Ребенок с задержкой речевого развития

Ребенок с задержкой речевого развития thumbnail

Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.

Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Нормы развития речи

В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:

  1. Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
  2. Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
  3. Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.

Возраст

 Что должен уметь произносить ребенок

1-й месяц

Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик.

К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные.

2-4-й месяцы

Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков – получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей.

5-6-й месяцы 

Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п.

7-9-й месяцы

Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» – падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи.

10-12-й месяцы

Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже.

1-1,5 года

В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного– наклонения: «Иди!»

1,6 -2 года

Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто».

3 года

Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса.

Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.

Причины задержки речевого развития у детей

К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:

  1. Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
  2. Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
  3. Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
  4. Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
  5. Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
  6. Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
  7. Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
  8. Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.

Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.

Признаки задержки речевого развития у детей

Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1год 8месяцев

Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.

О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:

  • В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
  • К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
  • В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
  • В три года ребенок – редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
  • Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
  • Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
  • Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.

Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.

Что делать для речевого развития ребенка

Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.

Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.

Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит,  выступая против чрезмерного внешнего давления.

Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.

В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.

Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока–белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители – мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.

Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».

Читайте также:  Значение раскрасок для развития ребенка

Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.

Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.

При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!

Фото: Рexels

Источник

По разным причинам число малышей с отставанием в речевом развитии не становится меньше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз[1]. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше трех лет[2]. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Особенно важно обнаружить отставание в более раннем периоде, даже пять лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если ребенок не заговорил после семи лет, вероятность его излечения крайне мала.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но, чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в два–три года, тем больше шансов на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • четыре месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • восемь–девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • два с половиной года: применяет не больше 20 слов, не может из двух–трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • три года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов. Говорит слишком быстро, как бы проглатывая окончания, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте могут наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Такой ребенок, как правило, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, то есть в диалогах с другими людьми. Это еще одна причина как можно раньше начать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода могут способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка школьника

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • эпилепсия и другие неврологические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что корректировать нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается расстройствами аутистического спектра. Приведем их черты в поведении ребенка.

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом и логопедом-дефектологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается терапия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с шести месяцев.

Занятия с логопедом-дефектологом. Его работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Ошибкой родителей будет обращение к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-психиатр или невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства. К сожалению, не всегда психотропные средства назначаются «по адресу»: в некоторых случаях можно обойтись и без них либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом-дефектологом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий разные методы.

Вся информация, касающаяся медицины и здоровья, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

Источник