Речь воспитателя как средство развития речи ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

НЕЧАЕВА О. И.

Консультация для педагогов:

«Речь воспитателя, как средство развития         речи детей»

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так  же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

грамматически правильно построенной, связной;

с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

должна быть интонационно выразительной;

доступной для понимания;

с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Расставьте, пожалуйста правильно ударение в словах:

порт – порты, торт – торты, крем – крема, инженер – инженеры, договор, ножницы – ножницами, кресло.

Так к недочетам речи педагога относиться:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье(щастье) и т. д.;

Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления

Речь педагога оценивается с трёх сторон:

  • содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;
  • безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;
  • может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:

  1. Гласные звуки – находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о», в таких словах: «молодость – произноситься, как «молодость» – слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» – произносится, как «догавор», «сороконожка» – произносится, как «сараканожка».
  1. Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы», например: «вода» – вада,«окно» – акно, «молоко» – малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются, например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию

интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер»:

«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  1. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.
  1. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
  1. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  1. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
  1. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
  1. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность, игра: «Волшебный

стул!»

Цель: формировать у детей умения, активизировать в своей речи ласковые, нежные

слова.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в

ней стремится к их устранению.

Источник

Татьяна Одинцова
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Речь воспитателя как средство развития речи детей

Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение связной речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Воспитатель обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаёт детям. Необходимо, чтобы дети слышали речь правильную, хорошую, выразительную, богатую и образную без ошибок и недостатков.

К хорошей речи предъявляется много требований.

1. Содержательность речи.

Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от многих условий. Насыщенность информацией, например, газетной может быть высокой, а бытовой – низкой. В любом случае надо избегать многословия, которое проявляется в употреблении лишних слов. Многословие может принимать форму излишества особенно при неправильном употреблении синонимов, повторений: ведущий лидер; спросить вопрос можно?

Важным качеством хорошей речи является сжатость. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Употребление сложных предложений – это отличительная черта книжных стилей, а в разговорной речи чаще используются простые предложения.

Диалогическая речь – обычно бывает не полностью развёрнутой, много в ней не высказывается, а подразумевается, благодаря ситуации понятной разговаривающим. Отсутствие сложных конструкций предложений и многих слов компенсируется выразительными средствами, которые увеличивают силу воздействия речи на собеседника, и делает её понятной. Средства: интонация, с которой произносится высказывание, мимика, которой сопровождается речь, пантомимика.

Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Она значительно более развёрнута, и грамматически оформлена. Примером такой речи может быть выступление докладчика или человека, подробно рассказывающего о событии. Таким образом, использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения.

2. Логичность.

Это важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности.

3. Точность, ясность, простота.

Наши мысли отражаются в словах. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Точность и ясность речи зависит от выбора типов предложения, порядка слов, словосочетаний. Например: «Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, были выполнены мастерски».

4. Богатство речи.

Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы используем. В словаре Пушкина насчитывалось 22 тысячи слов. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В толковом словаре собрано 250 тысяч слов. Язык как достояние нации требует нашей постоянной заботы. Необходимо сохранить данное нам в наследие богатство.

О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Слова могут использоваться в разных значениях: ветреный день, ветреный человек; свежий хлеб, свежая газета…

Критерием богатства языка является использование в речи многозначных слов, омонимов, антонимов.

5. Чистота речи.

Воспитателю следует избегать употребления слов-паразитов, засоряющих речь, которая должна служить образцом для воспитанников. В последнее время всё чаще можно услышать такие выражения: типа, ну-у-у, т-а-а-а-к, значится так и т. д. Другая крайность воспитателей сюсюканье и употребление уменьшительно ласкательных слов: ножки, ручки, глазки и т. д.

6. Уместность речи.

Теснейшим образом связано с её стилем. Мы по-разному говорим на официальном собрании или общаясь с близкими людьми. Употребление языка в разных сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств, в соответствии с задачами общения. Так общению людей:

в быту соответствует разговорный стиль;

• в государственном учреждении – официально-деловой стиль;

• в агитационно-массовой деятельности – публицистический;

• словесно-художественному творчеству соответствует художественный стиль.

7. Правильность речи.

Требование к правильности речи касается всех сторон речи:

произношения,

• словообразования,

• грамматики,

а также предполагает соблюдение при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует использовать в соответствии с их точным значением, изменять по правилам. В русском языке есть несколько несклоняемые существительные: кино, пальто. Трудными в изменении оказываются числительные, а иногда нужно просто запомнить правильно построение словосочетаний. Например: обиделся на резкие слова; обижен резким замечанием; удивляться трудолюбию; удивлён вашей смелостью…

8. Образность речи.

В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных средств: сравнений, метафор. Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.

«Кленовый лист напоминает нам янтарь» – сравнение

«От вёсел к берегу кудрявый след бежал»

Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат стихи А. С. Пушкина.

«Синея, блещут небеса».

9. Живость, эмоциональность, выразительность.

Общая культура речи включает в себя звуковую культуру:

правильное произношение слов и фраз,

• нормальное речевое дыхание,

• достаточная громкость голоса,

• средний темп речи

и различные интонационные средства выразительности.

10. Благозвучие

Забота о культуре речи предполагает работу над её звуковой стороной. Хороший писатель, поэт в своей работе языком произведении отбирает не только слова, но и звуки. Чувство слова и профессиональный слух подсказывает поэту наилучшее звуковое выражение мысли. Намеренно Тютчев включает слова со звуком – р.

«Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром…»

Воспитатель должен знать все требования, предъявляемые к речи и работать над её совершенствованием. Настольной книгой хорошего воспитателя должен быть словарь, правильному произношению можно учиться, прослушивая аудиозаписи художественных произведений, а отрабатывать артикуляцию и мимику лучше всего перед зеркалом.

Источник

МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

СПИРИНА Л.А.

Саранск 2019 г.

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так  же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

  • первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
  • второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
  • третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

грамматически правильно построенной, связной;

с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

должна быть интонационно выразительной;

доступной для понимания;

с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относиться:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье(щастье) и т. д.;

Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления

Речь педагога оценивается с трёх сторон:

  • содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;
  • безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;
  • может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:

  1. Гласные звуки – находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о», в таких словах: «молодость – произноситься, как «молодость» – слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» – произносится, как «догавор», «сороконожка» – произносится, как «сараканожка».
  1. Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы», например: «вода» – вада,«окно» – акно, «молоко» – малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются, например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию

интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер»:

«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Вывод.

Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как

его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.

Список использованной литературы:

  • 1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
  • 2.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. 3.Столяр А.А.. Давайте поиграем. – М.: Наука, 2008.
  • 4.Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
  • 5.Л.С. Выготский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.
  • 6.Тихеева. Е.И “Развитие речи детей”. Москва, “Просвещение” , 1985.

Источник