Ребенок со сложным нарушением развития курсовая

Ребенок со сложным нарушением развития курсовая thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ

КАФЕДРА Логопедии

Дисциплина: «ППД»

Контрольная работа
№ 11

тема

Студентки 4 курса 

Пиюренко Т. А.

Москва, 2013

Контрольная работа 11:

1. Определите понятия «дети 
со сложными нарушениями развития»; 
«осложненные нарушения развития».

2. Приведите примеры возможных 
сочетаний нарушений у детей 
со сложными нарушениями развития.

3. В чем заключаются 
особенности клинико-психолого-педагогического
изучения детей со сложными нарушениями
развития?

 Благодаря современным методам 
исследования у части детей с 
разными нарушениями развития кроме 
основного дефекта удается установить
наличие одного или даже двух дополнительных
нарушений, значительно усложняющих психическое
развитие ребенка. У большинства детей,
обучающихся в специальных школах разного
вида, выявляют осложненный или сложный
тип нарушений; так, многие дети с выраженной
умственной отсталостью имеют множественные
нарушения.

Сложными нарушениями 
развития называют наличие двух или более выраженных
первичных нарушений у одного ребенка.
При этом первичные нарушения, входящие
в состав сложного дефекта, связаны с повреждением
разных систем организма.

Так, могут сочетаться выраженные
нарушения:

  • -зрения и ДЦП,
  • -слуха и ДЦП,
  • -зрения и слуха,
  • -зрения и речи и т.д.

Именно эти достаточно
выраженные комплексные нарушения 
развития должны диагностироваться 
у детей как сложные виды нарушений 
как можно раньше. Именно по отношению к этим детям необходимо понимать,
что сочетание таких дефектов у одного
ребенка дает особую картину нарушений
психического развития, которая требует
особой коррекционной помощи.

Однако только один вид сложного
дефекта — сочетание нарушений 
зрения и слуха у одного ребенка, который
принято относить к слепоглухоте, можно
считать достаточно изученным, и только
по отношению к этим детям разработаны
специальные программы и методы обучения.

В настоящее время 
выделяются группы детей со сложным 
дефектом:

  • умственно отсталые глухие или слабослышащие;
  • умственно отсталые слабовидящие или слепые (частично-видящие);
  • слепоглухонемые;
  • глухие слабослышащие.

Одновременное поражение нескольких
функций внутри одной системы 
организма как результат воздействия 
определенного неблагоприятного фактора
можно назвать осложненным дефектом.

Например, результатом перинатального
поражения ЦНС может стать 
сочетание ликвородинамических, двигательных
и поведенческих расстройств, которые 
могут рассматриваться как симптомы
осложненной умственной отсталости. А
результатом менингита, перенесенного
в раннем детстве, может стать глухота,
осложненная компенсированной гидроцефалией
и эпилепсией или амблиопией и косоглазием.
Дети с осложненным нарушением, как правило,
могут успешно обучаться вместе с детьми,
имеющими общий с ними основной дефект,
для них нет необходимости создавать особые
программы и методы обучения, достаточно
бывает индивидуального подхода, учитывающего
их особенности.

Исходя из этого, дискуссионной проблемой остается отнесение
к сложному дефекту тех видов глубокого
органического поражения ЦНС, следствием
которого является глубокое отставание
в умственном развитии, осложненное сенсорными,
двигательными и речевыми нарушениями
как результат недоразвития или локального
поражения ряда областей коры головного
мозга ребенка. Эти случаи часто относят
к множественному
виду нарушений.

Для своевременной диагностики 
сложного и множественного нарушения 
развития требуется комплексное 
клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка.

Единая комплексная 
программа обследования детей с 
выраженным нарушением в психическом 
развитии должна включать:

  • -обязательное первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
  • -регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;
  • -регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.

Медицинское или клиническое 
обследование должно проводиться с 
участием врачей разных специальностей (педиатра, невролога,
психиатра, офтальмолога, отоларинголога
и генетика), с учетом данных лабораторных
(биохимических), рентгенологического
(компьютерная томография и МРТ) и других
исследований. Для своевременной диагностики
сложных нарушений развития у ребенка
очень важны знания о причинах, которые
могут привести к поражению сразу нескольких
систем организма человека. Анализируя
причины первичного нарушения у ребенка,
принято обсуждать вероятность его наследственного
либо экзогенного происхождения. Сложное
и множественное нарушение развития у
ребенка может быть вызвано одной или
двумя причинами, разными по происхождению.
Например, один дефект может иметь генетическое,
а другой — экзогенное происхождение;
каждый из дефектов может иметь причиной
разные экзогении и т. д.

В случае сложного нарушения развития,
когда у ребенка имеется два 
первичных дефекта, можно рассматривать 
шесть разных нозологических вариантов:

1) первый дефект имеет генетическое,
а второй экзогенное происхождение; 

2) первый дефект имеет экзогенное, а второй
генетическое происхождение;

3) оба дефекта обусловлены разными 
генетическими факторами, действующими 
независимо друг от друга; 

4) оба дефекта обусловлены разными 
экзогенными факторами, действующими 
независимо;

5) оба дефекта представляют собой
разные симптомы одного и того же наследственного
синдрома или заболевания;

6) оба дефекта возникли в результате 
действия одного и того же 
экзогенного фактора. 

Литература

Основная

Басилова Т. А. Психология детей со сложными
нарушениями развития // ? Основы социальной
психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.
— М., 2002. — С. 374-397.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие
психики в процессе формирования поведения.
— М., 1974.

Розанова Т. В. Методы прихолого-педагогического
изучения глухих детей со сложными дефектами
//Дефектология. — 1992. — № 2, 3.

Дополнительная

Блюмина М.Г. Распространенность, этиология
и некоторые особенности клинических
проявлений сложных дефектов // Дефектология.
— 1980. — № 3.

Источник

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития. Задачи специального воспитания и образования детей со сложными нарушениями. Экспериментальное исследование двигательных качеств дошкольников с нарушением слуха и зрения.

  • Изучение характеристики физического развития детей с нарушением зрения. Исследование и проведение сравнительной характеристики развития физических качеств детей с нарушением зрения и здоровых детей: силы, выносливости, скорости, ловкости и гибкости.

    статья, добавлен 11.03.2019

  • Психолого–педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Специфические особенности физического развития и двигательных способностей глухих и слабослышащих младших школьников. Общеобразовательное значение подвижных игр и их классификация.

    дипломная работа, добавлен 11.07.2017

  • Память: основные понятия в общей психологии. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями зрения, особенности развития памяти у детей с нормальным и нарушенным зрением. Организация занятий тифлопедагога и воспитателя.

    дипломная работа, добавлен 13.09.2009

  • Причины нарушения зрения у детей. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением зрения. Роль деятельности в компенсации дефектов зрения. Особенности коррекции познавательной деятельности у детей с нарушениями зрительной функции.

    курсовая работа, добавлен 31.10.2012

  • Онтогенез лексической стороны речи дошкольников. Особенности и направления лексического развития детей с нарушениями зрения в логопедических исследованиях. Цели, задачи, методика и принципы констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов.

    курсовая работа, добавлен 30.06.2014

  • Психолого-педагогические особенности физического и психического развития детей с нарушением слуха. Роль физического развития ребенка среднего дошкольного возраста в процессах обучения и воспитания. Упражнения для детей страдающих нарушениями слуха.

    дипломная работа, добавлен 05.02.2014

  • Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Основные этапы и отличительные особенности развития восприятия у детей-олигофренов. Специфика общения детей с отклонениями со взрослым и со сверстниками.

    реферат, добавлен 17.06.2016

  • Понятие и классификация речевых нарушений. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Система логопедической помощи. Обследование интеллектуального развития детей. Определение уровня речевого развития ребенка.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2010

  • Педагогический процесс адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Особенности психофизического развития детей с патологией зрения. Лечебное плавание в системе физвоспитания детей с нарушением зрения.

    курсовая работа, добавлен 09.06.2011

  • Особенности учебной деятельности детей с неврологическими нарушениями, нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушением зрения и слуха. Изучение основных типов трудностей в учебной деятельности детей с педагогической запущенностью.

    методичка, добавлен 05.03.2015

  • Источник

    Доклад на тему: «Особенности обучения детей, имеющих сложный дефект».

    «Нет необучаемых детей, нужно просто

    уметь любить их такими, какие они есть».

    В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении, дети с ОВЗ, дети – инвалиды. 

    В  число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.

    Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.

    Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями – помощи в социальной адаптации, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности обслуживать себя и жить самостоятельно.

    Сложный дефект – это когда у одного индивидуума встречаются два или более первичных нарушений. (слепоглухота, нарушения интеллекта и глухота, слепота и ДЦП и т.д.). «Сложный дефект» в современной дефектологии принимает актуальный характер, так как в последние годы во всем мире выраженная тенденция к увеличению лиц со сложными нарушениями с одной стороны, и с усложнениями структуры первичного дефекта с другой. Категорию детей со сложным дефектом составляют –

    – Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

    – Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

    – Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения и слуха (слабовидящие и слепые глухие дети);

    – Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

    – Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта)

    – Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

    Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (задержка психического развития, умственная отсталость). Сложный дефект – любое сочетание 2 или более психических и (или) физических недостатков.

    Образовательные результаты конкретного ребенка, имеющего сочетание различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ, с помощью которых организуется его обучение. Обеспечение образовательного продвижения предполагает наличие особым образом сконструированных программ разных направлений.

    В начале обучения детей с нарушением зрения в структуре сложного дефекта обычно возникают такие проблемы:

    1. Неподготовленность слепых воспитанников с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе (дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения), знания учащихся на момент 1 класса не соответствуют возрастной норме.

    2. Недостаточный опыт учителей в обучении детей со сложным дефектом (каждый подобный ребенок требует индивидуального подхода, адаптированных под него методик, форм, программ обучения).

