Речь как особенность развития ребенка
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный – до одного года;
2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й – дошкольный – до 7 лет;
4-й – школьный.
Итак, первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 – 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 – 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» —Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков , реже – дефекты смягчения, озвончения.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 г. достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой – нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
– быть психически и соматически здоровым;
– иметь нормальные умственные способности;
– иметь нормальный слух и зрение;
– обладать достаточной психической активностью;
– обладать потребностью в речевом общении;
– иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. [Филичева 1989: 22-26]
В психической жизни человека речь выполняет ряд функций: а)функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений, б) функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в слове общее, характерное для них, например, в слове дерево включено то общее, что характерно для березы, ели, липы и др.); в) функцию общения (коммуникативную); при помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и одновременно выражает свое отношение к сообщаемому, свои эмоции, этим передающий может воздействовать на слушателей, побуждая их к тому или иному действию. [Правдина 1973: 272]
Источник
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.
- Крики – возникают с рождения
- Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
- На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
- Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
- Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
- Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года – 1100
- 4 года 1600 – 1900
- 5 лет 1900 – 2200
Развитие фразовой речи у детей
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) – начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Появление и развитие предложений – с 2 лет
- К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Особенности развития речи у детей
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;
- позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби – бах – все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР – задержка речевого развития у ребенка
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме.
Источник
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внутренней и внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь-«думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения.
Словарь, грамматический строй речи развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 5 годам.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты.
Все вышеперечисленные факторы в значительной степени и зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых впечатлений, не создана обстановка , способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.
Большое значение для развития речи является психофизическое развитие ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов, а также его физическое состояние.
А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:
1-подготовительный – до 1 года;
2-преддошкольный этап первоначального овладения языком- до 3 лет;
3-дошкольный- от 3 до 7 лет;
4-школьный.
1 этап-подготовительный.
Особенности речевого развития до 1 года
Развитие речи начинается у ребенка с 2 месяцев. У ребенка появляется гуление, а в 3 месяца – лепет. Лепет – это сочетание звуков.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит определенные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодию, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (дай, тук, тик).
В возрасте 7-8 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 месяцев появляются реакции на слова.
2 этап-преддошкольный
Особенности речевого развития до 3 лет.
В этот период ребенок охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет и просьбу , и чувства. Например, слово каша может обозначать разные моменты вот каша, дай кашу, горячая каша.
С 1.5 года слово приобретает обобщенный характер. Идет накопление новых слов.
На протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
К 1г. 6 мес.-10-15 слов;
К концу 2 г.-300 слов;
К 3 г.- около 1000 слов.
К концу 3 года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом –примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата»- Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 годам дети овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
3 этап дошкольный от 3-7 лет
Особенности речевого развития от 3-4 лет
1.Словарь.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря- как активного так и пассивного. Активный словарь ребенка достигает 800-1000 слов. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их сам.
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и малознакомых слов: сокращения слов («сипед»-велосипед, «атобиль»-автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый»-первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик»-большой мальчик); Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель»-корабль).
2. Грамматический строй.
Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов(3,4). Постепенно фраза увеличивается. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
3.Звукопроизношение.
1. Согласные звуки произносятся смягченно («лезецька»-ложечка).
2.Свистящие звуки с,з,ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака»-собака, «амок»-замок); заменяются: с-ф («фобака»-собака), з-в («вамок»-замок), с-т (тобака»-собака), з-д («дамок»-замок), ц-т («тветок»-цветок).
3. Шипящие звуки ш,ж,ч,щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук); заменяются: ш-с,ф («сапка», «фапка»-шапка), ж-з,в («зук», «вук»-жук), ч-ц,ть («оцки», «отьки»-очки), щ-сь,ть («сетка», « тетка»-щетка).
4. Звуки л-р пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); заменяются звуками ль («лямпа»-лампа, «люка»-рука), й («ямпа»-лампа, «юка»-рука).
Особенности речевого развития от 4-5 лет
1.Словарь.
К четырем годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»-царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющих у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
2.Грамматический строй речи.
Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.
3. Звукопроизношение.
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
-исчезает смягченное произношение согласных звуков;
-многие звуки произносятся более правильно и четко;
-исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками ;
-исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, цю
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р. Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у детей, начатую в младших группах.
Особенности речевого развития от 5-6 лет
1.Словарь.
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудный малознакомые слова ( экскаватор).
2. Грамматический строй речи.
У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных , а также сложных предложений. При формирование фразы ребенок использует все основные части речи.
3. Звукопроизношение.
На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется ль. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в слогах со сложной фонетической структурой.
Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ), звонкие (в,б,г,д) и глухие (ф, п,к,т) звуки, но в речи они могут смешивать , т.е. вместо одного звука употребляют другой.
На шестом году жизни детей учат четко произносить все звуки родного языка, различать на слух и в произношении такие группы звуков: с-з, с-ц, ж-ш, ч-щ, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, л-р, продолжать совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат, ведут работу по воспитанию звуковой культуры речи. Для различения звуков в собственном произношении ребенку предлагают называть изображенные на картинках предметы в названии которых есть оба дифференцируемых звука, близкие по звучанию. При этом ребенок должен произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки ( т.е. произносить звуки протяжно, например, при дифференциации звуков с и з воспроизводить слова так: ссслон-зззаяц).
Таким образом, ребенок одновременно упражняется в четкости произнесения трудных в артикуляционном отношении звуков, укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Игры и упражнения для детей шестого года жизни направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова т.д. ( т.е. различать на слух и в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста). Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных групп звуков даны чистоговорки, скороговорки, насыщенные звуками, требующими очень тонкой дифференциации. Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Ребенку предлагают отгадать их, определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках. Некоторые загадки, а также стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы поупражнять ребенка не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении слов, фраз, служат для развития голосового аппарата ( умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности).
В этом возрасте ребенку предлагают и более сложные задания, например выделение из фраз, небольших стихотворений лишь тех слов, в которых есть дифференцируемые звуки.
Для различения звуков з и ж взрослый произносит такие фразы: «У нашего забора коза ест траву»; «Жук живет в дупле большого дерева»-и предлагает ребенку назвать слова, в которых есть звуки з и ж. Рекомендуя такие задания для работы в условиях семьи, логопед раскрывает родителям цели, методы выполнения упражнений.
В работе с детьми шестого года жизни важно продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Для этого в качестве упражнения можно давать детям задания, которые помогли бы устанавливать смысловые неточности.
Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с ребенком как в дошкольном учреждении; так и в семье. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых элементов фонематического анализа, когда ребенку предлагают найти на картинках среди разных предметов только те, в названии которых есть заданные звуки, например только ч и щ. При подборе таких слов ребенок учится различать звуки на слух, четко, ясно произносить их в словах, выделяя голосом.
Логопед обращает внимание родителей на то, чтобы при чтении стихотворений дошкольник воспроизводил их, учитывая интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно. громко, не торопясь.
Логопед обследует детей, выявляет тех, кто нуждается в логопедических занятиях по коррекции произношения. Организует тесный контакт с теми родителями, дети, которых посещают занятия. Привлекает родителей к совместной работе по устранению недостатков звукопроизношения. Объясняет , что если исправить дефект в условиях дошкольного учреждения не удается , ребенок направляется на ПМПК и по результатам переводится в логопедический детский сад.
4 этап- школьный
Особенности речевого развития от 7-17 лет
Главной особенностью развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом , усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка- от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
ВЫВОД:
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
-психически и соматически здоровым;
-иметь нормальные умственные способности;
-иметь нормальный слух и зрение;
-обладать достаточной психической активностью;
-обладать потребностью в речевом общении;
-иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Источник