Речь и мышление в процессе развития ребенка

Тема:  Взаимосвязь развития речи и мышления.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Вторая сигнальная система, свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием Второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Первая и вторая сигнальные системы — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль. Ее формирование происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия двух систем может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.  [1]

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его проявляется  в отражении:

  • общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
  • существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

Таким образом, речь и мышление являются продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого стали выполнять ряд функций и заняли одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. Рассмотрим подробнее взаимосвязь развития речи и мышления.

Проблема взаимосвязи речи и мышления  является едва ли не самым важным разделом психологии. Связанная с сознанием, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. 

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Оно складывается постепенно, на основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая, в процессе общения с окружающими людьми, словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Читайте также:  Книга джона медина правила развития мозга вашего ребенка скачать

Также под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.

 Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия.  Ребенок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Он выполняет лишь те или иные реакции или функции над попадающимся ему под руки материалом: продукты этого манипулирования для ребенка – сначала лишь случайные, побочные результаты его деятельности, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. Но с того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно со специфической задачей, являются первыми интеллектуальными актами ребенка.

 Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных “предметов”, которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется “рассудочная” мыслительная деятельность.

Новый этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. Речь как сложная психическая функция возникает у ребенка на основе определенного уровня его когнитивного развития. По мнению Л. С. Выготского, развитие речи и мышления происходит непараллельно и неравномерно. До определенного уровня онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга. Однако в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются и возникает новое психическое образование – речевое мышление.

Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.

Кроме того, в процессе игры ребенок узнает некоторые чувственные свойства вещей. Реальный контакт с объективной действительностью, в котором протекает жизнь ребенка, существенно определяет – в особенности при правильной постановке педагогической работы – его умственный рост. Его умственное развитие не строится исключительно на узкой базе его личного практического опыта. С первых же шагов оно опосредовано итогами общественной практики, которые передаются ребенку окружающими и воспитывающими его взрослыми. Через посредство знаний, которые они ему сообщают, общественное сознание формирует развивающееся индивидуальное сознание ребенка.

 Развитие мышления ребенка совершается, таким образом, в двух планах – непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба эти плана, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.

При этом все же первично мыслительные процессы, несомненно, совершаются как подчиненные компоненты какой-либо “практической” (хотя бы – у ребенка – игровой) внешней деятельности и лишь затем мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной познавательной деятельности.

[1]  Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 1—5, М. — Л., 1940—49; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954;

Источник

Развитие речи и мышления детей дошкольного возраста

(познавательно – речевое развитие детей)

«Каков человек, такова и его речь» говорил в свое время Сократ. Речь – чудесный дар природы, но он не дается человеку сразу от рождения.

Должно пройти некоторое время, чтобы ребенок научился говорить. Осознавая свое «я» (Я- девочка, мне 3 года, я люблю рисовать, я могу прыгать, это мой друг, я хочу гулять), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, т.е. становится активным участником.

В самом раннем детстве закладывается то, какой будет наша речь.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит живое общение. Современные дети живут в эпоху высоких информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир. И родители, из хороших побуждений, слишком стремятся развивать своих детей, чей окружающий мир и так перенасыщен информацией.  Это способствует тому, что у малышей формируется своеобразная защитная реакция «ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не говорю». Впоследствии возникает речевая задержка и нарушения коммуникации. В последние годы, по данным статистики, увеличивается количество малышей с аутистическими тенденциями в развитии.

Читайте также:  Речевое и моторное развитие ребенка

Предлагаю обратиться к истории.

Начало 20 века. Появился  первый телефон.  На первый план выходят слова точные, обозначающие конкретные факты. Отходит на второй план витиеватость, цветистость речи, свойственная 19 веку. 

Конец 20 начало – 21 века – это бум информационных технологий. На сцену выходит знаковая система, система символов. Общение сводится к системе «Человек – машина».  Это общение через Интернет, СМС – общение. Данная система требует краткости, минимизации символов и знаков. Слова – определения, сравнения, эпитеты и т. д. становятся лишними, отмирают, выпадают из активного словаря.  Важнейшая часть нашего общения вживую: тон голоса, мимика, позы и жесты компенсируются смайликами, скобками. И ребенок, проводя все время перед экраном гаджетов, в виртуальном мире,  не в состоянии как «прочитать» состояние своего собеседника, так и украсить свою речь невербальным общением.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать.

Для чего же так необходимо развивать речь ребенка?

В трудах великих педагогов и психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский) отмечалась взаимосвязь речи и мышления. “Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.”  

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, контроль за своим поведением, это средство осознания своих переживаний,  и сознания себя в целом.

        Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном  дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Именно поэтому я выбрала тему своей работы познавательно-речевое развитие дошкольников.

Целью моей работы стало создание условий для познавательно-речевого развития ребят.

Для себя я поставила следующие задачи:

1. обогащать активный словарь детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

2. обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

3. учить проявлять и словесно объяснять свои эмоции;

4. поддерживать интерес у детей и проявление инициативы и самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

5. мотивировать родителей постоянно общаться со своими детьми.

В своей работе я стараюсь реализовать принципы стандартов дошкольного образования:

1. При реализации первого принципа в течение всего дня, в группе, я выстраиваю деятельность таким образом, что каждый ребенок может выбрать себе игру, которая его увлекает на данный момент. Общение детей со сверстниками выстраивается в разных играх. Если малышу хочется уединиться, он имеет возможность выбрать себе дидактическую игру, либо занятия по интересу. В уголке для чтения есть книги, которые соответствуют теме недели, и которые постоянно обновляются. Чтение книг мы используем чаще всего во время свободной игры, перед сном: в спокойной обстановке, я читаю короткие рассказы, сказки и вместе с детьми мы обсуждаем характер героев, оцениваем их поступки, ищем другие варианты окончания сказок. В детских играх я выступаю не как наставник, а как партнер, это вы могли наблюдать и на моем занятии. Также вы могли увидеть и приемы для развития таких качеств как уверенность в себе (выслушивание каждого ответа, благодарность за личные  ответы, индивидуальность, использование и проговаривание тех знаний, которые были получены в другой деятельности). В процессе игр, при появлении трудности в общении, и когда появляется необходимость ввода нового слова, я стараюсь ввести его в игровой форме, при этом происходит обогащение словаря детей.

2. Показанное занятие по познавательно – речевому развитию полностью подчиняется второму принципу стандартов. Дети выступают как субъекты педагогической ситуации. Они сами выбирали тот вид деятельности, которым они хотели бы заняться в той игровой ситуации, которая была создана ими же. Я постаралась создать условия для полноценного проявления и  развития таких качеств, как лидерство, подчинение правилам, установленным в обществе, проявление и высказывание собственного мнения. Дети сами выбирали тот материал, с которым они будут работать из нескольких предложенных им.

3. В своей работе, как одну из форм совместной деятельности, я использую проектную работу. Она предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию (через общение со старшими, чтение дополнительной литературы, экспериментирования, проведения опытов, и т.д.), а также готовит ее оглашение перед сверстниками.  

4. На показательном занятии реализацию четвертого принципа можно было наблюдать при выборе постановки проблемы, где мой вопрос прозвучал не как необходимость, а как предложение найти ответ на вопрос «Когда появились первые черепахи?», при выборе транспорта и способа его постройки. Таким образом, я пыталась поддержать инициативу ребят, поощряла любые их предложения, какими бы смешными они казались. Я уверена, что именно при таких условиях мы сможем воспитать уверенного в себе человека.

Читайте также:  Стратегия развития ребенка в дошкольном образовании

        5. Одним из принципов стандарта является принцип сотрудничества с семьѐй. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития ребят. Понятие «взаимодействия с семьѐй» нельзя путать с понятием «работа с родителями». В основе взаимодействия лежит равноправное участие  их в образовательном процессе.