    3. Специфика заболеваний и нарушение физического развития.

    Многие обучающиеся не имели элементарных представлений об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества. В связи с этим было крайне трудно изначально определить уровень интеллектуальных возможностей и степени подготовки школьников. Первый год обучения был подготовительным. Основная цель первого года обучения – подготовка детей со сложным дефектом к обучению в школе, расширение знаний об окружающей среде, развитие коммуникативных навыков, облегчение прохождения периода школьной адаптации, развитие тактильного восприятия и мелкой моторики.

    1. Различный уровень психофизического развития, развития компенсаторных процессов учащихся одного возраста;

    2. Обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций, но и низким уровнем развития сохранных анализаторов;

    3. Значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы

    4. Отсутствие навыков самообслуживания

    5. Недостаточное материально-техническое обеспечение

    6. Недостаточное количество специальной методической литературы, учебников и учебно-дидактических пособий. Все это приобреталось постепенно.

    Организация и основные направления работы с детьми со сложной структурой дефекта.

    Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая – образовательная, вторая – игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей психофизического здоровья детей класса. При этом на всех занятиях обязательно учитывается: степень выраженности интеллектуального нарушения, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, особенности психической деятельности и соматическое состояние обучающихся. Школьники, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития, как правило, имеют целые «букеты» заболеваний и каждый педагог, работающий с ними должен знать, учитывать это. Поэтому нужно работать в тесном контакте с родителями, учитывая рекомендации и врача-невропатолога.

    Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

    Можно выделить несколько основных принципов, на которые следует опираться при работе с детьми, которые имеют сложный дефект.

    Необходимость подробного изучения определенной категории детей с комплексными нарушениями с целью выявления их индивидуально-психологических, клинических особенностей, вида нарушения и определения структуры дефекта. Невозможно говорить об обучении детей, обнаруживающих сочетания различных нарушений, пока не определены индивидуальные психологические качества и способности, свойственные ребенку. Важнейшим моментом в изучении детей является выявленных нарушений

    1. Составление адаптированной программы с учетом психофизических особенностей детей, а именно:

    – Учитываются результаты клинико-психолого-педагогического изучения, зафиксированные в диагностических картах, протоколах, где отражен исходный уровень развития ребенка. Это позволяет обосновывать педагогические условия для реализации компенсаторного потенциала ребенка с целью преодоления хода аномального развития.

    – Учитывать степень подготовки к обучению, отсутствие дошкольного образования

    – Требование дозированности объема изучаемого материала предполагает продуманную регламентацию объема программного материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его изучения и учета реальных возможностей его усвоения. Это требование обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения ими учебного материала.

    – Тематическая взаимосвязанность учебного материала (межпредметные связи) будет содействовать лучшему усвоению детьми содержания обучения. При планировании работы по различным разделам программы целесообразно сделать тематически близкие предметы объектом внимания в разных видах и формах деятельности.

    – Требование линейности и концентричности для обучения детей со сложными нарушениями развития состоит в том, что темы по каждому разделу располагаются в определенной систематической последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема; при этом каждая последующая часть курса является продолжением предыдущей.

    2. Использовать на уроках одни и те же объекты при ознакомлении с окружающим миром, что поможет детям лучше познакомиться с их свойствами, особенностями применения (многократное повторение залог запоминания).

    3. Использовать многократное повторение (на каждом уроке) слов и фраз, что обеспечит лучшее их понимание, подготовит почву для дальнейшей работы по развитию речи.

    4. Применять различные методы и приёмы, учитывая зону ближайшего развития ребёнка (уадиоматерил, рельефная и объемная наглядность для развития сохранных анализаторов)

    5. Использование доступной наглядности, дидактического материала на уроках с учетом зрительных и сопутствующих диагнозов. (слепота, остаточное зрение, ДЦП)

    6. Использовать на уроках индивидуальный и развивающий подход с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося

    7. Использовать компенсаторную направленность (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций)

    8. На уроках обязательно применять межпредметные связи.

    9. Развивать пространственную и временную ориентацию

    10. Систематически закреплять и повторять ранее изученный материал

    11. Для выработки учебной мотивации и заинтересованности в работе на уроке необходимо использовать жизненные ситуации в учебной деятельности, постоянно проводить параллели с социально – бытовой тематикой.

    На основе вышеизложенного, строится учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию обучающихся и коррекции недостатков познавательных психических процессов.

    Образовательно-воспитательная работа предусматривает организацию индивидуализированного процесса обучения и воспитания. Все реабилитационные технологии направлены на совершенствование психомоторной активности и развитие сохранных анализаторов для компенсации дефекта. Комплексный и интегрированный подход в обучении и воспитании школьников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, облегчает их социальную адаптацию. Обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, воспитательских часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе их развития и социализации.
    Принципами работы педагога выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ребенка и педагога, стимулирование творческих способностей обучаемого.

    Источник