Ребенок шесть лет программа развития

Ребенок шесть лет программа развития thumbnail

В данной программе раскрыто значение
психомоторного развития детей старшего
дошкольного возраста.

Основной её целью является совершенствование
развивающего и коррекционно-развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально-дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.

Предложен мониторинг и перспективный план по
развитию и коррекции психомоторных функций
детей, который включает в себя: дыхательные
упражнения, телесные, растяжки,
глазодвигательные, развитие мелкой моторики рук,
развитие коммуникативной и когнитивной сфер,
различные виды ползания.

Программа предназначена педагогам ДОУ в
качестве кружковой деятельности, родителям в
качестве игровой деятельности по повышению
психомоторных функций своего ребенка.

Содержание

Пояснительная записка

Методические рекомендации

Литература

Пояснительная записка

Дошкольный период характеризуется
значительными преобразованиями в деятельности
всех физиологических систем организма, а возраст
5–7 лет считается одним из критических этапов
развития ребенка, от которого во многом зависит
вся его последующая жизнь. Уровень
психомоторного развития обусловлен
функциональной зрелостью нервной системы,
обеспечивающей способность к проявлению
произвольных действий. Движение — естественная
биологическая потребность детей.

Двигательная функция есть результат
совместной работы различных мозговых звеньев
функциональной единой системы. Выпадение или
дисфункция любого из них приводит к нарушению
функционирования системы в целом. Каждое звено
вносит с вой специфический вклад в работу, в
зависимости от уровня дисфункции, нарушения
имеют различный характер. На первый план
выступает несформированность динамических
характеристик двигательной активности,
выражающееся в трудностях переключения с одного
движения на другое. При выполнении двигательных
заданий наблюдается сильное напряжение мышц,
трудности регуляции мышечного тонуса.

Проблема психомоторного развития ребенка
принадлежит к числу наиболее значимых в
современной общей и специальной дошкольной
педагогике, общей и специальной детской
психологии. Это закономерно, поскольку на первых
этапах развития психика и моторика находятся в
неразрывном единстве.

Психомоторные способности в
психолого-педагогической литературе
рассматриваются в рамках проблемы трансформации
в деятельности самого ее субъекта, его
потребностей, его предрасположенности к
конкретным видам деятельности. Деятельность
является одним из основных факторов развития
личности. Каждому этапу психического развития
человека соответствует определённый тип ведущей
деятельности, которая на данной стадии развития
оказывает решающее влияние на изменение в его
психических процессах и психологических
особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский). Способности определяются как
устойчивые индивидуальные психологические и
физические свойства индивида, обеспечивающие
успешность выполнения одного или нескольких
видов деятельности

Проблема формирования психомоторных функций у
дошкольников остается актуальной, в связи тем,
что она играет значительную роль в психическом
развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы
выбрали тему исследования: “Психомоторное
развитие детей 5-6 лет”

А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации
в обществе и интеграции их в него.

Цель программы: совершенствование
развивающего и коррекционно – развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально – дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.

Задачи программы: 

– исправлять недостатки, развивать и
совершенствовать общую и мелкую моторику через
использование системы упражнений,
совершенствовать зрительно-двигательную
координацию;

– формировать точность и целенаправленность
движений и действий;

– осваивать навыки правильного речевого
дыхания;

– развивать психические процессы: мышление,
память, внимание, зрительное и слуховое
восприятие.

Программа разработана в соответствии с
актуальностью проблемы. Материалы для кружка
подбирались с учетом лексических тем, изучаемых
в данной возрастной группе, возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей
детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач
возможно только при условии индивидуального
подхода к личности каждого ребенка в целом и
тесной взаимосвязи всех видов детской
деятельности.

Основные принципы программы/

1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей
работы является принцип замещающего онтогенеза,
основанный на ретроспективном воспроизведении
тех участков онтогенеза (индивидуального
развития) ребенка, которые по тем или иным
причинам не были полностью освоены.

Читайте также:  Развитие ребенка до года видео уроки

2. Принцип системности (проведение рационально
спланированной, продуманной работы).

3. Принцип доступности (позволяет решать
поставленные задачи в совместной деятельности
взрослого и детей и как итог – самостоятельной
деятельности).

4. Принцип индивидуально-дифференцированного
подхода (выбор форм и методов работы
осуществляется с учетом психологических
особенностей каждого ребенка).

5. Принцип единства диагностики и коррекции.

6. Деятельностный принцип коррекции.

7. Принцип комплексности коррекционного
воздействия.

8. Принцип природосообразности.

9. Принцип активного привлечения ближайшего
социального окружения к участию в коррекционной
программе.

Этапы и сроки реализации программы.

Программа дополнительной образовательной
услуги расчитана на учебный год и предполагает
реализацию трех последовательных этапов.

I. Организационно-диагностический этап (1-2
неделя сентября).

1. Стартовое обследование детей с целью точного
определения состояния психомоторного развития.

2. Обобщение данных, полученных в ходе
диагностики, формулировка объектоного
заключения. Определение состава группы для
занятий в рамках дополнительной образовательной
услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

3. Корректировка содержания программы
дополнительной образовательной услуги в части
дифференцированной работы с детьми.

4. Совершенствование обогащенной
предметно-развивающей среды.

5. Формирование позитивной установки детей на
участие в занятиях Психомоторного развития
детей 5-6 лет, установление доверительных
отношений сотрудничества.

II. Коррекционно-образовательный этап.

1. Развитие психики и моторики детей,
обогащение их психомоторного развития.

2. Коррекция нарушений психомоторного развития.

III. Контрольно-диагностический этап (3-4
неделя мая).

1. Мониторинг результатов
коррекционно-педагогического воздействия с
целью выявления динамики и особенностей
продвижения в процессе психомоторного развития
всех и каждого из воспитанников.

2. Подготовка и организация итогового открытого
занятия кружка.

3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для
воспитателей и родителей воспитанников по
организации дальнейшей работы по обогащению
психомоторного развития ребенка.

4. Составление отчета об итогах дополнительного
образования детей старшей группы в рамках
оказания дополнительной образовательной услуги
“Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

Практический материал подобран с учетом
возрастных особенностей дошкольников и выбран в
соответствии суровнем сформированности
психологических и моторных функций ребенка,
способностей и возможностей детей старшей
группы.

Занятия кружка – это общение педагога с детьми,
во время которого дошкольники обучаются
правильному выполнению упражнений различного
характера, влияющих на развитие психомоторных
функций.

Ожидаемые результаты.

1. Сформированные стойкие навыки выполнения
дыхательных, глазодвигательных, телесных,
коммуникативных и когнитивных упражнений.

2. Восстановление контакта с собственным телом,
снятие телесных напряжений.

3. Осознание своих проблем в виде телесных
аналогов.

4. Развитие невербальных компонентов общения с
целью улучшения психического самочувствия при
взаимодействии с другими людьми.

5. Социальная адаптированность детей.

Таким образом, благодаря специально
подобранным играм и упражнениям, дошкольники
приобретут навыки и умения необходимые для
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной подготовке к
школе и адаптации в обществе.

Характеристика программы

Курс обучения: 1 учебный год.

Возрастной диапазон: пять-шесть лет.

Оптимальная наполняемость группы: 12
человек.

Место проведения: групповая комната, либо
музыкальный зал.

Количество учебных часов: 30 – за курс
обучения, 4 – в месяц (за исключением каникул), 1 –
в неделю.

Продолжительность учебного часа: 25 мин.

Методические рекомендации

Для успешной реализации программы необходимо
придерживаться следующих методических
рекомендаций:

1. Занятия проводятся с детьми одного возраста,
в данном случае, старшего (5-6 лет).

2. Занятия строятся по единой схеме: введение в
тему, создание эмоционального настроя на
занятие, мероприятия по смягчению негативных
проявлений психоэмоционального развития,
выполнение заданий, эмоциональное заключение,
обеспечивающее успешность дальнейшей
деятельности.

Занятие по психомоторному развитию и коррекции
состоит из нескольких частей и имеет следующую
структуру:

1. Организационный момент (его наполняемость
может меняться в зависимости от целей и задач,
поставленных перед занятием).

Игровая мотивация. Ритуал начала занятия.
Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки
(профилактика нарушений чтения, письма и счета).
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Вводная ходьба.

2. Основная часть (обязательные упражнения).

  • Блок дыхательных упражнений.
  • Телесные упражнения.
  • Блок упражнений растяжек.
  • Глазодвигательные упражнения.
  • Различные виды ползания.
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • Упражнения для развития коммуникативной и
    когнитивной сфер.

3. Игра. Стоп-упражнения.

4. Итог занятия(релаксационные
упражнения, рефлексия, обсуждение занятия,
комментированные оценки). Ритуал окончания
занятия.

1. Коррекционно-развивающий процесс строится на
двигательных методах, которые не только создают
некоторый потенциал для будущей работы, но и
активизируют, восстанавливают и выстраивают
взаимодействия между различными уровнями и
аспектами психической деятельности. Ведь
очевидно, что актуализация и закрепление любых
телесных навыков предполагает востребованность
извне к таким психическим функциям как, например,
эмоции, восприятие, память, процессы
саморегуляции и т.д. Следовательно, создается
базовая предпосылка для полноценного участия
этих процессов в овладении чтением, письмом,
математическими знаниями.

Читайте также:  Влияние музыкального образования на развитие ребенка

2. Занятия организуются таким образом, чтобы
каждый ребенок смог проявить себя.

3. В ходе занятия стремиться к созданию
положительного эмоционального фона, бодрого
настроения.

4. Так как программа предполагает работу с
детьми, то педагог обязан постоянно следить за
тем, чтобы дети были включены в работу, не
уставали и не отвлекались.

5. При организации и проведении занятия
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические
требования.

Методы оценки эффективности использования
программы.

Оценка эффективности использования программы
представляет собой комплексное мониторинговое
исследование, включающее в себя: диагностику
состояния моторной и психической сферы
воспитанников.

Литература

1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений
речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова –
Санкт-Петербург, 1993.

2. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения
для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В. Калинина, С.В.
Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград
: Учитель, 2012. – 151 с. .

3. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение
[Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128
с.

4. Микляева Н.В. Авторские методики и программы
ДОУ: технология разработки и описания [Текст] /
Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.

5. Микляева, Н.В. Технологии разработки
образовательной программы ДОУ [Текст] / Н.В.
Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для
развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых
игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.

7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для
развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. –
М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 44 с.

8. Семенович А.В. и др. Комплексная
нейропсихологическая коррекция и абилитация
отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. –
М., 2001.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного
развития дошкольников: практическое пособие
[Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2008

10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника:
Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2000. – 408 с.

11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры
[Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО “ИД РИПОЛ
классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186
с.

Приложение 1

Приложение 2

Источник

Шестилетние дети находятся в преддверии важного шага – поступления в школу. Чтобы ребенок не испытывал трудностей в процессе адаптации к новым условиям, а обучение давалось легко, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание всестороннему развитию малыша. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем особенности физического, познавательного и социально-коммуникативного развития детей 6 лет, а также какие умения и навыки желательно сформировать у малыша до школы.

Представления об окружающем мире

К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать:

  • Свое имя и фамилию;
  • Свой адрес;
  • Имена родителей;
  • Времена года и их признаки;
  • Названия месяцев и дней недели;
  • Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.

Представления об окружающем мире

Особенности мышления детей 6 лет

В целом, мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое. Благодаря развитому образному мышлению малыши создают интереснейшие рисунки и поделки, строят сложные конструкции из лего и многое другое.

В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка не только умение действовать по готовому образцу, но и подкреплять его стремление мыслить креативно.

Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:

  • Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
  • Умение проходить лабиринты;
  • Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
  • Сравнение предметов по различным параметрам;
  • Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
  • Способность подобрать обобщающее слово;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Умение делать выводы и умозаключения.
Читайте также:  Развитие ребенка 4 года липецк

Особенности мышления детей 6 лет

Развитие памяти и внимания в 6 лет

В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».

При выполнении монотонных и неинтересных заданий, ребенок дошкольного возраста неизбежно теряет концентрацию внимания. Поэтому необходимо заинтересовать его и вовремя делать перерывы, чтобы дать малышу передохнуть.

У шестилетних детей непроизвольная память преобладает над произвольной. Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.

Развитие речи

Речь ребенка 6 лет достаточно чистая, к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки. Если речь малыша этого возраста малопонятна, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду, так как в дальнейшем постановка звуков будет происходить сложнее.

Развитие речи

Словарный запас шестилетнего ребенка достаточно велик. В разговоре дети этого возраста используют все части речи, они умеют строить сложные и одновременно грамматически стройные предложения, подбирать похожие и противоположные по смыслу слова (то есть синонимы и антонимы). Интонационная сторона речи также активно развивается: с помощью силы голоса, темпа речи шестилетки способны тонко передавать эмоции. Диалогическая речь старших дошкольников развита лучше, чем способность вести монолог. Если Вы видите, что в процессе рассказа у ребенка путаются мысли, можно помочь ему вопросами или уточнениями.

Развить связную речь шестилетнего ребенка помогут простые игры, в которые можно играть как дома, так и на прогулках, по дороге в детский сад или во время поездки на машине. Попросите малыша рассказать, какие предметы он видит, что делают прохожие, как выглядит улица. Вместе с ребенком придумывайте различные истории, заканчивая предложения друг за друга. Эти игры очень полезны, просты и интересны дошкольникам.

Развитие мелкой моторики в 6 лет

К 6 годам у ребенка формируются следующие умения:

  • Правильно держать ручку;
  • Красиво обводить по точкам;
  • Рисовать по клеточкам;
  • Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
  • Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
  • Вырезать ножницами;
  • Вдевать нитку иголку.

О способах развития мелкой моторики у детей 6 лет смотрите на видео:

Крупная моторика

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

Крупная моторика

Социальные навыки шестилетнего ребенка

На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.

Основные навыки, которые способствуют социальной адаптации, формируются у детей в ходе сюжетно-ролевой игры – обобщенной и упрощенной версией реальной взрослой жизни.


Выводы

Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.

Социальные навыки шестилетнего ребенка

Заключение

Специально для детей 6-7 лет в детском Монтессори-клубе «Созвездие» открыт курс «Экспресс-подготовка к школе». Подготовительные занятия охватывают все необходимые cферы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счёт, чтение, письмо, расширение словарного запаса, творчество, а также готовят малышей к общению в школьном коллективе. Наши выпускники полностью готовы к школе, а само обучение дается им легче и проходит успешнее. Ждём Вашего малыша на наших занятиях!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник