Речь ребенка и развитие его мышления скачать бесплатно
Рекомендации
- Новинки
- Рекомендации
только полные версии книг
полная версия
Новиковская Ольга Андреевна
В этой книге вы найдете игры, упражнения, а также описание приемов артикуляционной гимнастики, которые помогут ребенку научиться правильно произносить звуки и расширить словарный запас.Книга…
Подробнее
Сапожникова Ольга БорисовнаГарнова Елена Викторовна
В пособии раскрыта история вопроса, описаны этапы занятия песочной терапии, приводятся примерные планы-конспекты занятий, разработанные и апробированные в практике работы с детьми. Затронуты все…
Подробнее
полная версия
Герасимова Анна Сергеевна
–
Этапы развития детской речи. –
Первые слова. –
Почему малыш не говорит. –
Игры и упражнения для развития речи. –
Десять простых правил общения с малышом.
Подробнее
Наталья ДуроваЕлена РычаговаАлла Арушанова
Эта книга – об истоках диалога, о зарождении речевого общения со сверстниками в младшем и среднем дошкольном возрасте, об организации речевого воспитания детей.
В пособии рассматриваются такие формы…
Подробнее
Круглова Анастасия Михайловна
Эта книга написана для родителей, воспитателей, логопедов. В ней рассказывается об основных нарушениях развития речи у детей, а также методы коррекции нарушения звукопроизношения – упражнения, задания…
Подробнее
Новоторцева Надежда Вячеславовна
Пособие для логопедов, педагогов дошкольного образования и родителей включает речевой материал для логопедической и общеразвивающей работы с детьми по формированию правильного произношения звуков….
Подробнее
Бурак Елена
Используя эту книгу, Вы сможете легко и весело заниматься с ребёнком, развивая его речь, воображение, крупную и мелкую моторику, знакомить его с окружающим миром. Игры подходят как для индивидуальных,…
Подробнее
Сухомлинова Ирина
Пособия по развитию речи для детей должны быть составлены с учетом особенностей их мышления, восприятия зрительных образов. Этот букварь, составленный Ириной Сухомлиновой, имеет массу достоинств. С…
Подробнее
Пименова Татьяна Михайловна
Скороговорки наилучшим образом подходят для полной успешной автоматизации и дифференциации звуков. Кроме того, скороговорки помогают научиться четко выговаривать труднопроизносимые слова и…
Подробнее
Косинова Елена Михайловна
Книга Елены Косиновой «Уроки логопеда. Игры для развития речи» будет полезна всем родителям, которые хотят помочь развиваться своему ребёнку. Она содержит много логопедических упражнений, которые…
Подробнее
Романович Олеся АнатольевнаКольцова Елена Павловна
Пособие предназначено для проведения психоречевого обследования детей, начиная с трёхлетнего возраста. Данная его часть посвящена диагностики психофизических процессов и речевого развития детей 6-7…
Подробнее
Ткаченко Татьяна Александровна
«Букварь» Т. А. Ткаченко представляет собой сборник заданий и текстов, позволяющих ребенку овладеть чтением на уровне требований школы, а также избежать характерных ошибок. Особая система из 20…
Подробнее
Поваляева Мария Афанасьевна
У каждого специалиста должна быть настольная книга, написанная профессионалом с большим опытом практической работы, книга-справочник, книга-учебник и путеводитель для начинающих специалистов.
Если…
Подробнее
Новиковская Ольга Андреевна
Это пособие поможет родителям и педагогам организовать занятия по развитию речи с ребенком от полутора-двух лет. Иллюстрированные игры-задания располагаются по принципу «от простого к сложному».
Подробнее
Янушко Елена Альбиновна
Сборник для занятий по развитию речи с простыми текстами и яркими иллюстрациями. В книге вы найдете специально адаптированные тексты, речевые игры и упражнения, специальные приемы работы по развитию…
Подробнее
Крупенчук Ольга Игоревна
В книге представлены потешки – игры, в которых стихи сопровождаются движениями рук. Потешки развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.
Для…
Подробнее
Кирьянова Раиса Алексеевна
Дети очень любят игры со словом, им интересно заниматься словотворчеством. Использование педагогами разных методов и приемов работы с детьми, прежде всего игр со словами, действительно обогатит…
Подробнее
Володина Виктория Семеновна
С помощью пособия вы сможете протестировать развитие речи ребенка: понять, правильно ли он говорит, достаточен ли запас слов, которое он употребляет, правильно ли связывает их между собой и…
Подробнее
Ковшиков Валерий Анатольевич
Книга посвящена исправлению распространенного и стойкого нарушения, которое проявляется у лиц с разными формами патологии устной и письменной речи, а также у иностранцев, обучающихся русскому языку. В…
Подробнее
Источник
Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи и мышления»
учитель-логопед Сагайдачная А.М.
проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг ребенка благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений.
Взгляды известных педагогов (Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Сохина Ф. А. и др.) на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) представляет собой многоаспекторный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека — это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значение языка для развития мышления.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связность при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе постепенно усложняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как эта задача, аккумулировала в себе все стороны речи — фонетическую, лексическую, грамматическую.
- Развитие связной речи ее успешное решение зависит от многих условий речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания (описание, повествование, рассуждение).
- Развитие лексической стороны речи слово рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании. Главное условие осознания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей (объединение слов в тематические группы; развитие семантических полей). Слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств.
- Формирование грамматического строя речи в процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
- Развитие звуковой стороны речи фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. Звуковые единицы языка — звук, слог, фраза — связаны между собой и составляют систему. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства). Все эти единицы взаимосвязаны.
- Развитие образной речи – образная речь является составной частью культуры речи — соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство (большой объем словаря), точность (оптимальное словоупотребеление) и выразительность (отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.)
Источник
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.
Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает речь. Таким образом, мы видим, что все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой. При выполнении заданий направленных на развитие речи мы развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.
Развитие мышления и развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.
Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.
Детям с ОНР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.
Во время занятий с ребёнком дома:
- Старайтесь ставить перед ними такие задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта.
- Не давайте им готовые ответы, а помогайте в поисках способов действия. Побуждайте детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения.
- Ребёнку с 0 и до 3 лет наиболее доступны задания, при выполнении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Но с 4 лет ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представлять себе объекты и их преобразования, т.е. когда ребёнок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребёнка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драматизация, инсценирование сказок, рассказов.
- Наиболее сложны для детей словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. Их можно развивать обучая ребёнка анализу, синтезу, сравнению, обобщению.
Эти задания потребуют от ребёнка гибкости ума, доказательства рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребёнок должен найти сходства и различия в предметах, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения. Начинать нужно с более лёгких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребёнка. Постоянно поощрять его в работе, чтобы он испытывал чувства удовольствия от занятий.
Какие бы задания с ребёнком вы не выполняли, непременно обращайте внимание на его речь. Она формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует возможностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребёнком на прогулке, играя, занимаясь различными домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребёнку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреблением и произнесением новых слов.
Постепенно новые слова войдут в активную речь ребёнка, обогащая её, облегчая общение с окружающими. Ребёнок сможет пользоваться речью, чтобы получать новую информацию.
Хорошо развивают мышление и речь дидактические игры. Это не требует специального времени для занятий, в них можно играть, гуляя с ребёнком: «Назови ласково», «Один – много», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Придумай похожее слово».
Предлагаемые примерные задания не только способствуют активизации мыслительной и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представление, память, воображение, эмоции.
Источник
“Хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личную черту,
вселить в них радость творчества,
то создавая такие условия,
что бы искорки их мыслей образовали,
царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя в нем властелином ”
Введение
Как известно, период от 6 до 12 лет –
очень важный период для развития ребенка. В эти
годы развивается воображение, творческое
мышление, воспитывается любознательность,
формируется умение наблюдать и анализировать
явления, проводить сравнение, обобщать факты,
делать выводы; воспитывается активность,
инициатива самостоятельность, начинают
складываться и дифференцироваться интересы,
склонности. Поэтому очень важно именно в этом
возрасте так организовать учебный труд
школьников, что бы максимально развить
способности каждого из них, сформировать интерес
к учению вообще и к отдельным предметам в
частности.
Природа одарила каждого человека
способностью к познанию того мира, в котором он
родился:
– способность ощущать и воспринимать
окружающий мир – людей, природу, культуру,
различные предметы и явления;
– способность помнить, думать,
соображать;
– способность говорить и понимать
речь других людей;
– способность быть внимательным.
Все эти способности развиваются и
совершенствуются не сами по себе, а в активной
познавательной деятельности человека.
Развитие речи ребенка тесно связано с
формированием интереса к речи вообще и к
собственной речи, в частности, с потребностью,
совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту
работу надо с первых дней обучения ребенка в
школе. Моя задача – в доступной для учащихся
форме раскрыть основные функции речи как
средства общения, передачи и усвоения
определенной информации, организации и
планирования деятельности, воздействия на мысли,
чувства, поведение людей.
Цель – показать, что развитие речи у
детей младшего школьного возраста тесно связано
с развитием их мышления.
Задачи:
– исследовать особенности и развитие
речи и мышления;
– учить культуре и технике общения(
интерес и внимание к окружающим, умение выразить
мысли и чувства, культура спора, умение
доказывать свою правоту и соглашаться с чужой).
