________
- Уровень обобщений:
Яблоко, персик, груша, слива, апельсин – ___________________________________________________
Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук – _______________________________________________________
Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики – __________________________________________________
Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка – ______________________________________________
Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка – _______________________________________________
Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка – _____________________________________________________
Корова, коза, свинья, лошадь, овца – _______________________________________________________
Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка – ______________________________________________________
Петух, курица, утка, индюк, гусь – _________________________________________________________
Воробей, ворона, сорока, голубь – _________________________________________________________
Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт – ______________________________________________________
- Детѐныши / птенцы у:
коровы – _____________________ свиньи – _________________________ утки – ___________________
лошади – ____________________ собаки – _________________________ гуся – ____________________
козы – _____________________ кошки – ___________________________ индюшки – _______________
овцы – _____________________ курицы – ____________________________ лисы – _________________
зайца – ____________________ ежа – _____________________________ медведя – _________________
волка – __________________________ белки – _______________________________________________
- Подбор прилагательных к им. существительному:
Лимон какой? __________________________________________________________________________
Платье какое? __________________________________________________________________________
Лиса какая? ____________________________________________________________________________
Ёж какой? _____________________________________________________________________________
Чай какой? ____________________________________________________________________________
Цветы какие? ___________________________________________________________________________
- Подбор антонимов:
широкий – ________________________________________ сухой – _____________________________
длинный – _______________________________________ высокий – ____________________________
прямой – __________________________________________ большой – ___________________________
весѐлый – __________________________________________ молодой – ___________________________
светлый – _________________________________________ больной – ____________________________
- Образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? ____________________ Чьи уши? ___________________ Чья лапа? ___________________
- Образование прилагательных от имен существительных:
Банка из стекла _______________________________________________________________________
Книга из бумаги ______________________________________________________________________
Бочка из дерева _______________________________________________________________________
Снеговик из снега _____________________________________________________________________
- Кто как голос подает?
утка _________________________________ собака __________________ кошка __________________
гусь ________________________________ корова _________________ свинья ____________________
петух ______________________________ мышь ___________________ лягушка __________________
- Согласование прилагательных с существительными:
Назови, какой по цвету этот предмет | |||
4 года | 5 лет | 6+ лет | |
Шарик | |||
Тучка | |||
Цветы | |||
Мак | |||
Туфли | |||
Яблоко | |||
Утка | |||
Солнце | |||
Изба |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
4 года Составление простых предложений по картинке. | 5 лет Составление рассказа по сюжетной картинке. |
6 лет Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | |
Оценка состояния связной речи:
- Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
- Характеристика предложений (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения)
- Количество предложений в рассказе.
Логопедическое заключение:____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата__________________________________ Логопед_______________________________________
Источник
Фамилия, имя, отчество ребенка______________________________________
Дата поступления ребенка в группу_____________________
Откуда поступил ребенок________________________________________________
Заключение ТПМПК ____________________________________________________
I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.
Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.
Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.
Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.
Оценка выполняемых действий ребенком производится в баллах (шкала от 1 до5) II. ПСИХОЛОГО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Редко употребляемая лексика
Начало уч. года
Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.
Конец уч. года
Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.
Редко употребляемая лексика
Начало уч. года
Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.
Конец уч. Года
Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.
На начало 1 года обучения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На конец 1 года обучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Карта индивидуального
развития
на неговорящего ребенка
фамилия, имя ребенка_ _______________________________________________________________
дата рождения________________________________________________________________________
дата поступления в спец. группу_______________________________________________________
Ф.И.О.родителей, место работы
Мать____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Отец________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Речевая среда ( двуязычие, нарушение речи и др. особенности) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
домашний адрес, телефон _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
А Н А М Н Е З
От какой по счету беременности_________________________
Как протекала беременность ( токсикоз, анемия, заболевания, травмы, угроза выкидыша, прием антибиотиков):
Как протекали роды:
Срочные, стремительные, затяжные,
когда закричал ребенок- , когда приложили к груди- ,послеродовые осложнения
Физ.развитие, перенесенные заболевания до года____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
держать головку- сидеть- ходить-
речевое развитие
когда появилось гуление- лепет- первые слова- фраза-
Физическое и речевое развитие ребенка после года:
Часто ли и как болеет___________________________________________
______________________________________________________________
Спокоен или беспокоен, как засыпает и спит________________________
Чем любит заниматься__________________________________________
Когда заметили нарушение речи__________________________________
У какого врача состоит на учете__________________________________
Состояние общей моторики:
( координированность движений)__________________________
Состояние ручной моторики
Покорми куклу –
Слепить из пластилина палочку-
Расстегивать и застегивать пуговицы-
Нарисовать горизонтальные, вертикальные линии-
Складывать крулную мозаику-
Состояние слухового внимания
Дифференциация звучащих игрушек-
Определение направления источника звука( звучащей игрушки)-
______________________________________________________
Исследование пассивного словаря
( по словесной инструкции логопеда)
1. Покажи предметы: стол, стул, кукла, чашка
2. Части предмета:
Ножка стола, рука, нога, глаза и тд.
3. Понимание обобщающих слов:
Выбрать картинки по темам: игрушки –
Посуда- одежда- животные-
4 . Понимание действий:
Покажи где девочка спит- играет- рисует-
Ест-
Выполнить поручение по речевой инструкции: дай куклу,
Покорми куклу , посади куклу.
Понимание прилагательных
Покажи где большой дом – маленький
Длинная лента – короткая
Веселый мальчик – грустный
Тонкий ствол – толстый
Ориентировка в пространстве
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние познавательной деятельности
Восприятие:
Пирамида из 4 – 5 колец-
Разрезные картинки –
Группировка предметов по цвету –
Форме-
Величине-
Мышление:
Счетные операции ________________________________________________________
Произношение звуков
Гласные: А__________ У________ О_______ И_______ Е ________ Э __________
Согласные: С _______ СЬ _______ З _______ ЗЬ _______ Ц _______ Ч ________ Ш ______
Щ _______ Ж _______ Л ________ ЛЬ ______ Р ________ РЬ _______ Й ________ Г ________
К _______ Х ________ Б ________ П ________
Анатомическое состояние артикуляционного
аппарата
( нужное подчеркнуть )
Губы ( толстые, расщелина, шрамы )
Зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
Челюсти
Прикус ( прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный )
Твердое небо ( высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина)
Мягкое небо ( укороченное, отсутствует маленький язычок, раздвоенное )
Язык ( массивный, географический, маленький с укороченной подьязычной связкой )
Состояние речевой моторики
Состояние мимической мускулатуры:
Поднять брови вверх – удивиться
Нахмурить брови – рассердиться
Прищурить глазки
Надуть щечки –
Втянуть щечки –
Состояние артикуляционной моторики
( выполнить по подражанию)
Губы – улыбка – трубочка
Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, маятник.
Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Наблюдение за встречей с родителями
1. Умеет ли ребенок задавать вопросы? _______________________________________________________
Понимают ли родители ребенка_________________________
Реакция ребенка на непонимание его речи родителями_____
_______________________________________________________
Какие жесты, слова, мимика присутствуют в речи_________
______________________________________________________________________________________________________________
Как расстается с родителями___________________________
______________________________________________________________________________________
Поведение в игре
1. Играет или нет__________________________________________
_______________________________________________________
2. Особенности поведения в игре____________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Образцы речи ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение за ребенком на занятиях
1. Умеет ли слушать и выполнять задания____________________________
________________________________________________________________
2. Есть ли желание заниматься______________________________________
Наблюдение за одеванием на прогулку
1. Одевается самостоятельно или с помощью__________________________
2. Обращается ли с просьбами______________________________________
________________________________________________________________
Заключение о речи______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник