Речь воспитателя как источник речевого развития ребенка
Татьяна Приходько
Консультация «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»
Для развития речи ребенка, посещающего коррекционное дошкольное образовательное учреждение и большую часть времени находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ.
Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен. Дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.
Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь?
В практике воспитателинередко допускают ошибки при повседневном общении с детьми:
Вот один из примеров. «Катя, недень куклу» или «Одень на куклу платье» — говорит воспитатель детям.
Иногда воспитатель употребляет педагогические,непонятные детям термины: “Сейчас будем заниматься дидактическими играми”.
Нередко взрослый допускает ненужную авторитарность в обращении к детям:
“Вова, я тебя сейчас удалю из группы”.Или: “Люба, мне не нравится, как ты сидишь”.
Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе.
Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования предъявляются к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи.
Так, при разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.
“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям.
Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам.Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей прачки, которая стирает нам скатерти”.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Сложь скатерти и положь их на место”. “Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.
3. Речь воспитателя должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора.
Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т. д.).
Однако поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы, помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.
При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций.
Например, во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям,которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.
В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детейположительное отношение к еде:
“Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается.
Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница,дети улыбаются и быстро справляются с обедом.
4. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевогоповедения в различных ситуациях общения:
-при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;
-обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.
Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов, слов – паразитов.
Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов – эмболов- мусорных слов, нужно стараться не употреблять слова – паразиты такие,как «понимаешь», «вот», «между прочим», убогим выглядит язык,в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого»).
Ещё хочется остановиться на такой проблеме, как постановка вопроса. Часто в практике, воспитатели на занятии задают вопрос неверно, не продуманно.
Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Например,на занятии по пересказу педагог говорит: “Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?”
Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно.
5. Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию.А также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса —для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д.
Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
В заключение следует сказать, что правильной речи человек обучается всю жизнь. Каждому ребенку мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.
Рассмотрим употреблениенекоторых слов в соответствии с нормами современного русского языка:
-ДеньгАми
-ЗвонИшь – ПозвонИшь – ЗвонЯт – ПозвонЯт
-НачалсЯ (обед началсЯ) – НачалОсь – НачалИсь
– Лазить, лазать – не лазь (не лазьте, не лазай (не лазайте)
– Ехать – поезжай, поезжайте
– Лечь – ляг, лягте
-СвЁкла
– квартАл
– красивее (не красивее, не красивше)
-много чулок, сапог, но носков
-килограммов
-помидоров
-граблей
-полотенец
-нельзя говорить местов, делов
-не следует изменять несклоняемые существительные: в новом палъте
-неверно: более лучше (просто — лучше) или самый умнейший (умнейший или самый умный)
– настал предел терпения (терпению)
-КЛАСТЬ – это нормативное литературное слово, а ЛОЖИТЬ – просторечное.Ошибкой являются выражения: *Я ложу книгу на место, *Он ложит папку на стол и т. д. Нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место, Он кладет папку на стол.
НАДЕТЬ – ОДЕТЬ
Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом НА)по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.
ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ
Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату) употребляется в тех, случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительном падежом без предлога (оплатить покупку, проезд).
Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.
Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф,но: оплатить работу, оплатить проезд.
Источник
ольга суркова
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду»
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 96»
г. Нижний Новгород
Суркова О. А.
Консультация для воспитателей
«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду» .
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. “Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам.Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). “”Не ложи сюда” (вместо “не клади”). “Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям,которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детейположительное отношение к еде: “Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается.Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.
Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.
Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.
Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Источник
Татьяна Одинцова
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Речь воспитателя как средство развития речи детей
Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение связной речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Воспитатель обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаёт детям. Необходимо, чтобы дети слышали речь правильную, хорошую, выразительную, богатую и образную без ошибок и недостатков.
К хорошей речи предъявляется много требований.
1. Содержательность речи.
Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от многих условий. Насыщенность информацией, например, газетной может быть высокой, а бытовой – низкой. В любом случае надо избегать многословия, которое проявляется в употреблении лишних слов. Многословие может принимать форму излишества особенно при неправильном употреблении синонимов, повторений: ведущий лидер; спросить вопрос можно?
Важным качеством хорошей речи является сжатость. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Употребление сложных предложений – это отличительная черта книжных стилей, а в разговорной речи чаще используются простые предложения.
Диалогическая речь – обычно бывает не полностью развёрнутой, много в ней не высказывается, а подразумевается, благодаря ситуации понятной разговаривающим. Отсутствие сложных конструкций предложений и многих слов компенсируется выразительными средствами, которые увеличивают силу воздействия речи на собеседника, и делает её понятной. Средства: интонация, с которой произносится высказывание, мимика, которой сопровождается речь, пантомимика.
Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Она значительно более развёрнута, и грамматически оформлена. Примером такой речи может быть выступление докладчика или человека, подробно рассказывающего о событии. Таким образом, использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения.
2. Логичность.
Это важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности.
3. Точность, ясность, простота.
Наши мысли отражаются в словах. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Точность и ясность речи зависит от выбора типов предложения, порядка слов, словосочетаний. Например: «Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, были выполнены мастерски».
4. Богатство речи.
Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы используем. В словаре Пушкина насчитывалось 22 тысячи слов. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В толковом словаре собрано 250 тысяч слов. Язык как достояние нации требует нашей постоянной заботы. Необходимо сохранить данное нам в наследие богатство.
О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Слова могут использоваться в разных значениях: ветреный день, ветреный человек; свежий хлеб, свежая газета…
Критерием богатства языка является использование в речи многозначных слов, омонимов, антонимов.
5. Чистота речи.
Воспитателю следует избегать употребления слов-паразитов, засоряющих речь, которая должна служить образцом для воспитанников. В последнее время всё чаще можно услышать такие выражения: типа, ну-у-у, т-а-а-а-к, значится так и т. д. Другая крайность воспитателей сюсюканье и употребление уменьшительно ласкательных слов: ножки, ручки, глазки и т. д.
6. Уместность речи.
Теснейшим образом связано с её стилем. Мы по-разному говорим на официальном собрании или общаясь с близкими людьми. Употребление языка в разных сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств, в соответствии с задачами общения. Так общению людей:
• в быту соответствует разговорный стиль;
• в государственном учреждении – официально-деловой стиль;
• в агитационно-массовой деятельности – публицистический;
• словесно-художественному творчеству соответствует художественный стиль.
7. Правильность речи.
Требование к правильности речи касается всех сторон речи:
• произношения,
• словообразования,
• грамматики,
а также предполагает соблюдение при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует использовать в соответствии с их точным значением, изменять по правилам. В русском языке есть несколько несклоняемые существительные: кино, пальто. Трудными в изменении оказываются числительные, а иногда нужно просто запомнить правильно построение словосочетаний. Например: обиделся на резкие слова; обижен резким замечанием; удивляться трудолюбию; удивлён вашей смелостью…
8. Образность речи.
В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных средств: сравнений, метафор. Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.
«Кленовый лист напоминает нам янтарь» – сравнение
«От вёсел к берегу кудрявый след бежал»
Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат стихи А. С. Пушкина.
«Синея, блещут небеса».
9. Живость, эмоциональность, выразительность.
Общая культура речи включает в себя звуковую культуру:
• правильное произношение слов и фраз,
• нормальное речевое дыхание,
• достаточная громкость голоса,
• средний темп речи
• и различные интонационные средства выразительности.
10. Благозвучие
Забота о культуре речи предполагает работу над её звуковой стороной. Хороший писатель, поэт в своей работе языком произведении отбирает не только слова, но и звуки. Чувство слова и профессиональный слух подсказывает поэту наилучшее звуковое выражение мысли. Намеренно Тютчев включает слова со звуком – р.
«Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром…»
Воспитатель должен знать все требования, предъявляемые к речи и работать над её совершенствованием. Настольной книгой хорошего воспитателя должен быть словарь, правильному произношению можно учиться, прослушивая аудиозаписи художественных произведений, а отрабатывать артикуляцию и мимику лучше всего перед зеркалом.
Источник