Ребенок в 9 месяцев развитие и питание вес и рост комаровский

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет “загребать” в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца.
Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому – малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.

Двигательные навыки

К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах.
В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки – умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, – другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады.
Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения.
Девять месяцев – это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше “работают” руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать “любимая игрушка”, эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого “друга”, потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом.
Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника – завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит – это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет “планировать” свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить “барьер” в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы – подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго.
Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит — как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры “в прятки”. Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты “пряток”. Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка

Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: “Где мама?”, “Где папа?” – он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: “Дай маме ложку”, протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет “папа”, увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа “дай”), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней “разговорной” стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему “говорящему чуду”, ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово – это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.
В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа “туда-обратно”. Одно из самых любимых занятий детей – снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра “я тебя съем” – малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра “идет коза рогатая”, когда папа “нападает” на животик малыша, а тот “обороняется” от нападения.
Более спокойным вариантом игры “туда-сюда” можно считать игру в “телефон”. Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: “Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?” Потом она передает трубку ребенку и говорит: “Теперь твоя очередь”. Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои “фразы”, перед тем как положить трубку.
Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный “приятель”, можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

Читайте также:  История развития ребенка в твердой обложке

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово “нет” – для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно “прочесать”.
Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок “сейчас”, но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, за какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются.
Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать.
Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть – передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.
Время игр

Новые открытия
Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.
“Осязательная” игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой.
В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш “положение” своих друзей.
Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.
Улучшение координации
Поиграйте с ребенком в ладушки
Поиграйте с вашим ребенком в “ладушки”. Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.
Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик.
Как сесть на пол
Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.
Дайте ребенку “пирамиду”
Если ребенок хоть один раз надел “кольцо” на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.
Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит свои старания.
Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.
Поиграйте в “дай мне игрушку”
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.
Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Читайте также:  Роль семьи в психическом развитии ребенка курсовая

Повседневные дела

Время кормления
Как напоить плюшевого мишку
Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить ваши движения. Эта игра типа “как будто” для совсем маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят играть дети постарше.
Пища для развития
Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке.

Время переодевания
Как переодеть непоседу
Поменять подгузники девятимесячному ребенку – задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой “к случаю”.
Как поймать ребенка
Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: “Я тебя поймала!” Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его.
Пуховичок для пудры
Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и
покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела (“где у нас носик”, “где у нас глазки” и т. д.).
Паучок, паучок
Прежние “родственные” чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию “паучок” побежит по ножке ребенка, а потом по животику. С “паучком” малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры.

Время купания
Пусть ребенок “самостоятельно” помоется
Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к “самостоятельному мытью” и само “мытье” потребует больше времени.
Оп-оп
Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего “подпрыгивающего” малыша и командуйте ему “оп-оп!” Когда ребенок перестает “прыгать”, перестаньте говорить “оп-оп!” Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка.

Время отдыха
Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку
Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком.
Усыпляющий вальс
Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.

опубликовано 21/05/2007 13:53
обновлено 02/09/2014
— Педагогика и психология

Источник

Когда ребенку исполняется 9 месяцев, родителям кажется, что многие трудности остались позади. Действительно, малыш уже подрос и окреп, он умеет ползать и делает первые попытки самостоятельно подниматься и передвигаться, держась за опору. Некоторые даже пробуют шагать с маминой поддержкой – пусть это пока не очень у них получается, зато первое путешествие по квартире доставляет огромное удовольствие.

Малыш в 9 месяцев: рост и вес

Итак, первые 8 месяцев позади. С какими же показателями дети встречают 9 месяц жизни? В среднем, рост маленького человечка на данном этапе составляет от 70 до 72 см, вес – от 8,5 до 9 кг. В течение 9 месяца его рост увеличится еще на 1,5-2 см, а вес – на 400-500 г. Согласно норме, рост и вес малыша на пороге 10 месяца составляет 72-74 см и 9-9,5 кг.

Педиатры определяют средние показатели, однако это совсем не значит, что малыш, недобравший 1-1,5 кг или набравший чуть больше, развивается неправильно. Развитие каждого ребенка индивидуально, если он здоров, весел и активен, то колебания 0,5-1 кг в весе и 2-4 см в росте вполне допустимы. Подтвердить или развеять опасения родителей по поводу темпов развития малыша сможет педиатр, когда придет время планового осмотра.

Рост и вес малыша являются индивидуальными показателеми, поэтому паниковать при обнаружении незначительных отклонений не стоит. Подтвердить наличие патологии может исключительно педиатр

Психическая сфера: развитие важнейших навыков

Малыш к началу 9-го месяца осваивает целый ряд важнейших навыков: двигательных, речевых, сенсорных, интеллектуальных – они оказывают огромное влияние на его дальнейшее развитие. Среди основных сенсорно-моторных навыков, которые должен иметь ребенок на данном этапе, можно выделить следующие:

  • ребенок умеет двумя ручками брать игрушку и приближать ее к себе;
  • небольшие предметы малыш может брать одной ручкой, предметы побольше – двумя;
  • взяв в обе ручки по игрушке, активно играет с ними;
  • ползает, держа одной ручкой небольшой предмет;
  • может хлопать в ладошки;
  • держась за мамину руку, стоит;
  • ползая, умеет разворачиваться назад.

Большое удовольствие ребенку в возрасте 9-10 месяцев доставляют игры, в процессе которых развиваются следующие интеллектуальные навыки:

  • ребенок запоминает игры, в которые уже играли с ним;
  • если игра ему не нравится или надоела, теряет к ней интерес;
  • в процессе игры выполняет простые просьбы;
  • произносит первые слова, такие, как: «мама», «дай», «ам» и другие;
  • появляется страх большого пространства и высоты.

Для полноценного развития детей в 9 месяцев огромное значение имеет общение с окружающими, причем не только с мамой, папой или бабушкой, но и с другими детьми. Чем больше малыш будет активно разговаривать, тем быстрее у него сформируются речевые навыки.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка факторы риска

Значимым результатом социальной активности ребенка становится умение логически подбирать игрушки, привносить в игровой процесс немного выдумки

Также это помогает освоить такие социальные умения:

  • с удовольствием играет рядом с родителями;
  • повторяет поведение и проявляет такие же эмоции, как и другие детки: к примеру, если кто-то из детей начинает плакать, малыш может составить ему компанию, не имея никакого повода;
  • огромное внимание уделяет выбору игрушки;
  • копирует звуки – смех, чихание, кашель и другие;
  • может сам начать новую игру и пытается привлечь к ней того, кто находится рядом;
  • реагирует на просьбу взрослых повторить то или иное действие.

Если у родителей возникают сомнения по поводу того, насколько полноценно развивается их ребенок в 9 месяцев, стоит обратить внимание на специальный тест. Этот тест либо развеет их сомнения, либо подскажет, что необходимо посоветоваться с детским доктором.

Тест на развитие 9-месячного малыша

  • малыш уверенно сидит, хорошо ползает, делает попытки вставать, держит двумя ручками чашку, берет мелкие предметы двумя пальчиками;
  • поворачивается сидя, чтобы достать лежащую сбоку игрушку;
  • пытается достать игрушку в положении лежа на животе;
  • повторяет за мамой и папой простые действия: если взрослые покажут ему, как стучать палочками, малыш сможет это выполнить;
  • крепко удерживает игрушку и тянет к себе при попытке отнять ее;
  • речь малыша должна включать в себя повторяющиеся слоги;
  • ребенок узнает близких, с опаской реагирует на посторонних, откликается на свое имя.

Ребенок в 9-месячном возрасте спокойно находится в одном помещении с родственниками, а вот чужих людей боится или опасается – это норма

Распорядок дня 9-месячного малыша

Очень важно соблюдать строгий распорядок дня – это помогает ребенку, которому исполнилось 9 месяцев, привыкнуть к повторяющейся каждый день смене действий. Мама при соблюдении режима сможет организовать свой день так, чтобы успеть сделать все необходимое и немного отдохнуть. Как и в 8 месяцев, у девятимесячного грудничка сон чередуется с кормлением и играми. Он по-прежнему спит дважды в сутки по 2-2,5 часа, причем один раз на свежем воздухе. Ночью продолжительность сна составляет 11-11,5 часов.

Не стоит забывать и о прогулках на улице. Гулять нужно в любое время года трижды в день, если температура воздуха не ниже -15 С и не выше +30 С. Летом на свежем воздухе можно гулять от 3 до 3,5 часов, зимой – 2-2,5. Важно помнить и том, что сон на улице очень полезен для деток.

Если малыш отказывается спать днем дважды, можно укладывать его один раз, но сон в этом случае будет более продолжительным. Доктор Комаровский утверждает, что четко обозначить временные рамки дневного сна 9-10-месячного малыша очень сложно, поскольку у каждого режим дня свой. Главное, чтобы длительность сна была не меньше 2-2,5 часов. Норма ночного сна ребенка в 9 месяцев составляет 10-12 часов, при этом спит малыш крепче, что дает возможность отдохнуть и родителям (рекомендуем прочитать: сколько времени должен спать ребенок в 9-10 месяцев?).

В 9-10 месяцев необходимости в ежедневном купании уже нет – это можно делать через день. Воду для купания нужно подогревать до +34 С, температура воздуха должна быть около 20-21 С. Продолжительность купания составляет 10-20 минут. Выполнив гигиенические процедуры, нужно перейти к обливанию, вода для которого должна быть 32 С, то есть чуть прохладнее.

Сон до сих пор занимает значительную часть суток в режиме ребенка. Отдыхать днем ребенку обязательно, потому что во время периодов активности он сильно утомляется

Закаливающие процедуры

Большую пользу для здоровья малыша приносят и закаливающие процедуры. Ребенку, которому исполнилось 9 месяцев, необходимы ежедневные воздушные ванны, влажные обтирания, а также гимнастика и массаж (рекомендуем прочитать: как делать массаж 9-месячному ребенку?). Комплекс упражнений довольно прост, поэтому не требует особых усилий и не занимает много времени:

  • круговые движения руками;
  • сгибание-разгибание ног вначале вместе, затем поочередно;
  • имитация ползания;
  • поочередное сгибание-разгибание рук, при этом мама держит малыша за пальчики;
  • массаж спинки и животика;
  • имитация бега;
  • поднятие выпрямленных ножек и другие.

Как советует доктор Комаровский, такие упражнения необходимо делать ежедневно по 10 минут, выполняя каждое по 5-7 раз. Обучающее видео поможет родителям овладеть техникой выполнения гимнастических упражнений и массажа.

Оптимальная температура для ежедневных воздушных ванн в помещении – 18-19 С, на свежем воздухе – 22-23 С. Длительность – около 30 минут. Переодевая малыша, можно сделать 5-6-минутную паузу для кратковременной воздушной ванны.

Режим питания малыша

Здоровье малыша во многом зависит от полноценного сбалансированного питания. Каждый новый продукт, который вводится в его рацион, необходимо согласовывать с детским доктором. Ежедневное меню должно включать в себя, помимо маминого молока или молочной смеси, овощные, фруктовые и мясные пюре, молочную кашу, яичный желток, нежирный творожок и свежие соки. Чтобы исключить аллергическую реакцию на тот или иной новый продукт, нужна консультация доктора.

Необходимо также придерживаться строгого режима питания. В 9 месяцев ребенку достаточно пяти кормлений каждые 4 часа, начиная с 06.00. Таблица, приведенная ниже, поможет родителям определиться с продуктами и блюдами, выяснить их норму для 9-месячного малыша.

Время кормленияБлюдаОбъем на 1 кормление, мл
06.00Грудное молоко/Молочная смесь200
10.00Пюре из овощей/Мясная фрикаделька/Желток/Фруктовый сок140-150 / 30 / ½ / 35
14.00Грудное молоко/Молочная смесь/Кефир/Пюре из фруктов200 / 35
18.00Молочная каша(10%)/Фруктовый сок200 / 35
22.00Грудное молоко/Молочная смесь200

Согласно таблице, грудное молоко или молочная смесь должны присутствовать в меню малыша четыре раза в день. Очень важно добавлять в ежедневный рацион пюре и сок из фруктов. Не стоит забывать о том, что у маленького члена семьи должна быть личная посуда, а перед кормлением необходимо повязать слюнявчик. Чтобы малыш учился кушать самостоятельно, можно вложить ему в ручку ложку или кусочек хлеба. Понятно, что об аккуратности в такой ситуации говорить не стоит, но именно так, каждый день получая новые навыки, маленький человечек растет и полноценно развивается.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник