Ребенок субъект социальной заботы социальной защиты социального развития
Наряду с другими категориями населения дети всегда рассматривались, как безусловный объект зашиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов су шествовал и формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определенные социальные преимущества по сравнению с другими возрастными категориями населения. Это обусловлено: 1). объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования; 2). объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребенку.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989) ребенком признается лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.
Детство – период жизни человека от рождения до подросткового возраста.
Детство включает: младенчество – от рождения до 1 года, дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет, младший школьный возраст- 7-10 лет.
Основные социальные проблемы детей вызваны: 1). их объективным, психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом; 2). состоянием общества, в котором они живут.
Все множество социальных проблем можно условно разделить на следующие группы:
1. порожденные возрастными особенностями детей (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых).
2. обусловленными основными характеристиками семьи ребенка (жестокое обращение с ребенком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности).
3. порожденные деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность).
4. порожденные особенности социально – экономического и социально – политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети – беженцы, дети – участники незаконных вооруженных формирований, угроза жизни и здоровью детей).
Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми направлена на решение следующих основных задач:
Задачи по спасению детей – деятельность направлена на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребенка (оказание необходимой мед. помощи, пресечение жестокого обращения с ребенком, эвакуация из районов бедствий).
Задачи по социальному развитию детей – со здание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребенка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности.
Задачи по социальному функционированию детей – создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня, поддержка детских позитивных инициатив.
Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благоприятную для детей среду жизнедеятельности и развития. В процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей.
Основные категории детей, нуждающихся в социальной защите:
1). дезадаптированные дети. Для них характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорныедети– дети, лишенные родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого надзора и контроля со стороны взрослых людей. Может включать в себя такие направления работы как создание для ребенка позитивной среды общения, установление семейных связей ребенка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребенка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.
Брошенные дети.В эту категорию попадают дети разных возрастов и состояний. Чаще всего это новорожденные дети, страдающие тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжелыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно выбросить ребенка самые разнообразные: отказ от новорожденного в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребенка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причины, по которым родители бросают своих детей: пьянство, наркомания, тунеядство и сопутствующие им нищета, аморальный или преступный образ жизни.
Социальная помощь брошенным детям:
Оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребенка в специальное детское учреждение (Дом ребенка, детский дом, детская больница). Психологическая реабилитация ребенка, оказание ему необходимой
юридической помощи. Назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и тд. при наличии у ребенка родственников и соответствующего желания с их стороны, решение вопроса об усыновлении, оформленииопеки и попечительства.
2). Беспризорные дети – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствуюших возрасту позитивных занятий, необходимогоухода, систематического обучения иразвивающего воспитания. Точных данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе несуществует, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 млн. человек.
Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:
• Изъятие ребенка из негативного социального окружения.
• Первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде.
• Восстановление или компенсация утраченных социальных связей.
• Возвращение ребенка к позитивным формам социальной активности.
3). Дети – сироты. Рост численности этой категории детей связан с рядом социальных факторов: неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, вооруженные конфликты, пренебрежение родительскими обязанностями. В силу ограниченности жизнедеятельности детей возникла необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основной документ, определяющий направление этой деятельности Федеральная программа «Дети – сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей сирот являются:
• Меры, направленные на компенсацию ребенку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление).
• Защита имушественных и жилищных прав.
• Материальное обеспечение; выплата пособий, пенсий.
• Создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, профессиональной подготовки.
В соответствии с данной программой каждый регион может и должен, исходя из собственных возможностей, разрабатывать свои собственные направление, формы, способы деятельностипо социальной защите сирот.
4). Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. Точных данных о количестве детей нет. Чаше всего ребенок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей, родственников, педагогов, друзей). Жестокое обращение с ребенком проявляется в разнообразных формах:
• Физическая жестокость (побои, насилие).
• Социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении и во всем, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребенка).
• Морально психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение).
• Сексуальное насилие над ребенком.
Основная задача – создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребенком.
Направления социальной защиты детей:
1. Выявление факта в жестокого обращения с ребенком.
2. Ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия из семьи, группы, коллектива).
3. оказание ребенку необходимой медицинской, психологической, правовой помощи.
4. рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.
5). Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами – дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального раз вития ребенка (ребенок – инвалид или ребенок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера, и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дет – беженцы).
Социальная работа с этой категорией детей направлена на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем.
Может включать: разработку специальных образовательных методик и программ обучения, создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей, формирование позитивной среды общения. Работа предполагает всесторонний учет специалистом особенностей каждого конкретного ребенка, его проблем и трудностей.
Эффективная социальная работа предполагает опору наряд принципов:
1. безусловный приоритет прав и интересов ребенка.
2. оперативность в решении социальных и личностных проблем ребенка.
3. равенство интересов и всех прав детей, независимо от их личных и социальных характеристик.
4. индивидуальный подход.
5. непрерывность и последовательность в решении социальных проблем ребенка.
6. гуманизм.
Основные документы по детям:
– Конвенция о правах ребенка (1989). Цель – максимальная защита интересов ребенка, расширяет правовые рамки прав человека, защищает детей от всех форм эксплуатации, рассматривает проблемы злоупотребления наркотиков и отсутствия заботы о детях.
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс.
– Гражданский кодекс,
– «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от29 декабря2006 года № 256 -ФЗ
– «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
– «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принят Государственной думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник
Политика государства в сфере защиты детей: стандарты
Политика государства в сфере социальной защиты детей осуществляется через стандарты, установленные законодательством Российской Федерации.
Такими стандартами являются:
- Предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
- Обеспечение гарантированной материальной поддержки через выплаты государственных пособий гражданам которые имеют детей;
- Предоставление права на жилище соответственно законодательству;
- Предоставление квалифицированной юридической помощи;
- Организация мероприятий для оздоровления и отдыха детей, которые проживают в экстремальных условиях;
- Предоставление проведение мер оздоровления и отдыха детей которые проживают на территории с неблагоприятной экологической обстановкой;
- Предоставление гарантий на общедоступное начальное и средне бесплатное образование;
- Гарантия обеспечения детям права на профессиональную ориентацию, а также право выбора сферы деятельности с целью трудоустройства, а также обеспечение охраны и оплаты труда по достижению ими возраста 15-ти лет;
- Предоставление социальной адаптации и реабилитации, для детей, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Формы и методы социальной защиты детей
Замечание 1
Социальная защита детей представляет собой два уровня, первый из которых подразумевает повседневную обстановку, то есть обычную жизненную ситуацию, а второй подразумевает ситуацию чрезвычайную.
Социальная защита предполагает защиту семьи и ребенка в обычном режиме, в сфере образования.
Для второго уровня характерны чрезвычайные ситуации, связанные с потерей родителей либо социальным сиротства, а также возникновение социальных или экологических катастроф.
К основным формам защиты детства относятся в первую очередь опека и попечительство, а также обеспечение детским домом, социальным приютом, социально-реабилитационным центром, центром помощи детям. Помимо того в нее входит предоставление института приемных семей, возможность усыновления, предоставление семейных воспитательных групп, возможность приобретения приемной семьи, обеспечение заменяющей семьи
К методам защиты детства относятся:
- Оценка социальной работы;
- Метод стимулирования поведения;
- Метод внедрения, планирование и проектирование социальной работы;
- Метод организации деятельности;
- Метод убеждения.
Социальная защита – это такой вид деятельности государства, который нацелен на формирование и развитие полноценной личности с целью выявления и нейтрализацию возможных негативных факторов, которые предположительно могут воздействовать на личность, а также с целью создания благоприятных условий для ее самоопределения и утверждения в жизни.
Объекты и субъекты социальной защиты детей
Определение 1
Объектами социальной защиты детей являются дети, то есть лица, которые не достигли возраста 18 лет. Различные группы детей требуют различной помощи.
Тем не менее, к приоритетным группам детей, которые нуждаются в социальной защите в первую очередь, относятся:
- Дети, которые остались без попечения родителей;
- Дети, уже проживающие в приемных семьях;
- Дети из многодетных и неполных семей;
- Дети-сироты;
- Дети и девиантных и педагогически запущенных семей;
- Дети из семьей, где родители являются безработными;
- Дети-инвалиды;
- Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и в других отдаленных районов;
- Дети из семей беженцев или вынужденных переселенцев;
- Дети-жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
- Дети, которые состоят на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- Дети, имеющие психологические и физические недостатки в развитии.
Субъектами социальной защиты детей являются три уровня власти: законодательная, исполнительная и судебная.
В сфере социальной защиты детей приоритет также отдается государству и создаваемым им институтам, на основе которых формируется социальная политика и законодательство в сфере отношений детей. А также через государственные институты обеспечивается реализация социальной защиты, гарантии социальной безопасности.
К субъектам также можно отнести общественные организации, благотворительные союзы, церковь, политические партии, предприятия и учреждения, а также средства массовой информации, юношеские детские организации, в том числе спортивного направления, частные лица, которые занимаются благотворительностью и ведут спонсорскую деятельность.
Замечание 2
Основополагающую роль в социальной защите детства имеют семья и школа.
А также немаловажную роль играют специальные социальные службы, такие как приюты, дома-интернаты, муниципальные службы и системы стационарных учреждений, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, учреждения дополнительного образования и развития детей, реабилитационные и консультационные организации.
Социальные педагоги и работники социальных учреждений, а также другие частные специалисты в сфере социальной защиты детей также являются субъектами социальной защиты.
Проблематика социальной защиты детей всегда является актуальной, в любое время и в любом обществе. Связано это чаще всего с тем, что дети всегда нуждаются и будут нуждаться в опеке взрослых, в меру того что им для самостоятельной жизни недостаточно ни физического, ни психологического, ни жизненного опыта.
Опека взрослых также проявляется на государственном уровне и уровне местного самоуправления через институты социальной защиты.
Государство, общество в целом обязаны осуществлять защиту детей от опасностей, удовлетворять минимальные потребности и в целом обеспечивать содержание детей.
В России, как и в современном мире, социальная защита детства является одним из приоритетных факторов экономического, социального и культурного развития общества. Она представляет основу социальной политики государства.
Одним из наиболее важных элементов правового статуса ребенка сегодня, является право на получение социальной защиты.
Замечание 3
Под системой социальной защиты детства понимают такую систему различных мероприятий, которые являются официальными и осуществляемыми обществом с целью обеспечения гарантированных условий жизни, а также гармоничного развития ребенка в процессе удовлетворения его потребностей и интересов.
Источник
Определяющую роль в функционировании системы социальной защиты детства играют ее субъекты.
Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.
Основными субъектами российской системы социальной защиты детства являются государство и создаваемые им институты, политические партии, общественные организации, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, семья, школа и другие детские учреждения, институт социальных педагогов, граждане с высоким социальным статусом, частные лица, имеющие высокие доходы. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования социальной защиты детства и основные направления ее развития.
Ведущую роль в системе субъектов социальной защиты детства, несущей конструкцией всей системы, является государство. Оно располагает мощным административным аппаратом, структурами и кадрами социальной защиты детей, финансами и государственными средствами массовой информации.
Специфическая роль в системе социальной защиты детства принадлежит политическим партиям. В отличие от государства, они не располагают для этого административными, кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами. И тем не менее положения о социальной защите детства в разных формах фигурируют в программных документах многих политических объединений. Это обусловлено следующими факторами.
Во-первых, политические партии создаются для защиты интересов конкретных социальных групп и слоев населения, в том числе, естественно, их подрастающего поколения.
Во-вторых, стремясь овладеть властью и удержать ее в руках, политические партии вынуждены привлекать на свою сторону максимально возможное количество избирателей, а одним из их требований, как правило, является социальная защита детства.
В-третьих, всякая серьезная политическая партия заботится о создании своего кадрового резерва за счет молодежи и по возможности об организации молодежной организации, следующей в политическом фарватере партии.
Эти и другие факторы создают объективные возможности и предпосылки для вовлечения партий, партийных организаций и отдельных членов партий в конкретную работу по социальной защите детства. Практика показывает, что наиболее последовательными защитниками интересов детей являются политические партии левой ориентации.
Заметную роль в современной системе социальной защиты детства начинают играть общественные организации, в том числе различные общественные фонды: детские, культуры, спорта, молодых талантов и другие, а также профсоюзы. Такие общественные организации, в особенности детские фонды, целесообразно создавать на всех уровнях российского общества и государства: на федеральном, региональном, муниципальном и других уровнях.
Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Представляется необходимым более активно использовать опыт участия в социальной защите детства общественных организаций дореволюционной и особенно Советской России. До сих пор не востребован опыт участия в социальной защите детства комсомольских, пионерских, октябрятских, тимуровских и других объединений советского периода. При всех недостатках этих объединений в них присутствовало стремление охватить своим влиянием каждого ребенка, выявить детей, особенно нуждающихся в социальной защите и по возможности помочь им.
Практика свидетельствует, что в сочетании и взаимодополнении общественных и государственных структур легче находить приемлемые пути и средства осуществления социальной защиты детства.
После длительного перерыва в число официальных субъектов социальной защиты детства в России вновь возвращается церковь. Она стремится довести до детского сознания основные церковные постулаты, призывающие людей к трудолюбию, добру и справедливости, призывает своих прихожан-родителей достойно выполнять родительский долг, оказывает непосредственную помощь детям, попавшим в неблагоприятную жизненную ситуацию. Церковнослужители вхожи в кабинеты руководителей органов государственной власти и местного самоуправления для постановки вопросов социальной защиты детства.
Органы власти и образовательные учреждения, справедливо считая религию элементом общечеловеческой культуры, используют духовное влияние церкви и практическую деятельность ее служителей в воспитательной работе с детьми и в решении конкретных проблем социальной защиты детей.
Но практика показывает, что, привлекая церковнослужителей к социальной защите детства, не следует терять чувства меры и забывать о негативных аспектах церковных догматов, чтобы в результате религиозного воспитания не получить пассивных «рабов Божьих» вместо активных строителей цивилизованного общества и собственной жизни.
Трудно переоценить роль и возможности средств массовой информации в качестве субъекта социальной защиты детства. Газеты, телевидение, радио и другие средства массовой информации доводят до миллионов взрослых и детей принятые Федеральным Собранием РФ законы, указы Президента РФ, постановления, инструкции и другие документы Правительства России по социальной защите детства в стране.
Средства массовой информации выявляют, систематизируют, обобщают и распространяют богатейший опыт социальной защиты детства, накопленный в прошлом и в современных условиях.
Большую ценность представляет тиражирование средствами массовой информации позитивных находок по социальной защите детства в семье, детском учреждении, в населенном пункте, муниципальном образовании, регионе страны, за рубежом.
Нередко средства массовой информации выступают в качестве инициаторов, организаторов и спонсоров различных благотворительных акций в защиту детства в целом или попавших в трудную ситуацию конкретных детей.
Средства массовой информации беспощадным прожектором высвечивают темные углы бюрократизма и черствости государственных и общественных структур, неблаговидные дела и поступки должностных лиц, нарушающих права и законные интересы детей.
В советские времена активным субъектом социальной защиты детства выступали трудовые коллективы предприятий и учреждений. В их арсенале социальной защиты детства были дошкольные, школьные и другие образовательные учреждения, здравпункты и профилактории, лагеря, базы и площадки детского отдыха, материальная помощь многодетным семьям и родителям детей-инвалидов, помощь кадрами детским учреждениям, особенно в организации летнего отдыха детей; дворцы и дома культуры и спорта, кружковая работа, внешкольная воспитательная работа, профориентация, приобщение подростков к труду и многое другое. Помимо прочего, все это требовало значительных материальных затрат. Ныне в связи с финансовыми трудностями, вызванными современными реформами и усиленными так называемым дефолтом, большинство предприятий и учреждений не имеет возможностей серьезно заниматься социальной защитой детей своих сотрудников.
Тем не менее непосредственным организаторам социальной защиты детства не следует пренебрегать хотя бы минимальными возможностями предприятий и учреждений в области социальной защиты детства.
Некомпенсируемыми возможностями социальной защиты ребенка обладает семья. Ни один социальный институт, ни одна организация не способны заменить семью в сфере социальной защиты ребенка, защитить ребенка от житейских невзгод так, как это сделает семья, ибо семья обладает наибольшей стабильностью, широкой и естественной сферой общения, наличием мало зависящих от социальных потрясений духовных ценностей. По результатам исследований большинство подростков и юношей видят в семье социальную нишу, где они могут получать помощь в трудную для них минуту. Семейный кодекс Российской Федераций закрепляет обязанность и право родителей защищать интересы детей без дополнительных полномочий.
При этом следует учитывать, что сегодня сама семья испытывает серьезные трудности, в ней явственно ощущаются кризисные явления. Почти каждая третья семья в России неполная. Немало семей, в которых дети нуждаются в защите от своих родителей, почта половина детей-старшеклассников конфликтует со своими родителями, в семьях нередко отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями, что порождает детское одиночество, в условиях длительного снижения реальных доходов населения родителям приходится все больше времени и энергии уделять дополнительным заработкам, в результате чего создается замкнутый круг: чем больше родители стремятся проявлять заботу о детях, тем меньше они общаются с детьми и тем меньше они могут заниматься проблемами их социальной защиты.
Важнейшим элементом системы социальной защиты детства является школа. До десяти-одиннадцати из восемнадцати детских лет ребенок проводит в активном общении со школьными педагогами и одноклассниками. Школа профессионально организует время учащегося, обеспечивает защиту его здоровья, помогает ему выработать режим и образ жизни в соответствии с индивидуальными наклонностями и способностями. Школа помогает учащемуся определить свое место в труднейшей для него сфере – сфере общения, утвердить себя в жизни, завоевать уважение и признание товарищей.
В соответствии с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка» школа вооружает учащегося знанием гражданских прав ребенка и знакомит со способами их защиты, непосредственно осуществляет реализацию и защиту его права на образование, на медицинское обслуживание, на разностороннее развитие личности, на уважение других его прав и личного достоинства. Поэтому в основе учебно-воспитательного процесса заложены субъект-субъектные отношения обучающего и обучаемого, гуманистическая направленность образовательного процесса, развитие творческого потенциала личности ребенка.
Педагог зачастую первым узнает о социальной неустроенности ребенка и первым принимает меры к его социальной защите. Ведущим направлением социальной защиты школьника является фактическое обеспечение права его на получение полноценного современного образования, предотвращение неуспеваемости и отсева детей из школы.
Непременным субъектом современной российской системы социальной защиты детства становится социальный педагог. В наше сложное время практически каждому педагогу в том или ином качестве, в той или иной мере приходится заниматься вопросами социальной защиты учащихся. Но именно сложность современной ситуации, недостаточная разработанность нормативно-правовой базы и слабеющая материальная база социальной защиты детства призвали к жизни качественно нового участника образовательно-воспитательного процесса со всеми категориями детей социального педагога, т.е. профессионально подготовленного специалиста, хорошо ориентирующегося в области социальной политики, педагогики, психологии, права и других дисциплин, знание которых необходимо для квалифицированной социальной защиты ребенка.
