Ребенок в полтора месяца развитие
Дни летят быстро, и вот первый месяц позади. Проводя всё время с ребёнком, любящая мама научилась понимать и предупреждать его беспокойство. В семье вырабатываются новые правила и должный режим, жизнь вливается в своё русло. Это очень ответственный период для обоих родителей. Помимо того, что мама осваивает премудрости ухода, кормления и распределения времени, нужно посетить множество специалистов, развивать малыша, следить за его здоровьем и делать это не в ущерб себе. А папе по мере возможности нужно помогать маме, проявляя терпение и понимание.
Особенности физиологии в полтора и два месяца
Первые месяцы грудничок растёт очень интенсивно. Его органы и системы адаптируются к окружающей среде, а сам малыш инстинктивно тянется к маме. До года посещения педиатра происходят каждый месяц. На приёме ребёнка измеряют, взвешивают, проверяют работу сердца и лёгких, наличие врождённых рефлексов, мышечный тонус, осматривают кожные покровы. Показатели антропометрических измерений могут зависеть от индивидуального развития ребёнка и от показателей при рождении. При этом их отличие от нормы не является признаком патологии. После осмотра ребёнка педиатр делает вывод о его физическом развитии.
Средние антропометрические показатели у новорождённых и в два месяца: нормы роста и веса — таблица
Возраст | Вес, кг | Рост, кг | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
1 месяц | 3700–4100 | 54–55 | 36–37 | 35–36 |
2 месяц | 4500–4900 | 55–59 | 38–39 | 37–38 |
От одного до двух месяцев ребёнок прибавляет около 800 г массы тела, рост увеличивается примерно на 3 см, а окружность головы и груди на 1–2 см.
До четырёх месяцев у детей можно обнаружить повышенный мышечный тонус. В большинстве случаев это нормальное явление. Малыш всю беременность был вынужден находиться в эмбриональной позе. После рождения его организм адаптируется к новым условиям постепенно, и также не спеша проходит и гипертонус. Но иногда повышенный тонус мышц может быть неприятным симптомом какого-то заболевания. Например, так проявляет себя детский церебральный паралич, врождённые патологии головного мозга, длительная асфиксия (нехватка кислорода) в родах и др. При заболеваниях этот симптом не является единственным, поэтому во время обследования и постановки диагноза врач учитывает общее развитие малыша, наличие рефлексов, данные УЗИ и компьютерной томографии.
Начнём с того, что у детей в возрасте до года мышечный тонус физиологически (т. е. самым естественным образом) более высок, чем у детей постарше. «Чем опасен повышенный тонус мышц у детей до года?» Все это очень похоже на портфель, одиноко стоящий в вагоне метро. Это может быть бомба, а может, забыл какой-то затурканный инженер. Обнаружив портфель, следует вызвать специалистов — пусть разбираются: и это может быть очень-очень серьёзно, а может быть и совершеннейшая ерунда; — абсолютная аналогия с повышенным мышечным тонусом!
Стул у детей в этом возрасте кашицеобразный и довольно частый, что зависит от типа вскармливания. Цвет его с рождения меняется на желтоватый. Кишечник в это время активно заселяет полезная микрофлора. Стул может отсутствовать в течение 1–3 дней, это не должно вызывать беспокойство у родителей. Но если его нет более 4–5 суток — это повод обратиться к врачу. Пищеварение малыша нормализуется, но его по-прежнему могут беспокоить боли в животике и повышенное газообразование. Помочь ребёнку справиться с этими неприятностями помогают некоторые приёмы: выкладывание на животик перед едой, прижимание согнутых ножек к животу, газоотводная трубочка, препараты против повышенного газообразования, тёплая пелёночка на животик (не грелка!), массаж живота по часовой стрелке. Мама может выкладывать малыша к себе на живот, иногда её тепло успокаивает ребёнка лучше, чем остальные варианты. Часто положительный эффект на работу кишечника оказывает приём бифидо- и лактобактерий.
Срыгивание — обычное явление для детей этого возраста. Если малыш отрыгивает немного, не более 20 мл, то волноваться не стоит. Когда объём выходящего обратно молочка очень большой, следует обратиться за консультацией к специалисту. Причиной этому могут послужить переедание, выкладывание на живот сразу после кормления или какие-либо заболевания. Для предотвращения частых срыгиваний после еды малыша желательно 10–15 минут подержать столбиком.
Спит малыш около 18 часов в сутки. На ночной сон приходится около 11 часов. Днём ребёнок отдыхает несколько раз от 20 минут до 3 часов. Сон на свежем воздухе обычно более продолжительный, чем в помещении.
Когда у родителей возникают вопросы, их обязательно нужно задать педиатру. Врач не наблюдает малыша 24 часа в сутки, и за 10–20 минут он может не увидеть какой-то важный симптом.
Если родителей ребёнка что-то тревожит либо вызывает сомнение в его поведении или самочувствии, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Если врач не даёт адекватных разъяснений и не направляет на дальнейшее обследование, стоит посетить другого специалиста.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: что должен уметь делать полуторамесячный и двухмесячный малыш
Многие рефлексы у ребёнка в этом возрасте ещё ярко выражены, некоторые угасают к 2 месяцам.
Основные рефлексы месячного ребёнка
- Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
- Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
- Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
- Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
- Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
- Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
- Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
- Рефлекс ползанья Бауэра — если сделать упор на стопы ребёнка, находящегося на животе, он попытается ползти. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
- Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
- Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев.
- Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.
Если рефлекс отсутствует у малыша, когда он в норме должен наблюдаться, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Главная задача малыша в первый месяц — это адаптация и налаживание работы всех систем организма. Поэтому до двух месяцев грудничок не может похвастаться какими-то значимыми достижениями, но всё же ребёнок подходит к первому важному этапу в своём развитии — самостоятельному удержанию головки. А ещё этот период часто радует родных первой осознанной улыбкой малыша.
Достижения и умения ребёнка в 2 месяца
- начинает осознанно улыбаться, видя взрослого и в ответ на улыбку и слова, обращённые к нему;
- фиксирует взгляд на предмете, может какое-то время следить за его медленным перемещением;
- узнаёт лицо мамы и внимательно рассматривает его;
- реагирует на громкий звук поворотом головы;
- с интересом смотрит на яркие игрушки;
- оживляется при виде взрослого;
- различает звуки, узнаёт голос мамы;
- в положении на животе приподнимает головку и удерживает её несколько секунд;
- непродолжительное время держит головку, находясь на руках у мамы;
- произносит отдельные звуки: «а», «и», «о», «у»;
- рефлекторно удерживает в руках предмет (постепенно это действие перерастает в условный рефлекс);
- плачем зовёт маму при любом дискомфорте.
В этом возрасте ребёнок ещё очень мал, и родителям необходимо относиться к его действиям с особым вниманием. Не нужно переживать, если малыш освоил пока ещё не так много из возможного. Главное, чтобы мама наблюдала прогресс в его развитии. Когда что-либо в жизни малыша настораживает родителей, или кажется, что за прошедшее время ребёнок не проявил никаких навыков и умений, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать
Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:
- рацион должен быть сбалансированным;
- есть необходимо не менее 5 раз в день;
- пить побольше жидкости;
- спать 7–9 часов в сутки;
- не волноваться;
- обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.
Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы и полностью обеспечивает потребности детского организма в пищевых компонентах в первые 6 мес. жизни.
После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.
Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:
- личико умывают чистой водой;
- глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
- носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;
- ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
- складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.
В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).
Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.
Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования
Когда малышу исполнился 1 месяц, можно начинать делать лёгкий массаж всего тела. Температура в помещении должна быть около 22 градусов, ребёнок должен быть здоров, без признаков ОРЗ. До трёх месяцев массаж в основном заключается в поглаживаниях. Лёгкие поглаживания можно производить в любом направлении. Животик массируют с небольшим усилием, руку нужно вести по часовой стрелке и от боков к пупку. Также выполняют встречные поглаживания живота, при этом левая рука идёт вверх, а правая вниз. Полезно прижимать согнутые в коленях ножки к животику. Во время занятий можно использовать упражнения: рефлекторная ходьба, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Если у малыша есть какие-либо заболевания, массаж делается специалистом по показаниям.
Каждый день мама может:
- Выкладывать малыша на животик. Во-первых, это стимулирует малыша к самостоятельному поднятию головки, во-вторых, способствует отхождению газов, скопившихся в кишечнике.
- Устраивать «воздушные ванны». Это предотвращает появление опрелостей и потницы. В это время можно сделать массаж ребёнку.
- Держать грудничка «столбиком». В такой позе ребёнок меньше срыгивает после еды и старается удержать головку без помощи мамы.
- Производить массаж пальчиков и ладоней. Это расслабит ручки и способствует раскрытию кулачков.
- Включать музыку, петь песенки малышу. Звуковые раздражители благотворно сказываются на слуховом восприятии грудничка.
- Издавать звуки с разных сторон. У малыша возникает интерес, заставляющий его повернуть головку в сторону источника звука.
- Вкладывать в руки ребёнка свои пальчики или игрушки. Это поддерживает хватательный рефлекс, который чуть позже преобразиться в осознанный захват предметов.
- Покачивать малыша, танцевать с ним. Для развития вестибулярного аппарата необходима тренировка.
- Повесить яркие игрушки с разных сторон от ребёнка. Тем самым стимулируется зрительное восприятие и желание малыша поднять головку, дотянуться до привлёкшего внимание предмета.
- Включать мобиль. Медленно движущиеся предметы заинтересовывают грудничка. Он старается удержать их в поле зрения и рассмотреть.
- Строить гримаски. Такая игра развивает мыслительную деятельность.
Упражнение «Вот подарок малышу» для раннего физического развития — видео
Необходимо обратить внимание, чтобы малыш активно и с интересом поворачивал голову в одну и другую сторону. Это предотвратит развитие установочной кривошеи.
Установочная кривошея. Такое состояние может развиться, когда родитель подходит к ребёнку всегда с одной стороны, а игрушки располагаются только справа или слева. В результате этого у малыша формируется привычный поворот головы, так как у него нет стимула смотреть в другом направлении.
Мама должна постоянно общаться с ребёнком, пытаться учить его, рассказывая и показывая ему что-либо. Слыша речь матери, малыш чувствует себя в безопасности, при этом развиваются и его речевые центры.
Как развивается ребёнок на втором месяце жизни — видео
Родители видят, как подрос малыш, как изменилось выражение его личика за прошедшее время. Когда в доме появляется маленький член семьи, всё преображается: меняются обстановка, режим дня и даже мысли взрослых. Мама и папа привыкают к новой роли, а ребёнок к окружающему его миру. Главное в этот период для родителей и малыша — разумный подход, уверенность в своих силах, любовь и понимание близких.
- Автор: Мария Окунева
- Распечатать
Я родилась в городе Ленинграде. Получила полное среднее образование в школе, после закончила с отличием Акушерский колледж. Проработала 5 лет в больнице.
Оцените статью:
Источник
Автор Alef На чтение 6 мин. Просмотров 77
Обновлено 03.09.2020
Когда малышу исполняется 1 месяц, то он перестаёт считаться новорождённым и приобретает статус грудничка. Эмоциональное и физическое развитие ребёнка в 1,5 месяца происходят очень быстро, поэтому родители должны всячески помогать своему малышу в познании нового мира и приобретении определённых навыков.
Внешний вид младенца
Внешний вид малыша в 1,5 месяца меняется ежедневно, что особенно хорошо видно по фотографиям. Если на первых месяцах жизни личико младенца имело некоторую одутловатость, то теперь оно приобретает более чёткие очертания. В этом возрасте становятся заметны первые признаки схожести с родителями.
Пупочная рана практически полностью заживает и превращается в настоящий пупок. В полтора месяца у грудничка прекращается физиологический гипертонус, который выражается в напряжении мышц и периодических судорогах. Если раньше ручки малыша были постоянно прижаты к телу, то теперь они расслаблены. У грудничка пока не получается контролировать свои конечности и удерживать в руках предметы.
Держать головку полуторамесячный ребёнок ещё тоже не научился. Однако он способен поднимать ее на несколько секунд, когда лежит на животе, поэтому во время нахождения грудничка на руках, его необходимо постоянно придерживать за затылок.
Эмоциональное состояние
В полуторамесячном возрасте у малыша завершается кризис новорождённости и начинается комплекс оживления. Этот период характеризуется переходом к стабильному развитию. Малыш начинает узнавать мамин голос и приобретает способность фокусировать свой взгляд на отдельных предметах.
Комплекс оживления представляет собой эмоционально-двигательную реакцию, которая обращена к маме или другим близким людям. Увидев близкого человека, грудничок сосредотачивается на его лице, воспринимая улыбку и другую мимику. При подходе взрослого к кроватке ребёнок начинает выражать свои эмоции:
- вскидывает ручки;
- вскрикивает;
- вздыхает;
- перебирает ножками.
В 1,5 месяца грудничок уже умеет привлекать к себе внимание при помощи плача или громких криков. Появившийся у малыша комплекс оживления свидетельствует о его нормальном психическом развитии.
По достижении полутора месяцев у младенца появляется потребность в общении. Ребёнок начинает активно выражать свои эмоции и всегда ждёт реакции взрослого на свои действия. В этот период формируется эмоциональная взаимосвязь между малышом и родителями, что очень важно для дальнейшего развития грудничка. Для комплекса оживления характерны следующие реакции:
- возникновение у ребёнка инициативы к общению;
- эмоциональное возбуждение при приближении близкого человека;
- сопровождение общения постоянными вокализациями;
- реакция на мимику.
Чем больше внимания родители уделяют общению с малышом, тем раньше начинается комплекс оживления. В этот период необходимо постоянно общаться и играть с младенцем.
Особенности физического становления
В полтора месяца ребёнок должен уметь легко поднимать руки и разводить ими в стороны во время лежания на спине, а также сжимать и разжимать пальчики. Он уже умеет поворачивать головку из стороны в сторону. Лёжа на животе малыш способен поднимать и удерживать головку на протяжении 10−15 секунд. Проверить подобное действие можно с помощью погремушки, погремев ею перед личиком малыша.
Чтобы развивать ребёнка в 1,5 месяца, следует почаще укладывать его на живот, так как это способствует скорейшему развитию позвоночных мышц. Если ребёнок устал лежать на животе и заплакал, его нужно сразу же перевернуть на спину.
Родители должны помнить, что слишком раннее удержание головы и её частое запрокидывание назад могут свидетельствовать о сбоях в работе нервной системы. Если грудничок часто запрокидывает голову лёжа на спине, то это является причиной для обращения к невропатологу. Подобное поведение может наблюдаться и у здорового ребёнка и бывает обусловлено тем, что роды протекали с лицевым предлежанием.
Если взять малыша на руки в вертикальном положении, то он сможет удерживать головку несколько секунд. В полуторамесячном возрасте нужно почаще брать грудничка на руки не в горизонтальном положении, как это было ранее, а в вертикальном.
Для того чтобы научить ребёнка самостоятельно держать корпус во время сидения, потребуется:
- Усадить его попкой на правую руку.
- Левой рукой поддерживать его за грудь.
- Спинкой прижать малыша к себе.
Благодаря таким упражнениям младенец быстро научится держать корпус и сидеть на руках у мамы «столбиком». Однако на этом этапе развития, головку малыша следует постоянно придерживать. В полуторамесячном возрасте ручки грудничка уже не сжаты в кулачки, поэтому он начинает приближать их ко рту и иногда сосёт палец.
Психическое развитие грудничка
Зрение у полуторамесячного младенца становится более чётким, чем на первом месяце развития. Ребёнок приобретает способность быстро фокусироваться на лице разговаривающего с ним человека. Малыш начинает акцентировать своё внимание не только на лице, но и на глазах, говорящих с ним людей. Попавшие в поле его зрения движущиеся предметы вызывают у малыша интерес.
Чтобы развивать ребёнка в 1,5 месяца и научить его концентрировать внимание на предмете, можно поставить яркую игрушку в стороне от линии его взгляда и немного потрясти её. Малыш должен самостоятельно отыскать взглядом вещь и сконцентрировать на ней своё внимание, рассматривая неподвижный предмет в течение 20−30 секунд.
Для повышения концентрации внимания над детской кроваткой подвешиваются яркие игрушки, способные привлечь внимание ребёнка. Для начала следует повесить одну игрушку. Когда малыш научится фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество игрушек, тем самым обучая грудничка переводить взгляд с одного предмета на другой.
Игрушки следует вывешивать над уровнем груди малыша. Мнение о том, какое расстояние должно быть до развешенных игрушек, весьма неоднозначно. Ряд учёных, занимающихся вопросом развития ребёнка, полагает, что малыш не способен рассмотреть предметы, которые находятся дальше 30 см от его глаз. Другие учёные утверждают, что такое близкое нахождение предметов может развить у малыша близорукость и рекомендуют вешать игрушки на высоту 50 см. Практикующие педиатры советуют вешать маленькие игрушки на расстоянии 30−40 см, а предметы побольше на 70 см выше глаз ребёнка.
Не стоит подвешивать над кроваткой вращающиеся гирлянды с огромным количеством разноцветных игрушек, поскольку подобные конструкции быстро утомляют глаза малыша.
Музыкальное сопровождение, которое обычно присутствует в таких гирляндах, воспринимается ребёнком как шум и мешает ему сосредоточиться.
Слуховые реакции ребёнка также продолжают развиваться. В полтора месяца грудничок реагирует на все посторонние звуки:
- шум пылесоса;
- гудение машин на улице;
- работающий телевизор.
Малыш может успокоиться и перестать плакать, не видя мамы, но услышав её голос. От резких и громких звуков младенец может испугаться и заплакать, поэтому в помещении не следует кричать и громко включать музыку.
Источник