Ребенок учится говорить развитие значения слов
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Отделение специальная дошкольная педагогика и психология
Очно – заочная форма обучения
Кольцова М. М.
«Ребенок учится говорить»
(Конспект)
Выполнила: студентка ΙΙΙ курса
Азизова С. Г.
Старший преподаватель: Лынская М. И.
Москва 2012 г.
Ребенок учится говорить
Ребенок учится говорить… Это — источник радости для родителей, если речь малыша развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие речи задерживается или нарушается.
Цель данной книги — познакомить как воспитателей, так и широкий круг родителей с теми сведениями о развитии речи, которые накопили физиология и психология.
Автор книги, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, хочет напомнить, что речь — это не дар свыше это результат их большого труда, а также труда самого ребенка.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями — о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И все это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно широкие понятия и т. п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его на игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения родных ребенка или персонала детского учреждения к речи малышей. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что, собственно, представляет собой процесс формирования речи, на что нужно обращать внимание.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?..
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания — психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Задачей этой книги и является попытка обобщить основные факты, которые могут помочь глубже понять процесс формирования детской речи, и рассказать о них возможно более просто. Подобных книг нет, а, как показывают беседы с родителями и работниками яслей и детских садов, нужда в них очень большая.
Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Что такое речь?
Рис. 1. И. П. Павлов наблюдает за опытом над шимпанзе Рафаэлем.
Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л. С. Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А. А. Люблинская, А. Р. Лурия, Н. X. Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т. д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Совершенно исключительное значение имеет речь в приспособлении ребенка к требованиям человеческого общества, установлении контакта с другими детьми.
Дети, которые владеют речью, легко вступают в контакт и со взрослыми. Средняя группа детского сада собирается па прогулку, и воспитательница помогает ребятам одеваться. «Леня, достань шапку из шкафчика, надень ее, а я помогу завязать ее — вот так! А где же шарфик, Сережа? Ну-ка, поищи его. Молодец!» Дети охотно выполняют то, что говорит им воспитательница. Воспитание ребят, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности, как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей и педагоги отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их бывает трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидно значение того, чтобы ребенок своевременно и достаточно хорошо овладел речью.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧИ
За последние сто лет ученые разных специальностей провели много исследований для того, чтобы выяснить происхождение и природу речи. Изучены все европейские языки, а также языки очень многих отсталых народностей; велись исторические исследования; изучалось развитие речи у детей, ее нарушения, деятельность аппарата речи. Благодаря этому вопрос о происхождении речи и о том, что она собой представляет, стал значительно яснее.
Присущие человеку способности к речи и словесному мышлению имеют свою предысторию в развитии животного мира.
Долгое время считалось, что у животных существуют лишь более или менее сложные системы инстинктивных (т. е. врожденных) звуков, с помощью которых и устанавливается контакт в стаде, стае и т. д.
Все животные обычно проявляют способность к подражанию тем звукам, которые свойственны данному виду. В естественных условиях также наблюдаются очень сложные формы общения животных, которые вырабатываются в их жизненном опыте. Конечно, это все лишь предпосылки развития человеческой формы общения.
Другие ученые полагают, что речь возникла из звукоподражания (теория «гав-гав»). В русском языке, например, очень много звукоподражательных слов: хлопать, жужжать, шуршать, хохот, свист, звон и другие. Особенно богата ими детская речь: «топ-топ» — ходить, «тик-так» — часы, «авка» — собака. Естественно, объяснить происхождение слов, речи одной из этих теорий нельзя; в известной мере верна и та, и другая — материалом для будущей речи служили и аффективные восклицания, и звукоподражание.
ТРИ «ПОЧЕМУ?», ИЛИ НЕМНОГО АНАТОМИИ
Почему только человек оказался способен к развитию членораздельной речи и отвлеченного словесного мышления?
Почему даже для высших животных, например человекообразных обезьян, основным средством общения служат инстинктивные звуки и движения?
Почему дети по способам общения так близки к животным и у них так медленно — на протяжении нескольких лет — формируется речь?
На все три «почему?» ответ оказывается одни: это зависит от особенностей строения мозга.
И. П. Павлов называл мозг «органом приспособления к окружающей среде». Это очень точное определение. В самом деле, есть органы, которые удовлетворяют нужды самого организма: легкие обеспечивают газообмен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществляют выделительную функцию и т. д. Мозг же обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды. Вот почему мы с полным основанием можем называть его органом приспособления.
Чем проще строение мозга, тем примитивнее, грубее форма приспособления этого животного к окружающей среде. Напротив, чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут механизмы приспособления, которые он создает.
Рис. 2. Строение мозга различных животных: А — рыбы. В — лягушки, В — птицы, Г — обезьяны и Д – человека.
Посмотрите па рис. 2 — на нем показан мозг рыбы, лягушки, птицы, обезьяны и, наконец, человека. Не правда ли, какие громадные различия даже на первый взгляд!
Усложнение в строении головного мозга выражается в увеличении его массы относительно массы тела (у человека вес мозга составляет 1/46—1/50 часть веса тела, а у человекообразных обезьян— 1/200 часть), в большом развитии полушарий мозга и особенно лобных отделов (у человека лобные доли занимают 25% площади больших полушарии, а у обезьян — в среднем 10 %), в появлении новых областей — речевых. А как увеличилась у человека поверхность мозга! Она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины (рис. 3).
Рис. 3. Поверхность большого полушария головного мозга человека: 1 — спинной мозг, 2 — мозжечок, 3 — затылочные извилины, 4 — верхняя и 5 — нижняя теменные извилины, 6 — верхняя, 7 — средняя и 8 — нижняя лобные извилины, 9 — сильвиева борозда.
Рис. 4. Микроскопическое строение коры полушарий. Налево — схема распределения клеток, направо — волокон: I — молекулярный слой, II — наружный зернистый слой, III — слой пирамидных клеток средней величины, IV — внутренний зернистый слой, V — слой с крупными пирамидными клетками Беца, VI — полиморфный слой.
Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 400 граммов, но уже через год он удваивается, а к 5 годам — утраивается! В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 22—25 лет.
Головной мозг человека по своему внешнему виду напоминает гриб: «корень» — это так называемый ствол мозга, в его состав входят продолговатый мозг, варолиев мост и зрительные бугры; «шляпку» гриба образуют большие полушария — правое и левое. К ним прилегает малый мозг, или мозжечок.
В коре больших полушарий выделяется шесть слоев (рис. 4), каждый слой имеет свое особое клеточное строение. В коре мозга человека насчитывается до 17 миллиардов нервных клеток (у человекообразных обезьян их не более 3—5 миллиардов). Клетки связаны друг с другом отростками, кроме того, вся кора пронизана сетью нервных волокон — на рисунке 4 они показаны с правой стороны. В разных отделах строение коры сильно отличается по характеру клеток, толщине слоев и их распределению — это зависит от того, какую работу выполняет тот или иной участок коры.
В речевых областях разделение коры па слои и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, по тонкое строение коры совершенствуется еще на протяжении многих лет.
Таким образом, возможности развития речи и отвлеченного словесного мышления у человека определяются высоким развитием у него мозга. Медленность же формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием его мозга.
УТОЧНИМ, ЧТО ТАКОЕ ОРГАНЫ РЕЧИ
Понимание чужой речи начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание; этот процесс основан на том, что в коре головного мозга вырабатываются нервные связи, благодаря которым различные звукосочетания связываются в слова. В слове звуки следуют один за другим в определенном порядке, и это приводит к установлению связей между ними. Иначе говоря, вырабатывается система связей. Благодаря этому и получается не просто несколько разрозненных звуков, а целое слово. Но не только звуки связываются и слова. Далее эти звукосочетания (уже как целое слово) связываются со многими ощущениями, получаемыми от предмета, который обозначается этим словом. Например, в слове «мама» прежде всего вырабатываются связи между звуками «м-а-м-а»; затем слово «мама» ассоциируется в мозгу ребенка со зрительными, осязательными и другими ощущениями от матери, и вот теперь малыш начинает понимать слово «мама». При другой последовательности этих же звуков получается слово «ам-ам» — здесь тоже вырабатывается система связей между звуками, образуется новое слово, которое далее связывается с комплексом ощущений от еды.
Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона Вернике. Здесь, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные ребенком слова (точнее, их звуковые образы), и всю жизнь мы пользуемся этой «картотекой». Если произошло кровоизлияние или другое поражение в области верхней височной извилины, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова’.
Рис. 5. Схема, показывающая полости рта и глотки, которые усиливают звуки, возникающие при колебаниях голосовых связок: 1 — полость носа, 2 — полость рта, 3 — полость гортани, 4 — верхняя часть носоглотки, ,1 — средняя часть носоглотки, 6 — нижняя часть носоглотки, 7 — верхняя челюсть, 8 — мягкое нёбо, 9 — язык, 10 — надгортанный хрящ, прикрывающий вход в гортань.
Произнесение звуков речи (артикуляция) требует координации движении губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки (рис. 5), дыхательных движений. Попробуйте, например, произнести звук «а» или «л» — и вы сразу почувствуете, как много различных мышц приводится в действие. Так, для артикуляции звука «л» кончик языка прижимается к альвеолам верхних зубов, между боковыми краями языка и верхними зубами пропускается струя воздуха, средняя часть языка опускается, а корень его приподнимается; участвуют и неречевые мышцы — дыхательные и брюшной пресс. Все эти движения согласованы между собой, т. е. производятся в определенной последовательности, иначе звук не получится. Видите, как сложен механизм артикуляции одного — только одного звука! Если же попытаться произнести звукосочетание (хотя бы такое, кажется, простое, как «мама»), задача во много раз усложнится.
Рис. 9. Кривая, показывающая работу симметричных точен в левом и правом полушариях мозга во время речи. Пунктиром показано течение процесса в левом, сплошной линией — в правом полушарии.
Артикуляция слова происходит в процессе дыхательного акта, на фазе выдоха. Для того чтобы произнести длинное звукосочетание («иди сюда», «дай ручку» и т. д.), необходим удлиненный выдох. И действительно, при речевом дыхании выдох в 5—8 раз длиннее вдоха.
Рис. 10. То же у больного с заиканием. Обозначения те же.
При речи каждый дыхательный цикл (вдох — выдох) занимает вдвое больше времени: вместо 16 — 18 циклов в минуту получается лишь 8-10. Речевое дыхание требует также более активного участия всех мышц, включая межреберные и брюшные. Нормальное речевое дыхание у детей вырабатывается постепенно в процессе обучения речи. Разговаривая, мы никогда не задумываемся, какие мышцы и в какой последовательности пускаем в ход, как при этом нужно дышать, — у нас эти механизмы действуют уже автоматически. Только в случае патологии – при постановке звуковой речи у глухонемых детей, при заикании и других расстройствах речи, когда эти автоматизмы не выработаны или сломаны, больному приходится о них думать и создавать их под контролем сознания.
Не правда ли, теперь становится очевидным, что органом речи, по сути дела, является мозг – в нем происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков, и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.
Источник
Многим родителям кажется, что речь ребенка развивается хаотично, но это далеко не так. Дети разных народностей осваивают родной язык в одной и той же последовательности. Развитие речи ребенка происходит благодаря общению с окружающими людьми, прежде всего, с родителями. С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. Младенец криком и плачем оповещает родителей о своем состоянии (голода, боли), привлекает внимание взрослых.
Примерно к трем месяцам малыш начинает издавать протяжные, похожие на гласные звуки в ответ на обращенную речь взрослого (гулит). От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те же звуки, внимательно смотрит в лицо взрослого, визжит, смеется, пытается имитировать движения ртом. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги, похожие на «ма», «ба», «ла» (лепечет). С девяти до двенадцати месяцев малыш имитирует цепочки двойных слогов: «ма – ма», «да – да», «па – па», подражает покашливанию, цоканью.
На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. К шести месяцам дети реагируют на свое имя, к восьми месяцам понимают слова взрослого: «иди ко мне на ручки», в девять — десять месяцев уже выполняют простые указания «дай мне», а от девяти до двенадцати месяцев распознают названия знакомых предметов. Взрослые помогают ребенку запомнить названия интересующих его предметов, громко и отчетливо произнося их название и рассказывая о назначении. Специалисты называют такой способ общения между родителями и ребенком ритуалом называния.
Годовалый ребенок активно использует для общения с окружающими жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …», «дай мне …», «дай мне посмотреть на (потрогать, поиграть с) …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или протягивают его, малыш остается доволен. Когда ребенок начинает говорить слова, отражающие понятия «вот», «дать», «это», он еще какое-то время продолжает пользоваться указательными жестами. Однако постепенно речь становится основным способом общения и вытесняет жесты.
Малыши понимают гораздо больше, чем говорят. Согласно исследованиям, с начала второго года жизни ежемесячно ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как начинает произносить в среднем около девяти.
Специалисты выявили ряд особенностей начального словаря малышей. Обычно родители ждут, когда ребенок скажет слова «мама» и «папа». Но многие дети еще до них уже произнесли несколько слов, которые родители «не считают» словами, например, «ам – ам» – хочу есть; «ай» – дай и т.д. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:
- людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя);
- действия, производимые малышом или другими людьми (тук – тук, топ – топ, ам – ам);
- животных и птиц (мяу, ки, киса; ав – ав, ава; му; иго – го, ко – к о; кар – кар);
- еду (ако – молоко, ана – банан, адя – вода, тяй – чай);
- части лица и тела (нос, рот, глаза);
- игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але — телефон);
- одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
- транспорт (би – би — машина, у – у — самолет);
- слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо – бо).
Большинство первых слов — это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «мяу», « ав – ав», «пи – пи», «да – да»). Специалисты называют такие звуковые комплексы «языком нянь» или «языком младенцев». Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребенке, говорят, что тот разговаривает на «своем языке». Одни малыши произносят только первый или ударный слог слова. Например, слово «пить» преобразуется в «пи», а «молоко» в «ако».
Другие дети «изменяют» слова до полной неузнаваемости. Преобразованное ребенком слово может иметь то же количество слогов, что оригинал и сохранять место расположение ударения. Но при этом оно абсолютно не похоже на исходное слово, например: нанАна — лекарство; тититИ — кирпичи. Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков, в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове «здравствуйте», которое ребенок произносит как «дятите». В «трудных» по звуковому составу словах ребенок меняет местами звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова. Такие звуковые искажения могут сохраняться в речи детей до 5-6 лет.
Примерно с полутора лет начинается поступательное развитие речи малыша. От полутора до двух лет активный словарь ребенка может увеличиться до 25, а у некоторых детей до 90 слов. Количество произносимых ребенком слов — индивидуальный показатель развития речи, который зависит от разных причин — «речевой» активности родителей и окружающих, здоровья и познавательного развития самого ребенка.
Языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Малыш начинает выражать свои потребности или передавать текущие события с помощью слов-предложений. Например, он может сказать «мяч» — выражая, таким образом просьбу помочь ему достать мяч, «бах!» вместо «мяч упал», «ав – ав» вместо «собака идет».
Но постепенно утверждения и просьбы малыша становятся все более разнообразными, а предложения – более длинными. В конце второго — начале третьего года жизни в речи детей появляются предложения, состоящие из двух слов. У некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов.
Первые двухсловные предложения состоят в основном, из существительных и глаголов или прилагательных. Дети строят эти предложения, игнорируя законы грамматики родного языка, пропуская предлоги, союзы, искажая окончания глаголов, являющихся показателем числа или времени глагола. Из-за этой особенности детской речи исследователи окрестили ее «телеграфной» речью. Первые фразы ребенка, подобно телеграммам, содержат только самые существенные слова. Например, ребенок, который хочет пить вместо длинного обращения «Мама, дай мне попить», употребит более ёмкое: «Дать пить».
«Телеграфные предложения» обычно передают:
- Просьбу совершить какое-то действие, которая содержит в себе название предмета, интересующего ребенка. Чаще всего это название пищи или интересной игрушки. Просьбы могут быть выражены в утвердительной форме: «Дать сок», «Дать ням-ням» (конфету) или в форме вопроса: «Де оп?» («Где мяч?»), «Де ако?» («Где молоко?»).
- Просьбу об информации, которая выражается вопросом и отражает желание ребенка получить развернутый комментарий к происходящему в настоящий момент событию или дополнительные сведения об интересующем его предмете или объекте («Куда баба (усеченное бабушка)?», «Собака большая?»).
К 3 годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Теперь малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами. Например, ребенок может поговорить с мамой о папе, который ушел на работу, вспомнить машину, которую видел на улице.
Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму».
Постигая законы родного языка, дети экспериментируют, учатся сочетать слова друг с другом, употреблять в предложении союзы – и, но, когда, потому что. Ребенок начинает использовать слова, которые указывают на положение предметов по отношению к говорящему (тут, там, здесь), пространственное положение предмета (на столе, в шкафу, под диваном), количество предметов (один мячик — много мячей). Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Допустив ошибку, ребенок может сам себя исправить: «Она…он не хочет гулять».
Желание понять взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира заставляет ребенка спрашивать взрослых о том, что его интересует. Сначала вопросы малыша — это утвердительные конструкции, произнесенные с вопросительной интонацией: «Папин галстук?», «Мамина кофта?». Затем появляются «настоящие» вопросы, которые начинаются со слов «что?», «где?». И только позже возникают вопросы, начинающиеся со слов: «почему?», «когда?», «как?».
Малышу нужно научиться не только спрашивать, но и отвечать на вопросы взрослых. Иногда на вопросы, которые начинаются со слов «Когда?», «Как?», «Почему?», «Зачем?», малыши могут давать ответ, как будто в формулировке вопроса использовались слова «кто?» или «где?». Например, на вопрос «Ты уже гулял?», ребенок может ответить: «Во дворе», а на вопрос «Зачем ты взял это?» сказать: «Это банан». Однако к трем — трем с половиной годам большинство малышей начинают отвечать на вопросы правильно.
Ребенок как губка впитывает словесные оценки и суждения взрослого, которые часто становятся его собственными. Теперь родителям приходится следить за своими собственными словами. Неосторожно произнесенная мамой фраза: «что – то каша сегодня получилась не очень вкусная», может привести к тому, что ребенок откажется есть ее после первой ложки, мотивируя свой отказ словами: «Каша – невкусная».
Трехлетний ребенок начинает учитывать в своем поведении речевой комментарий взрослого на его высказывания или поступки, понимает запрет или похвалу. Он говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить свое отношение к людям — любовь, ласку, неудовольствие. Ребенок начинает осознавать силу воздействия слов на окружающих. Он обнаруживает, что словами можно управлять поведением людей, попросив другого человека сделать то что, нужно ребенку. Сопровождая свои действия словесными комментариями, дети учатся управлять собственным поведением. Малыш, который строит башню, может обратиться к самому себе следующими словами: «Не надо кубиков, башня развалится».
Развивается и произносительная сторона речи: к 3 годам многие дети правильно и чётко произносят многие звуки: гласные — а, у, и, о, согласные — м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х, хотя речь малышей не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность — ребенок произносит «масинькя» — вместо «машинка», «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Часто ребёнок заменяет «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Ошибки и замены произнесения звуков очень разнообразны. Физиологическими (проходящими, свойственными всем детям раннего возраста) искажениями (неправильным произнесением и заменами) звуков в этом возрасте являются:
- отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками – «лосядка» – вместо «лошадка», «косетька» – вместо «кошечка»;
- отсутствие звука «Р» («каова» — вместо «корова», «от» — вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» («лак» – вместо «рак», «лямаска» — вместо «ромашка», «вак» – вместо «рак», «йыба» — вместо « рыба»);
- нарушение произнесения звука «Л» — его смягчение («кальбаса »- вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо «стул);
- замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»);
- замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»).
Произношение детей младшего дошкольного возраста зависит от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Детям все еще трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков.
Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо пропускается, либо произносится искаженно. Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо « чемодан».
Голосовой аппарат ребёнка третьего года жизни тоже ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют говорить шёпотом. Речевой выдох тоже пока очень короткий — его длины хватает для произнесения короткой фразы. Тем не менее, большинство детей неплохо повторяют вслед за взрослыми различные интонации и верно пользуются ими в своей речи. Все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.
Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к специалисту — логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации, и при необходимости — начать незамедлительное лечение.
В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда?
- У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.
- Малыш не использует речь как средство общения с окружающими. Он может говорить некоторые слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации.
- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса).
- Малыш заикается.
- Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.
Что можно сделать для развития речи ребенка?
- С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике — в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
- Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
- На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.
- Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
- Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.
- Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке, на пляже.
- Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мысли.
Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы крохи. Читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.
Источник