Речь и речевая активность как основа развития ребенка

«Значение речевой деятельности в развитии ребенка»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в  полном виде – понимание речи и активная речь – развиваются постепенно.

В рамках деятельностного подхода все более широкое признание получает рассмотрение речи как деятельности. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является влияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются и в аномальном развитии.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны  и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психологическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней подсознательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л.С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Недостатки речи также играют важную роль в судьбе ребенка, в его учебной деятельности. Существуют недостатки речи, которые не оказывают сколько-нибудь выраженного влияния на усвоение школьных знаний. Таковы, например, многие недостатки произношения, при которых полностью сохраняется способность усвоения грамоты, имеется полный словарный запас и развернутая грамматически правильная речь.

Однако существуют речевые нарушения, делающие невозможным усвоение школьных знаний в обычных условиях обучения без специальной помощи. Например, сильно мешают успешному усвоению школьных знаний различные формы общего недоразвития речи. Попадая в общеобразовательную школу, эти дети становятся неуспевающими. Недостатки речи, подобные этим, являются сами по себе серьезным препятствием для нормального усвоения основ знаний, отрицательно сказываются на выборе профессии, на судьбе ребенка.

Таким образом, речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. В процессе речевой деятельности ребенок приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности. Речь является также важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.  Поэтому необходимо  развивать речь детей с самого раннего возраста.

Список литературы:

  1. Логопедия /Под редакцией А.С. Волковой, С.И.Шаховской – М.: ВЛАДОС, 1999
  2. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М . 1963

Источник

Кастюнина Юлия
Речевое развитие детей дошкольного возраста как основа развития личности и общества в целом

Речь является основным средством человеческого общения, основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого непосредственного познания,осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь – то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе. Жан Вильям Фриц Пиаже, швейцарский психолог и философ, считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь “со своей точки зрения” и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника.

Монолитическая речь обращена к одному или группе слушателей (собеседников, иногда – к самому себе. По сравнению с диалогической речью, характеризуется развернутостью (что связано со стремление широко охватить тематическое содержание высказывания).

Целью обучения монолитической речи является формирование речевыхмонологических умений:

1) перессказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.

Умение правильно общаться – основа, которая необходима человеку на протяжении всей жизни, поскольку через общение с другими людьми он реализует себя, как личность.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Читайте также:  Систематика отклонений в развитии ребенка

В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Задача педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников.

Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей,как:

общение;

– речь воспитателя, культурно-языковая среда;

– чтение художественной литературы;

– обращение к различным искусствам (например, к актерскому).

– обучение родной речи в рамках игровых занятий;

Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

Общение как важнейшее средство развития речи у детей

Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

Культурно-языковая среда

Речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя, характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурно-языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

Всевозможное искусство также оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

Искусство актерского мастерства, воплощенное в форме театрализованной деятельности оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализация способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия,которые включают:

– потешки, хороводы, игры – инсценировки, звукоподражательные и др.

– игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

– разгадывание простых загадок;

– игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

Заключение.

Не раз каждый из нас мог слышать: «С виду казался приличным человеком, но стоило ему открыть рот…». Так говорят зачастую о людях, которые не умеют правильно и красиво выражать свои мысли. Казалось бы, откуда в век всеобщего доступа к различным видам информации берутся такие «неряшливые» в плане речевого развития люди?Ответ прост и очевиден: все они родом из детства. Из детства, в котором родители были постоянно заняты, им некогда было общаться с детьми. Как следствие, вокруг ребенка не было создано благоприятной среды, способствующей формированию личности с лаконичными мыслями, с красивой и грамотной речью. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе, в ВУЗе, становления его как личности. Поскольку все основы речевого развития закладываются в дошкольный период, то именно мы – педагоги дошкольного образования совместно с родителями ответственны за то, каким является речевой фон нашего общества.

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Орлянская Р.Р.

1

1 ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

В статье проведен анализ психолого-педагогических исследований посвященных развитию речи детей раннего возраста. Автор разводит понятия «речевая активность», «коммуникативно-речевая активность», «активная речь», дает определение «речевой активности». Коммуникативно-речевая активность представляется как свойство человека или его деятельностное состояние, характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком. Речевая активность – это устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком. «Активная речь» входит в состав «речевой активности» и является необходимым условием последней. Анализ исследований и результаты экспериментальной работы позволили выделить критерии, показатели и уровни речевой активности детей второго года жизни.

Читайте также:  Роль общения со взрослыми в развитии личности ребенка

ранний возраст

речевая активность

активная речь

коммуникативно-речевая активность

1. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.

2. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/ Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

3. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

4. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды/ А.А. Леонтьев. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2003. – 536 с.

5. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.

6. Разенкова Ю.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем/ Ю.А. Разенкова, Е.Р. Баенская, И.А. Выродова. – М.: Полиграфсервис, 2002. – 132 с.

7. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития/ Т.Н. Ушакова. – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 256 с.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Пластичность мозга ребенка от рождения до трех лет, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта и личности в целом определяют большие потенциальные возможности развития. Именно в это время у ребенка развиваются такие ключевые качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др. Однако эти качества не возникают автоматически, как результат физиологического созревания, их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие резервы ребенка остаются нераскрытыми и последующее отставание в его развитии компенсируется с трудом и не полностью.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста – речь. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни – не просто количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. М.И. Лисина рассматривает общение как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Важная характеристика общения – обоюдная активность.

Речевое общение осуществляется между двумя или несколькими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Особой формой активности является речевая активность. Термин «речевая активность» широко используется в научной литературе, но авторы по-разному рассматривают это понятие.

Одна группа исследователей (Л.И.Айдарова, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др.) рассматривают речевую активность как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью.

При этом речевая деятельность определяется единством двух сторон – внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование и программирование, выступают те психические функции, которыми она реализуется: потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность, в частности.

Речевая деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности. По мнению С.Н.Цейтлин, И.П.Дайлидене, отличительной особенностью маленького ребенка является преобладание в его лексиконе звукоподражательнх слов (ономатопей), для которых характерна простота звукового облика и артикуляции, мотивированность звуковой формы. Дети постепенно переходят к нормативному употреблению слов, иногда параллельно употребляя ономатопеи и нормативные слова, постепенно отказываясь от ономатопей. Еще одной отличительной чертой лексикона маленького ребенка являются протослова (слова изобретенные детьми). Эти звукокомплексы приобретают смысл при постоянной поддержке и понимании окружающих ребенка взрослых.

Детская речь носит ассоциативно-ситуативный характер, то есть может быть понята лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Слова ребенка могут иметь смысл целого предложения или высказывания, этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Вкладывая в произносимые слова свой собственный смысл, часто непонятный окружающим, дети в то же время хорошо понимают речь взрослых и редко ошибаются, выполняя их инструкции. Дальнейшее развитие речи происходит быстрыми темпами, однако дети не всегда правильно справляются с грамматическими формами, заменяя одни слова другими, создавая свои слова (Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова).

Другая группа исследователей (Б.Г.Ананьев, А.А.Алхазишвили, М.М.Бахтин, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, О.Е.Грибова, Р.М.Фрумкина и др.), рассматривают речевую активность как условие речевого общения. Согласно их взглядам, общение является важнейшим компонентом формирования личности ребенка и в разные возрастные периоды общение может принимать статус ведущей деятельности. Формой проявления речевого общения исследователи называют речевое поведение. Формирование активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения.

В частности, А.А.Алхазишвили указывает на то, что язык как средство общения функционирует через речевую активность, которая в форме речевых действий включается в акты поведения, когда индивиду для удовлетворения своей потребности необходимо вступить в контакт с другими членами данной среды. Включение речевых действий в поведение характеризуется определенной спецификой, когда член социальной среды, с которым индивид вступает в контакт выступает для него в роли слушающего. Наличие слушающего создает ситуацию, которую можно квалифицировать как речевую. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие.

По мнению А.А.Леонтьева и Д.И.Изаренкова, речевая ситуация не просто влияет на формирование коммуникативного высказывания, но и побуждает к нему. Они полагают, что в процессе общения формирование высказываний происходит под влиянием факторов, являющихся внешними по отношению к речи: обстоятельства, в которых совершается коммуникация, и отношения между предметами и явлениями действительности. Совокупность этих отношений и составляет речевую ситуацию. Исследователи отмечают также компоненты речевой ситуации: внутреннее состояние говорящего (его потребности, мотивы), внутреннее состояние слушающего, предметы и явления, о которых идет речь, и материал языка.

Читайте также:  Закономерности норм и патологии развития ребенка

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка, поэтому правильное понимание речевых ситуаций необходимо каждому человеку для того, чтобы его высказывания соответствовали нормам культуры речи.

Еще одна группа исследователей (Л.С.Выготский , А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) считает речевую активность показателем интеллектуального развития ребенка. Согласно их взглядам, развитие высших психических функций происходит в ходе усвоения или присвоения ребенком общественно-исторического опыта накопленного человечеством, в процессе деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Такая деятельность ребенка формируется в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. При этом важнейшим условием интеллектуального развития ребенка является овладение речью, поскольку именно в речевой форме перед ребенком выступает богатство накопленных человечеством знаний, понятий об окружающем мире. По мнению исследователей, язык и речь являются основой для развития мышления. Речь – это канал развития интеллекта (Н.И.Жинкин). Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Соответственно, с увеличением знаний ребенка увеличивается его речевая активность.

Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь».В словаре«Педагогическое речеведение» под коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека или его деятельностное состояние, характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком.

Коммуникативно-речевая активность это и предмет, и основное условие обучения речи. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. Организация коллективного взаимодействия в группах, где происходит интенсивное общение, способствует повышению коммуникативно-речевой активности.

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от: особенностей характера человека; наличия потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком, организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического обучения; характера общения сверстников.

«Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы, но это не совсем правильно. Мы придерживаемся взглядов Т.В.Ахутиной, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, И.А.Зимней и других на активную речь как на форму речевой деятельности, заключающуюся в осуществлении речевых высказываний в звуковой форме (говорение). В то время как речевая активность – это не только способность высказаться, но и способность воспринимать и понимать речь другого. Это устойчивое свойство личности, обеспечивающее инициативное речевое поведение. «Активная речь» входит в состав «речевой активности» и является необходимым условием последней.

В исследованиях, посвященных развитию речи детей раннего возраста, понятие «речевая активность» также широко используется (М.Т.Елагина, В.В.Ветрова, И.П.Дайлидене, Г.Л.Розенгарт-Пупко, М.И.Попова, Л.Н.Павлова и др.), вместе с тем авторы, не давая определения, рассматривают лишь отдельные ее составляющие: проявления первичных голосовых реакций, увеличение словарного запаса ребенка и пр.

Мы под «речевой активностью» понимаем устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.

Анализ исследований и результаты экспериментальной работы позволили нам выделить критерии, показатели и уровни речевой активности детей второго года жизни (таблица).

Критерии, показатели и уровни речевой активности детей

критерии

показатели

уровни

Понимание речи взрослых

Понимает словесные инструкции взрослого, быстро показывает все предметы, названные взрослым. Выполняет все действия с предметами и инструкции взрослого, не подсказанные жестом.

I уровень

Понимает и показывает только часть предметов (находящихся на постоянных местах), выполняет действия с предметами, словесные инструкции взрослого, подсказанные жестами.

II уровень

Понимает и выполняет только разученные ранее действия, подсказанные жестом и предметами в конкретной бытовой или игровой ситуации

III уровень

Собственно речевое развитие ребенка, включая коммуникативные умения и навыки

Самостоятельно употребляет в речи простые (ходовые) слова-названия, слова-действия, признаки предмета. По собственной инициативе произносит слова и короткие фразы с различной интонацией, воспроизводит слоговую структуру 2х-3х сложных слов. Самостоятельно составляет еще грамматически не оформленные предложения из 2х и более слов. Постоянно проявляет инициативу в общении. Обращается к взрослому по разным поводам, задает вопросы.

I уровень

Употребляет в основном звукоподражательные, облегченные слова. Повторяет слова за воспитателем. Произносит слова, с различным составом звуков и фразы по просьбе взрослого. Использует в речи различные интонации. Составляет 2х-3х словные предложения по подражанию или с помощью взрослого. Отвечает на вопросы воспитателя. Вступает в контакт с взрослыми, но самостоятельно инициативы не проявляет.

II уровень

Сам почти не говорит. Иногда повторяет слова за взрослым. Преобладают невербальные средства общения. Не воспроизводит слоговую структуру слов (ни по собственной инициативе, ни по просьбе взрослого). Использует в речи лепетные слова. «Речь» интонационно не окрашена.

III уровень

Познавательная активность и предметно-практические действия

Проявляет интерес к окружающему. Самостоятельно выполняет различные действия с предметами. В «игре» отображает часто наблюдаемые действия. Ориентируется в контрастных формах и величинах предметов. Оречевляет свои действия. Привлекает взрослых к совместным действиям.

I уровень

Интерес к окружающему проявляет эпизодически. Охотно начинает выполнять действия с предметами, но быстро теряет интерес. Однократно или эпизодически обращается к взрослому за помощью. В «игре» воспроизводит разученные ранее действия. Соотносит предметы по форме и величине. Оречевляет свои действия после стимулирования взрослого.

II уровень

Не проявляет интереса к окружающему, действиям с предметами, не отвечает на инициативу взрослого по поводу предметов и действий с ними. Не различает предметы по форме и величине. Игровые действия манипулятивны, играет молча.

III уровень

Большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие речевой активности – это управляемый процесс. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника.

Рецензенты:

Алисов Е.А., д.п.н., профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва;

Криворотова Э.В., д.п.н., профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Орлянская Р.Р. РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17691 (дата обращения: 29.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник