Речь и интеллект в развитии ребенка читать
Книга – универсальное средство. Некоторые читают для того, чтобы занять время, получить знания, окунуться в новые переживания или получить ответы на вопросы. Огромное разнообразие позволяет выбрать и читать то, что понравится вам и поможет решить те или иные проблемы.
Современный человек выделяет книгам особое место в своей жизни: не только в качестве развлечения, но и для собственного развития, увеличения словарного запаса, интеллекта и красноречия.
Для того чтобы развивать свое мышление, увеличивать запас слов и повышать уровень интеллекта, безусловно, не стоит уделять много внимания дешевым романам, развлекательным журналам и прочим изданиям, направленным на развлечение и отдых человека.
Стиль подачи информации в них чаще всего несет малолитературный контент, а больше направлен на простой, низкоинтеллектуальный текст, не способствующий развитию речи человека.
Широкий ассортимент на любой вкус
Для современного человека находить и читать материал не составляет труда и уже не важно, будет это литература в привычном напечатанном варианте или в электронном виде. В плане саморазвития полезным будет знакомство с литературой в любом формате.
Совершенствование речи, мышления, интеллекта, увеличение словарного запаса необходимо не только для детей, но и для взрослых, поэтому широкий спектр литературы предлагается для человека в любом возрасте:
- научная литература;
- словари;
- энциклопедии;
- художественная литература;
- детская литература.
Для того чтобы текст был интересным, а результат максимально продуктивным, стоит поставить перед собой конкретную задачу, которая поможет определиться с выбором и стать грамотным в любом аспекте.
Какие именно книги нужны для человека, может решить только он или родители, когда речь идет о вопросах, связанных с развитием ребенка.
Саморазвитие человека
Желание красиво и грамотно разговаривать, выражать свои мысли и поддержать различные темы разговора с возрастом становятся острее. К сожалению, чтобы выглядеть лучше, базового развития интеллекта иногда не хватает.
Книги являются незаменимым помощником не только для ребенка, который только учится принимать информацию и правильно воспроизводить ее, но и для взрослого человека. Пополнение словарного запаса возможно не только благодаря изучению словаря или технической литературы.
Правильно подобранная узконаправленная или художественная литература, классика вполне способны расширить кругозор и восполнить пробелы малого запаса слов.
Если речь идет о маленьком ребенке, не стоит усердствовать и настаивать на изучении специализированной литературы, достаточно будет читать развивающую согласно возрасту, уделяя внимание и самостоятельно объясняя ребенку значение слов и область их возможного применения.
Это могут быть: «Бибики нет» Ольги Громовой, «Расширяем словарный запас детей 2-4 лет» Татьяны Куликовской, «Развитие лексикона ребенка: учебное пособие» Светланы Плотниковой и многие другие.
Детские произведения формируют любовь к чтению, интерес к новым знаниям, тренируют память и дают волю воображению. Таким детям легче воспринимать информацию, они более грамотны в правописании и красноречии, могут быстро и правильно сформировать мысль, не страдая от маленького запаса слов.
Разнообразие литературы позволяет не только увеличивать багаж знаний и совершенствоваться в красноречии, но и поможет стать более уверенным в себе, независимо от возраста и статуса, человеком.
Чтение всегда было и будет одним из самых результативных вариантов самообразования человека, это источник полезной и интересной информации, которая значительно увеличивает грамотность речи и запас слов.
В любом возрасте, выбирая ту или иную книгу в художественном или научном стиле, человек встречает новые или забытые слова, которые вызовут интерес и помогут стать интересным и образованным собеседником.
Особенно это касается специализированной литературы, которая поможет не только повысить уровень интеллекта, но и стать грамотным специалистом своего дела.
Иногда чтения и знакомства с новыми словами недостаточно: их нужно не просто прочитать, но и запомнить, тогда человек сможет употреблять их, вкладывая точный и правильный смысл, делая речь интеллектуально наполненной и осмысленной.
Какие книги лучше выбирать
Для тех, кто боится выступать на публике, стоит ознакомиться с содержимым книг по риторике, логопедии и сценической речи, например, «Хочу говорить красиво! Техника речи» Натальи Ром или «Камасутра для оратора» Радислава Гандапаса.
Для общего развития незаменимыми станут энциклопедии и словари. Не стоит думать, что это скучно. Правильно выбранное произведение поможет увеличить словарный запас, при этом ответит на все интересующие вопросы о значении слова и его правильном и уместном использовании.
Специальные серии о животном мире, географии, исторических событиях, растениях, человеке, психологии, философии и других науках помогут разобраться и восполнить пробелы в образовании. Не стоит думать, что такие книги наполнены исключительно скучными терминами.
Современные энциклопедии богаты яркими иллюстрациями, которые делают прочтение не только запоминающимся, но и интересным в любом возрасте.
Если техническая и научная литература все-таки вас пугает, начните с прочтения материалов о путешествиях, географических открытиях, литературе, искусстве и культуре, природе, выделяя текст, который близок вам по смыслу.
В любом возрасте не стоит забывать о книгах. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор. Кроме развития красноречия, пополнения словарного запаса и знакомства с новой терминологией, человек тренирует свою память, внимание и интеллект, становится развитым и интересным в беседе.
Выбирая литературу, вы сможете подготовить благодатную почву для начала нового этапа в своей жизни и своем совершенствовании.
Источник
Одна из самых частых рекомендаций, которую я даю на консультациях как логопед-дефектолог – это учить ребенка слушать книги.
Зачем современным детям нужно учиться слушать книги? Почему это важно и как сказывается на развитии речи и внимания?
Одна из моих самых частых рекомендаций, которые я даю практически на каждой консультации, и при проблемах в развитии речи, и нормативным детям – читать им книги каждый день и учить ребят слушать аудио-книги.
Казалось бы, зачем сейчас учить ребенка слушать книги? Есть мультики, есть видео-игры и много самых разных гаджетов – ребенок может получать информацию через них, да и его досуг точно будет организован.
Делать это стоит по нескольким причинам. Современных детей окружает много яркой и агрессивной информации, она буквально «валится» на них: это и яркие мультфильмы с бешеной динамикой действия и яркими цветами, и видео-игры с постоянной сменой кадра и сюжета, и ярчайшая реклама – дети привыкают смотреть, причем смотреть на яркую и динамичную информацию. У них развивается с задержкой произвольное внимание, т.к. для восприятия этого визуального хаоса внимание практически не нужно, информация просто «падает» на ребенка и ее очень много.
Кроме того, дети привыкают смотреть, а не слушать, слуховой канал восприятия у них, как правило, развивается гораздо меньше, чем визуальный. В результате у ребят возникают огромные трудности в школе и на любых занятиях, где надо СЛУШАТЬ то, что рассказывает педагог. И надо удерживать внимание самостоятельно, уметь сосредоточиться на звучащей информации, уметь ее понимать и воспринимать – а низкий уровень внимания не позволяет это сделать.
Ребенок, который слушает качественные книги, имеет прекрасный словарный запас, его речь качественно отличается от речи «не слушающих» сверстников своими высказываниями. Когда ребенок еще не читает самостоятельно (или просто не очень любит это делать), то слушание книг – единственный для него способ развить свой языковой багаж.
И так, зачем учиться – объяснили. Как это сделать?
Есть несколько очень простых рекомендаций, и если их применять последовательно, у Вас получится включить чтение в режим дня и научить ребенка слушать и воспринимать тексты.
1. Введите чтение в режимный момент, сделайте его ежедневным ритуалом (например: вечером, после умывания, ребенок с мамой садится на диван и слушает книгу).
2. Читайте небольшими отрывками, заканчивайте «на самом интересном» и до того, как ребенок устанет, начнет зевать, отвлекаться или отказываться слушать дальше. Не торопитесь прочитать сразу много – Вы формируете привычку, работаете над «историей слушания». Ничего страшного, если сначала ребенок будет слушать совсем чуть-чуть – все равно похвалите его, скажите, как Вам понравилось, что он Вас слушал.
Постепенно Вы сможете увеличить время прослушивания, а положительное отношение ребенка к слушанию текстов и совместному досугу – бесценно.
3. Если у Вас маленький ребенок или у малыша есть особенности речевого развития (особенно при снижении уровня понимания речи) начинайте с книг, в которых соотношение картинки и текста примерно 1 картинка на 1-2 предложения. Такие книги похожи на комиксы для малышей. Сюжет должен быть коротким и понятным для ребенка.
4. После чтения закройте книгу и сами расскажите ребенку, о чем сегодня читали – помогите ему воспроизвести по памяти текст без картинок, без наглядной опоры. Когда гуляете или едете в машине, вспоминайте и сами проговаривайте прочитанные истории. Так Вы научите ребенка понимать текст и будете тренировать слухо-речевое внимание.
5. В хорошо знакомых малышу историях делайте паузы, дайте возможность ребенку закончить фразу, договорить фрагмент сюжета.
6. Не забывайте объяснять новые слова или выражения. Можно не только объяснить, но еще и показать короткий ролик или картинку на компьютере, чтобы малыш увидел, например, что такое «ураган».
А если ребенок категорически отказывается слушать? Закрывает уши руками, уходит?
Как правило, такая ситуация возникает, если у ребенка не хватает устойчивости внимания, чтобы сосредоточиться на восприятии и понимании текста, или при снижении уровня понимания речи, когда для ребенка прослушивание текста детской книги примерно равно прослушиванию лекции по ядерной физике: говорят вроде на русском языке, и при этом ничего не понятно.
В таких случаях стоит начать с книг для детей более младшего возраста. Ребенок начнет понимать, о чем Вы читаете, привыкнет к ежедневному ритуалу совместного чтения, научится удерживать внимание – и Вы сможете перейти к детской литературе, соответствующей возрасту ребенка.
Всем интересных книг с захватывающими историями и внимательно слушающих детей!
Источник
Вероника Фирстова
Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад № 15» г. Маркса
Доклад:
«Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников»
Подготовил:
руководитель РМО
Фирстова В. В.
Маркс 2017
«Родной язык, – это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа».
Я. Корчак,
Американский психолог Э. Торндайк заявил, что трёхлетний ребёнок проделал уже полпути своего умственного развития. В связи с этим, психологи и педагоги считают, что своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное, – значит, с первых же дней после рождения ребёнка. Полноценное – значит, достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.
Почему же проблема речевого развития дошкольников остается столь современной и актуальной? Почему современные ученые продолжают уделять данному вопросу пристальное внимание?На это есть несколько причин:
1. Речь является важнейшим средством человеческого общения и познания действительности.
2. Речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению.
3. Речь является необходимым условием воспитания и обучения. Именно взрослые учат ребенка говорить.
4. Дошкольный возраст – максимально сензитивный период в появлении и становлении речи. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
5. Современная школа предъявляет высокие требования к подготовке детей к школе. Обучение ребенка родной речи одновременно способствует развитию его интеллекта, т. к. в дошкольном возрасте складывается интеллектуальная функция речи, необходимая для успешного обучения в школе.
6. В дошкольном возрасте складывается и социальная функция речи, она – средство коммуникативной компетентности. Всякая задержка, любое нарушение речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
7. Крайне неудовлетворительный уровень речевого развития современных детей-дошкольников. Обследование речи дошкольников логопедами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей имеются различные речевые дефекты.
Таким образом,на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов в жизни человека, первый его «университет».
Главным условием успешного речевого развития дошкольника является эффективная организация работы по развитию речи детей в условиях ДОУ. Основу этой системы составляют методические принципы, вытекающие из закономерностей развития языка, на которых строится программа речевого развития. В программе чётко определены все компоненты речевого развития дошкольников и разработаны возрастные критерии их усвоения. Содержание работы по развитию речи определено в рабочих программах (перспективно-тематический план, который подразделен на циклы.
Каждый цикл включает в себя серию НОД и предварительную и последующую работу к ним. Речевое развитие детей идёт через получение знаний по экологии, через формирование естественнонаучных представлений, развитие социальной компетентности, самосознания и понимания роли человека в истории и культуре.
Учеными-педагогами отмечено, что результативность работы по развитию речи в ДОУ значительно повышается,если в нее включены следующие компоненты:
– создание условий речевого развития (организация развивающей предметно- пространственной среды; методическое обеспечение);
-создание единого речевого пространства (взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ по тематическим неделям)
-методика организации и проведения НОД (нетрадиционная форма проведения НОД; речь педагога; стиль общения педагога; метод предварительного погружения в учебный материал; комплексное решение речевых задач);
-развивающая система обучения (поисково-экспериментальные методы; продуктивные и проблемные методы обучения);
-диагностика речевого развития (развитие фонематического слуха, звукового анализа; словарь; коммуникативные умения и связная речь; грамматический строй речи; осознание речевой деятельности);
-совместная работа с семьей по речевому развитию детей
Речевое развитие детей происходит в различных видах деятельности, но более подробно я остановлюсь на организации и проведении НОД и СОД по развитию речи. Очень важным считаю вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Этому способствует нетрадиционная форма проведения НОД и подготовка к ней.
Основной метод получения знаний детьми – это метод предварительного погружения в изучаемый материал. Воспитатель читает детям художественную и научно-энциклопедическую литературу, заучивает стихи, пословицы и поговорки, ставит опыты, конструирует макеты, организует разные виды игр, консультирует родителей по выполнению домашнего задания и т. д. Каждое занятие по развитию речи является кульминацией большой работы, которую проделал воспитатель с детьми по определённой теме. А затем, используя багаж знаний, полученных детьми, обучает детей родной речи:
помогает детям усваивать «материю языка» (тренирует органы речи);
облегчает понимание знаков языка – лексического и грамматического (тренирует интеллект);
облегчает детям усвоение литературных норм языка, т. е. изучает традиции употребления слов, словосочетаний и предложений, их звукового оформления.
Использование метода предварительного погружения в учебный материал даёт положительные результаты в речевом развитии детей,так как:
дети на занятиях проявляют интерес к учебному материалу, потому что он им знаком и понятен;
дети выступают как равноправные партнёры в беседе с педагогом, у них есть о чём поговорить друг с другом;
из пассивных слушателей дети превращаются в активных участников разговора;
у детей во время занятия активно развиваютсявсе технические процессы: они вспоминают, что им известно, анализируют, сравнивают, делают умозаключения, фантазируют.
Таким образом, расширение содержания образования по развитию речи дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире и о роли человека в этом мире. Дети учатся видеть закономерности развития общества, анализировать, делать умозаключения, осознавать себя как личность, ответственную за свои слова и поступки. Высказывания детей при такой системе работы являются полными, грамотными, логически завершёнными, т. е. речь детей, которая служит показателем их интеллектуального развития, становится богаче и содержательнее.
Я не буду подробно останавливаться на пересказе, его мы подробно разобрали на прошлом РМО. Хочу обратить ваше внимание на обучение рассказыванию.
Обучение детей рассказыванию в процессе НОД осуществляется со средней группы.
В ходе НОД у детей формируются следующие умения:
– отбирать содержание для своих рассказов,
– располагать его в определенной последовательности,
– пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания,
– строить речь преднамеренно и произвольно.
У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию:
по форме – описательные и сюжетные;
по содержанию – фактические и придуманные (творческие).
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1) по игрушкам и предметам;
2) по картине;
3) из опыта;
4) творческие рассказы.
В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.
Рассказывание по восприятию носит описательный характер. Дети рассказывают о тех предметах и явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств.
К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, натуральных предметов, картин, явлений природы.
Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.
Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.
В средней группе детей учат составлять рассказы по восприятию, в старшей и подготовительной к школе группах – по восприятию, по памяти и по воображению.
В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию:
– совместное рассказывание. Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;
– образец рассказа – это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);
– анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;
– план рассказа – это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;
– коллективный разбор плана. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;
– моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
При обучении детей рассказыванию используются разные виды моделей:
а) распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой);
б) ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.
в) можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (работы Л. А. Венгера и его учеников);
г) оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Оценка используется во всех возрастных группах.
В процессе формирования навыков монологической речииспользуются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на электронный носитель. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.
Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов.
Для составления описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).
Повысить интереск описательному рассказу помогают следующие приемы:
1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).
Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.
Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»
Педагог Ребенок
У меня утенок У меня цыпленок
Утенок желтый И цыпленок желтый
У утенка большие красные лапы У цыпленка лапки маленькие
Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).
3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).
5.Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой – одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.
6. Использование схем, моделей.
7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.
Одним из условий успешного проведения НОД является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей, речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Каждое новое слово, оборот речи необходимо пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.
Речевое развитие ребенка зависит от стиля общения педагога. Нужно понимать, что не надо дергать детей постоянным исправлением ошибок в их речи, чтобы не остаться единственным говорящим лицом. Добиваться того, чтобы дети чувствовали себя полноценными и равноправными участникам беседы.
Положительным моментом в организации и проведении НОД в нашем учреждении является то, что каждое занятие проводится по определенной теме. Но совершенствование системы речевого развития подразумевает, что все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждом НОД необходимо вести работу по формированию грамматического строя речи, звуковой культуре речи, обогащению словаря детей, развитию диалогической и монологической речи. Такой подход позволяет уделять равноправное внимание развитию всех речевых компонентов у детей на каждом занятии
В системе работы по развитию речи необходимым условием является создание единого речевого пространства, которое заключается во взаимодействии учителя-логопеда, психолога, воспитателя, а также родителей. Очень хотелось бы, что бы и в ваших детских садах было создано единое речевое пространство, отвечающие требованиям ФГОС ДО
Таким образом, на основании вышеизложенного,можно сделать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии человека.
2. Только целенаправленная, систематическая, правильно организованная работа помогает добиваться высоких результатов в речевом развитии ребенка.
3. Все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждой НОД должна вестись работа по формированию грамматического строя речи, по звуковой культуре речи, обогащению словаря детей и развитию диалогической и монологической речи, познавательных процессов.
Источник