Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста
Купить журнал
Купить электронную версию журнала
Ранний и младший дошкольный возраст
Г. Козлова, Н. Константинова. Тухья для Илемпи
Кукла Илемпи потеряла свою шапочку – тухью, расшитую бусинками и монетками. Чтобы её отыскать, дети отправляются в лес, где находят разные головные уборы и объясняют, почему они не подходят Илемпи. И наконец находят тухью.
И. Смирнова. Помогаем персонажам сказки «Колобок»
Дети помогают Колобку вернуться домой, к бабушке и дедушке. Но по пути встречают зайчика, лису, волка и медведя, которые тоже нуждаются в их помощи.
О. Лысюк. Фрукты и овощи
В игровой форме дети узнают о разнообразии и особенностях фруктов и овощей, предметах столовой и кухонной посуды, учатся готовить фруктовый салат.
Родная речь
С. Губанова. Описываем осень
С помощью игровых приёмов «подзорная труба» и «волшебники» (ТРИЗ) дети составляют рассказ по картине А. Саврасова «Осень».
Л. Горохова. Готовимся к празднику
Приближается День матери, а значит, пора заняться праздничными приготовлениями. Чтобы помочь мамам приготовить угощение, навести порядок в доме и выбрать для мам подарки, дети используют кубики и таблицу Зайцева.
Математика – это увлекательно
Н. Бойцова. В поисках сюрприза
Чебурашка предлагает детям выполнить интересные задания, которые помогут им отыскать шкатулку с сюрпризом.
Е. Варданян. Рабочая тетрадь «Математика и логика»
Задания на развитие логического мышления и формирование элементарных математических представлений, представленные в тетради, основаны на методических разработках венгерского психолога и математика З. Дьенеша и бельгийского педагога Д. Кюизенера.
Физкультура и здоровье
И. Иванова. Комплекс реабилитационных упражнений
Подобранные автором упражнения способствуют укрепление мышц ног, улучшают подвижность суставов. Их можно проводить с детьми, перенёсшими травмы ног, и в профилактической работе с дошкольниками разных возрастных групп.
М. Дорогова, К. Мерзлякова. Отправляемся за кладом
Пираты, которые никогда не путешествовали по суше, просят детей помочь им найти клад на территории детского сада. Победить в весёлых эстафетах и найти клад детям помогут туристические навыки и умение работать в команде.
Интегрированные занятия
Н. Куприянова. Такие разные животные
Дети отгадывают загадки и получают картинки-отгадки, на которых изображены чёрно-белые животные. Как их раскрасить, если нет кисточек? Чтобы передать фактуру пушистой шерсти и мягких перьев, можно воспользоваться различными штампами.
Е. Абрамович. Путешествие в игровую комнату Осени
В игровой комнате Осени дети подарят деревьям яркие осенние наряды и построят лодочки, на которых смогут вернуться в детский сад.
Экологическое воспитание
С. Бородина. Проект «Дождевые черви»
В ходе работы над проектом дети изучали строение и повадки дождевых червей, а во время акции «Спасём дождевого червяка!» на прогулочном участке построили для червяков дом из опавших листьев.
Т. Сысоева, Е. Бабушкина. Юные экологи
Благодаря знанию правил поведения в природе, бережному отношению к животному и растительному миру родного края, юные экологи смогут выполнить различные задания и очистить лес, чтобы в него вернулись животные.
Педагог и семья
Ю. Вовкун. Родительское собрание «Традиции группы. Передача Символа дружбы»
В группе «Родничок» есть традиция: когда воспитанники подрастают и уходят в школу, они вместе с родителями передают Символ дружбы и Свод законов группы следующему поколению детей и родителей.
Н. Рыбальченко. Тренинг «Тепло семьи»
Родители во время тренинга составят азбуку семейного счастья, календарь семейных радостей и научатся выполнять упражнения, которые помогут обеспечить психологический комфорт детей в период адаптации к дошкольному учреждению.
Проектная деятельность
Н. Молькова, Н. Бутылина. Проект «Нет листвы осенней краше»
В ходе познавательно-творческого проекта дети оформят гербарий листьев растений разных видов и научатся использовать сухие листья для создания рисунков, аппликаций и поделок.
Театрализованная деятельность
И. Ярославцева. Кукольный сундучок
Тётушка Забавушка дарит детям сундучок с куклами, изготовленными из ткани. Куклы-мотанки Уговорушка и Малыш, Колокольчик, Подружка и Дружок, Дрёма и Веселушка знают множество народных забав и с удовольствием играют с малышами.
Е. Антипина. Сказка о капризном Мышонке
В основу сценария спектакля для детей всех возрастных групп легли «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» С.Я. Маршака.
Т. Кузьмина, Т. Колупаева. Сказ об Умельце, что за три моря ходил
Спектакль посвящён 300-летнему юбилею сибирского города Мариинска и людям, прославившим родной край. Прототипом главного героя стал один из основателей берестяного промысла Кузбасса народный мастер России Ю.М. Михайлов. Все роли в спектакле исполняют дети старшего дошкольного возраста.
Источник
Читайте в 11-м номере 2020 года
С любовью к России
Занятие «Люди, прославившие нашу страну» (подготовительная к школе группа). На занятии дети узнают, что главное достояние нашей страны – люди, известные во всём мире российские композиторы и писатели, художники и музыканты, конструкторы и учёные, которые внесли огромный вклад в мировую науку и искусство.
Проект «Традиции праздников коми народа». При реализации проекта дети старшего дошкольного возрасти, родители и педагоги ДОО смогут приобщиться к истории и традициям родного края, узнать, как проходили в старину праздники коми народа (Василейлун, Ыджыд лун, Шондибан, Иван лун).
Ранний и младший дошкольный возраст
Занятие «Такие разные свистульки» (вторая младшая группа).Дети рассматривают игрушки-свистульки, созданные народными мастерами, играют с ними и учатся рисовать узоры, которые им понравились.
Статья «Пособие «Игрошарики». Авторы рассказывают о многофункциональном пособии, которое можно использовать для привлечения внимания детей младшего дошкольного возраста при проведении режимных моментов и создания игровых ситуаций в совместной деятельности со взрослыми.
Родная речь
Занятие «Синичкин день» (старший дошкольный возраст).12 ноября в нашей стране отмечается экологический праздник – Синичкин день. В ходе занятия воспитатели проведут речевые и дидактические игры, которые помогут детям узнать много нового о зимующих птицах, о том, как жители городов и деревень заготавливают для них подкормку, мастерят кормушки и развешивают их в парках и дворах.
Маршрутная игра «Грибы для Старичка-лесовичка» (подготовительная к школе группа). Найти в лесу грибы и вернуть их в избушку Старичка-лесовичка дети смогут, если выполнят интересные речевые задания.
Авторы статьи «Развиваем речь в игре» представили дидактические игры, которые способствуют развитию связной речи, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Математика – это увлекательно
Занятие «Магазин игрушек» (старшая группа). В математическом магазине продаются не обычные игрушки, а цифры и геометрические фигуры, которые можно использовать не только для игр, но и для выполнения интересных заданий.
Занятие «Поможем Федоре» (старшая группа).Чтобы найти и вернуть домой посуду, которая убежала от грязнули Федоры, детям предстоит отправиться в лес и выполнить задания Лесовичка.
Интегрированные занятия
«Школа для котят» (старшая группа). Учитель Мур-мур когда-то работал в театре кошек Юрия Куклачёва и может рассказать о том, что должен знать и уметь каждый котёнок. На уроке в его школе дети-котята научатся измерять длину своего хвоста в сосисках, решать кошачьи задачки и строить домики для бездомных кошек.
«В поиске ёлочных игрушек» (подготовительная к школе группа). Снежная королева унесла в своё королевство все ёлочные игрушки, а нитки, на которые их подвешивают, заколдовала так, что они сгорели. Чтобы отыскать игрушки и определить, чем можно заменить нитки, детям придётся решить примеры, выполнить сложные задания и провести опыт с магнитом.
«Интересная профессия – бухгалтер» (подготовительная к школе группа).На занятии дети попробуют себя в роли бухгалтера и узнают, почему эта работа требует внимания,терпения и знания математики.
Коррекционная педагогика
Индивидуальное занятие «Путешествие в зоопарк». На занятии ребёнок (6–7 лет с ОНР) вместе с зайцем Захаром и собакой Сарой отправится в зоопарк. Во время путешествия он научится правильно употреблять предлоги «с», «из», «за» и дифференцировать звуки [с] – [з] в слогах, словах, фразах и чистоговорках.
Индивидуальное занятие «В Стране геометрических фигур» (ребёнок старшего дошкольного возраста (с ОВЗ). Злой волшебник вызвал ураган, который обрушился на Страну геометрических фигур. Восстановить разрушенные здания и дороги сможет тот, кто знает геометрические фигуры и умеет ориентироваться в пространстве.
Творческая мастерская
Подгрупповое занятие «Музей волшебного искусства» (старший дошкольный возраст). На занятии дети узнают, что произведения искусства могут передать те или иные эмоции, будут слушать музыку и рисовать её, передавая своё настроение с помощью цвета.
Занятие «Кофейный пейзаж» (подготовительная к школе группа). Дети получат подарок от сверстников, живущих в далёкой Африке, и узнают, что рисовать можно не только карандашами и красками, но и кофейным напитком.
Детский сад и семья
Занятие «Мы готовим хуранкукли». Недаром чуваши говорят: «То, что сам сделал, вкуснее всего». На занятии дети старшей группы, их мамы и бабушки узнают секреты чувашской кухни и научатся готовить хуран кукли.
«Неделя волшебства». Создать в группе атмосферу ожидания новогоднего чуда воспитателям помогли родители воспитанников. В течение недели дети каждый день встречали нового гостя, который дарил им радость творчества и возможность поделиться этой радостью с друзьями и близкими.
Праздники и досуги
«Весёлая ярмарка» (старший дошкольный возраст). В нашем городе на базарной площади ярмарка открывается, веселье начинается! Коробейники гостей зазывают, свой товар предлагают. А кто ничего не покупает, тот поёт, танцует да в игры играет.
«Новогодние сюрпризы» (средняя группа). Все хотят повеселиться вместе с детьми у нарядной ёлки: и Снегурочка, и Дед Мороз, и даже хитрая Лиса. А если и вы придёте, то узнаете, какие сюрпризы приготовила для детей Снегурочка.
Источник
Разделы публикаций
Публикации Показан раздел “Познавательное развитие”
«Волшебный чеснок». Конспект занятия в средней группе
Л.Н. Балаценко, воспитатель, ДОУ детский сад № 110, г. Братск Цель. Уточнить представление о чесноке, учить узнавать по запаху и вкусу. Развивать…
«Мы знаем московское метро». Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Е.В. Авдеева, воспитатель по физической культуре, ДГ № 2, ГБОУ Школа № 460 им. дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова», Москва Цель. Знакомить со схемой…
«В дружбе наша сила». Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе
Е.Ф. Варданян, учитель-дефектолог (высшая квалификационная категория), ГДОУ ТО «Новомосковский детский сад для детей с ОВЗ», г. Новомосковск, Тульская обл. В…
Знакомим детей с творчеством Виталия Бианки
Л.Н. Балаценко, А.Д. Мусинцева, С.П. Савина, И.В. Тайцман, воспитатели, детский сад компенсирующего вида № 110, г. Братск Что надо сохранить от ребёнка в душе взрослого? Широко раскрытые…
«Чудесное рядом: магниты». Конспект НОД для старшей группы
Н.В. Ларчева, воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 4», п. Косая Гора, г. Тула Узнать о свойствах магнита…
«Поклонимся Великим тем годам». Занятие для детей старшего дошкольного возраста
М.Н. Рухтина, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 48», г. Сатка, Челябинская обл. Цель. Приобщать к историко-культурному наследию родного…
«Домашние животные и их детёныши». Образовательная деятельность в первой младшей группе
И.А. Бобошина, воспитатель, БДОУ СМР «Детский сад № 32», г. Сокол В игровой форме закрепление представлений детей о детенышах некоторых…
Этические рассказы и сказки
О.Л. Лысюк, учитель-дефектолог, МОУ СОШ № 29, г. Иркутск В работе по формированию у старших дошкольников эмоционального отношения к…
Интерактивные технологии в дошкольном образовании
Е.А. Ермилова, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 3», с. Таремское Интерактивное обучение может эффективно использоваться в дошкольном образовании в…
Организация развивающей предметно-пространственной среды по экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Г.К. Бочкова, воспитатель высшей категории, МАДОУ «Радость» № 203, г. Нижний Тагил В статье рассматриваются основные принципы, требования и условия,…
«Расцвели вокруг цветы небывалой красоты». Занятия для детей старшего дошкольного возраста
Г.В. Игнатьева, старший воспитатель; Н.Ф. Абрамова, воспитатель, МДОУ комбинированного вида № 33 «Мечта», г. Тольятти, Самарская обл. Педагоги нашего дошкольного учреждения, работая с детьми с…
«Таинственный космос» и малая Родина: образовательное пространство современного детского сада
И.С. Жукова, старший воспитатель, МБДОУ детский сад с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края Статья рассказывает об опыте расширения…
- Следующая страница →
Источник
Купить журнал
Купить электронную версию журнала
Родная речь
С. Короткова. Кубигород
С помощью речевых кубиков разного цвета («жителей» Кубигорода) дети выполняют различные игровые задания. Например, ребёнок вращает свой кубик и показывает его грань только воспитателю. Чтобы понять, какая картинка на нём изображена, воспитатель загадывает загадку, и дети сравнивают свои отгадки с картинкой на кубике. Другой ребёнок показывает грань своего кубика, на которой изображён человек, выполняющий определённые действия, дети должны угадать профессию этого человека. Затем дошкольники вместе с воспитателем составляют короткий рассказ по сюжетной картине «Мы играем в кубики, строим дом». Это задание развивает внимание (учит детально рассматривать картину), мелкую моторику (проводится тематическая пальчиковая гимнастика), коммуникативные навыки, закрепляет правильное произношение гласных звуков и навыки связной речи.
О. Шенцова. Поездка в Простоквашино
Педагог знакомит детей с разными профессиями, используя сказочную ситуацию: кот Матроскин прислал в детский сад письмо с просьбой помочь заболевшему Шарику. Дети выбирают ветеринара, водителя автобуса, кассира и едут в Простоквашино. По пути проводятся игры, связанные с темой занятия, например «Угадай мою профессию»: опираясь на план-схему, каждый ребёнок составляет описательный рассказ, остальные угадывают, какую профессию он загадал.
Л. Поздеева, Л. Шибалова. Дидактическая игра «Знатоки писателей Пермского края»
Игра придумана и оформлена педагогами вместе с родителями и детьми. Игровое поле разделено на пять секторов. Каждый сектор имеет свой цвет и условное обозначение (например, на жёлтом поле изображён пишущий человек, что означает «узнать писателя по портрету и назвать его»). К игре приложено пять конвертов такого же цвета, как и секторы поля (в каждом конверте – карточки с конкретными заданиями). Результаты всех игроков отмечаются на экране «Знатоки пермских писателей». Это пособие, созданное педагогами вместе с детьми, помогает не только видеть успехи каждого участника игры, но и поддерживать соревновательный дух. В статье подробно описаны три раунда игры и предложены дополнительные варианты её использования.
Математика – это увлекательно
Л. Горохова. Кот Леопольд и его друзья
Дети, используя игровое пособие «Палочки Кюизенера», выполняют различные задания. «Рисуют» портрет Леопольда (выкладывают палочки с опорой на схему) и объясняют, почему выбирают палочки определённого размера и цвета. Помогают коту подружиться с мышами: строят для них из палочек Кюизенера лесенку и делают для сыра тарелки разной формы и величины. Эти задания упражняют детей в счёте, закрепляют названия основных цветов.
Е. Санчес Сальседо. Путешествие с героями Кира Булычёва
Дети принимают решение отправиться в путешествие вместе с героями сказочной повести «Тайна третьей планеты». Но для этого надо хорошо подготовиться: вспомнить, с какой целью герои повести летят в космос; знать название планет и их расположение по отношению к Солнцу и Земле; узнавать по картонным фигуркам персонажей повести; правильно выбирать карточки с числовыми выражениями, чтобы не ошибиться в количестве животных, которых надо привезти в космический зоопарк. Дети строят из палочек Кюизенера (по образцу) космический корабль и отправляются в путешествие, где они буду выполнять различные задания, используя свои знания.
Интегрированные занятия
С. Сорокина. Задания яблоньки
Цель основной части занятия – актуализация знаний. Дети определяют на ощупь предметы и называют их (формирование тактильного восприятия), отгадывают сказки по опорным схемам – мнемотаблицам, выбирают фигуру заданного цвета и находят такой же цвет на другом предмете, учатся рисовать в технике «ниткография».
Е. Гридина, М. Кременец. Из водицы белой всё, что хочешь, делай!
Перед воспитателем стоит задача рассказать детям, какой путь проходит молоко, прежде чем попадает в магазин и на наш стол, о людях, которые этим занимаются. Дети отгадывают загадки и показывают муляжи соответствующих молочных продуктов. Рассказывают, что они приготовили дома с мамой, и всех угощают. С помощью опыта узнают, что написано в тайном послании, которое они получили. В конце занятия раскладывают на мольберте в хронологической последовательности карточки «Путешествие молока».
Л. Ефанова. Сказочное приключение
Снежная королева заколдовала воспитателя и засыпала группу большими сугробами. Переходя от одного сугроба (стола) к другому, дети выполняют задания, которые «перекликаются» с эпизодами из сказки Андерсена, например, раскладывают розы и тюльпаны по разным корзинам и вспоминают, что Кай и Герда тоже выращивали розы; находят под сугробом конверт с деталями для составления фигур («Танграм») и сразу вспоминают Кая, который должен сложить из льдинок слово «вечность». Убрав сугробы и выполнив все задания, дети расколдовывают воспитателя, и в её руках сердце (игрушка) становится не ледяной, а ярко-красной.
Л. Медкова, Ю. Сергеичева, А. Абрамова. Один день из школьной жизни
Этот день дети «проводят» вместе с Марусей, героиней фильма «Первоклассница», который они предварительно посмотрели дома. Дети хотят помочь Марусе, ведь она не ходила в детский сад и не знает правил поведения в школе, поэтому с ней случаются всякие истории. Они решают поддержать девочку, а свои советы и пожелания складывать в конверт, чтобы отправить его Марусе по почте. В статье много дидактических игр («Собираем портфель», «Правила поведения на перемене», «Математическая викторина», «Найди своё место» и др.). Проводится урок обучения грамоте (задания «Подружи слова», «Напиши своё имя», «Составь слово»). В конце «школьного дня» дети выполняют задание «Оценочная шкала» (каждый ребёнок обозначает на шкале свою готовность к школе) и отправляют Марусе конверт со своими пожеланиями.
Физкультура и здоровье
А. Павлова. Семейные старты
В соревновании принимают участие дети и родители. Члены жюри – Баба-яга и Снеговик – после каждой эстафеты вручают команде-победителю снежинку. По окончании соревнований подводятся итоги – подсчитываются снежинки, полученные каждой командой, и объявляется победитель.
Е. Баландина. «Чудо-палочки»
Это нетрадиционное физкультурное оборудование, которое может использоваться в работе с детьми всех возрастных групп при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр. В статье представлены комплексы общеразвивающих упражнений и игры с чудо-палочками.
Творческая мастерская
В. Шкоропада. В волшебной мастерской «Цап-царапки»
Старшие дошкольники учат младших детей приёмам нетрадиционной техники рисования «граттаж». Предварительно «учителя» составляют план занятия и рассказывают о последовательности своих действий воспитателю. Выслушав предложения детей и обсудив их, воспитатель поддерживает алгоритм их действий. Затем старшие дошкольники выбирают себе пару и идут в мастерскую, чтобы начать совместную работу. Такая форма занятия развивает инициативу и организаторские способности старших дошкольников и вызывает у младших детей положительные эмоции при общении с «учителями».
Г. Козлова, Н. Жарова, И. Яшмолкина. «Незабудковая Гжель»
Дети знакомятся с секретами гжельских мастеров, узнают, почему главный цветок в орнаменте этого народного промысла называется «агашка». Изображают гжельскую розу в центре листа, а по краю рисуют орнамент, используя элементы по желанию.
С. Кудинова. Новогодние желания
Воспитатель рассказывает, как и в какой день на Руси отмечали Новый год. Из видеофильма дети узнают о традициях встречи этого праздника в разных странах мира и о зимних волшебниках, которые в этих странах приносят детям подарки. У воспитанников этой группы тоже есть заветные желания, Они рисуют подарки, которые очень ждут от Деда Мороза, и складывают свои рисунки в конверт. Но конверт получается таким большим, что он не может поместиться ни в одном почтовом ящике. Дети вспоминают о почтальоне Печкине и отправляются за помощью в деревню Простоквашино.
Театрализованная деятельность
И. Ярославцева. Театр, где артисты – люди
Нестандартное, интересно организованное занятие, в котором дети – активные участники. Цель автора – раскрыть детям секреты актёрского мастерства, помочь понять, как артист передаёт внутренний мир своего героя, его чувства, настроение. В этом номере представлена первая часть занятия – раскрыты два секрета актёрского мастерства: мимические средства выразительности и голосовые возможности (дикция, тембр, темп, громкость). Эти секреты показаны с помощью интересных упражнений и игр. Их нет смысла описывать, как и нет смысла описывать эмоциональную реакцию участвующих в них детей. Такую статью надо читать.
Игра – каждый день
И. Быкова. Собираемся на бал
В детский сад пришло приглашение на бал. Как нужно подготовиться к этому событию: как должны быть одеты девочки и мальчики, чтобы хорошо выглядеть; на чём лучше ехать в королевский дворец? Все принимают решение открыть в группе салон красоты, где парикмахерами, визажистами, мастерами маникюра будут работать девочки, и автомастерскую, в которой мальчики «построят» карету или лимузин. Дети распределяют роли , и начинается подготовка к балу.
М. Лищенко. Проект «Шахматы – детям»
На этом занятии, третьем в проекте, дети закрепляют знания основных шахматных понятий и под руководством воспитателя разыгрывают шахматную партию на напольной шахматной доске.
Е. Мозуль. Музыкальные игры в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей
Такие игры легко интегрируются в любую образовательную область и могут проводиться на занятии или в свободное время в группе или на прогулке. Но при проведении этих игр воспитатели могут столкнуться с некоторыми проблемами. Автор выделяет три основные проблемы и предлагает варианты их решения.
Указатель статей, опубликованных в журнале «Ребёнок в детском саду»в 2019 году
Источник