Речь и интеллект в развитии ребенка 1927

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

…Речь и интеллект в развитии ребенка Экспериментальное исследование речевых реакций ребенка

Доступна только бумажная версия документа

259, 3 с., 1 вклад. л. табл.

Количество страниц

О произведении

Ответственность

Лурия Александр Романович

Серия

Труды Психологической лаборатории

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Александр Романович Лурия — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.

Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.

Биографический очерк
Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове.

С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

С конца 1944 — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.

Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

1927 – Речь и интеллект в развитии ребёнка
1930 – Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок (в соавторстве с Л. С. Выготским)
1940 – Учение об афазии в свете мозговой патологии
1947 – Травматическая афазия
1948 – Восстановление функций мозга после военной травмы
1950 – Очерки психофизиологии письма
1960 – Умственно отсталый ребёнок
1966 – Лобные доли и регуляция психических процессов
1962, 1969 – Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга
1963, 1970 – Мозг и психические процессы
1968 – Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) (исследование феноменальной памяти С. В. Шерешевского)
1971 – Потерянный и возвращенный мир
1971 – Психология как историческая наука
1973 – Основы нейропсихологии
1974 – Об историческом развитии познавательных процессов
1974, 1976 – Нейропсихология памяти
1976 – Основные проблемы нейролингвистики
1979 – Язык и сознание
2006 – Лекции по общей психологии

Источник

МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.

      „Учитесь, учитесь, учитесь ежечасно, ежедневно… Следите за ходом нашей науки, кто не следит постоянно за ее достижениями, тот, конечно, быстро катится назад — от науки к ремеслу,“ – так завещал отец сыну: Роман Альбертович Лурия – Александру Романовичу. И сын внял, и сын учился – ежечасно, ежедневно, привлекая к своему любимому делу всех, кто так же, как он – жил этим. И рождались новые направления в психологии, и родилась новая наука – нейропсихология.

– Какими компенсаторными воздействиями вы пользуетесь в практике работы с детьми с ограниченными возможностями? – спрашивает коллегу детский психолог.

– “Гимнастика мозга”. Вы знаете – очень хорошая динамика. Воздействуя физическими упражнениями на определенные локальные участки мозга у детишек – получаем замечательные результаты и в когнитивной сфере, в поведенческом плане. Особенно если еще и социальное окружение способствует этому.

     Да, сейчас, когда уже доказана локальность мозга – мы можем применять различные техники и технологии для развития компенсаторных возможностей у детей с патологией или с задержкой психического, а также психоречевого развития. Развивая межполушарное взаимодействие (мозолистое тело мозга), мы получаем хорошие результаты в развитии различных сфер малыша – и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, меняется и физическое состояние ребенка, и его речевая деятельность. Но откуда у нас эта информация? Это долгие исследования наших выдающихся ученых, известных педагогов, психологов, физиологов, дефектологов. И большой вклад в этот пласт внес А. Р. Лурия.

     Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 года в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия. В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву. В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом. В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского Университета. Со студенческой скамьи увлекаясь и исследуя аффективные состояния человека, затем, будучи соратником и последователем Л.С.Выготского, он развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализацию в различных видах деятельности.  Основными качествами Александра Романовича по описанию знавших его людей, были энтузиазм, редкая работоспособность, доброта и др. Его ответственность, отзывчивость, пунктуальность служили прекрасным примером для окружающих. Работая в различных областях психологии – общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия исследовал становление различных познавательных процессов у детей, сделав существенный вклад в изучение проблемы психического развития ребенка.

     На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) он изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним. Большое внимание уделяя изучению роли речи в развитии психических процессов у детей, в частности в формировании произвольных движений и действий, он разработал новую теорию локализации высших психических функций, представляющую существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий.

     Учитывая все эти “открытия” в психологии развития ребенка, мы сегодня акцентируем внимание на то, насколько развита мышечная сила рук, ног, спины, насколько развита манипулятивная возможность пальчиков. Ведь все эти параметры напрямую сказываются на психологическом развитии малыша. Применяя пальчиковую гимнастику, мы развиваем речь ребенка, т.к. точно знаем, что “язычок напрямую связан с кончиками пальцев”. Да, действительно, это так. Лурия А.Р. своими работами доказал, что локальные участки мозга, отвечающие за речь, находятся в непосредственной близости с локальными участками, отвечающими за мелкую моторику, и компенсируют друг друга в случае их незначительного (не органического) повреждения.

     Главные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга послужили основой формирования нейропсихологии и нейропсихологической диагностики. В годы Великой Отечественной войны, будучи руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя в поселке Кисегач Челябинской области, оперируя и наблюдая раненых с травмами головы, организуя серию исследований, изучая каждый отдельный случай, сопоставляя, анализируя и делая определенные выводы, применяя  инновационную реабилитацию посредством трудотерапии – Лурия А.Р. внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Он разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3).

     Исследование динамики развития ВПФ ребенка требует применения таких методов, которые, прежде всего, могут ответить на вопрос, какие качественные изменения происходят в его психической сфере. Таким методом является нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурии, в основу создания которой был положен принцип системного строения высших психических функций и их динамической локализации. Я считаю очень важным исследование формирования психических функций уже в дошкольном периоде детства с целью ранней диагностики и коррекции. Переход от среднего дошкольного (4-х лет) к старшему дошкольному (5–7 лет) возрасту характеризуется существенными качественными изменениями в психическом развитии детей. Старший дошкольный возраст — важный этап, который в значительной мере определяет последующее развитие ребенка. Этот период характеризуется развитием всех функций ребенка.

     Пробы на реципрокную координацию, динамический праксис, графическая проба и задания, направленные на исследование процессов программирования и контроля произвольных действий и деятельности – выполнение ритмов по инструкции, реакция выбора, свободные и направленные ассоциации, проба «пятый лишний», рассказ по серии сюжетных картинок, праксис позы пальцев правой (ведущей) руки, пробы Хеда, пробы на слухоречевую и зрительную память, ошибки понимания слов, близких по звучанию и значению, восприятие перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений – вот неполный перечень тестов нейропсихологической диагностики ребенка дошкольного возраста, который предложил Лурия А.Р., учитывая при этом  “левополушарных” и “правополушарных” детей, т.е. их латеральность (ведущая рука, нога, глаз, ухо).

     Применение нейропсихологического метода диагностики и сегодня является  адекватным и чувствительным в отношении изучения динамики развития различных групп ВПФ у детей дошкольного возраста.

     А.Р. Лурия – автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, среди них основные: “Речь и интеллект в развитии ребенка”(1927), “Этюды по истории поведения”(1930), “Учение об афазии в свете мозговой патологии”(1940), “Травматическая афазия”(1947), “Восстановление функций после военной травмы”(1948), “Умственно отсталый ребенок”(1960), “Мозг и психические процессы”(1963,1970), “Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга”(1962,1969), “Основы нейропсихологии”(1973), “Нейропсихология памяти”(1974,1976), “Основные проблемы нейролингвистики”(1976), “Язык и сознание”(1979) и ряд других, множество из которых было переведено на различные языки мира. Хорошо известны его работы и в области дефектологии. В 1950-е гг. Александр Романович с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности.

     14 августа 1977 года стал тем днем, когда отечественная психология и новая наука – советская нейропсихология, рожденная Лурия А.Р. в нескончаемых поисках и исследованиях, научных и лабораторных работах, – потеряли своего зачинателя, мыслителя и труженика. А мы, современные педагоги и психологи,  по сей день пользуемся его практическими наработками, наследием, плодами его жизненного труда, и бесконечно благодарны выдающемуся психологу, нейропсихологу, физиологу, дефектологу Александру Романовичу Лурия  за то, что стало достоянием наших практических решений в развитии, воспитании и образовании детей, вверенных нам для понимания меры ответственности и принятия своевременных методов, техник и технологий в возможном устранении патологии либо облегчении состояния в их развитии.

Ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович

2. https://www.psyoffice.ru/5-psychology-3685.htm

3. https://studopedia.org/8-73911.html

4. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00108640_0.html

5. https://ru.citaty.net/avtory/roman-albertovich-luriia/

Источник