Содержание
Развитие мышления детей в начальных
классах, исследование развития мышления
За первые три – четыре года обучения в
школе прогресс в умственном развитии детей
бывает довольно заметным. В этом же возрасте
достаточно хорошо раскрываются общие и
специальные способности детей, позволяющие
судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского
интеллекта в младшем школьном возрасте идет в
нескольких различных направления: усвоение и
активное использование речи как средства
мышления; соединение и взаимообогощающее
влияние друг на друга всех видов мышления:
наглядно – действенного, наглядно – образного и
словесно – логического; выделение, обособление и
относительно независимое развитие в
интеллектуальном развитии двух фаз:
подготовительной и исполнительной.
Если любой из этих аспектов
представлен слабо, то интеллектуальное развитие
ребенка идет как односторонний процесс. При
доминировании практических действий
преимущественно развивается наглядно –
действенное мышление, но может отставать
образное и словесно – логическое. Когда
преобладает образное мышление, то можно
обнаружить задержки в развитии практического и
теоретического интеллекта. При особом внимании
только к умению рассуждать вслух у детей
наблюдается отставание в практическом мышлении
и бедность образного мира. Все это в конечном
счете может сдерживать общий интеллектуальный
прогресс ребенка.
Особенности развития речи и мышления
С поступлением ребенка в школу в число
ведущих наряду с общением и игрой выдвигается
учебная деятельность. Учебная деятельность как
самостоятельная складывается именно в это время
и определяет во многом интеллектуальное
развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Однако, это
происходит не сразу, а лишь к концу младшего
школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В
школьном возрасте усложняются связи мышления и
речи. Складывается интеллектуальная функция
речи, когда она выступает орудием мышления. Слово
фиксирует результат познавательной
деятельности, закрепляет его в сознании ребенка.
Ребенок не только констатирует воспринимаемое
или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает,
делает выводы, открывая в предмете скрытые связи
и закономерности. Включение речи в
познавательную деятельность приводит к
интеллектуализации всех познавательных
процессов. Речь перестраивает чувственное
познание, изменяет соотношение мышления и
действия, закрепляет оценки, суждения, приводят к
развитию высших форм интеллектуальной
деятельности
Речь как средство развития мышления
Известно, что современная школа
уделяет много внимания развитию мышления в
процессе обучения. Возникают вопросы: какое
место в решении этой задачи принадлежит речи и
речевым упражнениям? Можно ли отождествлять
речевое развитие с развитием мышления?
В отвлеченном мышлении важнейшая роль
принадлежит понятиям, в которых обобщены
существенные признаки явлений. Знание слова,
обозначающего понятие, помогает человеку
оперировать этим понятием, то есть мыслить. Таким
образом, обладание языком, запасом слов и
грамматических форм создает предпосылку для
развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал:
“Речь – это канал развития интеллекта. Чем
раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее
будут развиваться знания”.
Однако, отождествлять развитие речи с
развитием мышления было бы неправомерно.
Мышление шире речи, оно опирается не только на
язык. Мыслительная работа стимулирует речь.
Обогащение речи, в свою очередь, оказывает
положительное влияние на развитие мышления.
Важно, что бы новые языковые средства, которые
усваивает школьник, наполнялись реальным
смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи.
Значит, речь шлифует мысль,
совершенствует ее, развивает мышление. Такова
диалектическая связь развития речи и мышления.
Особенности общения
С поступлением ребенка в школу
происходят изменения в его взаимоотношениях с
окружающими людьми, причем довольно
существенные. Изменяется содержание общения, в
него входят темы, не связанные с игрой, то есть
выделяется как особое деловое общение с
взрослым.
Характер отношений между учениками,
между учениками и учителями:
– умение учащихся слушать ответы
соучеников;
– умение ученика корректно
высказывать свою точку зрения;
– предоставление учителем
возможности для ученика проявить индивидуальные
особенности;
– использование личного опыта
ученика;
– эмоциональная удовлетворенность
учащихся на уроке;
– оценка учащимися оптимальности
способа деятельности на уроке;
– уважительное уважение учителя к
каждому ученику.
В развитии речи выделяют три линии:
– работа над словом;
– работа над словосочетанием и
предложением;
– работа над связной речью.
Упражнения в связной речи: рассказы,
пересказы, сочинения – представляют собой
высшую ступень в сложной системе речевых
упражнений, в них сливаются все умения – и в
области словаря, и на уровне предложения, и по
логике и композиции текста и графико –
орфографические умения.
Объяснительная речь – самая сложная
форма речи в младшем возрасте. Она опирается на
развитие мышления и требует от ребенка умения
устанавливать и отражать в речи причинно –
следственные связи. Объяснительная речь
передает достаточно сложное содержание.
Развитие мышление – основа речевых
упражнений
Важнейшим источником материала для
речевых упражнений является сама жизнь – все то,
что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте
школьников особенно ценна его часть –
наблюдение. Соединение материала наблюдений и
непосредственного опыта с материалом,
почерпнутым из книг, так же служит средством
развития мышления и речи школьников, особенно в
связных текстах.
Развитие речи предполагает освоение
не только содержательной, но и образной,
эмоциональной стороны языка. Чем выразительнее
речь, тем более она речь, а не только язык, потому
что чем выразительнее речь, тем более в ней
выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким
образом, выразительность рассматривается как
качественная характеристика речи, которая
связана с проявлением индивидуальности
человека.
Для обучения средствам речевой
выразительности используются следующие
упражнения. Например, можно предложить детям
произнести с разной интонацией (приветливо,
небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова:
возьми, принеси, помоги и т.д. Или привлечь
внимание к тому, как можно изменить смысл фразы,
переставляя логическое ударение: “Дай мне
куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д. При этом не
надо забывать, что интонация учителя – образец
для подражания, поэтому, прежде чем дать детям
задание, следует неоднократно попробовать
выполнить его самому.
Понятнее, доступнее становится
окружающий мир, когда знаешь, почему одну ягоду
назвали земляникой, а другую – черникой, почему
одна порода собак – овчарки, а другая – лайки,
почему один цветок – одуванчик, а другой –
колокольчик.
Развитие речи на уроках окружающего
мира
Для развития речи детей я использовала
уроки окружающего мира. Выбор этой цели на
уроках, знакомящих школьников с природой,
историческими событиями, объясняется следующим:
– развитие речи идет в этом случае в
непринужденной, свободной атмосфере, на основе
живого интереса учащихся к объектам природы, к
историческим событиям, прошлому нашей страны;
– природа предоставляет большие
возможности для речевого развития.
На каждом уроке окружающего мира,
намечаю задачу развития речи, учитывая при этом
своеобразие изучаемого материала и
целесообразность выбора речевой задачи. В этом
случае дети лучше усваивают изучаемый материал,
знания приобретают качества системности и
становятся для учащихся актуальными.
Примеры заданий по окружающему миру
– Назвать общие признаки:
ели и сосны | ромашки и гвоздики |
березы и осины | голубя и дятла |
малины и смородины | воробья и вороны |
– Чем отличается?
осень от весны | белый гриб от мухомора |
лето от зимы | лиственное дерево от |
– Что можно сказать о тигре, кошке,
мыши, слоне как о животных?
– Назови признаки времен года: лета,
осени, зимы, весны.
– При изучении растений можно
рекомендовать следующий план описания того или
иного растения:
– как называется растение?
– что это: трава, кустарник или дерево?
– где растет: в лесу, в поле, на болоте,
в водоеме?
– какой величины и формы стебель,
цветки и листья?
– для чего используют это растение?
Виды головоломок, игр, кроссвордов для
детей очень разнообразны. Я обращаюсь к тем из
них, которые предназначены специально для
развития умственных способностей школьников,
совершенствования и тренировки их памяти,
мышления, которые помогают лучшему усвоению и
закреплению приобретенных в школе знаний,
пробуждения у учащихся живого интереса к
изучаемым предметам, стимулируют нестандартные
и интересные решения, помогают ребенку оценить
уровень предложенных решений.
Часто практикую минутку “Почемучку”.
Вопрос ПОЧЕМУ? Должен звучать и в процессе
наблюдений природы, и на уроках математики,
труда, истории, на всех уроках. Постоянное
обращение к причинным зависимостям в процессе
познания – это залог развития мышления.
Например:
– Почему двойные рамы предохраняют
помещение от холода?
– Почему в жаркое время года,
обмахивая лицо, мы ощущаем прохладу?
– Почему вода в реках и озерах не
промерзает до дна?
– Почему при безоблачном небе морозы
бывают сильнее? (облака для земли все равно, что
одеяло, они не дают остывать земле) и т.д.
Большое внимание необходимо уделять
обогащению словарного запаса детей,
рассказывать им о происхождении слов и понятий.
Эту работу можно проводить при изучении темы
“Родственные слова”. Пусть дети сами попробуют
объяснить “родство” следующих слов:
диктор – диктант
перчатки – наперсток
пятница – пятерка
В других случаях потребуется помощь
учителя или этимологического словаря.
“Динамо” – динамит (сила)
лопух – лопата (форма листа)
павлин – павильон (шатер)
1 класс, “Крылатые выражения”.
Раскрыть смысл крылатых выражений:
– рукой подать – быстро;
– прикусить язык – замолчать.
Продолжение статьи
Источник