Ребенок третьего года жизни физическое развитие
Вашему ребенку исполнилось 3 года, и это ознаменовало его переход на новый уровень развития – ваш кроха стал младшим дошкольником. Малыш становится более ловким, подвижным, все лучше владеет своим телом. В этой статье мы рассмотрим физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет, во что играет кроха этого возраста, и дадим рекомендации по организации активного досуга малыша.
В возрасте 3 лет дети любят физическую активность. Им нравится бегать, прыгать, лазить, танцевать, кататься на качелях или велосипеде. Они напоминают батарейки: работают полным ходом, пока не закончится энергия, а потом могут в любой момент рухнуть в изнеможении. Чтобы этого не происходило, детям 3 лет необходимо чередовать физическую активность и спокойные игры — это одна из особенностей данного возраста. А теперь давайте разберем навыки, которые приобретает малыш на четвертом году жизни.
Физическое развитие ребенка в 3 года:
- Уверенно крутит педали на трехколесном велосипеде.
- Умеет стоять, ходить и бегать на носочках.
- Чувство равновесия развито достаточно, чтобы самостоятельно пройтись по бордюру или балансировать на доске.
- Хорошо и далеко бросает или пинает мяч, но ловит еще плохо.
- Прыгает на двух ногах.
- Стоит до 5 секунд на одной ноге, некоторые умеют прыгать на одной ноге.
- Хорошо ходит спиной вперед.
- Поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги «как взрослый».
- Перешагивает через препятствия на полу высотой до 30 см приставным шагом.
- Спрыгивает с высоты 40 см и приземляется на ноги (не падая вперед на руки).
В плане бытовых навыков и мелкой моторики ребенок 3 лет может:
- Самостоятельно раздеваться и одеваться, используя некоторые застежки: пуговицы, неразъемную молнию, кнопки, липучки.
- Самостоятельно обувается и разувается, используя липучки и молнию. Шнуровка на обуви для ребенка 3 лет еще не доступна.
- Умеет вырезать ножницами (может разрезать лист пополам по нарисованной линии).
- Умеет рисовать круг, овал, квадрат и копирует некоторые заглавные буквы по образцу взрослого.
- Правильно держит ручку или карандаш в руке. Рисует «людей»: большие головы с руками и ногами (по мере взросления будут добавляться другие детали).
- Самостоятельно моет руки и лицо.
- Уверенно пользуется горшком или унитазом в дневное время суток. В чистке зубов и при использовании туалетной бумаги все еще требуется помощь с вашей стороны.
- Хорошо закручивает и откручивает крышки.
- Переливает жидкость из одной емкости в другую (немного проливая).
- Намазывает масло на хлеб тупым ножом.
Все дети растут и развиваются в собственном темпе. Поэтому не беспокойтесь, если ваш ребенок не владеет всеми выше перечисленными навыками. Важно, чтобы вы отмечали прогресс и совершенствование способностей по мере роста и развития малыша.
Рост детей 3 лет составляет 92 — 99 см. Вес ребенка в 3 года в среднем 13,2 – 16,5 кг, а окружность грудной клетки 50-54 см. Эти показатели варьируют в зависимости от пола (у мальчиков больше, у девочек меньше) и конституции ребенка. Если показатели физического развития отличаются от нормы больше чем на 10%, то это повод скорректировать ребенку рацион, режим дня и обеспечить ему психологический комфорт. При завышенных показателях полезной будет консультация врача- эндокринолога.
Потребность во сне у ребенка 3 лет составляет 11-13 часов. Из них дневной сон составляет 1- 1,5 часа. У некоторых детей дневной сон может отсутствовать с 2 лет. Если ребенок при этом ночью спит хорошо и достаточно долго; днем в хорошем настроении, не перевозбужден, активен и живо интересуется окружающим миром, то такое положение дел для вашего ребенка является нормой.
Игры для физического развития ребенка 3 лет
В возрасте 3 лет ребенок становится социально активным, ему все больше нравится проводить время в компании сверстников и играть в совместные игры. Предлагаем вам несколько простых, веселых игр, которые вы легко сможете организовать для вашего ребенка на детской площадке или в гостях.
Игра «Пес и дети»
Одного человека выбирают «псом». Он сидит и поджидает детей. Дети идут навстречу псу, хлопают в ладоши и рассказывают стих. В какой-то момент «пес» вскакивает, лает и начинает ловить детей. Детвора разбегается в разные стороны.
Вот сидит лохматый пес,
В лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит.
Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что же будет?
Игра «Волк и зайцы»
Выбирают одного волка, остальные зайцы. На асфальте или песке рисуют круги по количеству зайчат. Круги обозначают кустики, в которых зайцы будут прятаться от волка. Зайцы выходят на полянку «пощипать травку». Зайцы бегают, веселятся. По команде «волк идет» — выбегает волк и начинает ловить зайцев. Задача зайчат спрятаться от волка за «кустом». В качестве «кустов» могут выступать: стулья в помещении; тропинка, на которую волку заходить нельзя, или даже настоящие кусты.
Игра «Светофор»
Выбирают ведущего, поначалу это может быть взрослый. Ведущий поворачивается спиной к игрокам и говорит: «зеленый свет» — дети двигаются по площадке. По команде «красный свет» ведущий поворачивается, а игроки должны замереть на месте и стоять неподвижно. Кто сбился, становится ведущим.
Также эта игра может стать хорошим дополнением к тематической неделе «Правила дорожного движения»
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Игра «Дождик»
Дети становятся в круг, а ведущий рассказывает стихотворение. Игроки ходят по кругу и выполняют движения согласно тексту.
Смотрит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку
Топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп.
Дождь идет, скорей домой!
На словах «дождь идет» дети разбегаются, потом ведущий говорит, что солнышко вышло, и дети становятся обратно в круг. Игра повторяется.
Игра «Курятник»
На площадке определяется место для курятника и хозяина. Между ними свободное пространство – огород. Куры выходят в огород и гуляют: бегают, прыгают. Потом появляется хозяин и прогоняет кур «кыш-кыш куры» — куры убегают в курятник. Хозяин обходит огород и возвращается в свой домик. Куры снова появляются на огороде, так повторяется до тех пор, пока хозяину не удастся поймать курицу, которая станет новым хозяином.
И еще немного простых идей для подвижных музыкальных игр с детьми 3 лет в этом видео: https://youtu.be/iXiSyXNygJU
Советы родителям по физическому развитию ребенка 3 лет
- Обеспечьте ребенку возможности для достаточной физической активности: утренняя зарядка, длительные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, физкультминутки и домашний спортзал будут отличным решением для реализации детской потребности в движении.
- Научите ребенка новым навыкам: езда на велосипеде, плаванье, игра в мяч. Это добавит ребенку уверенности в себе, повысит самооценку и разнообразит игры со сверстниками.
- Научите ребенка соблюдать правила в играх, но лучше не используйте соревновательные элементы. Соблюдать правила дошкольник уже способен, а вот проигрывать — пока нет.
- Обеспечьте ребенка достаточным количеством времени для самостоятельного одевания / раздевания. Это сделает его более самостоятельным, да и мелкую моторику позволит потренировать, если на одежде есть застежки.
- Поощряйте ребенка к совместным играм с другими детьми. Это не только реализует его потребность в игре со сверстникам, но и будет способствовать социальной адаптации.
Веселых вам игр и гармоничного развития!
А как вы занимаетесь физическим развитием вашего ребенка? Расскажите в комментариях!
Понравилась статья? Поделитесь с другими мамами нажав на кнопочки социальных сетей!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Автор: Виктория Сахно
Все статьи автора
Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.
Предыдущие записи рубрики
- Игры для изучения цветов
- Тематическое занятие «Музыка погоды»
- Игры по осенним сказкам
- Лэпбук «Прогноз погоды»
- Сценарии игр по детским песенкам
Вам будет интересно:
Источник
В среднем на третьем году жизни дети подрастают и на 9 см, и вес их увеличивается на 2 кг. В трехлетнего ребенка рост составляет около 55% от роста взрослого человека. Укрепляются костная, мышечная и нервная системы малыша
Фигура ребенка в этом возрасте значительно отличается от детской. В конце второго и начале третьего года жизни малыш уже хорошо ходит и бегает, преодолевает различные препятствия, умеет взбираться на небольшие горки и спускаться с них, а координация движений уже на таком уровне, что ребенок может держать обеими руками посуду с водой и нести его.
Психомоторное развитие и воспитание ребенка на третьем году жизни.
Третий год жизни – это период наиболее активного умственного развития ребенка, но вместе с тем она становится более ловкой, телодвижения точные и гармоничные.
2 года – 2 года 6 месяцев.
К двухлетнему возрасту у ребенка значительно улучшается координация движений. Она уже уверенно ходит на наклонной плоскости, катается на горизонтальных и подвесных качелях (но ждет, пока их раскачают), преодолевает различные препятствия на улице. До этого возраста дети обычно осваивают трехколесный велосипед, хотя для езды им хватает пока и квартиры. На прогулке малыш уже не хочет держаться за взрослого, оно забегает вперед, обращает в сторону и выполняет массу «лишних» движений. Имейте в виду, что именно спокойная ходьба его очень утомляет, он может заскучать и начать плакать.
В это время ребенок не умеет бездельничать, она не может спокойно лежать в кроватке, если не спит, стоять в одном месте. Все это объясняется незрелостью центральной нервной системы, а не вычурностью и невоспитанностью. Частые изменения позы ребенком, изменения видов движений совершенно естественны в этом возрасте. Так малыш дает возможность поочередно отдыхать своим мышцам. Эта постоянная деятельность, как ни странно, защищает его от усталости.
После двух лет ребенок более настойчиво начинает интересоваться предметами быта и их практическим применением. Постепенно она узнает об их полезности, учится ими пользоваться. Это способствует совершенствованию взаимодействия обеих рук, растет темп движений, их плавность, а соответственно развивается зрение, осязание, обоняние. Ребенок уже рассчитывает свои действия, то есть появляется способность конструировать.
В этом возрасте уже завершается формирование предпочтения одной руки над другой. Чаще доминирует правое. Но если вы замечаете, что в своей деятельности ребенок предпочитает левой руке, ни в коем случае без консультации со специалистом не заставляйте ребенка пользоваться правой, так как это ведет к тяжелым психологическим последствиям.
На третьем году жизни малыш уже хорошо пользуется приобретенным опытом, оно значительно быстрее думает и делает выводы о любых новые явления. В этом возрасте интересная игра занимает малыш примерно на полчаса, тогда как монотонные действия оно может вообще отказаться выполнять. То, что его интересует, ребенок запоминает очень быстро.
В этот период активно развивается речь ребенка, сейчас она даже думает вслух, постоянно задает вопросы. Сначала появляется вопрос типа «что это?», А постепенно малыш переходит к постоянным «почему». В этом возрасте ваш ребенок будет охотно заучивать короткие песенки и стихи, но рассказывать их чужим не станет. Не заставляйте его это делать. Малышу Вполне достаточно похвалы мамы или папы.
Все чаще вы будете слышать от ребенка: «я сама», «я хочу» и т.п. Желание быть самостоятельным в маленького человека Очень большое. Старайтесь ее поддержать. Так малыш значительно быстрее приобретет необходимый ему опыт.
Вообще чувствительность к отрицательных и положительных ситуаций, эмоциональные переживания ребенка в этом возрасте значительно глубже, чем кажется взрослым. Постоянные замечания, окрики, грубости, шлепки приводят к ненормальному и эмоционального развития. Постепенно у ребенка развивается чувство, что ее отталкивают близкие люди, появляется мысль «я плохой», «меня не любят». Эти выводы дети делают очень быстро, и часто эти мысли откладываются в подсознании, а затем отражаются на всей жизни человека. Они будто программируют его дальнейшее поведение: будет ли она уверенной в себе, жизнь будет полным комплексов и неудач. Много раз подумайте, действительно ли вы так заняты, что не можете подойти к малышу, когда оно вас зовет, обязательно на него кричать? Может, можно отвлечься от работы, разобраться в ситуации без шума и наказаний? Останетесь спокойными и вы и ребенок. Ощущение внутреннего покоя, уверенности в себе очень важные для малыша. Так вы сделаете его мир радостным и наполните его жизнь особой любовью. Психологи всего мира утверждают, что родители, которые относились к малышу с уважением, сохраняют с ним доверительные отношения навсегда, они растят уверенного в себе человека, не проявлять насилия по отношению к другому.
Третий год жизни – это период так называемого негативизма, когда малыш негативно относится к запретам, не выполняет просьбы старших. Помните, что такое поведение ребенка не ваша вина, и дело не в плохом характере малыша. Это типичная «кризис третьего года», что требует длительной терпеливой работы, понимание со стороны родителей.
В этот период малыш склонно во всем подражать родителям. Сейчас возникает потребность участвовать в уборке квартиры, мытье посуды и т.п. Если ребенку в этом не отказывают, то постепенно закрепляются определенные навыки и привычки. Помните, что достичь желаемого положительного результата можно только многократным повторением определенных действий. Специально создавайте ситуации, когда ребенок должен выполнить определенный ритуал, например, за столом, во время умывания и т.п.
После двух лет малыш уже различает дорогу домой или в магазин и замечает, если вы идете в другую сторону. Сейчас оно уже отличает пол человека по имени или одежды. Ваш малыш уже более охотно идет на контакт с другими детьми, но по-прежнему сердится и вырывает у них игрушки, которыми же хочет играть. Вообще в этом возрасте дети выражают свои психические потребности стихийно и очень эмоционально, и перед родителями стоит довольно сложная задача знать, понимать и разумно удовлетворять потребности ребенка, обусловленных его развитием.
2 года 7 месяцев – 3 года.
В этот период основной задачей родителей является побуждение ребенка к преодолению трудностей и помощь ей в сложных ситуациях. Нужно использовать стремление малыша к самостоятельности в воспитательных целях, когда повседневная самообслуживания для ребенка уже перестанет быть игрой.
К концу третьего года ребенок может независимо от родителей удовлетворять некоторые свои потребности. Совсем самостоятельно она справляется с пищей. Первое съедает ложкой, второе – вилкой, полную чашку ребенок держит двумя руками, пустую – одной. Ребенок любит готовиться к пище: раскладывать ложки, вилки, доставать салфетки и т.п. Она сама выполняет свой туалет, причем может это сделать, не замочив одежду. Почти полностью ваш малыш уже может одеваться, хотя застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки ему еще не под силу. Оно может путать перед и зад кофточки, надеть свитер наизнанку, но эти трудности оно преодолеет тем быстрее, чем больше вы будете его хвалить за самостоятельность.
В этот период ребенок уже полностью контролирует свои выделительные функции, она остается сухой и днем и ночью, может сесть на горшок без помощи взрослого, знает, что после этого нужно помыть руки. Вообще стремление к чистоте и порядку в этом возрасте у ребенка достаточно активным.
К трем годам ребенок хорошо узнает лица знакомых, даже если не видела их достаточно долго. Сейчас ваш малыш, пользуясь воображением, организует так называемые тематические игры. Например, идет за покупками, готовит пищу, лечит куклу, водит машину и т.п. Если игра ему нравится, он может даже замочить трусики, от чего очень расстроится. Одной из любимых развлечений в этом возрасте является рисование, малыш охотно рассказывает о том, что рисует. Развитие нервной системы в Ребенка до трех лет такой, что она механически может запоминать даже то, что еще не в состоянии понять.
Запас слов ребенка растет очень быстро.
К трем годам он достигает 1200 слов. Малыш принимает в своей речи сложные предложения говорит достаточно грамотно и часто задает вопросы, так называемая детская речь исчезает.
Трехлетний ребенок очень богат в своих чувствах.
Она не обычно остро чувствует отношение к себе. Если ее любят, она и оценивает себя высоко. Малыш уже умеет ревновать расстраиваться, переживать из-за ссоры с близкими, любить животных и т.п. Причем проявление этих чувств будет всегда очень бурным, настоящим.
Помните, что именно сейчас особенно влиятельной сила вашего примера, поскольку отношения между взрослыми и взрослых с самим ребенком находят отражение в детских играх, по вашему подобию она строит свой собственный мир, этот период ребенку уже значительно легче найти общий язык другими детьми, она может принимать участие в их играх, но по-прежнему будут возникать конфликты из-за игрушек, хочет выражать свое недовольство она будет немного сдержаннее..
Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство. Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья Физическое развитие ребенка на третьем году жизни ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.
Источник
У ребенка третьего года жизни наряду с продолжающимся развитием движений происходит значительное увеличение запаса слов, развитие внимания, памяти. Улучшается координация движений. Заметно изменяются важнейшие двигательные навыки ходьба становится ритмичнее, движения рук и ног более согласованными. В число упражнений для развития ходьбы включают ходьбу по узкой дорожке, по ребристой доске, по широкой стороне гимнастической скамеечки, по наклонной доске и т. п.
На третьем году жизни развивается такой важный двигательный навык, как бег. Во время бега в работу вовлекаются многие мышцы, что стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, дыхание, обмен веществ. Все это делает бег особенно ценным для физического развития малыша. Многие авторы считают, что бег у детей раннего возраста отсутствует потому, что они не могут еще осуществить одновременный отрыв обеих ног от опоры – так называемую фазу полета. Эта фаза появляется на третьем году жизни. Дети начинают охотнее бегать, чем ходить. Бег маленького ребенка характеризуется малой ритмичностью, неравномерностью шага, отталкиванием от опоры всей ступней и легкой потерей равновесия. Развитие бега и его совершенствование происходит во время целенаправленных занятий по физическому воспитанию и находится в прямой зависимости от их качества.
Бросание и метание, появившиеся как двигательный навык на втором году жизни, продолжают развиваться: во время бросания ребенок учится принимать правильную позу, поворачивать туловище в сторону броска и т. д.
Подвижные игры детей этого возраста становятся более разнообразными. Дети легко подражают взрослым, особенно охотно играют с куклами.
Все это должно учитываться при организации физического воспитания. Утренняя гигиеническая гимнастика детей третьего года жизни строится по тем же принципам, только упражнения, входящие в нее, становятся более сложными по сравнению со вторым годом. Ниже мы приводим пример сюжетных “двигательных” рассказов для проведения утренней гимнастики с детьми от 2 до 3-х лет.
“Часики”
Ходьба с качанием рук влево и вправо – “тик-так, тик-так”, подражая движениям маятника у часов. Ребенок ходит за взрослым по комнате.
- “Стрелки”: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые движения рук в одну и другую сторону – “стрелки крутятся”. Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
- “Бой часов”: стоя руки на поясе – наклон туловища вперед и выпрямление его. При наклоне произносить звуки – “Бим-бом”. 3-4 раза.
- “Сломались часики”: из положения стоя, руки на поясе, ребенок делает глубокие приседания. 2-3 раза.
- “Ремонт часов”: исходное положение то же; поднять выпрямленные руки вверх с приподниманием на носочки – “сняли часики”. Возврат в исходное положение – “будем чинить часики”. 3-4 раза.
- “Часики пошли, маятник качается”: из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
- Бег 15-20 сек., постепенно замедляемый. Ходьба 30-40 сек.
“Прогулка в лесу”
“Идем гулять” – спокойная ходьба 1-2 минуты.
- “Большие деревья”: исходное положения стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимание выпрямленных рук вверх, возврат в исходное положение. 3-4 раза.
- “Нюхаем цветочки”: стоя, руки на поясе. Приседание – “сорвали цветочек”. Возврат в исходное положение – глубокий вдох – “нюхаем цветочек”. 3-4 раза.
- “Ветер качает деревья”. Из исходного положения стоя, руки вверх – боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
- “Пилим бревнышко”: исходное положение стоя напротив взрослого или другого ребенка, взявшись за руки наперекрест. Сгибание и разгибание рук попеременно с поворотом туловища вправо и влево. 4-6 раз.
- “Переход через ручеек”: ходьба по узкой дорожке или широкой стороне гимнастической скамеечки; для равновесия руки в стороны.
- “Зайчик прыгает”: исходное положение стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на носочках. 6-8 раз.
- Утренняя гимнастика заканчивается спокойной ходьбой по комнате с постепенным замедлением. 30-40 сек.
Специальные занятия по физическому воспитанию детей 3-го года жизни включают физические упражнения для всех мышечных групп из различных исходных положений, а также упражнения прикладного характера в виде ходьбы, бега, лазания, метания, элементы игры с .мячом и подвижные игры, соответствующие возрасту ребенка и его особенностям.
Эти занятия проводятся в домашних условиях индивидуально с каждым ребенком, а в условиях детского учреждения с группой детей от 6-ти до 8-ми человек. Проведение таких занятий в детском саду или яслях облегчено тем, что там имеется специальное оборудование, возможно музыкальное сопровождение занятий и более квалифицированное их проведение. Воспитание ребенка в детском учреждении, по крайней мере с третьего года жизни, имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с домашним. Это касается не только физического воспитания, но и других сторон воспитательного процесса.
Приводим пример специального занятия по физическому воспитанию с ребенком третьего года жизни в условиях семьи.
- Ходьба по кругу вслед за взрослым – обычная ходьба, на носочках, на наружном и внутреннем своде стопы.
- “Лодочка”: сидя верхом на скамеечке или табурете, поднять руки в стороны, наклониться вправо и влево, возвратиться в исходное положение. “Лодочка качается”. 3-4 раза.
- Из положения лежа на спине поднимание выпрямленных ног до угла 90°. 2-3 раза.
- “Каша кипит”: глубокое дыхание, руки лежат на животе и груди. 6-8 раз.
- “Рыбка”: лежа на животе, ладони перед грудью, поднять голову и плечи, вытянув руки вперед, прогнуть спину – возврат в исходное положение. 2-3 раза.
- “Длинные и короткие ноги”: сидя на стульчике, вытянуть ноги, потом согнуть их. 4-6 раз.
- Игра “Мишка”: стоя на коленях, руки поднять вверх, наклониться и упереться ладонями в пол – “мишка поднимает лапы”. Поочередно приподымая руки, подворачиваться вправо, затем влево – “мишка затопал”.
При выполнении этой части упражнения колени ребенка остаются на месте, бедра под прямым углом к туловищу, на пятки не садиться. Стоя на четвереньках, поднять левую руку в сторону, поднять голову и посмотреть на поднятую руку. Возвратиться в исходное положение. То же ребенок проделывает в другую сторону – “мишка смотрит на лапу”.
- “Дровосек”: исходное положение стоя, ноги шире плеч, пальцы рук в замке. Руки поднять вверх, наклон туловища вперед, руки проносятся между ног – “У-у-ух!-(раскололи полено”. Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
- Проползание на животе под скамеечкой или веревочкой (высота 20 см).
- “Переход через ручеек”: пройти по гимнастической скамеечке, сохраняя равновесие, спрыгнуть с нее. 2-3 раза.
- Метание малого мяча в обруч или корзину на уровне груди с расстояния 100-125 см. 4-6 раз.
- Ходьба с постепенным замедлением.
Подвижные игры в физическом воспитании детей раннего возраста. В развитии движений ребенка второго и третьего года жизни, да и в общем развитии детей большое значение имеют подвижные игры. Их роль не только в определенном воздействии на речь ребенка, в организации коллективных действий, но и в развитии разнообразных движений, производимых в благоприятной эмоциональной обстановке.
Во время подвижных игр развивается координация движений, совершенствуются такие важные двигательные навыки, как ходьба, бег, лазание, бросание. Здесь, в отличие от гимнастических упражнений, характер, точность движений не предусматриваются. Важен конечный результат, определяемый правилами игры. Однако двигательные навыки, выработанные в физкультурных занятиях, закрепляются в играх. В физическом отношении подвижные игры создают наилучшие условия для удовлетворения потребностей ребенка в движениях. Игры являются одним из средств для развития и закрепления правильной осанки, которой надо уделять внимание уже в раннем возрасте.
В играх воспитываются, конечно, не только двигательные навыки, важна и выработка определенных качеств характера – смелости, уверенности и т. д. Но эту сторону подвижных игр мы не имеем возможности подробно рассмотреть в нашей брошюре.
На втором году жизни используются различного рода игры с мячом – перекатывание его, отталкивание подвешенного в сетке мячика, прокатывание по дорожке и т. д. Помимо разных игр с мячом большое распространение имеют игры, включающие ходьбу типа “догоню – догоню”. С развитием речи игры становятся все более разнообразными.
На третьем году при проведении подвижных игр от ребенка можно требовать не только четкости в выполнении отдельных элементов игры, но и согласования его действий с действиями других детей, участвующих в игре. Возможно усложнение игр введением определенных правил.
Для проведения подвижных игр лучше всего придумать небольшой рассказ, хорошо понятный малышу по содержанию и образам. Например, ребенок изображает кошечку, птичку: кошка убегает от собаки или птичка улетает…
Игра “Кошка и собачка”: ребенок-“кошечка” спокойно лежит на спине – “кошечка нежится на солнышке”. По сигналу – “собака!” ребенок должен быстро встать и убежать в условленное место. Игра может быть усложнена: взрослый берет на себя роль “собачки”, тогда “кошечка” убегает от догоняющей ее “собаки”.
Игра “Зайчик и охотник”: ребенок поочередно изображает то охотника, то зайчика. “Охотник” тихо, на носочках, крадется по лесу, перепрыгивает через ручей, снова крадется тихо-тихо… Затем в лесу появляется “зайчик” – ребенок прыгает как зайчик. Все движения можно показать ребенку, стараясь, чтобы он повторял их за вами. Игру можно построить и так, чтобы малыш изображал зайчика, а взрослый взял на себя роль охотника.
Игра “Догони медведя”: взрослый с игрушечным мишкой убегает от ребенка – ребенок в игре пытается догнать медведя. Малыш может участвовать в игре и в роли медвежонка.
Много игр можно проводить с мячом – ребенок катает мячик, бросает его и приносит обратно, бросает мяч взрослому и ловит его и т. д.
Дома, а в детском учреждении в особенности, надо создать такую обстановку во время бодрствования, чтобы у малыша поддерживалось постоянное стремление к движениям. Этому способствует просторное помещение, подбор и расстановка детской мебели, достаточное количество мячей, шаров, обручей. Для детей второго и третьего года жизни надо позаботиться о разнообразных каталках или тележках, которые вначале толкают перед собой, а потом тянут за веревочку или шнурок. Крупный “строительный материал”: кирпичи, ящички и дощечки – дают возможность ребенку совершать самые разнообразные движения рук и туловища во время складывания, перекладывания, переноса этого материала. Конечно, в использовании всей этой обстановки для развития движений детей важна роль взрослого. Надо вызвать у малышей интерес, показать, как и что можно делать с имеющимися предметами, вовлечь детей в игру. Играя с ребенком, можно одновременно обучать его некоторым навыкам, например, спускаться и подниматься по лестнице, катать мяч, бросать его вверх и вниз. Важно также, чтобы во время игры ребенку предоставлялась возможность для отдыха – усиленная деятельность сменялась спокойной игрой.
Все виды физического воспитания детей этого возраста помогают овладению сложными видами движения – ходьбой по поверхности разного рельефа и наклона, преодолению препятствий, бегом в прямом направлении. Одновременно возникает и укрепляется навык согласовывать свои действия с указаниями взрослых: остановиться или продолжить движение по сигналу взрослого, изменить темп движения, перейти с ходьбы на бег, и наоборот.
Источник