Ребенок в детстве при развитии

Фото: https://pixabay.com/ru

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.

От рождения до года, норма: доверие к людям.

Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.

Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.

Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.

Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От одного года до трех лет, следующий важный период.

В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.

Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.

Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.

В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.

При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.

Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.

Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.

От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.

Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.

Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.

При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.

Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.

При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.

Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог

Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Источник

Возрастной кризис возникает из-за резких психологических изменений, вызванных взрослением человека. Эти периоды не всегда протекают трудно. Если в семье уделяют внимание воспитательным вопросам, общаются с ребенком, играют, разговаривают, проводят время вместе, то симптомы кризиса будут слабо выраженными — произойдет лишь скачок в развитии ребенка. В условиях неблагоприятных семейных отношений кризис может затянуться и привести к негативным последствиям.

Читайте также:  Видео зачатие и развитие ребенка в утробе матери

Существуют следующие детские возрастные кризисы:
1. Кризис новорожденного вызван переходом из эмбрионального развития в младенчество.
2. Кризис первого года жизни проявляется на границе между младенчеством и ранним детством.
3. Кризис трех лет сопровождает переход ребенка из раннего в дошкольное детство.
4. Кризис семи лет проявляется при переходе из дошкольного в младшее школьное детство.
5. Кризис подросткового возраста наблюдается в период с 11 до 15 лет и сопровождает переход из детства во взрослую жизнь.

Кризис новорожденного

Специалисты утверждают, что возрастные кризисы обусловлены двумя причинами: физиологической и психологической. Ребенок появляется на свет из утробы матери. До этого он разделял с ней тело, слышал биение ее сердца, успокаивался при ходьбе. После рождения малыш перестает быть одним целым с мамой, поэтому он проходит процесс адаптации к новой жизни. Психологически младенец беззащитен. Он не может сказать о своих потребностях, проявить волю, поэтому ему крайне требуется забота родителей. Кормление грудью, телесный контакт, общение с новорожденным поможет ему легко справиться с трудным периодом.

Кризис первого года

В этом возрасте ребенок учится ходить, у него проявляется речь. Кризис сопровождает психологическое взросление — малыш начинает проявлять волю, характер, пытается высказать свое мнение. Годовалый ребенок начинает понимать, что мама существует отдельно от него, поэтому при ее уходе он впадает в панику, плачет и кричит. Малыш активно проявляет волю: самостоятельно кушает, пытается одеться, а если ему запрещают это делать — сильно расстраивается. Ребенок активно познает мир, поэтому в период кризиса не стоит сердиться и кричать на него, запрещать ему что-либо, если это не опасно. Родителям следует обеспечить безопасное пространство для развития, предоставить больше самостоятельности, чтобы минимизировать истерики.

Кризис трех лет

Это наиболее сложный и яркий период в жизни семьи. Милый ребенок становится практически неуправляемым. Он наотрез отказывается выполнять требования родителей, а любимая его фраза — «Не хочу!». Он дерется, упрямится и старается изо всех сил быть самостоятельным. Малыш осознает себя как личность. Он стремится самостоятельно решать, каким делом ему заняться. Родителям стоит проявить терпение, дать ребенку возможность почувствовать вою значимость. Важно научиться обыгрывать трудные ситуации — умение отвлекать будет хорошим качеством, которое поможет минимизировать истерики.

Кризис семи лет

В этом возрасте многие дошкольники меняют свой социальный статус. Теперь их главной деятельностью становится учеба, а не игра. Также происходят активные физические изменения: смена зубов, резкий рост, повышается координация, ловкость движений. Со сменой статуса малыш ждет, что у него появится больше независимости. Он считает себя взрослым, но как при этом вести себя не совсем понимает, поэтому наблюдается подражание сверстникам, плохое поведение, которое особенно усиливается в присутствии посторонних людей. Маленький человек ищет себя, а родители должны ему в этом помочь. Новый образ жизни накладывает определенный отпечаток. Родителям стоит минимизировать дополнительную нагрузку, обеспечить полноценный сон первоклассника, отдых и игры.

Кризис подросткового возраста

В возрасте 11-15 лет у ребенка начинается половое созревание, которое сопровождается активной гормональной перестройкой. На фоне этих изменений ребенок преодолевает подростковый кризис. Он становится грубым, неразговорчивым, проявляет агрессию, но несмотря на это внутри он очень раним и уязвим, его легко обидеть. Ребенок старается отделиться от семьи, поскольку желает, чтобы к нему относились как к взрослому.

Родителям стоит удовлетворить его потребность в независимости. Можно предоставить больше самостоятельности, при этом наложить и обязательства. Важно договариваться, общаться и делиться с подростком своими переживаниями. Советоваться с ним, выслушивать его мнение, интересоваться увлечениями. Во время любого сложного периода родителям важно помнить, что крик и угрозы не принесут результата. Необходимо обеспечить ребенку оптимальные условия для развития. Это поможет сгладить негативные проявления трудного периода.

Вы нашли для себя статью интересной? Жмите на палец верх и подписывайтесь на канал“Наши дети” Новые статьи о воспитание наших малышей, выходят каждый день.

Источник

Я иногда просто хочу бить тревогу!

На днях подруга выбирала частный детский сад для сына. Представляете, до сих пор существуют сады, где родителям предлагают по 10 занятий в день для детей, начиная с 2 лет! И это называется «премиум» класс, соответственно, стоит очень дорого. То есть, у детей практически нет времени на свободную игру. И если это были хотя бы занятия музыкой, физкультура, а то ведь в большинстве своём-чтение, математика, английский.

Я-то думала, уже ни для кого не секрет, что ученые провели множество исследований на тему развития детского мозга, и все неврологи, нейрофизиологи, нейропсихологи несколько лет подряд говорят о вреде раннего обучения.

Я сама около двух лет постоянно ищу ответ на вопрос-что такое гармоничное раннее развитие, и теперь, после углубленного изучение этих самых исследований, готова изложить все самое важное, что нужно знать родителям о развитии малышей (примерно до 4-5 лет).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года купить

Итак, как развивать, чтобы не навредить здоровью.

Очень много споров вокруг пресловутого раннего развития. Неврологи говорят, надо развивать двигательную активность, чтобы нормально функционировал мозг. Психологи говорят, что маме нужно расслабиться и не тревожится за какое-то специальное развитие малыша, так как у него по природе заложен мощнейший познавательный интерес. В то же время педагоги, логопеды, некоторые нейропсихологи учат детей работать с разными развивающими пособиями по возрастам, предлагают игры-занятия на мелкую моторику. И та мама, которая слушает какого-то одного специалиста -может либо переусердствовать, либо упустить что-то. Очень сложно разобраться в лавине информации не специалисту. Да и специалисту порой )

Я проходила обучение на педагога раннего развития в прошлом году, но все равно при объяснении физиологии ребёнка не учитывались последние исследования в области развития мозга. Получается, чтобы педагог не засорял голову ребёнка различными карточками и ненужными методиками, он должен постоянно черпать информацию о научных открытиях и все перепроверять. Соответственно, родители в первую очередь должны быть осведомлены.

Что же говорят ученые?

За последние 20 лет появляются новые сведения о работе мозга, так как его научились исследовать в движении. И выяснилось, что мозг ребёнка отличается от мозга взрослого. И что кора созревает только к 5 годам, соответственно, при ее перегрузке, может давать сбой вся система организма. Именно поэтому запоминание огромного числа абстрактных понятий, счёт и чтение просто физиологически противопоказано здоровому ребенку до 4 лет. Существуют коррекционные методики, и это отдельная история. Мы говорим о среднестатистических ситуациях.

Поэтому сейчас ко многим профессиям добавляется приставка «нейро» – нейропсихолог, нейрофизиолог и напрашивается такая специальность, как «нейропедагог». Каждому специалисту, кто работает с детьми, обязательно нужно учитывать этапы развития мозга.

Итого, ребенок сначала учится познавать мир с помощью ощущений – трогает, нюхает, смотрит, и самое главное – двигается. То есть, малыш не умеет стоять на одной ножке, держать баланс, кататься на велосипеде – то никакими карточками и тем более тонной развивающих пособий вы ему здоровья не добавите. Он может много знать и помнить, но в этом не будет никакого смысла, если через несколько лет его мозг начнет давать сбои при усиленном обучении в школе. Сначала необходимо заниматься сенсорно-двигательной интеграцией. Обычно этот процесс происходит естественным путём, но во избежание проблем лучше играть с ребёнком в различные двигательные игры и игры на внимание. К примеру, сюда идеально подходят все дворовые игры.

То есть, делаем первый вывод – даём ребёнку возможность больше двигаться, играть в игры (простите за тавтологию) на сообразительность. Но так как познавательная активность у детей зашкаливает, педагоги все -таки предлагают использовать и другие развивающие занятия – на мелкую моторику, различные головоломки. Да и вообще ребёнок должен уметь играть самостоятельно, и для этого необходимо, в первую очередь, создать среду. Если смотреть на все методики раннего развития, то самыми полезными являются методика Монтессори и Вальфдорская система – они учитывают самостоятельное вовлечение в познание мира и игру.

Все развивающие пособия, книги с заданиями нужно либо предлагать в игре, либо предоставлять возможность ребенку брать их с полки самостоятельно, чтобы он сам звал родителя поиграть. (Как заниматься в игре- я писала тут)

Это второе правило – никаких принуждений, никаких «сидений за столом» через силу.

А также учитываем интерес малыша – если ему целый месяц хочется только рисовать – не ограничиваем его посылы. Даже если ему нравятся буквы и цифры старайтесь не торопиться с чтением. Знаю примеры детей, которые сами научились читать до 5 лет – значит, они были к этому готовы. Но это не означает, что они дети должны теперь все время читать. Обращайте внимание на то, нет ли у них проблем с координацией и моторикой. Был пример ребенка, который с трех лет читал, но не умел быстро одеваться и завязывать шнурки к 6 годам.

Еще важный момент – для самостоятельной игры нужно не только создавать среду, но и обязательно нужно учить ребенка играть самостоятельно-то есть показывать разные варианты сюжетно-ролевых действий. После двух лет возрастает интерес к сюжетным играм, соответственно, чем больше родители покажут образцов манипуляций с предметами, а после трех лет – вариантов игр -тем больше будет работать фантазия малыша, и он будет сам придумывать новые версии своего досуга.

Есть родители, которые все эти правила знают и следуют им интуитивно, но сейчас многие мамы и папы, которые выступают за естественное развитие могут, тем не менее, допустить ребёнка к гаджетам. Ведь в нашем веке гаджеты тоже стали частью естественной среды. Поэтому, когда мне говорят – «я за интуитивное развитие», то мне сразу интересно, что под этим родители имеют ввиду.

Гаджеты, мультфильмы до 4 лет обеспечат ребенку зрительную перестимуляцию, которая негативно сказывается на функционировании мозга малыша. Плюс ко всему, ребенок не двигается, когда сидит перед экраном. И мы видим сразу две преграды для нормального развития.

Читайте также:  Реферат психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Даже после 4 лет доступ к экрану должен быть ограничен 15-30 минутами в день.

Недавно я писала статью, где говорила, что главное для малыша – общение со взрослым, особенно до трех лет. Это выступает главным развивающим фактором. Но нужно учитывать, что тут играет роль не количество времени, проведенное с ребенком, а качество. Пусть вы 20 минут поиграете в догонялки или «Море волнуется раз» – это будет намного лучше, чем если мама будет отвлекаться весь день на свои дела и без эмоций подсовывать ребенку развивающие игрушки.

Я ничего не имею против игр и пособий, главное, чтобы малышу было интересно.

Подытожим: движение, игры в удовольствие, даже сложные и развивающие, умение самостоятельно играть, создание развивающей среды родителями, качественное общение и отсутствие гаджетов -залог здорового развития вашего малыша.

А раннее обучение, множество скучных занятий, тем более «из-под палки» – могут не только не сделать ребёнка великим интеллектуалом, а добавить ему, не дай Бог- тиков, заиканий, трудностей в обучении в школе, да и, в целом, настроят на негатив.

Если вам интересна тема развития мозга ребенка, и что советуют неврологи и логопеды, почитайте эту книгу. Я была в восторге от нее.

Источник

Научные исследования состояния здоровья и развития детей в раннем возрасте свидетельствуют о том, что здоровье детей, их рост и развитие, зависят не только от генетических факторов, но и, в очень большой степени, определяются влиянием окружающей среды. Уровень знаний родителей о физиологических и психических возрастных особенностях детей, о роли родительской любви, о благотворном влиянии психоэлевации (возвышения), о доминантных потребностях детей в игре, движении, подражании, знании и творчестве, – о роли лекарственных растений в оздоровлении жилища, – играет очень большую роль для ребенка в раннем детстве.

Широко известный социолог и философ Питирим Сорокин, создавший при Гарвардском университете центр созидательного альтруизма, утверждает, что созидательная любовь способна преобразовать человека и человеческое общество, избавить его от войн, вражды, недоброжелательности и многих других пороков деструктивного характера. Особенно плодотворна любовь родителей при развитии ребенка в раннем детстве. У детей, лишенных родительской любви, замедляется рост, способность ходить, замедляется развитие речи и других физиологических и психологических функций.

Для обеспечения оптимальных условий полноценного психофизического развития детей необходимо, кроме любви родителей, их знание доминантных потребностей детей в игре, движении, подражании, знании и творчестве. Большой воспитательный потенциал имеет доминантная потребность ребенка в подражании. Известно, что трех-пятилетний ребенок может, благодаря этой потребности, усвоить многие профессиональные навыки, и, разумеется, поведение. Рассказывают, что маленькие внуки, за которыми приглядывают их дедушки – мастера деревянной игрушки из Павлова Посада, подражая своим наставникам, делали из дерева игрушки не менее качественно, чем взрослые.

В разновозрастных группах образовательных учреждений новой модели образования мы наблюдаем, как младшие воспитанники, подражая своим старшим товарищам, повышали качество своих рисунков, поделок, как обогащают они свой словарный запас, совершенствуют целесообразность и красоту танцевальных движений, как успешно идет их психическое и физическое развитие.

Новая креативная (творческая) педагогика, рожденная корифеями науки и искусства, находит свое подтверждение в практике работы Детских и юношеских центров “Экополис, культура, здоровье” и открывает большие перспективы для интеграции образования, искусства и здравоохранения в единую систему воспитания и образования человека – творца 21 века, в которой раннее развитие и профилактика здоровья ребенка, начиная с момента появления его на свет, будут играть определяющую роль.

Совет МДБО “Экополис и культура” работает в тесном контакте с московским комитетом образования, Минобразованием, Минкультурой, Министерством промышленности, Комитетом образования Госдумы, МПГИ, МГУКом, ГРДБ, ЦБС “Кунцево”, “Черемушки”, МАСКом, Муниципалитетами Москвы и рядом общественных организаций РФ, Международной ассоциацией работников образования за мир во всем мире при ООН и ЮНЕСКО.

Ключевыми проблемами детства в России, на наш взгляд, являются следующие проблемы:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры семьи, ее трансформация в психологическую и педагогическую ячейку общества, базирующуюся на принципах созидательного альтруизма и психоэлевации (возвышение) детей.
  2. Создание в семье и в системе детских учреждений оптимальных условий для творческого развития детей, режима оптимальной двигательной активности, системы эстетического и трудового воспитания.
  3. Создание системы центров самообразования на базе библиотек, обучение родителей методикам организации семейного чтения, предваряющего процесс самообразования, который становится доминантной потребностью в познании на всю последующую жизнь и способствует систематическому обновлению знаний, устаревающих каждые 5-10 лет.

Наш опыт убеждает нас в том, что широкое внедрение новой модели образования ДЮЦ “ЭКЗ” в регионы РФ и создание сети Центров самообразования на базе библиотек могут стать реальной предпосылкой для осуществления всеобщего высшего образования в РФ.

Великий русский философ и мыслитель Н.Ф.Федоров считал, что: “Не так страшна разница между бедными и богатыми, как страшна разница между учеными и неучеными”.

Председатель Совета Международного добровольного благотворительного общества Экополис и культура” Ролик М.П., член-корреспондент РАЕН.
Доклад на конференции “Гражданское общество – детям России!”

Источник