Предлагаю вам такую ситуацию, все мы мамы, женщины, приходим вечером после работы домой, готовим ужин, ваш ребенок увлеченно играет на планшете. Вас это устраивает, потому что он вам не мешает. Но в определенный момент вы обращаетесь к ребенку, чтобы попросить его о чем-то. Он не реагирует. Ваши действия? В нашем зале, полном специалистов, возникают проблемы в выборе действий, а что можно ожидать от простых родителей? Именно поэтому мы практикуем такие формы работы, которые способствуют сближению родителей и детей, ведь зачастую многие мамы и папы испытывают трудности в нахождении тем для разговора со своими детьми, в формах общения.

Мы организуем «Круглые столы» по темам: «Как начать разговор с сыном?», «Любимые игры моей доченьки», «Как вырастить настоящего мужчину?» и другие;  устраиваем тематические выставки; организуем участие родителей на занятиях по ознакомлению с профессиями, когда каждый родитель приходит к детям и рассказывает им о своей профессии, показывает результаты своего труда;  устраиваем совместные праздники, где родители выступают не в роли зрителей, а становятся участниками праздника, героями сказок; также мы используем «записки» малышей для своих родителей. В течение дня ребенок может написать своим родителям, то чем они занимались, либо то, что ему сегодня очень понравилось. Записки крепятся на дверцу шкафчика, вечером придя за ребенком,  взрослые могут увидеть то, чем занимался малыш. И попросить его озвучить  что изображено на его записке. Таким образом, мы, взрослые участвуем в развитии речи своих малышей.

6. Мы воспитываем личность, способную жить и трудиться в семье, команде, обществе, где есть определенные правила, законы. Моя главная задача – показать как появляются правила и для чего они нужны. На занятии мы оказываем помощь тому, кто не справляется, устанавливаем правила поведения с животными, соблюдаем правила поведения в транспорте (пристегнуть ремни, проследить, чтобы все были расположены с соблюдением безопасности). При этом каждый ребенок должен сначала осознать, а затем словесно сформулировать правило.

7. На своем занятии я использовала приемы исследовательской деятельности при ознакомлении детей с черепахами (панцирь твердый или мягкий, что делают черепахи когда боятся, чем питаются), а также путешествие «По реке времени».

Я cчитаю, чтобы ребенок смог связно рассказать о чем-нибудь, ему нужно самостоятельно осознать и принять это знание как своё, например, через действие с каким-то предметом. Возьмем песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить. А для этого необходимо подобрать такие слова, которые выражают основную мысль рассказа: «Песок сыпучий, сухой, из него невозможно слепить комочек. А из влажного, липкого песка можно слепить фигурки». По-моему мнению, развитие мышления ребенка невозможно без усвоения новых слов, которые выражают новые понятия.

8. В своей работе я использую игры, материалы, книги, которые соответствуют возрасту малышей и их индивидуальным особенностям.

Так, материалы, стимулирующие общение детей, доступны в различных центрах интересов (маленькие фигурки людей и животных в строительном уголке; пальчиковые куклы и рассказы в картинках в уголке для чтения; игрушки для ролевых игр внутри или вне помещения группы).

Детям я рассказываю о логических связях в то время, когда дети играют с материалами, которые стимулируют мышление (карты для расположения в определенной последовательности, игры на сходства/различия, игрушки разных размеров и формы, игры на сортировку, числовые и математические игры). Стимулирую детей проговаривать свои мысли вслух или объяснять ход своих рассуждений при решении проблем (почему они рассортировали объекты по разным группам; в чем заключаются сходства или различия двух картинок). Понятия в словарь детей ввожу с учетом интересов или их потребностей в решении определенных задач (рассказ о равновесии при строительстве высокого здания из кубиков; выяснение, сколько ложек необходимо для того, чтобы накрыть на стол).

9.  На этом занятии мы затронули вопрос: «Почему черепахи не живут в нашей полосе?» Ведь любую игру и вид деятельности можно связать с местом, где мы живем, особенностями природы, климата, населяющих наш поселок людьми.

Ошибочно думать, что мы развиваем речь детей только во время специально организованной образовательной деятельности. Развитие речи и мышления наших малышей – непрерывный и захватывающий процесс, который начинается с примера взрослых и заканчивается самостоятельным детским творчеством.

Источник