Речь в развитии неслышащего ребенка

Речь в развитии неслышащего ребенка thumbnail

Особенности речевого развития неслышащих детей

Несомненно, самым важным фактором для развития ребенка неслышащего играет речь. Но, логично предположить, что развитие речи у глухого затруднено и осложнено по многим причинам. У глухих детей вначале обучения языку формируются оптические образы слов, воспринимаемые ими как незнакомые фигурки. Неслышащие дети воспринимают звучащую речь зрительно – двигательным путем, стоит учитывать, что у них отсутствует самоконтроль произносимых слов, фраз, предложений. Слоговой структурой глухие дети также овладевают позднее, чем буквенным составом слова, это приводит к задержке овладения грамматического строя языка.

Слух и речь, безусловно, сплетены меж собой. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха.

По уровню речевого развития группа детей с нарушением слуха очень разнообразна.

Разнообразие различается несколькими факторами:

  1. степенью нарушения слуха;

  2. временем возникновения слухового дефекта;

  3. педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;

  4. индивидуальными особенностями ребенка.

Каждый фактор носит большое значение и может являться решающим в выборе реабилитации или операции по применению кохлеарной имплантации для ребенка.

Благодаря тому что глухие дети находятся среди слышащих, пользуются их руководством, они рано начинают разумно действовать, ориентироваться в обстановке, правильно реагировать на окружающее. Развитие действенного и наглядно-образного мышления у них опережает развитие речи в связи с трудностями овладения ею из-за отсутствия слуха.

По мнению советского сурдопедагога Р.М. Боскис, чем раньше было начато осуществление обучению речи в дошкольном возрасте, тем максимально будут сглажены различия между глухими и слышащими детьми. У ребенка с нарушением слуха рано формируется мимико – жестовая речь. Жесты имеют ряд особенностей. Раньше всего возникает указательный жест, указывающий и обозначающий предметы. Мимикой обозначают качество предмета. Иногда предметы обрисовываются в виде контура. Путем объединения жестов строятся жестовые высказывания. В семьях глухих родителей дети владеют большим числом жестов, при слышащих родителях жестов меньше, так как раньше развивается словесное общение с ребенком.

С началом обучения в школе жестовая речь развивается совместно со словесной. Происходит взаимодействие между собой. Глухие дети имеют проблемы в запоминании предлогов и союзов. Но благодаря воздействию словесной речи в жестовую речь начинают включаться данные части слова. Происходит медленное, постепенное развитие и плавный переход от жестов и мимики к словесной речи. Но словесная речь, в основном, у большинства глухих сопровождается жестами или дактилем. Следует сказать, что в дактильной азбуке русского языка имеется тридцать два знака, соответствующим буквам нашего алфавита. Функционально дактильная речь аналогична устной речи и служит общению глухих между собой. У глухих детей двухлетнего возраста процесс овладения дактильной речью занимает 5—6 мес, у трехлетних — до 2 мес, т. е. происходит гораздо быстрее, чем овладение произношением и письмом.

Одну из ведущих ролей в развитии речи ребенка являются педагогические условия, в которых он находится. Ранняя педагогическая помощь, специальное воздействие учителя позволяют сформировать речь внятнее, словарный запас богаче и насыщенней. Устная речь – наиглавнейшая связь в общении, и именно развитию устной речи должно уделяться большое внимание. Внутренняя речь неразрывно связана с внешней, и без внутренней речи ребенку не овладеть внешней устной речью. При отсутствии слуха одним из способов восприятия речи является чтение с губ. В советской системе образования, был даже отдельный школьный предмет. Механизм произношения при отсутствии слуха связан с функцией кинестетического анализатора, дополняемой вибрационными раздражениями. Таким же образом осуществляется контроль над произношением — путем кинестетической обратной афферентации.

Очень своеобразно у глухих формируется письменная речь. Как правило, глухие дети имеют набор стандартных ошибок. Например, дети, как правило, путают окончания, склонения, род. Понимание текста, сюжетного рассказа также отстает у глухих по сравнению со слышащими детьми. Это можно обуславливать неправильным пониманием значения слова, образного оборота, ведь мышление ребенка с нарушенным слухом очень конкретно.

Я считаю, что наиболее заметным и отягощающим фактором для ребенка с нарушением слуха является ограниченное понимание речи. Для обучения языку и развитию речевой способности детей сейчас актуальна и используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Данная система была разработана С.А. Зыковым в 50 – 60 годах. Л.С. Выготский считал, что слово как единица языка имеет большую роль в развитии мышления, взаимодействии внешних и внутренних планов речи. Эти важные для построения теории речевого развития положения позволяют обосновать и развить важнейшие принципы коммуникативной системы обучения языку: выделение функции общения как важнейшей в процессе обучения языку; организацию практической деятельности как необходимого условия возникновения потребности в речевом общении; создание преднамеренных и использование непреднамеренных ситуаций для систематического обучения применению речевых высказываний; организацию речевой среды, создание которой предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категория глухих детей очень специфична, к ним требуется особый подход. Развитие речи и словарного запаса в обучении глухого ребенка играет наиважнейшую роль. Ведь именно речь является связующим звеном при взаимодействии людей, в общении в социуме.

Читайте также:  Карта развития ребенка форма 112 скачать

Источник

Инна Долгих
Развитие речи дошкольников с недостатками слуха

Развитие речи дошкольнико с недостатками слуха.

Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения является организация слухо-речевой среды в группе детского сад и в семье.

Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребенком.

Основными условиями создания слухо-речевойсреды являются следующие:

— мотивированное речевое общение с детьми в процессе практи еской деятельности;

— формирование у детей потребности в речевом общении;

— поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был

их уровень; побуждение детей к активному применению речи;

— использование остаточного слуха как необходимого условия

формирования устной речи и общения;

— контроль за речью детей со стороны взрослых;

— соблюдение единых требований к речи взрослых.

Занятия по развитию речи являются основной формой развитии речи у глухих и слабослышащих дошкольников, так как в задачи этих занятий входят координация всей работы по развитию речи, приведение в систему речевого материала, усваиваемого в разных условиях.На этих занятиях решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи.

На занятиях по развитию речи происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов и связных высказываний.

Речевой материал на занятиях по развитию речи тесно связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом, здесь он отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

Занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению способствуют формированию навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению его сенсорной основы, что имеет важное значение для уточнения произношения. Отработка различных компонентов устной речи способствует повышению внятности, разборчивости, что позволяет использовать ее как полноценное средство общения. На данных занятиях работа ведется знакомом речевом материале, в процессе работы над его звуковой стороной также уточняется значение слов и предложений в различных контекстах, отрабатывается их структура в разных видах речевой деятельности, что особенно важно — в тех,которые в первую очередь связаны с устной коммуникацией: слушанием, слухо-зрительным восприятием, говорением.

Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье — важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребенка. Коммуникативные навыки могу быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им. Развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим — созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний.

Содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы.

1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Понимание пути овладения языком как процесса развития у ребенка языковой способности связано прежде всего с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова н выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами. На различных этапах обучения дошкольника развитие языковой способности предполагает формирование разнообразных речевых умений, однако оно всегда связано с речевой активностью ребенка, стремлением к использованию речи.

Для развитияязыковой способности имеет важное значение формирование различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Особое значение для детей с недостатми слуха имеет создание условий для развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, улучшения восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и систематической работой по развитию речевого слуха и обучению произношению.

Читайте также:  Игра в коррекции эмоционального развития ребенка

Важное значение приобретают игры, направленные на развитие длительного внимания и восприятия, — как связанные с развити сенсорных способностей, так и непосредственно связанные с восприятием речи. Первоначально это проявляется в формировании внимания к лицу говорящего человека, мимике, соотнесению предметных и речевых действий.

На всех этапах обучения поощряется применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении. Речевая активность ребенка поддерживается и стимулируется. Педагог помогает ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать таблички с напечатанными словами и фразами, устное говорение педагога, устно-дактильное воспроизведение. Для развития языковой способности важна организация интересной для ребенка деятельности. В связи с этим в занятия включаются игры, рисование, конструирование, действия с реальными предметами, по поводу которых может происходить общение и которые стимулируют речевую активность ребенка.

На разных этапах обучения в качестве одного из компонентов языковой способности выступает символизация, служащая переходом между предметом словом. В процессе обучения используются различные типы символов,подкрепляющие и расширяющие значения слов: это различные картинки, пиктограммы, схемы, стрелки, планы, рисунки, фигурки на фланелеграфе. Очень важное значение следует придавать таким средствам символизации, как использование воображаемых ситуаций, действия с воображаемыми предметами, воображаемое превращение, применение предметов-заместителей. Эти средства позволяют абстрагироваться от предметной отнесенности слова, сделать его значение более обобщенным, что имеет значение в процессе усвоения языковых средств.

На начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей (в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового в слухо-зрительного восприятия формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.

Однако устная речь не может выступать для глухого и слабослышащего ребенка как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает в качестве вспомогательной в обучении глухих и слабослышащих детей, помогает более точно зафиксировать сказанное, готовит ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речипредполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.

В зависимости от структуры нарушений, успехов ребенка в овладении анализом слова и формирования навыков чтения педагог может ограничиться использованием только устной или письмен ной речи либо в качестве вспомогательного средства подключать дактилологию. Как правило, дактильная форма речи используется в работе с детьми со сложными недостатками развития или теми ребятами, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, не запоминает состав слова. После формирования техники чтения с использованием дактилологии детей переводят на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно-дактильная речь не используется.

Темпы усвоения и накопления речевого материала у всех детей оказываются разными.Это зависит от сочетания ряда факторов: сроков обучения, слуховых и интеллектуальных возможностей ребенка, методов обучения, сотрудничества педагогов и родителей. Условия употребления речевого материала связаны с ситуациями общения. Поэтому часть слов дается для активного использования детьми в самостоятельной речи, другие слова оказываются лишь в сфере понимания ребенком в определенных ситуациях.

.

Этапы формирования речи.

В соответствии с возрастными особенностями и генетическими закономерностями усвоения языка выделяются этапы речевого развития детей в процессе целенаправленного обучения.

Первый этап — от начала обучения до четырех лет. Он характеризуется глобальным (целостным) восприятием различных явлений, в том числе и речи. В развитии речи ребенка этот этап характеризуется предъявлением речевых единиц для глобального восприятия в устной и письменной речи. В связи с этим определяются как выбор форм речи, так и их соотношение. В работе с детьми этого возраста основными видами речевой деятельности являются слушание, слухо-зрительное восприятие слов и фраз, глобальное чтение табличек. В собственной речи детей на этом этапе характерны приближенность и опора на целостные единицы.Поэтому детей побуждают к приближенному произнесению слов и фраз: они могут воспроизводить слова и фразы приближенно, усеченно. Однако, несмотря на неполноту звукового состава, взрослые ориентируют детей не на говорение отдельных слогов или произнесение звуков, а на целостное воспроизведение слов.

Читайте также:  Типу развития относится развитие земли развитие общества и процесс психического развития ребенка

В письменной речидети усваивают глобальный способ восприятия графических образов слов: внимание в процессе глобального чтения фиксируется на целостности слова, его длине, а не на отдельных буквах. На данном этапе начинается обучение письму печатными буквами, которое носит характер списывания, с ориентацией ребенка не на выделение отдельных букв, а на общий образ слова и уточнение его значения.

Второй этап — от четырех до шести лет. Он предполагает постепенный переход от целостного восприятия к анализу речевого материала. В ходе глобального восприятия формируются элементы анализа речевых единиц, что связано с большим вниманием детей к отдельным звукам, буквам. Более высокий уровень анализа ус ной речи связан с необходимостью уточнения звукового состава, с улучшением качества произношения. Увеличивающийся объем воспринимаемых целостно слов и выражений в письменной речи, т. с. путем глобального чтения, у большинства детей к четырем годам приводит к многочисленным заменам слов по графическому облику, что вызывает ошибки в различении недостаточно усвоенного материала. В связи с этим на данном этапе обучения языку происходит переход к аналитическому чтению, в основе которого лежит аналитико-синтетический способ восприятия слова. В зависимости от исходного уровня речевого развития для обучения аналитк ческому чтению используются различные вспомогательные формы.

Обучение аналитическому чтению глухих детей, как правило происходит с помощью дактилологии. Она обеспечивает быстрое овладение звуко-буквенным анализом слова; способствует быстрому переходу от глобального к аналитическому чтению; содействует повышению уровня осознания устной речи, так как дети к пяти годам (т. е. к концу пребывания в средней группе) могут воспринимать и воспроизводить слова и фразы устно-дактильно.

Использование дактилологии повышает уровень анализа речи также и за счет ее подключения к собственному письму детей, поскольку письмо знакомых слов с опорой на дактильное проговари вание помогает избежать ряда ошибок и пропусков букв, что часто происходит в процессе письма по памяти.

Третий этап — от шести до семи лет, предполагающий углубление анализа речевого материала как при восприятии, так и при его воспроизведении. Дальнейшее развитие анализа языковой действительности связано с обучением языку в школе, где происходит систематическое и аналитическое рассмотрение различных компонентов мзыка. На этом этапе повышается уровень анализа устной речи, что связано с вызыванием и постановкой звуков, автоматизацией их на уровне слогов, слов, предложений. Уточнение звуковой структуры слов происходит в процессе слушания, слухо-зрительного восприятия, в некоторых случаях — в ходе устно-дактильного проговарива вия. Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный, который дополняется в случаях предъявления сложного или нового материала чтением с руки — это повышает уровень анализа и понимания воспринимаемого материала. Собственное говорение детей опирается на отработку всех фонетических элементов речи переход их от анализа к синтезу. Однако при воспроизведении трудных слов их аналй с помощью дактилологии облегчает его последующее целостное воспроизведение.

Рассматриваемый этап отличается также усилением внимания к анализу структуры слов, что обеспечивает проведение элементарных наблюдений за формой и значением слов. Это и уточнение значения однокоренных слов, и прослеживание аналогий в словах, и попытки образования новых слов по аналогии. В дошкольном возрасте эти действия не носят характера учебных упражнений, а проводятся в виде игр, занимательных упражнений.

Заключение

Овладение речью в процессе общения — это естественный путь, характерный для слышащих детей. Речь ребенка формируется в ходе различных видов деятельности и определяется постоянной практикой речевого общения с окружающими людьми. Наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения речью в норме является возраст до трех лет, в течение которого формируются механизмы речи, происходит созревание речевых отделов мозга. Отставание глухих и слабослышащих детей в общем развитии и задержка в формировании речи и мышления говорят о недостаточном использовании сензитивного периода в их обучении. Раннее начало обучения речи и интенсивное обогащение развития детей с нарушениями слуха в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми.

Одним из основных условий овладения речью является создание речевой среды, чтобы необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся взрослыми в адекватных ситуациях и повторялся детьми вслед за взрослыми или самостоятельно в соответствии с деятельностью.

Речь детей с нарушением слуха формируется на основе подражания речи взрослых при многократном повторении ими одного и того же речевого материала в разных вариантах и в условиях различной деятельности с включением слов и фраз, подсказанных ситуацией. Часто употребляемые взрослыми в речевом общении с детьми слова и фразы переходят в активный словарь детей без специального обучения. У ребёнка вырабатывается навык проговаривания вслух всего необходимого речевого материала, формируется речевое мышление.

Источник