Ребенок с задержкой развития не хватает терпения что делать

Ребенок с задержкой развития не хватает терпения что делать thumbnail

kaprizi_lichniye_granitsi

Друзья, всем доброго дня! ????  У меня был большой перерыв, когда статьи не появлялись здесь. За это время я успешно прошла обучение по повышению своей квалификации, большой тренинг по семейному консультированию, стала чуточку мудрее (надеюсь! )))). Буду рада быть вам снова полезной. ????

Итак, я продолжаю отвечать на вопросы, которые поступили ко мне из апрельского опроса. Напомню, их очень много, отвечаю по списку и по мере возможности.

Добрый день, Татьяна.

Моему сыну 3 года 8 мес. Кризис 3 лет у нас начался ровно в 2 года: протест и «делание наоборот» у нас идет на каждую просьбу постоянно. Стараюсь договариваться с сыном. Но это сложно, хотя компромиссы достижимы. Садик добавляет нам нехороших привычек (драться, обзываться, грубить).
Загвоздка только в том, что мне не хватает терпения, чтобы говорить и просить спокойно, не срываясь, не повышая голос на ребенка и не угрожая лишением каких-либо удовольствий.
устанавливать границы необходимо, но как-то у меня не получается совмещать это с безусловной любовью и принятием. уже теряюсь, как мне с ребенком себя вести.
Может, комментировать его действия 1 раз из 6 случаев, когда он ведет себя не так, как надо? Екатерина

Здравствуйте, Екатерина.

Из вашего письма можно выделить ключевые пункты:

  • иметь мудрость в общении с маленьким «противником» указаний и просьб;
  • умение владеть собой и не срываться в ответ на непослушание ребенка;
  • установка правильных границ.

По первому пункту:

Любой кризис, скажем, 1 года, 3 лет или 7, у детей сопровождается ломкой старых моделей поведения и установкой новых с учетом тех новообразований, которые поднимают психику малыша на более взрослый качественный уровень.

Если раньше малыш легко слушался, доверчиво глядя родителям в глаза, то сейчас он начинает сознавать, что становится уже каким-то другим. С новыми возможностями!

Это как будто сменили прошивку или программное обеспечение в компьютере и он получил новые функции. Вот на это и похоже. И что делает ребенок с «новыми функциями»? Да вовсю проверяет, тестирует, оценивает возможности, пробует свои умения на вас же, родителях ????

А теперь представьте человека, который пытается на новейшем компьютере запустить старые диски, которые прекрасно работали в Винде 95 версии (года).
Что произойдет?
Все верно, будет сообщение, что диск не читаем и требует более старой версии ???? Или вообще глюк.

И вывод здесь очень простой — вместе с ребенком меняться самой, становиться умнее, мудрее, мягче и, в то же время, опытнее. Больше углубляться в этом вопросе о развитии детской психики, т.к. одиночные статьи могут дать лишь 1% ответа, не охватив всецело и комплексно всю картину просто потому, что формат не позволяет.

Чтобы снизить число протестов и «деланья наоборот», нужно сделать анализ ваших реплик и ответных реакций ребенка, понять ваш стиль взаимодействия с малышом. Очень часто на этом этапе можно «выловить» много ошибок. Одни продолжают излишне опекать и руководить ребенком, забывая, что он-то уже подрос и ему нужно больше свободы и ответственности. Другие — наоборот, слишком рано считают, что ребенок уже не маленький и предъявляют повышенные требования, забывая, что пытаются с ним говорить по-взрослому, языком взрослых. Это тоже порождает непонимание и протест.

Дети охотно начинают сотрудничать со взрослым, если тот хорошо освоит понятный для них детский язык — язык игры. Тут вообще куча проблем взаимодействия просто снимается! ????

К примеру, посмотрите вот на такой диалог:

Малышка двух лет капризничала и не хотела спать. Время подходило, становилось темно. Она уже была в постельке со своим любимцем — зайчиком и упорно не ложилась.

Мама сказала:

— Доченька, твой зайчик не умеет ложиться в кроватку.
— Нет, мама, умеет!
— Но твой зайчик не знает, как класть голову на подушечку…
— Мой зайчик знает! — с этими словами малышка укладывает его и сама пристраивается рядом на подушку.
— Твой зайчик не знает, как лежать тихо..
— Зайчик знает!
— Зато твой зайчик не умеет глазки закрывать. — спокойно констатирует мама.
— Нет, он умеет! — возражает дочка, закрывает ему глазки, сама закрывает глаза и вскоре засыпает…

В этом диалоге видно, как мудрая мама мастерски использовала возрастное желание дочки противоречить ей словом «нет» и как просто подвела ее к необходимости ложиться спать. Здесь получилось, что директиву ложиться воспринял на себя зайчик, служащий как бы заместителем в общении с упрямой дочуркой. И малышка не почувствовала сопротивления в вопросе сна, лишь отстояла «умение зайчика спать», что по сути было лишь отвлекающим моментом.

Попробуйте прокрутить мысленно, какие ситуации в вашем случае часто заканчиваются вашим поражением, когда не удалось договориться с ребенком. Сделайте анализ, т.е. запишите на бумаге:

1. С чего началась данная ситуация.
2. Какой был диалог у вас с ребенком (прямо все репилки запишите и напротив каждой — чувства ребенка и ваши чувства). Это важно.
3. В каком месте (моменте) можно было бы отреагировать по-другому? И как именно? Что бы это дало?
4. Запишите обновленный диалог и при повторении ситуации используйте этот новый способ решения ситуации.
5. Подведите итоги: что получилось в конце, какие были успехи или неудачи.

И т.д. Этот анализ может вам помочь найти слабые моменты в вашем общении с сыном.

Это что касается первого пункта.

По второму пункту (как справляться с собой и не срываться) у меня есть простая рекомендация.

Не ждите, пока дойдете до точки кипения, уходите в другую комнату, остыньте, сделайте несколько физических упражнений на разминку, чтобы ваши зажатые мышцы лица, шеи и всего тела приобрели естественную подвижность и расслабленность. И как только почувствуете успокоение — возвращайтесь.

Читайте также:  Центр развития ребенка на речном вокзале

Но если такая проблема несдержанности повторяется регулярно, значит ваш мозг и нервная система приобрели привычку реагировать подобным образом.

И ее нужно решить на психофизиологическом, психоэмоциональном и ментальном уровнях. Это более глубокая проработка собственных эмоциональных реакций, обретение умения управлять собой еще до того, как ваше тело почувствует мышечное напряжение и зажимы.

Все это есть в моем тренинге «Железная выдержка: как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются» — рекомендую!

По третьему пункту про личные границы.

Давайте немного пробежимся, т.к. статья получилась уже большая.
Многие путают понятие безусловной любви с вседозволенностью, считая, что такая любовь не должна ограничивать в чем-то ребенка или родителей, как бы любишь, несмотря ни на что.

Здесь важно увидеть, что семья состоит из разных членов, объединенных между собой родственными узами/или неродственными (в случае усыновителей и усыновляемых). Так вот, в этой семье каждому члену для комфорта и спокойствия необходима своя личная территория и уважение своих и чужих личных границ.
Безусловная любовь как раз включает в себя уважение этих границ. Т.к. при нарушении границ член семьи как бы ставится ни во что. А это — уже не любовь. Это элементарный эгоизм и унижение.

Например, мама в отсутствии своей компетенции не лезет в рабочие дела папы, папа не указывает, как воспитывать детей, если видит, что мама более опытна в этих вопросах. Они могут лишь спросить друг у друга, не нужна ли помощь, и, если нужна — тогда она принимается с благодарностью.

То же самое можно проиллюстрировать в отношениях свекрови и невестки и т.п. — многие из вас могли испытывать дискомфорт, когда на «одной кухне две хозяйки». Это тоже как пример, где границы были стерты и одна сторона вмешивается в границы другой.

Что касается детей — здесь существует тот же принцип. У каждого ребенка и у родителей есть своя зона. Например, ребенок дергает маму, чтобы она с ним поиграла, а она с самого утра не успела присесть перекусить. Но мама уступает и идет с ребенком. Почему? Она его жертвенно любит и хочет, чтобы он не капризничал. Но ребенок усваивает совсем другое: «маму можно дергать в любой момент, когда я захочу» — и здесь нарушаются границы мамы, ребенок не учится уважать ее потребности и желания.

В вашем случае, Екатерина, определитесь, что приемлемо в вашей семье (включая и все внутрисемейные отношения), а что — действительно нет. И спокойно проговаривайте, что в вашей семье отныне есть простые правила, чтобы всем было комфортно и спокойно, эти правила соблюдаются всеми.
Например, правило «у нас не бьют». Если что-то не устраивает — говорим спокойно и приходим к разумному компромиссу/договору. Это правило распространяется и на родителей, и на ребенка, т.к. маленькие дети во всем стараются подражать родителям, прежде чем выработают свои модели поведения.
Или правило «не балуемся за едой». Если балуемся — один раз предупреждаем. После второго предупреждения спокойно выводим из-за стола. Т.е. ребенок четко видит, где проходят границы и какие естественные последствия наступают, когда они нарушаются.

Я вижу, Екатерина, что ваши вопросы большие, поэтому рекомендую не довольствоваться одной статьей, а углубиться в своем понимании прекрасной и вечной темы — темы управления собой и построению уважительных и доверительных отношений с детьми.

Вам в помощь будут тренинги:

«Железная выдержка: как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются»   а также и
«Как преодолеть капризы у ребенка»

Буду рада увидеть у вас хорошие достижения!

——————

Так же пишу ко всем остальным родителям — если вы чувствуете нехватку знаний в каких-то вопросах общения с ребенком или не понимаете его поведения, не откладывайте «на авось». Начните уже сегодня что-то делать, изучать, анализировать, искать правильные пути. Помните про фактор времени: чем раньше начнете, тем проще справляться. И вы свое решение обязательно найдете!

Буду рада, если напишите в комментариях, удается ли вам договариваться с ребенком? И как именно? Можно пример любой привести для наглядности.

Жду ваших строчек! ????

Источник

Чаще всего маленькие дети не могут сидеть на одном месте. Это продиктовано тем, что у них нет терпения и усидчивости. Их тяжело контролировать и удерживать долго за одним занятием. В их возрасте – это норма, поскольку они растут и развиваются. Но так или иначе терпение и усидчивость нужно прививать с ранних лет. В дальнейшем это скажется на учебе, потому что этого зависит качество усваиваемого материала и общая успеваемость.

Что делать родителям неусидчивого ребенка?

  • Продумать режим и распорядок дня

Поведение ребенка полностью зависит от того, насколько правильно вы продумали распорядок дня. Сколько времени он проводит на улице, какая у него физическая активность и т.п. Если ребенок не может усидеть на месте, нервничает – значит распорядок продуман неверно и стоит внести в него коррективы.

  • Научите его ждать

Постоянно повторяйте ему, что нужно немного обождать, потерпеть и он обязательно получит то что хочет. Например, вы пошли в магазин, напоминайте ему что кушать сладости в магазине нельзя и стоит потерпеть до дома. В этом случае нельзя давать слабину. Учите его не трогать родителей, занятых по хозяйству. Этот период он может заняться своими делами и поиграть игрушками. В таком возрасте всегда найдется занятие по интересам. Уроки воспитания терпимости нужно проводить при любом удобном случае. Поскольку при первой неудаче он бросает занятие незаконченным. Не стоит его ругать, а просто подскажите как нужно поступить чтобы все получилось. Но никогда не доделывайте за него.

  • Мотивировать
Читайте также:  Гленн доман гармоничное развитие ребенка читать онлайн бесплатно

Ребенку постоянно нужно говорить зачем он выполняет ту или иную работу. Например, чтобы получилась красивая картина необходимо периодически тренироваться, тогда рисунки будут красивыми и красочными, если он хочет быть сильным, значит должен заниматься физкультурой и т.д. Чтобы был красивый почерк нужно постоянно тренироваться. В этом вопросе вам на помощь придут интересные истории. Например, баба Яга дала такое задание и отпустила.

  • Хвалить за терпение и старания

Детей нужно постоянно хвалить за проделанную работу. Тогда они намного охотнее берутся за дело и обязательно доводят его до конца.

  • Быть примером

Всем известно, что дети копируют поведение своих родителей. Терпение и усидчивость не являются исключением. Если пообещали ребенку прогулку не стоит откладывать ее на потом, а выполните свое обещание. И самое важное будьте внимательны к своему чаду.

  • Давать выход накопившейся энергии

Для выхода накопившейся энергии стоит записать его в какой-то кружок, спортивную секцию. Главное, чтобы там были физические нагрузки и постоянное движение. Выбор секции необходимо обсудить с ребенком, потому что, если это не будет приносить уме удовольствие могут наступить негативные последствия. Ребенку должен быть счастлив от того, чем он занимается, тренер, его команда и вид проводимого занятия.

Учите терпению и усидчивости с помощью игры

Проще всего развивать терпение и усидчивость с помощью игры. Нужно выбрать такую игру, где потребуется его внимание и усидчивость.

Рисование. Каждый ребенок любит рисовать яркими красками или карандашами. Они готовы потратить на это довольно большой промежуток времени. Чтобы интерес к такому виду деятельности не угас, стоит применять разные техники: рисование руками, палочками, каплями, штампами и т.д.

Пазлы и мозаика. Такое занятие нравится всем детям. Но подберите картинки в соответствии с его возрастом и увлечениями.

Конструктор. Он очень привлекает детей и надолго их занимает, особенно когда они освоят навык игры. Тогда можно предложить им создавать небольшие композиции и строить города.

Поделки. Малышам очень нравится делать разные поделки. Здесь можно использовать подручные материалы и предметы. Чтобы сделать их разными стоит выбирать различный материал: бумага, гербарий, веточки, ушные палочки, ткань и т.д. Основное, нужно его заинтересовать и сделать этот процесс приятным для него.

Логические игры. В современном мире достаточно много игр для общего развития детей. Каждая из них требует его сосредоточенности, внимания и терпения. Например, «в чем отличие кошки от собаки», «назови сходство и различия», «найди предмет» и т.д.

Воспитать в ребенке терпение и усидчивость довольно трудно. Но в итоге вы получите награду за свои усилия. Непоседа и балагур станет ответственным, самостоятельным и последовательным гражданином общества.

Пожалуй из всего выше написанного, для себя я бы выделила “чем-то занять ребенка” ????, это самое действующее здесь и сейчас. Самое распространенное, что помогает: шашки, шахматы, раскраски, лото, пазлы, рисование. Он бесится, носится по комнате, а ты раз… ему шахматную доску в руки)) Иди, играй! ???? Ну, это была конечно шутка. Нужно достать шахматную доску и сесть с ребенком поиграть)) В шахматы у нас папа очень любит играть. Я шахмат не понимаю. У меня 3-ий разряд по шашкам, люблю играть в шашки, и иногда даже поддаваться, чтобы у ребенка был азарт поиграть еще, а не разочаровываться. Бывает со старшими и в карты играем ????

Пишите в комментариях, как справляетесь с детской неусидчивостью?)) ????

P.S:

❤❤❤ Я многодетная мама, воспитываю 8 детишек ???? Веду свой блог на Дзен и с радостью отвечаю на ВАШИ вопросы и комментарии, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ !

Что еще можно почитать:

???? Многодетная мама: Как мы приготовили позорную пиццу ????

???? Сколько нужно гулять с ребенком? 8 детей, как мы гуляем?

???? 9 беременностей. Как это было? ???? Почему 9 родов, но 8 детей?

???? Получила 3 000 руб. чаевыми ???? А вы даете чаевые?

???? Спустя 1,5 месяца после 9-ых родов

???? Мои 8 детей постоянно мешают соседям ???? Почему?

???? Мой сын закончил 4 класс. Что нам подарили на окончание?

???? Воспитание 8 детей. Наказания в семье. ЗА и ПРОТИВ.

???? Воспитываю 8 детей. Как не срываться на детей? Детские истерики.

Источник

Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии ребенка.
Дети с задержками развития часто трудно доступны для контакта. Они делают, что хотят. Их сложно уговорить что-либо сделать. Часто они гиперподвижные, вспыльчивые, расторможенные. Или, наоборот, заторможенные, застенчивые, необщительные. У них частые перепады настроения. Они не слушаются, много капризничают. Имеют склонность к эмоциональным (аффективным) вспышкам.

Нередко родители стремятся призвать таких детей к порядку, требуют послушания, строги к ним. При этом родители часто чувствуют раздражение, нервозность и психо-эмоциональное напряжение и беспомощность. Приходится очень много усилий прикладывать, чтобы организовать деятельность детей с ЗПР.

Вовремя понять, что у ребенка есть проблемы в развитии, поведении и общении для родителей бывает чрезвычайно трудно. Однако, необходимо понимать, что дети с ЗПР не виноваты в том, что не способны управлять своим поведением в полной мере. И это обусловлено нарушениями на нейрофизиологическом уровне. Нервная регуляция процессов возбуждения и торможения у них нарушена.
Соответственно, понимание проблемы меняет и подходы к общению с детьми с ЗПР.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям рисунки

Дело в том, что слова не доходят или плохо доходят до таких детей. Вербальная система общения еще не сформирована в полной мере. Все объяснения словами напрасны. Споры бесполезны. Они приводят только к усилению протеста и негативизма со стороны детей.
В то время как невербальный язык общения с помощью жестов, движений тела, мимики в большинстве случаев вполне доступен.⠀

Эти особые дети с ЗПР лучше общаются на языке движения тела!
Поэтому, если вы хотите наладить хороший контакт с ребенком, то налаживайте его на двигательном уровне в первую очередь.
Как это осуществить? Поможет первая техника: «ТОТАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ С РЕБЕНКОМ»

Первое, и самое важное, что могут сделать родители – это чаще обнимать ребенка. Выделить специальное время, когда он может почувствовать себя спокойно и безмятежно в Ваших объятьях. Можно покачать его как маленького, поиграть в «малыша». И таким образом ребенок добирает теплоту и ласку родителей, так необходимую ему, чтобы чувствовать себя увереннее, смелее.

Выделите специальное время для игры вместе. И постарайтесь тотально присутствовать только с ребенком в игре, не отвлекаясь не на что. Это поможет ребенку почувствовать, что его видят. Что его присутствие ценно, а его деятельность важна для родителей.
В играх можно использовать следующие 2 приема.

Техника “ПРИСОЕДИНЕНИЕ”. Мы присоединяемся к движениям ребенка. Мы повторяем позы и движения ребенка. Например, если ребенок бегает – бегайте вместе с ним. Остановился – и вы остановитесь. Посмотрел на Вас удивленно – и Вы посмотрите в ответ. Если ребенок играет в игрушки и Вы также, копируйте все его действия, звуки, жесты и мимику.

⠀Как это работает?
1. Мы присоединяемся к ребенку на двигательном уровне.
2. Мы узнаем двигательный репертуар ребенка и можем понять, когда появляются новые движения, а значит и развитие.
3. Мы лучше понимаем эмоциональное состояние ребенка, когда воспроизводим его движения.
4. Мы завоевываем доверие со стороны ребенка.
5. Ребенок чувствует, что его понимают и принимают.
6. Мы способствуем развитию у детей “зеркальных нейронов”, которые отвечают за способность понимать окружающих людей.
7. Усиливается проявление эмпатии как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

⠀Резюме:
1. ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
2. ИГРАЕМ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК
⠀Непонимание со стороны ребенка – это трудное, а порой, невыносимое переживание для родителей. Как улучшить взаимопонимание между мамой и ребенком?
Снова на помощь приходит тренировка “зеркальных нейронов”. Они отвечают за понимание других, способность к эмпатии.
Для этого используем следующую технику: “ЗЕРКАЛО”:
Мы садимся напротив ребенка и повторяем его движения, словно мы зеркало.

Выбираем правильно расстояние между нами и ребенком. Если ребенок до 5 лет расстояние около 30-60см. Если старше, то больше. Здесь ориентируемся на комфорт свой и ребенка. Реакция может быть разная, в зависимости от степени расстройств развития.
Если, кажется, что ничего не происходит, не отчаивайтесь. Пробуйте снова и снова.

Невольно ребенок наблюдает за нами и однажды реакция случится. Если удалось вызвать реакцию интереса или изумления со стороны ребенка – просто прекрасно! Значит можно усложнить действия. Попробовать “поздороваться” с ребенком ручками, ножками, носиками, щечками, локтями, коленями, лобиком.
Такие игры учат ребенка:
1. Ориентироваться в своем теле, знать части тела.
2.Понимать, где такие же части тела у других.
3. Улучшают невербальный (двигательный) контакт.
4. Развивают внимание к маме.
5. Дарят положительные эмоции от общения.
Когда освоили первые ступени игры, можно добавлять к игре музыку и мягкие предметы (подушечки, платочки, мячики).

И четвертый секрет на сегодня. Играйте с ребенком в двигательные игры, в которых все эти техники в действии. Катайтесь колбасками по ковру, соревнуйтесь по-пластунски и на четвереньках, превращайтесь в камушки, мячики, птичек, слонов и прочие объекты. Это также развивает творческое и двигательное воображение детей. Наполняет ваше совместное время радостью. И что самое важное устраняет барьер непонимания между Вами и ребенком. Ребенок начинает больше Вам доверять, лучше воспринимать Ваши невербальные посылы, когда Вы что-либо объясняете ему.

На следующем этапе, после того как установилась прочная телесно-эмоциональна связь, можно размышлять о том, как мотивировать ребенка с ЗПР выполнить какое-либо задание. Как правило, дети с ЗПР охотно принимают помощь со стороны взрослых. И эту помощь в выполнении заданий следует оказывать до тех пор, пока ребенок не почувствует себя увереннее. Когда с Вашей помощью у него сформируются стратегии и способы выполнения тех или иных заданий. В связи со снижением функций памяти и внимания такие стратегии формируются медленнее, чем у здоровых детей. Здесь очень важно понимание и терпение родителей. Важно хвалить не только за малейшие успехи, но и за прилагаемые усилия. И использовать положительное эмоциональное подкрепление деятельности ребенка с ЗПР.

Требуется консультация врача.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт:

https://nevrolog-nikiforova.ru/consult

WhatsApp 8(962)362-02-26
Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCaOPcsCH-b3fXWzs1Ww6..

Инстаграм неврология:

https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм:

https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник