Речь и познавательное развитие ребенка

Речь и познавательное развитие ребенка thumbnail

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании

 познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Источник

Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитиевключает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность – это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Задачи воспитания:

• Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

• Обогощать эмоционально-чувственную

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника.

Познавательно –исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитиюречи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований:

Опыты (экспериментирование).

Коллекционирование (классификационная работа).

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие “Назад в прошлое”

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.).

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое).

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования “путешествие по глобусу и карте” в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного “пространства мира”. Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, “прокладываем” его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть “обрамлена” другими видами деятельности.Возможны следующие сочетания:

• Исследовательская деятельность – затем сюжетно-ролевая игра.

• Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) – затем собственно исследовательская деятельность.

• Исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста.Ребенок:

• Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации,задает вопросы: “зачем?”, “почему?”, “как?”;

• Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения (“потому что. “);

• Проявляет интерес к символическим “языкам”: пытается самостоятельно «читать” схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать);

• Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции);

• Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Источник

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка–это гарантия успешного обучения в школе. В домашних
условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто
свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и
студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и
энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается.
И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на
плечи воспитателей.

Бедный словарный
запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не
может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения
ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в
его активной речи.

Современный
ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными
возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства
нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий
педагогический процесс.

Шаблон в развитии
речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только
вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это
целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая
использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых
упражнений ребенка.

Развивать речь
ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь
сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более
целенаправленной и осознанной.

1. Обогащать
познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,
экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления
самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия
для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах
деятельности.

Чтобы правильно
организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие
направления:

1. Речь самого
педагога
, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник,
проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится
у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу
речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не
съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые
слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование
представлений
об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми
для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без
соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок
думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки,
потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он
самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в
последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение,
систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом
представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах,
их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок
приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их
взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие
любознательности
. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно
выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё
рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество
свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать
любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и
доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские
мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное
воспитание
. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира
начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче
возможности познания окружающего мира.

5. Игра. Одним из
самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является
игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок
получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об
окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти
единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на
познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевая игра
претерпевает ряд изменений:
режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре
дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое — либо событие, управляют
действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.
Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со
сверстниками либо по какой — то причине ограничен в контактах с ними. В этой
игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что
будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с
другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В
ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица,
сопровождает игру « дикторским » текстом, поясняя, что происходит. В этой игре,
как и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предмета
на другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп,
эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа
персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры,
развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию
с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Работая по
данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогащать
познавательную сферу детей
информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную
деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт
в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире
, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия
, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления
самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать
условия
для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех
видах деятельности.

Учитывая,
актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого
ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую
технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”,
построенная на использовании групповых и индивидуальных детских
исследовательских проектов: исследовательско-игровых,
творческо-исследовательских, информационно-исследовательских,
практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение
исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать
свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно
мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

принцип интеграции позволяет знакомить детей с
разными областями знаний, тесно связанных между собой.

принцип деятельности
и интерактивности
предоставляет ребенку возможность реализовывать
разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

принцип научности подразумевает, что все сведения
должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же
время научном уровне.

принцип
природосообразности
позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого
возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для
раскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства связан тесно с реализацией прав
ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

В младшем
дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

развивать навыки
вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится
педагогу;

активизировать
желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

формировать
начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в
практических опытах.

В старшем
дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

формировать
предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умение
определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;

развивать желание
пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе
совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в
итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе
    единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному
    приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Приемы,
используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные–наблюдения,
рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические–упражнения,
игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность,
исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные –
рассказ
, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи
познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать
познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,
экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности
в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать
условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех
видах деятельности.

Сюжетно-ролевые
игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого
диалога.

Игры-драматизации
способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и
активизируют речь.

Строительно-конструктивные
развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах
и пространственных отношениях.

Дидактические
игры
занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным
элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он
оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать,
воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты–особая
группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а
так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они
имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и
сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе
должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона
охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской
активности. Главный принцип её оформления–доступность. Всё, что в ней
представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен
обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной
направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции,
демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и
проведения опытов, мини-библиотеку.

 Книжный уголок

 Игровая комната

Играем вместе

Список литературы

1.          
Калашникова,В.В.Методическая консультация для воспитателей«Познавательно-речевое развитие дошкольников» //Детсадклуб.ру:электрон.журнал.

2.          
Тугулева, Г.В. Активизация мыслительной деятельности будущих первоклассников //Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

3.           Формирование познавательно-речевой активности у детей среднего возраста в ходе игровой деятельности (социализации) //Планета детства

4.         Кошкарова,И.Н. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Источник