Ребенок с задержкой речевого развития и аутизмом

Ребенок с задержкой речевого развития и аутизмом thumbnail

04.11.18


Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о том, на что нужно обратить внимание, если у ребенка есть задержка речи

Ребенок с задержкой речевого развития и аутизмом

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма. Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.

На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей

Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка 1 месяц

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры, и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Также смотрите: Онлайн-тест M-CHAT-R на ранние признаки аутизма, Пособие для родителей о симптомах аутизма.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у ребенка отставания в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно. Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя? Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.

2. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики, и с которым можно обсудить возможную помощь. Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

3. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Читайте также:  Развитие воображения ребенка раннего возраста

Также смотрите: «Десять полезных книг для родителей детей с аутизмом».

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Я до сих пор думаю именно над этим вопросом:

“Ну как же отличить аутизм от задержки в развитии?”

Почему именно этот вопрос меня тревожит, потому что мой ребёнок всё больше и больше уходит от диагноза “аутизм”. Самую главную вещь я всё-таки смогла выделить лично для себя и постараюсь поделиться ей с Вами. Я уже говорила, что многие признаки аутизма, которые я считала явными и точно указывающие на этот диагноз, сын перерос. Поэтому сегодня я попробую максимально точно изложить свои мысли по поводу аутизма и задержки развития. Возможно, кому-то и поможет.

Аутизм или задержка развития?

В раннем возрасте очень трудно определить правильно ли развивается твой ребенок: почему он в полтора года не говорит, почему не отзывается на своё имя, почему капризничает и не хочет самостоятельно принимать пищу? Считать ли эти тревожные сигналы признаками аутизма? Возможно.

А можно ли утверждать, что аутизм является задержкой в развитии?Да, безусловно. Но можно ли сказать, что задержка в развитии симптом аутизма? Всё -таки нет! На мой взгляд, это только один из возможных симптомов аутизма и далёко не самый характерный и опасный для ребёнка.

У аутизма существует масса проявлений и все они так или иначе являются второстепенными и в равной степени могут сообщать о других проблемах, а, возможно, и просто об особенностях развития именно Вашего ребенка. Самый главный и самый убедительный признак развития у ребёнка аутизма – это нарушение или отсутствие коммуникации с окружающим миром.

Остальные нарушения когнитивных функций: задержка речи, мелкой моторики, чувствительность порой к самым не предсказуемым факторам (звук холодильника, цвет пищи, мои прикосновения) – могут сопровождать развитие аутизма, но далеко не всегда указывают именно на него однозначно. Говорю я именно про это, потому что это всё было у моего ребенка и это всё прошло. Конечно, не без моих усилий, я занималась с ним и сейчас занимаюсь и вожу на сенсорную интеграцию, но факт остаётся фактом – прошло.

А теперь самый главный вопрос каким же образом родители должны понять, что у ребёнка аутизм? Вернёмся к главному признаку – нарушение контакта с окружающим миром: людьми, детьми, животными и т.д.

Не стоит оценивать контакт с окружающими только потому что ребёнок не говорит и не произносит ни одного слова. Контактировать ребёнок может не только по средствам слов, то есть вербально, но и может использовать другие способы: смеяться, когда с ним играют, смотреть в глаза, когда к нему кто-то обращается, реагировать на внешние раздражители (оборачиваться на звук), бояться или интересоваться животными, откликаться на своё имя и указывать жестами на то, что вызвало у него интерес или то, что хочет ребёнок.

То есть, если ребёнок идёт, как минимум на эмоциональный контакт- это означает, что подозрения в аутизме безпочвенны, а то что при этом он ничего не говорит вслух может свидетельствовать о задержке речевого развития, которая так же может протекать в рамках нормы и не являться признаком аутизма.

Ну и ещё одна вещь очень значимая. Чтобы говорить о диагнозе аутизм симптомы, которые Вы можете наблюдать у ребёнка, должны проявляться в разных обстоятельствах. Например, дома ребёнок идёт на контакт, а в саду нет, в саду он замкнутый и тихий, то здесь дело именно в садике, возможно, в детях, в новой обстановке, в которую попал ребёнок. И здесь стоит говорить о личностных характеристиках: его тревожности, чувствительности, но не об аутизме.

Говоря именно про аутизм, не контактность, не общительность ребенка обязательно начнёт сопровождаться и другими вероятными симптомами этого заболевания, которые уже вместе будут указывать на аутизм.

Поэтому в первую очередь следует обращать внимание именно на нарушение социального взаимодействия и коммуникации.

——

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Является ли задержка речи признаком аутизма?

Задержка развития речи — очень распространенное явление, как среди детей с аутизмом, так и у детей без расстройств аутистического спектра. Однако существуют весьма реальные различия между аутистическими задержками речи и другими типами задержек речевого развития. Во многих случаях эти различия очевидны даже для неспециалистов. Серьезные задержки речи всегда вызывают беспокойство, но это не всегда является признаком аутизма.

Чем аутистические задержки речи отличаются от других задержек речи

Нормотипичные дети быстро учатся тому, что общение — это ключ к получению желаемого. Задолго до того, как они научатся использовать устную речь, малыши вступают в зрительный контакт, тянут за рукава, лепечут, показывают пальцем и всячески стараются донести свои мысли до взрослых и детей постарше. Со временем такие дети учатся использовать устную речь, потому что получают от этого положительные результаты. Кроме того, нормотипичные дети:

Читайте также:  Развитие ребенка с вирусным гепатитом

  • сильно мотивированы социальными реакциями, такими как улыбки и объятия,

  • естественно склонны подражать действиям окружающих их людей,

  • склонны тратить гораздо больше времени на наблюдение за людьми, чем на наблюдение за вещами,

  • как правило, это социальные существа, которым быстро становится скучно или одиноко, если они остаются одни.

Однако сложности, которые стоят на пути любой значимой социальной связи, для детей с аутизмом становятся непреодолимыми проблемами. Хотя дети с высоко-функциональным аутизмом могут быть гораздо более социально адаптированы, чем дети с более тяжелыми формами аутизма, одни и те же проблемы имеют место во всем спектре. Так, например, ребенок с аутизмом:

  • может быть больше мотивирован своими собственными интересами, чем социальными реакциями,

  • может никогда (или редко) не копировать действия других людей,

  • больше интересуется вещами, чем людьми,

  • предпочитает чтобы его оставили в покое, чтобы он мог заниматься тем, что ему интересно.

Все это приводит к отличию в поведении, в желаниях и в результатах.

Как проявляется аутистическая задержка речи

Распознать разницу между аутистическими задержками речи и другими задержками довольно легко. Если Ваш ребенок похож на мальчика Борю из приведенного ниже примера, возможно, будет хорошей идеей проверить его на РАС.

  • Жене 2 года и он совсем не умеет говорить. Но в то время, как он еще не использует слова, он бормочет и использует язык тела, чтобы общаться с окружающими его людьми. Он указывает, тянет людей к тому, что ему нужно, и вступает в контакт с окружающими. Он любит активно играть со своими родителями, братьями и сестрами и расстраивается, когда его оставляют одного, чтобы вздремнуть.

  • Боря — ровесник Жени. Боря знает несколько слов, но он не использует их для общения. Вместо этого он снова и снова повторяет их самому себе. Боря еще не понял, как использовать жесты, звуки или слова, чтобы попросить о чем-то, что он хочет. Его родители считают почти невозможным удерживать его внимание дольше нескольких секунд.

У Жени может быть задержка речи, которая требует некоторой формы раннего вмешательства; возможные расстройства могут включать (но не ограничиваются) частичную потерю слуха, апраксию речи, НСВ и когнитивные расстройства. Боря, однако, несмотря на то, что он действительно использует несколько слов, может проявлять ранние признаки аутизма.

Полезная статья? Поделитесь с друзьями!

Нарушение развития речи? Запишитесь на бесплатные пробные занятия в программе Fast ForWord! Не откладывайте помощь своему ребенку!

Признаки аутизма, связанные с речью

Помимо задержки речи, существует ряд других проблем, связанных с общением, которые могут быть признаками аутизма. Как правило дети с аутизмом:

  • не реагируют (или реагируют с задержкой) на свое имя или другие вербальные попытки привлечь их внимание,

  • не используют (или используют с задержкой) такие жесты, как указывание на что-либо и показывание вещей другим людям,

  • гулят и лепечут первый год жизни, но потом перестают,

  • медленно развивают речевые навыки,

  • часто учатся общаться с помощью картинок или собственного языка жестов,

  • говорят только отдельными словами или повторяют определенные фразы снова и снова, как будто не могут объединить слова в осмысленные предложения,

  • повторяют слова или фразы, которые они слышат, это состояние называется эхолалией,

  • используют слова, которые кажутся странными, неуместными или имеют особое значение, известное только тем, кто знаком с образом общения ребенка.

Задержки и различия в речи являются отличительной чертой аутизма, но даже дети, речь которых в младенчестве развивается нормально, могут испытывать трудности в эффективном использовании речи, когда они становятся старше. У них могут проявляться вокальные стереотипии, трудности в чтении или в использовании языка тела, они могут продолжительное время повторять звуки как форму самостимуляции, а не как средство общения. 

Однако сами по себе задержки речевого развития не являются признаком аутизма. Если у Вас есть подозрения, стоит показать Вашего ребенка детскому неврологу. Если у Вашего ребенка действительно значительная задержка речи или признаки аутизма, лучше всего начать терапию, как можно раньше, и обеспечить своему ребенку наилучшие шансы обрести нормальные навыки коммуникации.

Источник

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Читайте полезные материалы на наших страничках в соцсетях!
Подписывайтесь!

Источник