Речевая карта ребенка задержкой психического развития

Речевая карта ребенка задержкой психического развития thumbnail

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Ф.И. РЕБЕНКА ________________________________________________________________________

ГРУППА ______________________________________________________________________________

ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ __________________________________________________________________

ДАТА ВЫПУСКА _____________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Фамилия, имя: __________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Откуда поступил ребенок ________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Ф.И.О родителей:

Мать __________________________________________________________________________________

Отец __________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Общее звучание речи:

  • Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
  • Четкая (невнятная, смазанная);
  • Темп нормальный (быстрый, замедленный);
  • Чрезмерно быстрая;
  • Малоразговорчив;
  • Паузы и ударения употребляет правильно.

Тип дыхания:

  • Диафрагмальный;
  • Речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);
  • Речевой выдох продолжительный (не продолжительный).

Строение артикуляционного аппарата:

  • Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
  • Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
  • Строение неба не нарушено.
  • Прикус правильный; нарушения –  передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
  • Строение зубов нормальное; нарушения – крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.
  • Строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов. 
  • Подвижность губ не нарушена/нарушена.

Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)

Движения

Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.

4 года

5 лет

6+ лет

Поднять брови

Нахмуриться

«Толстячок»

«Худышка»

«Толстячок»/ «Худышка»

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Лопаточка»/ «Иголочка»

Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Разговорно-описательная беседа.

Как тебя зовут? ____________________________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_______________

Где ты живешь? _____________________________________________________________

Как зовут маму? ______________________________________________________________

Как зовут папу? ______________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________

  • Конструктивная деятельность: _____________________________________________
  •  Счѐт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
  • Счѐтные операции: ______________________________________________________
  • Геометрические формы: __________________________________________________
  •  Величина: большой – маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
  • Основные цвета (4-5 лет): _________________________________________________
  • Оттеночные цвета (5-7 лет): __________________________________________________
  •  Выделение четвертого лишнего: ___________________________________________
  • Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _______________________________________________________________________
  •  Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
  • Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)
  • Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет):

– Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ____________________________________________

     – Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? _______________________________________________________________________________________

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
  1. Звукопроизношение

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Й

Т

ТЬ

Д

ДЬ

К

КЬ

Г

ГЬ

В

ВЬ

Ф

ФЬ

М

МЬ

Н

НЬ

Х

ХЬ

Б

БЬ

П

ПЬ

  1. Звуко-слоговая структура.

4

года

Хлеб

5

лет

Лекарство

Мостик

Скворечник

Капуста

Сковорода

Дружба

Велосипед

Свисток

Сквозняк

6 лет

Сыворотка

6 лет

Парикмахер

Сухофрукты

Комбинезон

Простокваша

Инструменты

4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле __________________________________________________________

5 лет Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенок предмет взрослый

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  • Дифференциация звуков:

С-З

С-Ш

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Ш-СЬ

Ц-С

Ц-ТЬ

Ч-С

Ч-ТЬ

Ч-Ш

Щ-Ж

Л-Р

П-Б

Т-Д

К-Х

Ы-И

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками:

та-да-та  _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________

да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________

ка-га-га _________________ ла-ра _________________ га-ка ______________________

кот – год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________

том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________

лак – рак__________________________ гора – кора ______________________________

  • Выделение определенного звука из ряда других звуков: _____________________
  • Выделение звука из ряда слов: __________________________________________
  • Отобрать картинки на заданный звук: ____________________________________
  • Выделение первого звука в слове:

Алик _____________ Утка _______________ Оля ______________ Эхо_____________

  • Выделение последнего звука в слове:

пуХ ______ мукА ______ ноС _______ лунА ________ шарЫ ________ коТ _________

  • Назови все звуки в слове (6 лет) МАК ____________________________________
  • Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ____________________________________

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  • Образование множественного числа имен существительных:

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Стол

Дом

Пень

Шапка

Лист

Олень

Кольцо

Дятел

Колесо

Жук

Зонт

Воробей

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм:

Мяч

Кресло

Дерево

Стул

Коляска

Гнездо

Бант

Тапок

Сундук

Шар

Кольцо

Платье

Жук

Зонт

Воробей

  • Согласование существительных с числительными:

1

2

5

1

2

5

1

2

5

Утка

Лошадь

Гусь

Книга

Рыба

Помидор

  • Префиксальное словообразование:

шѐл ___________________________________________________________________________________

едет ___________________________________________________________________________________

летел __________________________________________________________________________________

  • Предложно-падежные конструкции:

Где лежит карандаш? (в…) _______________________________________________________________

Откуда я достала карандаш? (из…) ________________________________________________________

Где лежит книга? (под, над …) ___________________________________________________________

Откуда я достала книгу? (из-за…) _________________________________________________________

Где находится книга (между…) ___________________________________________________________

СЛОВАРЬ

  • Объяснить значение слов:

Холодильник – _________________________________________________________________________

Листопад – _____________________________________________________________________________

Пылесос – ______________________________________________________________________________

Винегрет – _____________________________________________________________________________

Спица – ________________________________________________________________________________

  • Назвать части предметов и показать их:

Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________

Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________

Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль ________________________________________

  • Уровень обобщений:

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин – ___________________________________________________

Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук – _______________________________________________________

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики – __________________________________________________

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка – ______________________________________________

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка – _______________________________________________

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка – _____________________________________________________

Корова, коза, свинья, лошадь, овца – _______________________________________________________

Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка – ______________________________________________________

Петух, курица, утка, индюк, гусь – _________________________________________________________

Воробей, ворона, сорока, голубь – _________________________________________________________

Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт – ______________________________________________________

  • Детѐныши / птенцы у:

коровы – _____________________ свиньи – _________________________ утки – ___________________

лошади – ____________________ собаки – _________________________ гуся – ____________________

козы – _____________________ кошки – ___________________________ индюшки – _______________

овцы – _____________________ курицы – ____________________________ лисы – _________________

зайца – ____________________ ежа – _____________________________ медведя – _________________

волка – __________________________ белки – _______________________________________________

  • Подбор прилагательных к им. существительному:

Лимон какой? __________________________________________________________________________

Платье какое? __________________________________________________________________________

Лиса какая? ____________________________________________________________________________

Ёж какой? _____________________________________________________________________________

Чай какой? ____________________________________________________________________________

Цветы какие? ___________________________________________________________________________

  • Подбор антонимов:

широкий – ________________________________________ сухой – _____________________________

длинный – _______________________________________ высокий – ____________________________

прямой – __________________________________________ большой – ___________________________

весѐлый – __________________________________________ молодой – ___________________________

светлый – _________________________________________ больной – ____________________________

  • Образование притяжательных прилагательных:
Читайте также:  Где можно купить карту развития ребенка

Чей хвост? ____________________ Чьи уши? ___________________ Чья лапа? ___________________

  • Образование прилагательных от имен существительных:

Банка из стекла _______________________________________________________________________

Книга из бумаги ______________________________________________________________________

Бочка из дерева _______________________________________________________________________

Снеговик из снега _____________________________________________________________________

  • Кто как голос подает?

утка _________________________________ собака __________________ кошка __________________

гусь ________________________________ корова _________________ свинья ____________________

петух ______________________________ мышь ___________________ лягушка __________________

  • Согласование прилагательных с существительными:

Назови, какой по цвету этот предмет

4 года

5 лет

6+ лет

Шарик

Тучка

Цветы

Мак

Туфли

Яблоко

Утка

Солнце

Изба

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

4 года

Составление простых предложений по картинке.

5 лет

Составление рассказа по сюжетной картинке.

6 лет

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Оценка состояния связной речи:

  1. Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
  2. Характеристика предложений (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения)
  3. Количество предложений в рассказе.

Логопедическое заключение:____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата__________________________________  Логопед_______________________________________

Источник

                                                 Фамилия, имя, отчество ребенка______________________________________

                                                  Дата поступления ребенка в группу_____________________

                                                  Откуда поступил ребенок________________________________________________

                                                  Заключение ТПМПК ____________________________________________________

I. ОСОБЕННОСТИ   РАЗВИТИЯ   ЛИЧНОСТИ   И    ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ    СФЕРЫ

Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.

Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.

Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.

Доброжелателен, конфликтен, стремится к лидерству, подчиняется, активен, пассивен, отказ от общения, негативизм, возбудимость, склонность к аффектам, агрессивность, истощаемость, застреваемость, впечатлительность, плаксивость, замкнутость.

  Оценка выполняемых действий ребенком производится в баллах (шкала от 1 до5) II. ПСИХОЛОГО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Редко употребляемая лексика

Начало уч. года

Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.

Конец  уч. года

Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.

Редко употребляемая лексика

Начало уч. года

Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.

Конец  уч. Года

Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатка.

 На начало 1 года обучения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На конец 1 года обучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Карта индивидуального

развития

на неговорящего ребенка

фамилия, имя ребенка_ _______________________________________________________________

дата рождения________________________________________________________________________

дата поступления в спец. группу_______________________________________________________

Ф.И.О.родителей, место работы

Мать____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Отец________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Речевая среда ( двуязычие, нарушение речи и др. особенности) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

домашний адрес, телефон _________________________________________________________________

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте шпаргалка

__________________________________________________________________________________________

А Н А М Н Е З

  1. От какой по счету беременности_________________________

Как протекала беременность ( токсикоз, анемия, заболевания, травмы, угроза выкидыша, прием антибиотиков):

Как протекали роды:

Срочные, стремительные, затяжные,

когда закричал ребенок- , когда приложили к груди- ,послеродовые осложнения

Физ.развитие, перенесенные заболевания до года____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие:

держать головку- сидеть- ходить-

речевое развитие

когда появилось гуление- лепет- первые слова- фраза-

Физическое и речевое развитие ребенка после года:

Часто ли и как болеет___________________________________________

______________________________________________________________

Спокоен или беспокоен, как засыпает и спит________________________

Чем любит заниматься__________________________________________

Когда заметили нарушение речи__________________________________

У какого врача состоит на учете__________________________________

Состояние общей моторики:

( координированность движений)__________________________

Состояние ручной моторики

Покорми куклу –

Слепить из пластилина палочку-

Расстегивать и застегивать пуговицы-

Нарисовать горизонтальные, вертикальные линии-

Складывать крулную мозаику-

Состояние слухового внимания

Дифференциация звучащих игрушек-

Определение направления источника звука( звучащей игрушки)-

______________________________________________________

Исследование пассивного словаря

( по словесной инструкции логопеда)

1. Покажи предметы: стол, стул, кукла, чашка

2. Части предмета:

Ножка стола, рука, нога, глаза и тд.

3. Понимание обобщающих слов:

Выбрать картинки по темам: игрушки –

Посуда- одежда- животные-

4 . Понимание действий:

Покажи где девочка спит- играет- рисует-

Ест-

Выполнить поручение по речевой инструкции: дай куклу,

Покорми куклу , посади куклу.

Понимание прилагательных

Покажи где большой дом – маленький

Длинная лента – короткая

Веселый мальчик – грустный

Тонкий ствол – толстый

Ориентировка в пространстве

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние познавательной деятельности

Восприятие:

Пирамида из 4 – 5 колец-

Разрезные картинки –

Группировка предметов по цвету –

Форме-

Величине-

Мышление:

Счетные операции ________________________________________________________

Произношение звуков

Гласные: А__________ У________ О_______ И_______ Е ________ Э __________

Согласные: С _______ СЬ _______ З _______ ЗЬ _______ Ц _______ Ч ________ Ш ______

Щ _______ Ж _______ Л ________ ЛЬ ______ Р ________ РЬ _______ Й ________ Г ________

К _______ Х ________ Б ________ П ________

Анатомическое состояние артикуляционного

аппарата

( нужное подчеркнуть )

  1. Губы ( толстые, расщелина, шрамы )

  2. Зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)

  3. Челюсти

  4. Прикус ( прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный )

  5. Твердое небо ( высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина)

  6. Мягкое небо ( укороченное, отсутствует маленький язычок, раздвоенное )

  7. Язык ( массивный, географический, маленький с укороченной подьязычной связкой )

Состояние речевой моторики

  1. Состояние мимической мускулатуры:

Поднять брови вверх – удивиться

Нахмурить брови – рассердиться

Прищурить глазки

Надуть щечки –

Втянуть щечки –

Состояние артикуляционной моторики

( выполнить по подражанию)

Губы – улыбка – трубочка

Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, маятник.

Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Наблюдение за встречей с родителями

1. Умеет ли ребенок задавать вопросы? _______________________________________________________

  1. Понимают ли родители ребенка_________________________

  2. Реакция ребенка на непонимание его речи родителями_____

_______________________________________________________

  1. Какие жесты, слова, мимика присутствуют в речи_________

______________________________________________________________________________________________________________

  1. Как расстается с родителями___________________________

______________________________________________________________________________________

Поведение в игре

1. Играет или нет__________________________________________

_______________________________________________________

2. Особенности поведения в игре____________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Образцы речи ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение за ребенком на занятиях

1. Умеет ли слушать и выполнять задания____________________________

________________________________________________________________

2. Есть ли желание заниматься______________________________________

Наблюдение за одеванием на прогулку

1. Одевается самостоятельно или с помощью__________________________

2. Обращается ли с просьбами______________________________________

________________________________________________________________

Заключение о речи______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник