Ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира сеченов

Ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира сеченов thumbnail

Пребывая в счастливом состоянии ощущения Высшего, мы значительно ускоряем в том числе свое интеллектуальное развитие, а когда достигаем высшего состояния самадхи, то переходим к прямому постижению Высшего.

Шаг 5 Самосознание. Образ “Я”. Различия во взглядах йоги и психологии.

Естественное стремление нашего “Я” – добиваться успеха. С каждой новой победой, с каждым новым достижением мы становимся все более уверенными в себе, а наша самооценка возрастает. Другое естественное желание нашего “Я” – быть востребованным другими людьми. Мы хотим чувствовать себя “своим” в круге единомышленников, хотим, чтобы нас принимали такими, какие мы есть, хотим, чтобы нас ценили, чтобы нами восхищались. Как формируется наша самооценка? Не секрет, что первоначально она возникает как отражение оценки нас другими людьми, в первую очередь нашими родителями, и лишь много позднее мы начинаем оценивать себя сознательно.

Еще одна особенность нашей самооценки в том, что она формируется на бессознательном уровне, практически невозможно изменить ее с помощью логики. Своими корнями самооценка уходит в самые глубинные слои нашей психики, она затрагивает базовую потребность в общении с другими людьми, именно поэтому изменение самооценки требует особых практик и техник. В этом курсе мы рассмотрим структуру, функции и особенности нашего представления о себе.

Самосознание и образ “Я”. Подход психологии.

Определение самосознания.

В философии самосознание определяется как «выделение человеком себя из объективного мира; осознание себя как личности; осознание своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов». Другое определение мы находим в психологическом словаре: «Самосознание – осознание отношения человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, переживаниям и мыслям». Другими словами, самосознание представляет собой выделение себя из мира, обращение внимания на собственную персону. Существенная черта в характеристике самосознания – это способность не только отделить себя от остального мира, но и противопоставить себя ему.

Что касается животных, в психологии считается, что у них нет осознания своего состояния, но у них есть самочувствие как самоощущение, как ощущение своего состояния (нижний пласт самосознания, органические ощущения – такие как голод, боль и т.д.). Любое живое существо непрерывно получает ощущения от собственного тела, которые И.М. Сеченов назвал системными чувствами. Синтез этих ощущений и создает самоощущение.

Генетический аспект проблемы самосознания.

В современной психологии считается, что зачаточные формы самосознания появляются у ребенка уже в первые годы его жизни. Вначале выделяется физическое «Я» ребенка, в основе которого лежит отражение им своих физических качеств и возможностей, особенностей своего тела. Два вида ощущений – системные чувства и предметные – вначале у ребенка слиты, он обладает только самочувствием, из которого затем образуются более сложные формы самосознания (когда ребенок научается отделять и сопоставлять внутренние с внешним). В процессе общения с людьми зарождается и развивается духовное «Я». Теперь ребенок уже может воспринять в себе чувства, эмоции, мысли и т.д., отделяя себя от них; формируется мышление и речь.

Согласно известному отечественному психологу Л.С. Выготскому, самосознание – это социальное сознание, перенесенное во внутрь (интериоризованное), а память – та основа, которая сохраняет его целостность и неразрывность.

В сферу осознания физического «Я» вовлекаются сначала отдельные органы чувств и части тела, через синтез которых формируется первичный образ собственного тела, овладение произвольными движениями, что и позволяет выделить ребенку себя из окружающего его пространства. Одновременно происходит отграничение себя от мира неодушевленных предметов. Манипулируя с этими предметами, ребенок осознает, что именно он – причина этих действий.

Первоначально ребенок испытывает чувство слитности с миром – так, себя он называет в третьем лице. Причем имя не существует для него в качестве особого обозначения собственной личности – он может относить его ко всему маленькому, а себя называть именами других детей. Согласно А.Г. Спиркину, исходное состояние сознания ребенка есть полное безразличие «Я» и «не – Я», для него нет различий внутреннего и внешнего, а, значит, и нет своего «Я».

Около трех лет в самосознании ребенка происходит заметный скачок. Он вступает в новую фазу развития – фазу активного утверждения себя и отстаивания своей самостоятельности. Теперь он говорит от собственного имени и в первом лице.

Читайте также:  Развитие ребенка с каждым годом

В подростковом возрасте наблюдается качественная перестройка всей структуры самосознания. Если до подросткового возраста самосознание развивалось стихийно, то теперь ребенок начинает сознательно формировать себя. Внимание сдвигается с восприятием внешней стороны личности (и себя, и других людей) на уровень ее внутренней, глубинной стороны. Однако самооценка в этом возрасте крайне неустойчива, ситуативна (отсюда неуверенность, робость, ранимость и т.д.).

Выделение себя из мира. Схема тела.

В процессе любого перцептивного и двигательного акта происходит само-выделение субъекта (не только в рамках восприятия внешних объектов и построения движений, но и в форме ощущений от внутренних органов – интероцепции, и в форме болевых ощущений).

На основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцепция) и состоянии движения органов (кинестезия) формируется схема тела – субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Схема тела может простираться дальше физических границ тела и может включать, например, одежду. Схема тела – образование психическое, она может включать элементы, физически отсутствующие (например, при ампутации руки многие пациенты описывали такие феномены, как фантомная конечность). Роль схемы тела – быть эталоном для сравнения поступающей информации с тем, что должно быть, и облегчать построение движений.

На основе информации от интероцептеров возникают ощущения, диффузно отражающие общее состояние организма – самочувствие – эмоционально окрашенное впечатление комфорта и дискомфорта, напряжения и разрядки, беспокойства или успокоения. Также вклад в самочувствие вносит болевая и температурная чувствительность.

Схема тела крайне важна для построения нами интегрального представления о себе. Нарушения в ощущениях своего тела влекут за собой трансформацию всего образа “Я” – многочисленные примеры этого дают нам исследования шизофрении (“расщепления личности”) и других психических расстройств. Материал клинических наблюдений расстройств самосознания показывает, что при нарушении схемы тела возникает деперсонализация, которая, в свою очередь, приводит к распаду целостности психической деятельности личности, ее дезинтеграции. Больные обладают сходными переживаниями: исчезновение своего «Я», состояние обезличенности, чуждости, измененности своего тела, отчуждение собственных психических актов.

Трансформация в ощущениях схемы тела также является одним из самых эффективных методов введение человека в гипноз (измененное состояние сознания).

Уровни и единицы самосознания.

Известный отечественный психолог В.В. Столин описал многоуровневую структуру самосознания. Он предлагает различать три целостных системы (уровня активности), которые представляет собой человек – организм, социальный индивид и личность. Соответственно отсюда вытекает уровневая структура процесса самосознания – самосознание организма, индивида и личности. Причем организм соответствует биологической сфере (физическое тело), индивид – социальной (социальная роль, социальные представления о себе), личность же отражает общий уровень нашего культурного и духовного развития.

В качестве единицы самосознания В.В.Столин предлагает выделять смысл «Я», содержащий когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты (аналог личного смысла), причем конфликтный личностный смысл. Так, смысл действия, направленного на удовлетворение одного из противоречащих друг другу мотивов, будет являться конфликтным, причем это будет уже не действие, а поступок. Поступок, по Столину, это всегда выбор, а возникшее противоречие – это противоречие смыслов «Я», то есть противоречие самосознания.

С точки зрения онтогенетического развития В.С. Мерлин предлагает выделять следующие четыре уровня самосознания:

Источник

В отечественной психологии эта проблема выступает уже у Л. Грота, И. М. Сеченова, который увязывал проблему “Я” с “теплыми чувствами”, интерорепциями. Была показана зависимость физического образа “Я” от многих моментов, особенно самооценки, оценки других (И. С. Кон, А. А. Бодалев, С. Л. Рубинштейн и др.). С. Л. Рубинштейн прямо указывал на то, что проблема изучения

личности “завершается раскрытием самосознания личности” [158, 676-677]. Ряд работ посвящен изменению “образа я” у психически больных (Р. Федери. С. Фишер и др.). Много исследований посвящено исследованию нарушения “Я” у больных шизофренией (Векович, Зоммер).

В работе Б. В. Ничипорова, посвященной этой проблеме, показано, что синдром дисморфобии связан с низкой самооценкой. Подобные больные избегают общества, уединяются, нередко переживание своего мнимого уродства столь сильно, что может стать причиной суицидальных попыток. При этом их самооценка опирается не на содержательность представления об идеальном образе внешнего “Я”, а на неприятие своего физического “Я”.

Самый общий ответ на вопрос о природе данного явления мы находим у И. М. Сеченова [171], который подчеркивал роль мышечных ощущений в осуществлении движений тела и актов восприятия, указывал на существование “темных”, нерасчлененных чувствований, исходящих из внутренних органов, создающих “чувственную подкладку” нашего “Я” и служащих основой самоощущения.
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Читайте также:  Роль ведущей деятельности в развитии ребенка по гальперину

“Темные” интерорецептивные ощущения в силу своего постоянства и однообразия, а также индукционного торможения в связи с направленностью активности субъекта вовне обычно не осознаются, но являются необходимым фоном для нормального протекания всей психической деятельности. На основе этих ощущений ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира.

И. М. Сеченов утверждал, что синтез ощущений, исходящих из внутренних органов чувств и так называемых внешних органов чувств, является стержнем формирования самосознания: “Человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос — слухом, формы тела — глазом и осязанием), а другие идут, так сказать, изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода есть спутники процессов, совершающихся во всех главных анатомических системах тела (голод, жажда и пр.), и справедливо называются системными чувствами. У человека не может быть, собственно, никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или другой форме . Первая половина чувствований имеет, как говорится, объективный характер, а вторая — чисто субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувственные состояния собственного тела, самоощущения” [171, 582-583].

В норме человеку не требуется доказательств принадлежности его тела собственной персоне и психических переживаний. В некоторых патологических случаях эта чувственная “подкладка” самоощущения нарушается, и как непосредственное знание может явиться чувство отчуждения, навязанности, внушенности собственных мыслей, чувств, действий.

Современный исследователь проблемы деперсонализации А. А. Меграбян [130], показывая несостоятельность объяснения данного психопатологического явления с позиций ассоцианизма, феноменологического направления, антропологической психологии, психоанализа, связывает его с расстройством особых “гностических чувств” — системных автоматизированных чувствований, слитых в нормальном состоянии с отражательным компонентом психических образов.

Гностические чувства, по А. А. Меграбяну [131], обнаруживают следующие свойства: 1 ) обобщают предшествующие знания о предмете и слове в конкретно- чувственной форме; 2) обеспечивают чувствование принадлежности психических процессов нашему “Я”; 3) включают в себя эмоциональный тон той или иной окраски и интенсивности.

Роль гностических чувств в познании и самопознании становится особенно ощутимой в случаях патологии, порождающей явления психического отчуждения [130, 131].

Нарушение гностических чувств может привести не только к расстройству самопознания, но и к личностным изменениям. Это убедительно показано в работе В. И. Белозерцевой [21]. На материале работ школы В. М. Бехтерева автор выявила, как измененное самоощущение в ходе отражательной деятельности больного мозга порождает новую для субъекта деятельность — деятельность самовосприятия. Эта деятельность в связи с постоянством необычных чувствований и их особой значимости для человека становится смыслообразующей, ведущей в иерархии других видов деятельности. Больные забрасывают свои прежние дела и ни о чем не могут думать, кроме собственных необычных состояний и причин их возникновения.

Многие истории болезни, приводимые в работах В. М. Бехтерева и его сотрудников, иллюстрируют, как стремление осмыслить результаты искаженного самовосприятия приводит больных к бредовой интерпретации своего состояния. В поисках воздействующих на них “врагов” больные наблюдают за поведением окружающих, анализируют взаимоотношения с ними, совершают реальные действия с целью “освобождения” от предполагаемого гипнотического воздействия и вновь анализируют свое состояние и поведение “врагов”.

В ходе этой деятельности и реальных взаимоотношений с людьми бред воздействия на психическую сферу обрастает новыми и новыми подробностями, искажая восприятие окружающего и оказывая влияние на поведение и образ жизни больных, перестраивая систему их взаимоотношений с людьми, изменяя их личность.

В. И. Белозерцева заключает, что если у здорового человека самоощущение не имеет отношения к его личностной характеристике и осознанию себя в системе общественных отношений, то у больного оно может выдвинуть на передний план деятельность, до того не существовавшую или выступавшую лишь в качестве отдельных действий в системе других деятельностей, — деятельность самовосприятия. Независимо от личности (хочет того человек или нет) она становится смыслообразующей. Происходит сдвиг главного мотива на цель, нарушается характерная для здорового субъекта “отвязанность” иерархии деятельностей от состояния организма. Биологическое в случае патологии начинает играть иную роль, нежели в жизнедеятельности здорового человека.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка от года до трех

Это, конечно, не означает, что сама болезнь как биологический фактор детерминирует перестройку иерархии мотивов и самосознания. Мотив к деятельности самовосприятия порождается осознанием необычности, измененности ощущений собственных психических переживаний, активным отношением к ним. Следовательно, болезнь действует разрушающе на личность не непосредственно, а опосредованно, через деятельность, усвоенную в ходе социального развития человека.

Мы привели эти клинические данные, чтобы показать, что патологическое изменение психики, ее самосознания осуществляется, как и нормальное развитие, в онтогенезе, в практической деятельности субъекта, в перестройке его реальных взаимоотношений — в данном случае под влиянием развивающейся в ходе самовосприятия бредовой интерпретации своего состояния, затрагивающей место человека среди других людей.

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник