Ребенок со сложными нарушениями развития

Ребенок со сложными нарушениями развития thumbnail

Когда в семье рождаются дети со сложными нарушениями развития, жизнь делится на «до» и «после». И если родители не отказались от ребенка, то им предстоит осознание того, что у их малыша будет не одно, а несколько нарушений. Одни родители после этого стараются найти лучших врачей, обеспечить своим малышам особенное лечение, выезжают за рубеж, идут на многие жертвы и усилия, но могут со временем обнаружить, что результат слишком незначителен. Другие родители просто принимают ребенка со всеми его недугами и радуются каждому его самостоятельному шагу, наблюдая за ним с любовью. И это порой дает большие результаты, чем месяцы, проведенные в зарубежных клиниках.

Что представляют собой сложные нарушения в развитии

Причины сложных нарушений в развитии детейНарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушения одной из систем организма, например, слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии у детей – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота в сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. При этом в нашей стране инвалидность определяется по наиболее выраженному нарушению.

Как правило, у таких детей доминирующее поражение одного органа или функции выявляется еще в роддоме, а второй и даже третий дефект обнаруживаются намного позже из-за трудностей диагностики. К примеру, у ребенка с врожденной глухотой только со временем появляется отставание в развитии речи, или при врожденном нарушении движений могут оказаться упущенными нарушения зрения или слуха, особенно если нарушения являются следствием прогрессирования заболевания.

Причины сложных нарушений в развитии у детей

Нарушения в развитии могут иметь разные причины – биологические или социально-психологические. К биологическим причинам относят глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, перенесенные как в утробе матери, так и после рождения, наследственные заболевания. Наиболее опасны для плода перенесенные во время беременности краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис. После рождения к тяжелым поражениям могут привести нейроинфекции – менингит и менингоэнцефалит, а также осложненная корь, скарлатина и тяжелый грипп.

К социально-психологичеким причинам появления сложных нарушений относятся плохой уход, отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.

К причинам врожденных сложных нарушений в развитии в последнее время все чаще относят хромосомные болезни. Многие дети с хромосомными болезнями погибают в утробе матери и при родах, большинство оставшихся умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за низкой жизнеспособности. Среди хромосомных болезней лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, CHARGE синдром, болезнь Норри и другие.

Методы обследования

Дети со сложными нарушениями развития ограничены в восприятии мира. При острых инфекционных заболеваниях признаки поражения проявляются одновременно, при наследственных заболеваниях сенсорные нарушения могут проявляться постепенно в течение нескольких месяцев или лет. Если обнаружить и скорректировать нарушения своевременно, то можно помочь ребенку адаптироваться к этому миру, максимально использовать остатки зрения, слуха, компенсировать отставание в развитии. Поэтому комплексные обследования должны проводиться как можно раньше.

Комплексное обследование сложных нарушений включает медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. При медицинском обследовании педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, генетик, психиатр и представители других медицинских специальностей должны провести ряд исследований и установить характер нарушений физического здоровья и нервной системы. Наиболее тщательно при этом обследуются слух и зрение. При нейрофизиологическом обследовании проводится ЭЭГ и исследования методом стволовых и корковых вызванных потенциалов, которые позволяют судить о нарушениях и поражениях ЦНС.Методы обследования и лечения детей со сложными нарушениями развития

Поскольку в раннем возрасте дети развиваются особенно интенсивно, то с помощью медиков, педагогов и психологов можно серьезно компенсировать нарушения. Следует помнить, что степень активности детей со сложными нарушениями развития зависит от их образа жизни, которые создают им взрослые и окружение. Если здоровый ребенок легко получает сведения об окружающем мире и исследует его, то при сложном поражении органов восприятия для адаптации в этом мире нужно приложить серьезные усилия. И детям, умственные способности которых серьезно пострадали, сделать это намного сложнее.

Зачастую главным способом восприятия для таких детей являются тактильные ощущения. Поэтому в коррекционной педагогике большое внимание отводится практическим занятиям и наглядным примерам. А лучшее, что могут при этом дать родители – это эмоциональный и физический контакт: объятия, укачивания, и так далее. Дети со сложными нарушениями развития нуждаются в грамотном семейном воспитании и специальном обучении. Если ребенок окружен атмосферой любви и заботы, то и педагоги смогут добиться серьезных успехов.

Есть ли перспективы

Для родителей особенного ребенка важно знать, что они не единственные, кто пережил нелегкий опыт. Другие отцы и матери, которых постигла подобная беда, и которые смогли найти силы и время для грамотной адаптации своих малышей, могли бы стать лучшим примером и поддержкой, чем целый штат опытных психологов.

Существует много семей, в которых воспитывались дети со сложными нарушениями в развитии, и некоторые из таких родителей впоследствии становились авторами книг и статей, в которых делились своими переживаниями и опытом решения проблем. К примеру, таковыми являются работы Нормана Брауна, сын которого после краснухи перенесенной в утробе матери родился с глубокими нарушениями слуха и зрения. Из отечественных авторов проблему освещают Татьяна Басилова и Надежда Александрова.

Важно помнить, что каждый ребенок подвержен обучению в той или иной степени с учетом его уникальных возможностей. Результат при этом во многом будет зависеть от любви, понимания, а также своевременной помощи родителей и тех, кто его окружает.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Дарья Окунева
Дети со сложным дефектом

Изучением детей со сложной структурой дефекта занимается сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития ребенка, имеющего два или более нарушений.

Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития ребенка со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.

Сложными нарушениями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные.

Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов, вызванное влиянием биологических факторов.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им.

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов.

Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключается в степени обратимости и возврата к норме. С этой позиции функциональные дефекты, безусловно, легче, поскольку при устранении неблагоприятных факторов и проведении коррекционной работы развитие становится интенсивным. Каждый дефект имеет свою сложную структуру. Любое отклонение, например нарушение слуха, зрения, речи, как правило, ведет за собой вторичные отклонения, становящиеся причиной изменения всей структуры психического и физического развития ребенка.

При отсутствии коррекционной работы развиваются еще и третичные отклонения. В результате возникает комплексное нарушение разных систем организма. Под комплексным дефектом понимают сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Например, сочетание детского церебрального паралича и нарушение речи, умственной отсталости и слепоты, одновременных нарушений зрения и слуха, нарушения речи и зрения, глухонемота и т. д.

Сложное нарушение развития — это сочетание двух или нескольких серьезных дефектов в физическом и интеллектуальном или психическом развитии. Общей закономерностью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Часто одно нарушение в развитии ведет за собой другое, и тогда имеющийся дефект у ребенка вначале отягощается, а затем и осложняется наличием еще одного или нескольких нарушений, ребенок имеет не только физические недостатки, но и психологическое состояние тоже угнетается, последствия могут быть самыми разными. Результатом наличия двух или более первичных психофизических дефектов является сильнейшее ограничение ребенка от общения с окружающим миром. Это в свою очередь приводит к нарушению развития, как отдельных психических функций, так и к общей задержке развития психики ребенка.

Выделяют 3 основные группы детей с сочетанными нарушениями.

В первую входят дети с 2 выраженными психофизическими нарушениями,каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).

Во вторую — имеющие 1 существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени,но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первичных,выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

Категорию детей со сложным дефектом составляют

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

Дети глухие слабовидящие;

– Слепоглухонемые дети;

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

– Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся

1. Дети с умственной отсталостью слепоглухие

2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин,которые необходимо рассматривать с различных позиций: времени возникновения нарушения — внутриутробное развитие (пренатальный период, период родовой деятельности (натальный, после рождения (постнатальный период); степени его выраженности; характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС, так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами.

Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения.

С медицинской точки зрения важно установить природу заболевания, которое вызвало имеющиеся нарушения, — генетическую или внешнюю (инфекции, травмы, интоксикации и т. п., а также определить характер течения заболевания (острое, хроническое, прогрессирующее, непрогрессирующее) и связанные с этим лечение и прогноз.

С психолого-педагогической точки зрения важно:

описать сложный дефект как сочетание нескольких нарушений разных функций, неодинаково выраженных, определить степень нарушения каждой, выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на развитие ребенка;

уточнить время возникновения нарушений — врожденные или приобретенные в определенном возрасте (одновременно или в разное время).

Это важно, поскольку степень знакомства ребенка с предметным миром, уровень овладения словесной речью, мышлением, которые были достигнуты ребенком к моменту заболевания, имеют большое значение для его будущего развития. Например, при возникновении слепоглухоты в том возрасте, когда ребенок уже овладел речью в той или иной мере и имел нормальный сенсорный опыт, легче идет формирование речи и представлений об окружающем мире. Однако чем позднее наступает тяжелое нарушение зрения и слуха, тем более сложные психологические проблемы возникают у ребенка в связи с перестройкой ориентировки в окружающем мире и становлением средств общения.

В связи с этим выделяют:

врожденный и ранний сложный дефект;

сложное нарушение, проявившееся или приобретенное в дошкольном возрасте;

нарушение, приобретенное в подростковом возрасте, в зрелом возрасте и в старческом возрасте.

При всем многообразии сложных нарушений развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему миру — это дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального и личностного развития и дети с выраженным отставанием в умственном развитии (при глубоких поражениях ЦНС). Дети, способные к самостоятельной, активной, осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянном побуждении и руководстве в деятельности, а также полном или частичном обслуживании со стороны окружающих. Дети каждой из групп требуют своеобразных педагогических подходов, но одинаково нуждаются в любви и понимании со стороны взрослых.

Знание всех особенностей состояния ребенка дает возможность адекватно оказывать лечебную и коррекционно-педагогическую помощь, поэтому так важно установить полный диагноз.

Причины сложных нарушений развития у детей.

Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда идет речь об одном первичном дефекте развития у ребенка, рассматривается вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:

один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);

оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);

каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);

оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;

два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.

К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и даже множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться нарушения слуха и зрения. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.

Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений, а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложногонарушения можно разделить на:

тотально или практически слепоглухих;

слепых слабослышащих;

слабовидящих глухих;

слабовидящих слабослышащих.

Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:

слепых алаликов;

слабовидящих алаликов;

слепых детей с ОНР;

слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:

непередвигающихся самостоятельно слепых;

непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;

слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);

слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на:

тяжелые формы ДЦП и глухоты;

тяжелые формы ДЦП и тугоухости;

легкие формы ДЦП и глухоты;

легкие формы ДЦП и тугоухости.

Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.

Источник