Ребенок с замедленным развитием речи
«Не волнуйтесь, мамочка, ведь мальчики обычно позднее девочек начинают разговаривать».
«Ну что вы, ничего не нужно с этим делать, сама заговорит, через годик-другой».
«Нет повода расстраиваться – у вас просто «молчун» растет».
«Да просто глицин подавайте, и все».
«Ждите, речь сама прорвется».
Эти и многие другие «успокаивающие» фразы, наверное, не раз слышали родители детей, которым был поставлен диагноз ЗРР. Но в этих словах больше вреда, чем пользы, так как они дают ложную надежду, что «все пройдет само».
«Само» ничего не бывает.
От специалистов, которые руководствуются таким халатным, попустительским подходом к коррекции нарушений речи (не уверена, что «это», вообще, допустимо называть коррекцией), нужно уходить. Иначе вы рискуете потерять время и деньги. И если деньги можно заработать, то время вам никто не вернет. Это драгоценный ресурс, особенно когда дело касается здоровья ребенка.
Итак, первое, что нельзя делать родителям: нельзя недооценивать диагноз ЗРР.
Задержка развития речи у детей при несвоевременном обращении к специалистам или при непрофессиональном подходе к коррекции провоцирует развитие других проблем. Если ничего не предпринимать, то у ребенка вскоре появятся сложности с взаимодействием в коллективе (ведь без развитой речи сложно общаться со сверстниками и взрослыми), проблемы с эмоциональной сферой, с развитием психических процессов, включая мышление и воображение.
Качественная и целенаправленная работа с речевыми патологиями у ребенка требует комплексного решения при содействии специалистов различных областей: врача-невролога, логопеда, педиатра, педагога и психолога.
Каждый из специалистов обеспечивает проработку проблемы с позиции своей профессиональной этики и надлежащих методов с учетом типа ЗРР: афония, брадилалия, тахилалия, дислалия, алалия, афазия или какой-либо другой вид нарушения речи.
В отсутствие серьезных физиологических патологий речевого аппарата и органических повреждений зон головного мозга, отвечающих за речь (ее развитие), коррекция задержки речевого развития преимущественно сосредотачивается на работе психолога и логопеда.
Такая работа подразумевает как индивидуальные, так и групповые занятия этих специалистов с ребенком. Также психолог и логопед подготовят список заданий для выполнения их ребенком дома, вместе с родителями.
В рамках такой «домашней коррекции» при легких формах ЗРР родителям нельзя позволять ребенку просто показывать пальцем на предметы/объекты (как он привык ранее), которые его интересуют. Несмотря на очевидное удобство такой формы взаимодействия, на сформированные бытовые привычки общения, родителям детей с ЗРР необходимо мотивировать ребенка на проговаривание слов, звукопроизношение их частей (насколько это возможно, конечно).
Допускать тыканье пальчиком вместо произношения звуков/частей слов/целых слов – это второе, что нельзя делать родителям при коррекции проблем с речью у ребенка.
Третье, что нельзя делать – это «сюсюкать», коверкать слова, поощрять неправильное произношение слов.
Например, на произношение малышом в возрасте 2-3 лет «мяа» вместо «мама» или, например, «циоек» вместо «цветочек», родителям необходимо дать негативную оценку действия малыша («Ваня, так нельзя говорить. Это неправильно») и сразу показать ребенку, как правильно произносить эти слова.
В этом возрасте ребенок в рамках коррекции речи должен интенсивно учиться произносить уже отдельные слова и простые фразы.
Конечно же, случаи ЗРР, где причиной нарушения служат сложные патологии речевого аппарата и различные дисфункции работы головного мозга, сюда не относятся.
Такое поведение родителей в ответ на неправильное произношение слов допустимо только при легких видах ЗРР и ЗРР психологической этиологии.
Надеяться на народную медицину, гомеопатию (в качестве единственного варианта решения проблемы), а также на прочие неэффективные, граничащие со знахарством методы – это четвертое, что нельзя делать родителям при ЗРР.
Только наука, профессионализм, работа в системе «ребенок-специалист-семья» могут быть максимально полезны в работе с задержкой развития речи.
И, пятое, что никогда нельзя допускать любящим и заботливым мамам и папам, бабушкам и дедушкам – опускать руки и отчаиваться.
Вера в лучшее, в свои силы, вера в своего ребенка, в его ресурсы, и, конечно же, упорный труд наряду с работой в слаженной команде обязательно принесут результаты.
Вот увидите.
И обязательно услышите.
_________
1 бесплатная консультация (вопрос психологу)!
Источник
О том, как распознать задержку речевого развития у ребенка, какие причины к этому приводят, а также какие методы коррекции предлагает современная медицина, и правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, Medical Note спросил у врача-невролога столичного медицинского центра «Московия» Василия Васильевича Приходько.
Как распознать, что речь у ребенка развивается не так, как должна, что есть задержка?
— Существуют определенные нормы формирования у ребенка тех или иных предречевых и речевых навыков. В 3 месяца ребенок должен гулить, в 6 месяцев — лепетать, ближе к году появляется дифференцированный лепет и слова.
С года до двух по нормам ребенок учится понимать речь и постепенно увеличивает запас слов. Ближе к двум годам и далее до трех лет ребенок учится формироваться фразы, предложения и более сложные предложения.
В чем именно проявляется задержка речи?
— Есть два типа речи — экспрессивная и рецептивная речь. Первая развивается при помощи артикуляции (здесь важны движения губ, языка, которые получают команды от головного мозга) — ребенок учится произносить звуки, которые со временем превращаются в слоги, а слоги — в слова. Рецептивная речь позволяет ребенку понимать то, что он говорит, и понимать других.
При задержках ребенок может не понимать речь, обращенную к нему, а может не говорить сам, так как вовремя не формируются звуки, слоги, слова. Если после двух лет сохраняется лепетная речь, это не норма.
Какие существуют причины задержки речи у детей?
— Причины могут быть наследственные, когда влияет то, как у родителей в свое время формировалась речь, идиопатические (то есть возникающие по непонятной причине), это может быть следствием перинатальных поражений центральной нервной системы (гипоксия, ишемия).
Кроме того, к задержке приводят перинатальные энцефалопатии, наследственные заболевания нервной системы.
Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, или это миф?
— Нет, это миф. В медицине есть нормы развития речи, которые и мальчиков, и девочек рассматривают одинаково. Врачи придерживаются одной нормы, не разделяя ее.
Это миф, что мальчики начинают говорить позже девочек.
Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?
— Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.
Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?
— Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.
Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка.
У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.
Какие методы лечения используются?
— Реабилитационных методов много. Существует медикаментозная терапия с использованием нейротрофических и ноотропных препаратов, но все-таки больший акцент мы в нашей клинике стараемся делать на занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, а также использовать немедикаментозные методы лечения — физиотерапию.
Например, транскраниальную микрополяризацию, нейросенсорную стимуляцию. Это эффективные методики, которые не уступают по эффективности ноотропам и чаще даже лучше.
При коррекции задержки речевого развития используются занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом, физиотерапия.
Кроме того, в лечении задержки речевого развития, используются лечебная физкультура, различные виды гимнастики, игровая терапия. Все вышеперечисленные методы могут использоваться для формирования речевых навыков у ребенка.
Врачи всегда используют игровой подход, находят контакт с детьми, привлекают их внимание, степень сложности заданий возрастает постепенно.
Надо ли родителям заниматься с ребенком дополнительно дома?
— Да, это обязательное условие, чтобы ребенок начал говорить. Конечно, родители дома выполняют с детьми более простые задания, и занятия с логопедом гораздо эффективнее. Но даже пальчиковую гимнастику, физические упражнения, пение песенок, собирание кубиков, игры с крупой — все это возможно и нужно делать дома.
Когда пора показать ребенка врачу по поводу задержки речи?
— Если в три года родителей что-то настораживает в речи ребенка, например, малыш не говорит или говорит, но мало, непонятно и так далее, надо показаться врачу. Три года — идеальный возраст, когда диагностируют и исправляют задержки развития речи.
Занятия можно начать и раньше, в два года, если ребенок идет на контакт с логопедом.
Как я уже говорил, с года до двух формируется одна экспрессивная речь, одни навыки, с двух до трех — другая по сложности экспрессивная речь. И если родители не видят динамики, лучше обратиться к специалисту.
Речь связана с мышлением, памятью, чтением и письмом. Не будет ли трудностей с обучением в школе, если у ребенка есть проблемы с задержкой развития речи?
— Зоны речи действительно связаны нейронами с другими зонами головного мозга, ответственными за мышление, память, письмо. Если вовремя не скорректировать речь, то получим проблемы с обучением — дисграфию, дислексию и многое другое.
К сожалению, это нередко бывает у детей с задержками развития речи, если вовремя не корректировать.
Задержки речевого развития нередко приводят к трудностям в обучении у школьников.
Задержка в развитии речи может говорить о наличии серьезных заболеваний — эпилепсии, аутизма, глухоте?
— Да. Если речь вовремя не формируется, это расстройство может входить в какую-то другую патологию — аутизм, умственную отсталость, некоторые формы эпилепсии, которые препятствуют речевому развитию, наследственные генетические болезни.
Специалист при обращении всегда проверит и слух — нейросенсорная тугоухость тоже влияет на формирование речи.
Кроме того, иногда родители считают, что у них просто гиперактивный, избалованный ребенок, а на самом деле это могут быть как проблемы с коммуникативным вступлением в контакт, так и расстройство слуха. Поэтому детей отправляют на консультацию к сурдологу, чтобы проверить слух.
Важно ли родителям с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним, читать книжки, чтобы развивать восприятие речи?
— Конечно же. С ребенком обязательно надо разговаривать, петь ему, показывать картинки, называть то, что изображено. Нельзя оставлять ребенка надолго один на один с гаджетами.
Чем больше родители общаются с ребенком, тем лучше формируется у него речь. Ребенок слышит, понимает, постепенно формирует речевые навыки.
Получается, что гаджеты в раннем возрасте вредят развитию речи?
— Опосредованно гаджеты негативно влияют на речь. У детей, которые много времени проводят наедине с планшетом, возможны проблемы с поведением, эмоциями, появляется неусидчивость, дети становятся невнимательными. Все это мешает ребенку, если у него есть задержка речевого развития, заниматься с логопедом, нейропсихологом.
Бесконтрольное увлечение гаджетами у детей в раннем возрасте приводит к поведенческим и эмоциональным расстройствам, что неблагоприятно сказывается на формировании речевых навыков.
Читайте также:
Заикание у ребенка: как лечить остеопатией
Источник
С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.
Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).
Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.
Причины задержки речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.
Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:
- травмы матери во время беременности;
- вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
- внутриутробная гипоксия;
- состояние стресса у матери;
- наличие у матери инфекционных заболеваний;
- прием матерью некоторых видов лекарств.
Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.
Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:
- Наследственность – если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
- Обстановка в семье – для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
- Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе – менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.
Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:
- 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
- 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
- 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
- 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
- 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
- 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
- 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
- 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
- 9 месяцев – не откликается на свое имя:
- 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
- 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.
Этапы речевого развития
В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:
- Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
- Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
- Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.
Признаки задержки речевого развития
Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:
- Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
- Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
- Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
- Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
- Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
- Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.
Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.
Диагностика и коррекция
При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.
Далее определяют:
- Обследование понимания речи.
- Обследование мелкой и крупной моторики.
- Обследование органов артикуляции – осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
- Исследование словарного запаса.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование фразовой речи.
- Обследование слоговой структуры слова.
Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.
Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.
Кроме того, необходимо:
- работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
- арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
- взаимодействие с домашними животными.
Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.
Источник
Иногда в соц. сетях я встречаю утверждения в духе: “А вот моему ребёнку в 2,5 года поставили моторную алалию. Мы позанимались полгода/год и сейчас всё хорошо.“
Ну что сказать? Не только РАС гипердиагностируют. При нарушениях речи это тоже не редкость. В частности нередко путают затянувшуюся ЗРР и алалию. В этом материале я как раз хочу разобрать их ключевые отличия.
Несмотря на то, что алалия редко когда бывает изолированная и чаще всего имеет сочетанную форму, в статье я беру случай именно чистой моторной алалии – то есть, когда ребёнок хорошо понимает обращённую речь, но упорно молчит. Почему? Потому, что вариант с сенсорным компонентом легко отличить от ЗРР из-за нарушения понимания обращённой речи.
фото из открытых источников
Что такое ЗРР?
ЗРР (задержка развития речи) ставится ребёнку, когда он хорошо понимает обращённую речь, не имеет проблем с интеллектом, артикуляцией, эмоционально-волевым развитием, имеет сохранный слух, но при этом развитие его активной речи отстаёт от принятых возрастных норм.
Как правило, заключение “ЗРР” не считается таким уж патологическим. Однако это однозначно повод обратить более пристальное внимание на речевое развитие малыша, начать заниматься с ним, больше разговаривать и, если задержка довольно значительная, подключить логопеда.
Считается, что ЗРР правомерно выставлять до 3 лет. Однако бывают случаи “отложенного старта” и после этого возраста.
Среди причин ЗРР называются:
???? Биологические факторы – частые болезни матери в период беременности, гипоксия, родовые травмы, иногда генетическая предрасположенность.Всё это может привести к тому, что нейроны в речевых зонах будут зреть несколько медленнее, чем должны;
???? Педагогическая запущенность – с ребёнком мало проводят время и общаются взрослые, он регулярно сам по себе;
???? Перегрузка гаджетами – сразу скажу, против ТВ, компьютера и телефона я ничего не имею, если они дозируются. На самом деле гаджеты это отличная штука – с их помощью ребёнок может много чего узнавать и развиваться. Но у них есть один большой недостаток – если они занимают большую часть времяпровождения ребёнка, то всё это время он обычно молчит. Соответственно, если нет речевой практики, нет потребности разговаривать, то откуда и речи взяться?
???? Гиперопека – понимание “театра жестов”, что приводит к невостребованности речи, сюсюканья.
Каков прогноз?
При ЗРР дети позже, но сами овладевают речью. Может потребоваться исправление звукопроизношения. Обязательно посетить по крайней мере, если не занятия, то консультацию у логопеда, так как ЗРР, хотя и не ужас что, но намёк на возможные проблемы с речью в будущем (дисграфия, дислексия, нарушения фонематического слуха и прочие школьные “радости”).
А что же такое моторная алалия?
Моторная алалия, к сожалению, нарушение куда более серьёзное. Это тяжёлое расстройство речи, которое вызвано поражением речевых зон мозга при сохранном интеллекте, слухе и артикуляционном аппарате. Причиной, как правило, становятся всё те же банальности: гипоксия, родовые травмы, болезни в период беременности, иногда травмы мозга у младенцев в доречевом периоде и прочие неблагоприятности.
К слову, вопреки распространенному мнению, алалию не всегда видно на МРТ. У моего ребенка как раз такая ситуация. Я спрашивала у врачей с чем это может быть связано – говорят, что причина может быть в недостаточной зрелости коры мозга в речевой зоне, а ещё в том, что повреждения могут быть очень маленькие. И в том, и в другом случае силы МРТ может не хватить, чтобы их показать.
Ключевые отличия моторной алалии от ЗРР
???? Сильная устойчивость
Главное отличие алалии от ЗРР в том, что это очень стойкое нарушение, которое не преодолевается ребенком самостоятельно. Увы, тут бесполезны советы в духе: “Говорите больше с ребёнком“. С ребенком-то говорить надо, но в данном случае одними разговорами речь не вытащишь. Для качественной коррекции здесь обязательна кропотливая логопедическая работа не менее 5 раз в неделю. Так как позволить себе столько раз посещать логопеда может мало кто, основная работа ложится на плечи родителей.
???? Очень позднее начало речи без коррекционной помощи
При усиленных логопедических занятиях речь появляется в среднем в 3,5-4,5 года. Разумеется, бывают варианты, когда она приходит несколько позже – здесь всё зависит от конкретного ребёнка и того, насколько давно и интенсивно с ним ведут работу.
Без коррекционной помощи ребенок с алалией начинает говорить, как правило, не раньше 5 лет в самом лучшем варианте, обычно всё же ближе к 6-7 годам. В тяжелых случаях речь может появится к 11-13 годам. Также, по статистике у 1% детей с нелеченной алалией речь не появляется никогда.
???? Сильные речевые дефекты
В отличие от ЗРР, здесь не увидеть картину в духе: “Зато заговорил сразу/почти сразу правильно и предложениями“. Начальная речь алалика напрочь дефектна и состоит сначала из одиночных слов, а затем из коротких предложений низкого качества – ребёнка понимают только постоянно общающиеся с ним люди. Только через 1-2 года при помощи занятий удаётся дотянуться до уровня, при котором малыша более-менее начинают понимать остальные окружающие, хотя речь всё ещё остаётся проблемной и аграмматичной.
Особенности речи
???? Стойкие аграмматизмы – страдает склонения слов по падежам, числам, но по опыту скажу, что особенную боль вызывают склонения по родам. Часты перлы “КраснЫЙ куртка“, “Мама пошёЛ на комнату” и прочее. Связано это с тем, что алалики, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, не понимают и не усваивают нормы грамматики самостоятельно – им приходится заучивать родной язык буквально как иностранный.
???? Нарушение слоговой структуры слов – перестановки слогов в слове, замены, потеря или добавление букв или слогов. Некоторые Лёвины перлы для примера:
Фиталетовый – фиолетовый, лисипед – велосипед, оражный – оранжевый, пигнвинг – пингвин, кафета иликансета – конфета, арригрия – аллергия, катета – котлета, йерталёт – вертолёт.
???? Трудно запоминаются части речи – в словарном запасе алалика сравнительно много существительных, более-менее обстоит дело с глаголами, с прилагательными и наречиями уже посложнее, а вот предлоги и союзы долго остаются головной болью. Ребёнок их упорно пропускает в предложениях и получаются фразы типа: “Ваза цветами стояла столе“.
???? Речевой негативизм – ребёнок, как правило, осознаёт, что речь у него дефектна и старается избегать долгих разговоров, рассуждений, заданий на развитие речи, основанных на пересказах. Ответы на вопросы короткие, односложные. При этом НЕвербальный интеллект у алаликов не страдает и такие дети хорошо справляются с различными заданиями, где речь не требуется.
Каков прогноз?
Сильно зависит от конкретного ребёнка, наличия сопутствующих расстройств, начала и плотности коррекционной работы.
Одни дети могут преодолеть дефект, учиться в общеобразовательных учебных заведениях и в принципе особо ничем не выделяться среди сверстников. Другим требуются коррекционные сады и школы. В самых тяжёлых вариантах дети, несмотря на массивную коррекцию, всё равно не смогут полностью избавиться от речевых дефектов и они сопровождают их всю жизнь, пусть и в значительно более легком варианте, чем совсем без коррекции.
Таким образом, если вернутся к утверждению о преодолении алалии за такие сроки как полгода/год, становится понятно, что это совершенно невозможно. Алалия корректируемый, но довольно сложный речевой дефект, который, в отличии от ЗРР, ребёнок полностью никогда не сможет самостоятельно преодолеть. К тому же, нарушения при ней намного серьёзнее и требуют куда больше сил для исправления.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Незаметные хитрости, чтобы ребенок быстрее заговорил
Короткая уздечка языка – ещё одна причина, почему ребёнок плохо разговаривает
Как помочь “молчуну” заговорить – простые и доступные домашние занятия
Источник