Речь педагога как средство развития речи ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
НЕЧАЕВА О. И.
Консультация для педагогов:
«Речь воспитателя, как средство развития речи детей»
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.
Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.
В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.
При воспитании речи ребёнка:
первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.
Речь педагога должна быть:
грамматически правильно построенной, связной;
с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
должна быть интонационно выразительной;
доступной для понимания;
с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Расставьте, пожалуйста правильно ударение в словах:
порт – порты, торт – торты, крем – крема, инженер – инженеры, договор, ножницы – ножницами, кресло.
Так к недочетам речи педагога относиться:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье(щастье) и т. д.;
Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель.
Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.
Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению:
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;
При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;
Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления
Речь педагога оценивается с трёх сторон:
- содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;
- безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;
- может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.
Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:
- Гласные звуки – находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о», в таких словах: «молодость – произноситься, как «молодость» – слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» – произносится, как «догавор», «сороконожка» – произносится, как «сараканожка».
- Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы», например: «вода» – вада,«окно» – акно, «молоко» – малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются, например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию
интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер»:
«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»
В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:
Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.
В целом рассказ педагога должен быть:
Полным;
Красочным;
С точно подобранными словами;
Грамматически правильно оформлен;
Выразителен;
Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
- Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
- Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность, игра: «Волшебный
стул!»
Цель: формировать у детей умения, активизировать в своей речи ласковые, нежные
слова.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в
ней стремится к их устранению.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43
Консультация для педагогов.
Тема: “Речь педагогов как средство развития речи у детей”
Учитель – логопед
I квалификационной категории:
Штырева У. С.
2019
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.
Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.
Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.
При воспитании речи ребёнка:
первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.
Речь педагога должна быть:
– грамматически правильно построенной, связной;
– с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
– должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
– должна быть интонационно выразительной; доступной ;
– с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Так к недочетам речи педагога относится:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения лексики – в грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов; Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель.
Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи. Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексики – грамматическому оформлению:
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;
При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;
Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Образец используется:
- при работе с картинкой;
- при пересказе;
- при рассказывании из личного опыта;
- для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка. В качестве недостатков словаря педагога можно назвать: Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.); соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей. В целом рассказ педагога должен быть:
- Полным;
- Красочным;
- С точно подобранными словами;
- Грамматически правильно оформлен;
- Выразителен;
- Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
- При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
- Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
- Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений. 8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.
Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.
Источник
Ирина Трунова
Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей»
составила воспитатель Трунова И. С.
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.
Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.
В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.
Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.
При воспитании речи ребёнка:
первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.
Речь педагога должна быть:
грамматически правильно построенной, связной;
с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
должна быть интонационно выразительной;
доступной для понимания;
с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Расставьте,пожалуйста правильно ударение в словах:
порт – порты, торт – торты, крем – крема, инженер – инженеры, договор, ножницы – ножницами, кресло.
Так к недочетам речи педагога относиться:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;
Речь с национальным акцентом,с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель.
Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом,стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.
Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее
лексико –грамматическому оформлению:
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;
При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;
Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления
Речь педагога оценивается с трёх сторон:
– содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;
– безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;
– может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.
Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:
1. Гласные звуки – находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о»,в таких словах: «молодость – произноситься, как «моладость» – слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» – произносится, как «догавор», «сороконожка» – произносится, как «сараканожка».
2.Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы»,например: «вода» – вада, «окно» – акно, «молоко» – малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются,например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С.Пушкина: «Зимний вечер»:
«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»
В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:
Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.
В целом рассказ педагога должен быть:
Полным;
Красочным;
С точно подобранными словами;
Грамматически правильно оформлен;
Выразителен;
Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми,например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.
Таким образом, работая с детьми, педагогдолжен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение,то есть придерживаться орфоэпических норм:
4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность,
игра: «Волшебный стул!»
Цель: формировать у детей умения, активизировать в своей речи ласковые, нежные слова.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремится к их устранению.
Источник