Ребенок в два года развитие остановилось
Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?
Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.
Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.
Почему происходит задержка в развитии?
По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.
Когда нужно срочно посетить специалиста?
Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
- ребенок плохо ест без видимой причины;
- к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
- часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
- не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
- не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
- не играет в подвижные игры.
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
- малыш не реагирует на свое имя;
- не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
- его поведение и настроение постоянно резко меняются;
- у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
- он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.
О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
- не слышит и не понимает обращенную речь;
- не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
- не может составить фразу из двух-трех слов;
- не отвечает на простые вопросы;
- не выражает словесно свои потребности.
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?
В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,
- Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
- Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
- Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
- Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.
Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?
- Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
- Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
- Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
- Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.
Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.
Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Источник
анонимно, Мужчина, 36 лет
Ребёнку 2,5 года. (2-е кесарево, старшей дочери 11 лет, с развитием все нормально, отличница, призер олимпиад). Проживаем в Саратовской области.
Патологий, травм, не было. Пошла в 11 месяцев, правда до этого ползали с неохотой.
Не говорим, только «па-па-па» и то без обращения, редко говорит «мама». Иногда в порыве злости говорит «да» или «дай», «я-я-я», если что-то требует, «ди» (уйди), при этом может оттолкнуть.
На имя откликается 50/50, просьб не выполняет (за крайне редким исключением). Указательного жеста нет. Если что-то нужно – берет за руку и ведет или может принести предмет, например пульт или телефон, если хочет, чтобы ей включили мультики. Поведение в общем сильно отличается от других деток в первую очередь в плане общения, взаимодействия и концентрации внимания.
Самостоятельно не кушаем, хотя ложку держит и иногда может поковырять в тарелке. К горшку относимся прохладно, можем на нем посидеть минут пять, но без результатов. Хотя перед тем, как сделать дела снимает трусики. Пару раз получилась сводить на унитаз с детским сидением, работаем в этом направлении.
Радуется, когда приходит мама (если была, например у бабушки). Любит мультфильмы, восторгайся бегая по кругу, бегает на одном месте на цыпочках и машет ручками. Недавно начала пританцовывать под музыку.
В глаза смотрит, но часто отрывисто (хотя от 1 года до 1,5 зрительного контакта почти не было).
Любит играть со старшей сестрой в догонялки, прятки, катается у нее на спине. Любит обниматься, целоваться. Любимое занятие – бегать из угла в угол. В ролевые игры с куклами, мягкими игрушками не играем. Можем покормить из игрушечной чашки маму или папу.
Сложно концентрирует внимание, может посмотреть на карточки с предметами или цветами секунд 5-10 и убегает. Обучение, честно говоря, не складывается. Либо мы что-то не так делаем.
Примерно с 2-х лет начались периодические истерики. Приходим домой с прогулки, мама не включает мультики или не пускает выйти на лоджию побегать – падаем на пол, бьем все вокруг ногами.
Со сверстниками отношения спокойные, может просто игнорировать, может вместе пособирать камушки.
С 1,5 лет наблюдаемся у невролога, но особого толка пока нет, приходим на приемы раз в 2 месяца, получаем ответ, что пока рано делать какие-то выводы о диагнозе и причинах, получаем список препаратов. Предварительный диагноз – ЗПРР. К психиатру говорит идти рано по возрасту. ЭЭГ не получится сделать ввиду высокой активности.
Несколько месяцев назад были в муниципальном центре психолого-педагогического сопровождения. Нас посмотрели дефектолог и два детских психолога. Ничего конкретного о диагнозе и причинах сказать не смогли (ну это по сути и не их задача), на аутизм сказали не похоже. Посоветовали больше работать с телом, делать зарядку, развивать моторку, ловкость и т.д.
Время уходит, а особой динамики в поведении не наблюдаем (возможно это и наша вина в том числе). Бабушки и дедушки просят не приставать к ребенку, мол все придет со временем. Но сидеть сложа руки не выход.
Хотелось бы понять, что нам дальше делать, куда обращаться, чтобы помогли определить причину и меры, которые необходимо или возможно предпринять, чтобы помочь нашей девочке развиваться?
И какие общие рекомендации, так и советы по конкретным учреждениям и специалистам, где могут помочь?
Заранее спасибо!
Источник
«Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.
Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:
- Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.
Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.
Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.
Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].
Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.
Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».
Стоит забить тревогу,
– если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;
– если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;
– если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;
– если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;
– если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;
– если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;
– если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;
– если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;
– если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;
– если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;
– не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;
– если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;
– если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;
– если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;
– если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].
Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):
– не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;
– ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;
– он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;
– если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;
– он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);
– малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;
– даже не пытается жевать еду;
– если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;
– если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;
– он не слушает вас и не смотрит на вас;
– не проявляет беспокойство от мокрых штанов;
– не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;
– не узнает членов семьи на недавних фотографиях;
– утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;
– предпочитает играть сам по себе;
– если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.
Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].
До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:
– у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;
– забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;
– ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;
– он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;
– он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;
– он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;
– он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;
– ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;
– он не проявляет интереса к новой еде;
– ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;
– не понимает смысла совместной игры в мяч;
– ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;
– когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;
– ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;
– ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);
– проснувшись утром, он не зовет вас;
– его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;
– малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;
– не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;
– ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;
– ребенок не просится в туалет;
– не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;
– если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;
– если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;
– ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;
– не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;
– если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.
Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.
Список литературы
- Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
- Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
- От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.
Источник