Ребенок в 1 год 6 месяцев развитие ребенка

Ребенок в 1 год 6 месяцев развитие ребенка thumbnail

Фото 1

В возрасте полутора лет у малышей происходит настоящий скачок в развитии. Речь идет, в первую очередь, о словарном запасе, уровне интеллекта, а также физических навыках.

Родители часто сравнивают кроху с другими детьми, чтобы понять, соответствует ли развитие ребенка 1 год 6 месяцев нормам.

И именно в этот период мамам и папам стоит быть максимально внимательными, чтобы оградить ребенка от возможных проблем в дальнейшем.

Развитие детей полутора лет

Фото 2Ребенок в полтора года продолжает активно изучать окружающее его пространство, причем, как на улице, так и дома.

Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.

Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.

Физическое

Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.

Физические навыки малыша в 18 месяцев:

Фото 3

  • уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
  • способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
  • умеет пинать ножкой мяч;
  • сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
  • отлично ходит по лестнице с поддержкой;
  • может бросить мяч рукой;
  • чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
  • активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
  • открывает двери в комнаты;
  • садится на корточки.

Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.

Нервно-психическое

«Я сам!» — именно такому девизу следует малыш в 1 год 6 месяцев, при этом, кроха очень эмоционален и требователен в своих желаниях. В указанном возрасте ребенок активно подражает взрослым, а бытовые предметы использует в качестве игрушек.

Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек. Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.

Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.

Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.

Фото 4Основная трудность указанного периода жизни — активное проявление негативных эмоций, к которому далеко не все родители готовы.

Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку. Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое.

Интеллектуальное

В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».

Фото 5Ребенок в 1,5 года также умеет:

  • играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
  • знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
  • собирает пирамидку;
  • показывает предметы по просьбе взрослого;
  • знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
  • использует предметы в игре, согласно их назначению;
  • умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
  • проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
  • говорит до 40 простых слов;
  • пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.

Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».

Как развивать ребенка?

Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.

Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:

Фото 6

  1. музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
  2. посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
  3. шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
  4. двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
  5. сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
  6. полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.

Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.

Читайте также:  Онлайн игры на развитие памяти и внимание у ребенка 8 лет

Подходящие по возрасту развивающие игры и мультики

Детские психологи не рекомендуют позволять малышу много времени проводить у телевизора — касается это не только тех моментов, когда ребенок его смотрит, но и тех, что устройство работает на заднем фоне. Это создает чрезмерную нагрузку на психику.

Если же необходимость в просмотре ТВ возникла, можно отдать предпочтение развивающим программам, созданным специально для маленьких детей. К таким можно отнести: «Малышарики», «Деревяшки», «Тини Лав» и другие.

Игры, которыми можно занять кроху в 1 год и 6 месяцев:

  • любые сюжетно-ролевые занятия. Можно готовить на игрушечной кухне, катать куклу в коляске, ремонтировать машинки инструментами и т.д.;
  • «догонялки». Задача проста: малыш должен бегать за мамой. Длительность — не более 30-40 секунд, затем нужен перерыв;
  • лепка;
  • простые пазлы, состоящие из 2 элементов;
  • игры с песком и водой. Особенно полезно пересыпать или переливать их в разные емкости;
  • рамки-вкладыши — отличный тренажер для логики и мелкой моторики.

Выбирая игру, важно помнить, что она должна приносить радость и удовольствие обеим сторонам процесса.

Психологи рекомендуют отдавать предпочтение максимально реалистичным моделям. Зайчик, например, должен быть похож на своего прототипа — тогда у ребенка будет формироваться правильное представление об окружающей действительности.

Какие игрушки принесут пользу малышу

Фото 7Во-первых, игрушки подбираются в соответствии с возрастом. Во-вторых, они должны быть качественными и безопасными. Нельзя приобретать модели с острыми краями или углами, отстающей краской или другими видимыми дефектами.

В-третьих, нелишним будет выбирать те игрушки, которые можно легко помыть или протереть.

Стоит исключить использование таких моделей, которые снабжены слишком громким звуковым модулем — стреляющие, пищащие или издающие другие резкие звуки.

Видео по теме

Доктор Комаровский о раннем развитии детей:

Гармоничное развитие крохи полутора лет во многом зависит от родителей. Кроме правильных игр и занятий, ребенку нужны любовь, забота и внимание. Также важна нормальная психологическая атмосфера в семье, полноценное и витаминизированное питание, а также общение не только с родными (взрослыми и старшими детьми), но и со сверстниками.

Источник

Взрослых, воспитывающих первенца, тревожит проблема — что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, как помочь любимому чаду развить навыки. Полуторагодовалый мальчик или девочка уже не просто усваивают нужную информацию, но и делают выводы, пробуют анализировать увиденное. Ошибка взрослых — внимание обращают на навыки физической активности, забывая о том, что не менее важно способствовать развитию характера, личности.

Особенности возраста

Полуторагодовалый малыш уже проявляет некоторую заинтересованность — слушает сказки, песенки, реагирует на знакомую мелодию. Родителям рекомендуется чаще обращаться к чаду, со временем он попытается повторять за взрослыми, что способствует развитию речи.

В полтора года ребенок начинает сам кушать, уверенно держит вилку, ложку, пытается откусывать, жевать твердую еду. Малыш без помощи родителей пьет из кружки, хотя не всегда удачно. В быту ребенок также проявляет активность — убирает игрушки, «читает» книжки, пытается чистить зубы, одеваться. Умывается с удовольствием, причем больше радости приносит игра со струей воды, чем само умывание.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

В 1,5 года большинство детей уже начинают уверенно передвигаться без помощи родителей. Малыши учатся приседать, подниматься по ступенькам, самостоятельно наклоняются за игрушками или заинтересовавшими предметами. Не стоит ожидать слишком многого — держится он еще неуверенно, падает, довольно неуклюжий. Опасность, которая поджидает ребенка, — благодаря плохо развивающемуся чувству самосохранения легко получить травму. Не рекомендуется оставлять в помещении даже на короткое время, безопасные предметы способны причинить вред здоровью.

Физические навыки в полуторагодовалом возрасте развиваются стремительными темпами. Малыш активно передвигается, обожает качаться, спускаться с горки, резвиться со сверстниками. Родителям постоянно нужно быть начеку — любопытство, энергия способны сыграть злую шутку.

Нервно-психическое развитие ребенка в полтора года

Определить, не отклонилось ли нервно-психическое развитие от нормы, несложно, важно в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за характером, поведением. Навыки малыша, соответствующие норме:

  • проявляет интерес к обследованию помещения, пытается заглянуть во все укромные уголки;
  • обожает играть с взрослыми в прятки;
  • умеет сортировать игрушки по форме, цвету, размерам;
  • складывает пирамидки;
  • умеет отличать части тела, показывает пальцем или касается рукой при услышанном от родителей названии;
  • учится находить знакомые картинки в книжках, по просьбе родителей показывает собачку, кошку, зайчика.

Насторожиться нужно, если ребенок с трудом ходит, не реагирует на речь взрослых, даже не замечает отсутствия одного из родителей. В таких случаях рекомендуется отправиться к педиатру, объяснить особенности поведения сына или дочери.

Познавательное развитие ребенка

Большинству детей в полуторагодовалом возрасте нравится слушать музыку. Педиатры рекомендуют взрослым чаще включать разные мелодии — часто этого оказывается достаточно, чтобы успокоить ребенка, помочь накормить или спокойно одеть капризулю. Предпочтение следует отдать спокойной музыке — классике или детским мелодиям. Пение птиц, звуки леса, зверей также заинтересуют малыша, поспособствуют его познавательному развитию, помогут улучшить навыки речи.

Обязательно часто читать с детьми книги. Раньше малыш только рассматривал картинки, теперь охотно слушает сказки, детские рассказы, пытается связать сюжет с рисунком. Родителям рекомендуется подробно объяснять увиденное, задавать вопросы, на которые кроха должен найти ответ на картинке.

Речевые навыки

К развитию речевых навыков приступать рекомендуется значительно раньше. В 18 месяцев дети уже должны усвоить самые простые команды, реагировать на указания родителей, показывать некоторые предметы быта, одежду, животных на картинках.

Больше общаться — благодаря рассказам взрослых начинает формироваться речь крохи.

Совместные игры также приносят немало пользы. Обязательно объяснять каждое движение, просить повторить простые слова. Не беда, если не все сразу получается — со временем речь ребенка становится внятной.

Читайте также:  Европейские нормы развития ребенка до года

Во время прогулок продолжать беседу. Изъясняться простыми словами, словосочетаниями, большее внимание акцентировать на прилагательные. Обязательно характеризовать окружающие предметы, объяснять цель их применения.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

В 18 месяцев малыш многое умеет, причем большинство навыков развиваются при непосредственном участии взрослых. Ребенок, которому исполнилось полтора года, может:

  • передвигаться без помощи, пытаться наклоняться, подтягиваться за вещами, которые находятся на расстоянии над полом;
  • играя с взрослыми, повторять ряд движений — перекатывать мячик, возить паровозик, укладывать животных или кукол спать;
  • сообщать об основных физиологических особенностях, потребностях — просить пить, есть, начинать беспокоиться, если нужно отправиться на горшок;
  • пытаться произносить простые слова, сочетания букв;
  • на просьбу родных показывать, что нарисовано на картинках;
  • выполнять просьбы родителей, родственников.

Еще одна особенность детей — в возрасте полутора лет они уже умеют различать родных, чужих людей. К домашним идут с удовольствием, на незнакомцев реагируют плачем, настороженностью, отказом подойти.

Чем отличается развитие мальчика и девочки в 18 месяцев?

Особых отличий у полуторагодовалых девочек, мальчиков нет. Особенности темперамента и характер практически не отличаются — разница полов, более резко появляющаяся в грудном возрасте, сглаживается.

Единственное, что нужно помнить взрослым — мальчики в этом возрасте требуют большего внимания, чем девочки. Придется чаще играть, посвящать больше времени. Девочки наоборот — привыкают с грудного возраста к повышенному вниманию, рекомендуется незаметно отучивать малышек от привычки постоянно быть под контролем родителей.

Необходимые исследования

Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду — чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.

В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми. Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи.

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

В 18 месяцев рекомендуется приобретать игрушки, направленные на развитие мышления, логики, речи. Отлично подойдут:

  • солитеры;
  • пирамидки;
  • игрушечные телефоны, планшеты, издающие разные звуки;
  • говорящие куклы;
  • кубики;
  • мячи.

Обязательно выбирать игрушки разной формы и цвета, потом в играх легко будет продолжить обучение.

Трудности воспитания

Пытаясь улучшить навыки ребенка, важно помнить, что не следует заставлять что-либо делать. Лучше занятия превратить в игру, проводить обучение, используя игрушки, детские книги. Действовать ненавязчиво, малыш должен с удовольствием приступать к упражнениям.

Если полуторагодовалый малыш отказывается слушаться, рекомендуется на некоторое время отказаться от занятий.

Нужно сходить к педиатру, посоветоваться, как заинтересовать ребенка, какие игры лучше выбрать, от чего отказаться. При истериках рекомендуется попытаться отвлечь, переключить внимание на интересную игрушку, книгу. Идти на поводу не стоит — достаточно один раз показать, что криком легко добиться желаемого, дети обычно пытаются обратить себе на пользу этот навык. Далее будет значительно сложнее — ребенок будет плакать и капризничать по любому поводу.

Полуторагодовалый ребенок — полноценный член семьи со своими увлечениями, требованиями, чертами характера. Обязанность родителей — поспособствовать развитию речи, физических навыков. Главное — не действовать самостоятельно, лучше предварительно посоветоваться с педиатром, подобрать индивидуально методику. Допущенные в воспитании ошибки также обязательно обсуждать с доктором — исправлять их нужно своевременно.

Источник

Физическое развитие ребенка в полтора года

Вес мальчиков в 1 год и 6 месяцев от 10,2 до 13,0 кг. Вес девочек от 9,8 до 12,2 кг.
Рост мальчиков от 78,4 до 85,9 см.
Рост девочек от 77,1 до 84,5 см.

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы). Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым). Восходит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом. Проходит по слегка наклонной доске. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Ребенок уже држит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу. Пьет из чашки, почти не проливая. Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях. Спокойно относится к умыванию.

Питание ребенка в 1 год 6 месяцев

В возрасте до полутора лет ребенок: окончательно осваивает ложку и чашку и предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи.

Читайте также:  Значение игровой деятельности для полноценного развития ребенка

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна. В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда. Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак – 8:00, обед – 13:00, полдник – 16:00, ужин -19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи. Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов. Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей. Перед сном малыш может выпить грудное молоко, кефир.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

В этом возрасте ребенок ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик), находит из по просьбе взрослого. Подбирает предмет такой же формы, как на образце. Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия. Ориентируется в двух величинах (большой и маленький), находит после показа, по просьбе взрослого. Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине.

С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре. Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Ребенок ориентируется в двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый. Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Может переворачивать страницы книг (“читает”), катить перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу).

Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Ребенок эмоционален, требователен. Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню — подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента. Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Ребенок эмоционально-уравновешен, спокоен в течение дня. У него появляются социально-значимые жесты и мимика (“жалеет”).

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации (“жалеет”, “сопереживает”).

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается).

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей. Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку. Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям. Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам.

Различно реагирует на разные мелодии, сказки, стихи. С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие. Малыш способен произносить до 40 облегченных слов.

Умеет отвечать на простые вопросы. Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.

Малыш показывает части тела по просьбе взрослого.Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает их по просьбе взрослого. Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Малыш произносит простые слова. Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: “Кто (что) это?” в реальной ситуации и по картинке.

Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.

Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Интеллектуальное развитие в полтора года

Приблизительно в этом возрасте малыш может задавать вопросы: “Что это?” практически обо всем, что попадает в его поле зрения. Стремление узнавать названия окружающих его предметов способствует интенсивному пополнению словарного запаса в возрасте примерно от 18 до 20 месяцев.

Как только ребенок попадает в эту фазу стремительного увеличения используемых слов, он становится способным осваивать до нескольких новых слов за день. Поскольку познание языка в данном периоде основывается на повторении, малыши обычно увлекаются простыми песенками, играми с пальчиками, а также играми с использованием забавных слов и звуков.

Дети могут зачастую практиковаться в применении новых слов перед сном, либо во время прогулки. Дети быстро понимают силу слова, в особенности, когда видят, что при помощи слов можно заполучить необходимое.

А что умеет ваш малыш в полтора годика?

Источник