Речь и словообразование ребенка и ее развитие

Овчинникова Маргарита
Формирование словообразования у дошкольников

Формирование словообразования у дошкольников

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования.Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.

Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.

К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»

Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка. это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребенка»

Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А. Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа

период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет, когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;

период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 – 4,0 до 5,5 – 6,0 лет).

период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 – 6,0).

Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например,

при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речевого развития.

Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.

Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразованиядопускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.

Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных,притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.

Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.

Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчествоуже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Для развития словообразования используют словесные игры.

Например:

дом – домик

Мяч – мячик

Нос-носик-носище

Глаз-глаза-глазищи-глазки

Рука-руки-ручищи-ручки

Нога-ноги-ножищи -ножки

Идет – идут

Едет – едут

Лежи – лежит – лежу

Сиди – сидит – сижу

Пиши – пишет – пишу

Неси – несет – несу

Дыши – дышит – дышу

Пей – пьет – пью

Лей – льет – лью

Лепи – лепит – леплю

Источник

Татьяна Левина
Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

.

Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи,

исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный

процесс упражнения по подбору родственных слов, по изменению

грамматической формы слова, по обучению навыкам образования

уменьшительно-ласкательных форм слов и т. п. [Р. Е. Левина, Н. А. Никашина,

Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер и др. ]. Дети должны приучаться находить общие

и отличительные признаки в словах, практически сопоставлять одинаковые

корни и разные приставки или суффиксы.

Методика такой работы предусматривает, в частности, формирование у детей навыков сопоставления названий аналогичных предметов, отличающихся друг от друга размерами (нос – носик, хвост – хвостик, объяснение в доступной форме изменений, произошедших в значении изучаемых слов. Использование специальных дидактических игр и упражнений должно помочь детям усвоить различия между названиями действий, легко поддающихся демонстрации (убежал – прибежал, наливает – поливает – выливает, открывает – закрывает). Такие упражнения должны, по мнению авторов, составить основу практического различения, выделения и обобщения значимых частей слов и, таким образом, способствовать полноценному овладению словом в его лексическом и грамматическом аспектах.

В рамках общей коррекционной программы выделяются отдельные тематические занятия по обучению детей навыкам словообразования на материале существительных (например, со значение деятеля, вместилища, прилагательных (например, со значением соотнесенности с предметами питания, материалами, растениями, временами года и пр., глаголов со значением разной направленности действий, а также сложнообразованных слов.

При этом авторы предлагают применять способ словообразования по аналогии в качестве основного, опорного способа в процесс обучения дошкольников с общим недоразвитием речи словообразованию.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одной из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняют связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).

Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Читайте также:  Методы исследования аномального развития ребенка

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Т. Б. Филичева, А. ,В. Соболева предлагают следующее содержание логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласкательных слов дается сопоставление двух предметов — большого и маленького, подчеркивается, как по-разному они называются. Интонационно выделяется суффикс (кот — котик, куб — кубик, рот — ротик и т. д.). Далее детям предлагается поднять только ту картинку,которую называет педагог: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка.

Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за педагогом предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения.

При этом можно использовать:

а) демонстрацию действий;

б) картинок;

в) опорные слова;

г) вопросы.

Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал.

Так, сначала даются упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом «ик-ок» (хвостик, бантик, грибок, дубок, затем существительных женского рода с суффиксом «к» (куколка, машинка).

Путем специальных дидактических упражнений детей учат различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками.

Эти различия передаются разными приставками. Например, пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям демонстрируется 2 противоположных действия (пришел — ушел, предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно педагог выделяет 1-ю часть слова, приставку (при-шел, у-шел, подчеркивая, как по-разному эта часть слова меняет действия.

Следующий этап включает в себя обучение умению определять обобщающее значение слова: раздаются картинки, а дети показывают,про кого можно сказать: пришел — ушел. Предложив детям самостоятельно выполнить аналогичные действия,необходимо затем составить предложения с этими глаголами:

Большое внимание уделяется обучению детей образованию новых существительных с помощью суффиксов,например: «ница» (в значении вместилища — сахарница, «ник» (чайник, слов, обозначающих лиц по их действиям и способу деятельности (суффиксы: ница, ка, унья, ист — артистка, шалунья, покупательница, воспитательница, машинист, журналист).

Обучение и закрепление навыков словообразования проводится в виде различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать эмоциональный положительный настрой детей, интерес к занятиям.

Первый раздел включает в себя ориентировочно-исследовательскую деятельность детей.

Можно выделить два направления.

Первое-формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев,как: длина слогового контура, звуковое сходство пар родственных слов. Для ориентировки детей в морфемной структуре слов используется метод их бинарного (парного противопоставления, сопровождающийся сравнением содержательного аспекта.

Специфически подбирается лексический материал для специальных упражнений.

В современной лингвистикие в зависимости от степени членимости слов выделяют два класса: исходные, или производящие основы, типа «лист», и производные слова типа «лиственный». Именно такой принцип деления слов обуславливает целесообразность указанных выше критериев для ориентировки. Объединяя исходные и производные слова в пары для ориентировки, необходимо соблюдать следующие условия:

– наличие между словами существенной семантической разницы, например, «камень-каменщик». Уменьшительно-ласкательные суффиксы не изменяют полностью значения слова, а лишь меняют качественную характеристику обозначаемого, а поэтому представляется нецелесообразным начинать с них парное противопоставление значений слов;

– наличие значительной кинестетически ощутимой разницы между исходным и производным словами. В ряде случаев, когда словообразовательный аффикс выражен одним звуком, ребенок игнорирует произносительную разницу между вариантами слов («конфета-конфетка», использование продуктивных словообразовательных принципов: суффиксального – для имен существительных и прилагательных, префиксального – для глаголов;

– подбор слов, имеющих четкие границы членимости, например «ключ-ключник»;

– при контекстном предъявлении парных однокоренных слов располагать их в непосредственной близости друг от друга -по принципу минимальной удаленности производного слова от производящего в рамках одного предложения.

Таким образом, первое направление логопедической работы фактически направлено на формирование начальных уровней антиципации как особого качества восприятия, обеспечивающего опережающее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.

Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т. е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении, как следствие – обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковой знак.Необходимо:

– закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;

– закрепить умение выделять в словах словообразовательные аффиксы;

– отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями;

сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;

Показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Соблюдая перечисленные требования к лексическому материалу приведем следующие образцы слов:

– существительные с суффиксом «ник»: пожарник, лесник, школьник;

– относительные отыменные прилагательные с суффиксом «ов»: сливовый, луковый, гороховый;

-приставочные глаголы: убежал, выбежал, забежал.

Второй раздел включает в себя обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируются обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т. е. по мере усвоения правил словообразования.Теперь необходимо:

– закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

– продолжить формирование у ребенка обобщающего значения словообразовательных морфем;

– научить сравнивать между собой словообразовательные модели, выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);

-сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований;

– закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целостного слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка.

В основу коррекционной работы по формированию навыков словообразования положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры. Комплексный подход и систематичность занятий, направленных на развитие словообразовательных навыков обеспечивают эффективность работы.

Источник

Образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности

 ( мл. гр.)

Соотносить название животного и его детёныша.

Учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию

Употребление названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.

Образование форм родительного падежа множественного числа существительных

Образование форм глаголов.

Образование глаголов приставочным способом.

Упражнять в образовании глаголов от имени существительного.

Учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок

Соотносить действия людей с их профессиями, образовывать соответствующие глаголы.

Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов

Соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол

Обогащать речь однокоренными наименованиями

Образовывать существительные в родительном падеже множественного числа

Формирование способов образования видовых пар глаголов

Образование слов суффиксальным способом

Читайте также:  Выготский о развитии личности ребенка дошкольного возраста

(ср. возр

Образовывать формы глаголов настоящего времени

Образовывать притяжательные местоимения

Образовывать наименования предметов посуды

Активизировать производные глаголы

Образовывать степени сравнения наречий

Образовывать наименования детёнышей животных

Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных

Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных

Образовывать названия музыкальных специальностей от

наименований музыкальных инструментов

Соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей

Образовывать уменьшительно – ласкательные наименования, соотносить действия и производный глагол

Образовывать существительные способом основосложения

Младший дошкольный возраст

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

– У кошки – котёночек.

– У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

Игра «У меня нос, а у тебя?»

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

– У меня нос, – говорит воспитатель.

– А у меня носик.

– У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

Игра – драматизация «Кто пришёл?»

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

– Кто к нам пришёл? (Котёнок).

– Как назовём его ласково? (Котёночек). И т.п.

Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»

– Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т.п.

Игровое упражнение «Потерялись»

На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

Воспитатель:

– Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» – кто это? Утка? Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.

Ребёнок ходит по группе ищет.

– А это чей голос? «Пи-пи-пи?» – кто это? – проводится аналогичным образом.

Игровое упражнение «Чей голос?»

В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

– Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок).

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Игра «Кто у кого?»

Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши если их много:

– У кошки – котята.

– У ежа – ежата, у коровы – телята.

Игра «Где наши ручки?»

Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:

– Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами).

– Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т.п. «-3 раза.

Игра «Лото»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)

Игра «Мишка, поезжай!»

Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.

– Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке?  Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т.п.

Подвижная игра «Молчанка»

Дети произносят слова: Первенчики, червенчики

                                         Зазвенели бубенчики,

По свежей росе

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т.д.  

Игра «Молчок»

Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Чок-чок, рот на крючок

И молчок!

Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т.д.

Игра «Всё наоборот»

Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается  про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т.д.  

Игра «Кто больше скажет о профессии»

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т.д.)  

– Что делает портной? (ответы детей).

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.  

Игра «Кто как голос подаёт?»

В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку.

– Вот…. (Кошка), вот….(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку!?» (Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку!).

– Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда)

аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.  

 Игра «Оркестр»

Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками.  

Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т.д.

«Вечер загадок»

Детям предлагается отгадать загадки:

То мурлычет, то играет,                                   Видали вы его не раз-

То куда-то удирает,                                           Он скачет в двух шагах

Убегает далеко.                                                 От нас, чирикает:

А когда придёт обратно,                                   «Чирик – чирик!»

То мурлыкает и с блюдца                                  Кто к этой песне не привык?

Пьёт сырое молоко. (Кот)                                                              (Воробей)

Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает.

Игра «Гуси»

Рассматриваются картинки:

– Это….(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты.

– А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить гусята. Один –гусёнок, а когда их много,  это – гусята. Много у гусыни гусят.

– Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.    

Читайте также:  Что является показателем развития ребенка 5 лет

Средний дошкольный возраст

Игровая ситуация «Чего не хватает Мише для прогулки?»

На стенде выставляются картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка и предлагается их перечислить. По мере называния картинки убираются. Затем дети помогают одеть на прогулку мальчика Мишу, называя по памяти названия одежды на картинках. Дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т.д.  

Игровое упражнение «Два брата»    

Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.

– Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только ….

– Встаёт, – добавляют дети.

– Шустрик оделся, а Мямлик…

далее дети отвечают: оделся – одевается, заправил – заправляет, умылся – умывается, позавтракал – завтракает, почистил – чистит и т.д.

можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т.д.   

Игра – драматизация «В гостях у куклы»

Воспитатель говорит:

– К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

– Для хлеба есть что? (Хлебница).

-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором).

– Как называется посуда для конфет? И т.п.    

Игровое упражнение «Почтальон принёс открытки»

Почтальон принёс открытки на которых изображены животные выполняющие различные действия.

Каждому ребёнку адресована своя открытка. Ребёнок запоминает свою открытку. Затем воспитатель называет действия животных  «Снеговики танцуют», «Мишка барабанит, «Кошка мяукает (лакает).и т.п. (рисует, танцует, бежит, гладит, лает, поливает) , а ребёнок должен сказать чья это открытка.

Игровое упражнение «Чьё, чьё? – Моё»

Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками  и говорит.

– Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё? Это что? (Туфля). Чья туфля? И т.д. (чья, чьё, чьи, чей). Хозяин получает вещь и убирает на место. 

Игровое упражнение «Чаепитие»  

Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай будем пить из самовара». Нужно заварить чай. 

«В чём заваривают чай? (Чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (Сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.

Аналогичное упражнение «Таня накрывает на стол»    

(хлебница, салфетница, сахарница, молочник, конфетница, салатница, чайник)

Упражнение «Магазин посуды»

(сахарница, хлебница, салфетница, сухарница, солонка, маслёнка) 

Русская народная игра «Заинька»

Дети становятся в круг (хоровод),  заинька в центр круга. Хоровод ходит вокруг и напевает:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши, хлопай,

Заинька, ногами потопай….

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выбежать….

Игра «Холодно – тепло»

Дети прячут в комнате игрушку, затем водящий её ищет, а дети комментируют поиск: тепло, теплее, совсем тепло, горячо, прохладно, холодно, ещё холоднее, совсем холодно. 

Игра «Разбуди кота»

Ребёнок – кот сидит на стуле (спит). Остальные дети взяв на себя роли детёнышей животных, наряжаются, образуют круг. Воспитатель указывает на ребёнка и тот откликается соответствующе персонажу: кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т.д. Кот называет кто его разбудил  (петушок,

утёнок, лягушонок, цыплёнок и т.д.). Затем водящим выбирается другой ребёнок.   

Старший возраст

Игровое упражнение «Где я был?»

Воспитатель:

– Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море)

– а теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только говорить, кого вы видели много: много волков, много бабочек и т.д.

главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.         

Игровое упражнение «Пиф считает»

В гости к детям приходит собака (бибабо) Пиф.

– Я Пиф и умею считать. Вот спросите у меня сколько у меня хвостов и я отвечу.

– Пиф, сколько у тебя хвостов?

– У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (обращается к ребёнку).

– Пиф, сколько у тебя носов?

– У меня один нос. А теперь спросите про уши ( про брови, глаза, рот, щёки, лапы . т.д.)

Пиф не отвечает на вопрос до тех пор пока ребёнок не образует правильную форму.     

Игровое упражнение «Мишка музыкант»

В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.

– Это…. (пианино, это…(балалайка), а вот это …(барабан).

– А как называют музыканта, который играет на пианино (пианист), на барабане..и т.д.

– Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне?

(горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист) 

Аналогичным образом проводится игра « Киоск открыток»

На открытках изображены действия спортсменов. Дети называют кто на ней изображён и что он делает. Футболисты – играют в футбол, бегуны – бегают, пловцы – плавают, борцы- борются и т.д.) 

Народная игра «Кузовок»

Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок,

                                                                                                                   Клади в него что на – ок,

                                                                                                                   Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.

– Я положу в кузовок клубок ( замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т.д.). В конце игры  разыгрываются залоги.

– Чей залог вынется (из корзины), что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т.д.                                                                                           

Игровое упражнение «Назови машину одним словом»

Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).

Аналогично упражнение «Для чего нужна такая машина?» 

(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз).

Источник