Вместе с администрацией и педагогическим коллективом, но более профессионально, социальный педагог призван решать большой комплекс социально ориентированных задач, и прежде всего следующие.
В сфере учебной деятельности – сделать обучаемого социально компетентным гражданином, знающим свои права и умеющим их защитить.
В сфере общения – научить ребенка разумному и плодотворному общению со сверстниками, учителями, руководителями, новыми людьми.
В сфере самопознания — помочь ребенку разобраться в своем внутреннем мире, выработать умения и навыки самоанализа и самокорректировки.
В сфере непосредственной защиты ребенка от социальных невзгод — освоить основы конституционного, гражданского, семейного, образовательного, трудового, уголовного, процессуального права и в меру целесообразности, с учетом возраста разъяснять их обучаемым. Многое для социальной защиты детства могут сделать граждане, обладающие высоким социальным статусом: лица, занимающие высокие административные, научные, общественные должности, супруги высокопоставленных должностных лиц и другие.
Высокий социальный статус, как правило, сопровождается большим неформальным влиянием его носителя и зачастую помогает решать проблемы социальной защиты детей успешнее и оперативнее, чем по официальным каналам. Наиболее распространенный вариант использования высокого социального потенциала упомянутых лиц — это включение их в состав, назначение руководителем или заместителем руководителя общественного органа по социальной защите детства.
И, конечно же, к социальной защите детства следует активно привлекать частных лиц, имеющих высокие личные доходы — предпринимателей, работников искусства, спортсменов, крупных руководителей, банковских служащих. История России богата примерами, когда высокообеспеченные граждане в силу своих положительных нравственных качеств, религиозных убеждений, стремления загладить свой проступок, желания получить налоговую льготу и по иным мотивам оказывали крупную материальную, юридическую и другие виды помощи социальной защите детства.
Необходимым элементом системы социальной защиты детства является ее материально-техническая база. Финансовую базу социальной защиты детства составляют:
а)бюджетные средства Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований;
б)внебюджетные средства различных фондов Федерации, ее субъектов, муниципалитетов;
в)средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
г)средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
д)средства, выделяемые спонсорами;
е)другие источники – церковь, кооператоры-садоводы и прочие.
Непосредственным организаторам социальной защиты детей полезно знать потенциальные возможности названных и возможных других финансовых источников, чтобы принять необходимые меры по социальной защите детства и конкретных детей.
Материальную базу системы социальной защиты детства составляют многочисленные здания, сооружения с современной, вплоть до компьютерных сетей, «начинкой». Это школьные, внешкольные и дошкольные комплексы, детские дома, пансионаты, санатории, базы отдыха – детского и семейного, дворцы, «дома», «станции», стадионы, парки, пришкольные площадки летнего отдыха, лагеря, земельные участки и другие объекты.
Организаторам социальной защиты детства необходимо четко знать нормативно-правовые документы, регулирующие право собственности на эти объекты и конкретно —свои права по владению, пользованию и распоряжению объектами материального обеспечения социальной защиты детства.
Особое место в материально-техническом обеспечении занимает система государственных пособий на детей: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие женщине по беременности и родам, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка, ежемесячное пособие на ребенка до 16—8 лет, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, пособие на детей в приемной семье, другие пособия.
Организаторам социальной защиты детей и это нужно знать в деталях: документы, регламентирующие выплату детских пособий, постоянно изменяются, а денег у плательщика пособий также постоянно не хватает.
Система социальной защиты детства Российской Федерации, как и каждая общественная система, находится в постоянном развитии. Процесс развития противоречив: его содержание и формы зависят от многих внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов. Выделить основные направления этого противоречивого процесса достаточно сложно, более достоверно можно выделить тенденции в развитии системы.
Рассмотрение зарождения, развития и современного ?