Ребенок с задержкой развития не хватает терпения что делать

Ребенок с задержкой развития не хватает терпения что делать thumbnail

kaprizi_lichniye_granitsi

Друзья, всем доброго дня! ????  У меня был большой перерыв, когда статьи не появлялись здесь. За это время я успешно прошла обучение по повышению своей квалификации, большой тренинг по семейному консультированию, стала чуточку мудрее (надеюсь! )))). Буду рада быть вам снова полезной. ????

Итак, я продолжаю отвечать на вопросы, которые поступили ко мне из апрельского опроса. Напомню, их очень много, отвечаю по списку и по мере возможности.

Добрый день, Татьяна.

Моему сыну 3 года 8 мес. Кризис 3 лет у нас начался ровно в 2 года: протест и «делание наоборот» у нас идет на каждую просьбу постоянно. Стараюсь договариваться с сыном. Но это сложно, хотя компромиссы достижимы. Садик добавляет нам нехороших привычек (драться, обзываться, грубить).
Загвоздка только в том, что мне не хватает терпения, чтобы говорить и просить спокойно, не срываясь, не повышая голос на ребенка и не угрожая лишением каких-либо удовольствий.
устанавливать границы необходимо, но как-то у меня не получается совмещать это с безусловной любовью и принятием. уже теряюсь, как мне с ребенком себя вести.
Может, комментировать его действия 1 раз из 6 случаев, когда он ведет себя не так, как надо? Екатерина

Здравствуйте, Екатерина.

Из вашего письма можно выделить ключевые пункты:

  • иметь мудрость в общении с маленьким «противником» указаний и просьб;
  • умение владеть собой и не срываться в ответ на непослушание ребенка;
  • установка правильных границ.

По первому пункту:

Любой кризис, скажем, 1 года, 3 лет или 7, у детей сопровождается ломкой старых моделей поведения и установкой новых с учетом тех новообразований, которые поднимают психику малыша на более взрослый качественный уровень.

Если раньше малыш легко слушался, доверчиво глядя родителям в глаза, то сейчас он начинает сознавать, что становится уже каким-то другим. С новыми возможностями!

Это как будто сменили прошивку или программное обеспечение в компьютере и он получил новые функции. Вот на это и похоже. И что делает ребенок с «новыми функциями»? Да вовсю проверяет, тестирует, оценивает возможности, пробует свои умения на вас же, родителях ????

А теперь представьте человека, который пытается на новейшем компьютере запустить старые диски, которые прекрасно работали в Винде 95 версии (года).
Что произойдет?
Все верно, будет сообщение, что диск не читаем и требует более старой версии ???? Или вообще глюк.

И вывод здесь очень простой — вместе с ребенком меняться самой, становиться умнее, мудрее, мягче и, в то же время, опытнее. Больше углубляться в этом вопросе о развитии детской психики, т.к. одиночные статьи могут дать лишь 1% ответа, не охватив всецело и комплексно всю картину просто потому, что формат не позволяет.

Чтобы снизить число протестов и «деланья наоборот», нужно сделать анализ ваших реплик и ответных реакций ребенка, понять ваш стиль взаимодействия с малышом. Очень часто на этом этапе можно «выловить» много ошибок. Одни продолжают излишне опекать и руководить ребенком, забывая, что он-то уже подрос и ему нужно больше свободы и ответственности. Другие — наоборот, слишком рано считают, что ребенок уже не маленький и предъявляют повышенные требования, забывая, что пытаются с ним говорить по-взрослому, языком взрослых. Это тоже порождает непонимание и протест.

Дети охотно начинают сотрудничать со взрослым, если тот хорошо освоит понятный для них детский язык — язык игры. Тут вообще куча проблем взаимодействия просто снимается! ????

К примеру, посмотрите вот на такой диалог:

Малышка двух лет капризничала и не хотела спать. Время подходило, становилось темно. Она уже была в постельке со своим любимцем — зайчиком и упорно не ложилась.

Мама сказала:

— Доченька, твой зайчик не умеет ложиться в кроватку.
— Нет, мама, умеет!
— Но твой зайчик не знает, как класть голову на подушечку…
— Мой зайчик знает! — с этими словами малышка укладывает его и сама пристраивается рядом на подушку.
— Твой зайчик не знает, как лежать тихо..
— Зайчик знает!
— Зато твой зайчик не умеет глазки закрывать. — спокойно констатирует мама.
— Нет, он умеет! — возражает дочка, закрывает ему глазки, сама закрывает глаза и вскоре засыпает…

В этом диалоге видно, как мудрая мама мастерски использовала возрастное желание дочки противоречить ей словом «нет» и как просто подвела ее к необходимости ложиться спать. Здесь получилось, что директиву ложиться воспринял на себя зайчик, служащий как бы заместителем в общении с упрямой дочуркой. И малышка не почувствовала сопротивления в вопросе сна, лишь отстояла «умение зайчика спать», что по сути было лишь отвлекающим моментом.

Попробуйте прокрутить мысленно, какие ситуации в вашем случае часто заканчиваются вашим поражением, когда не удалось договориться с ребенком. Сделайте анализ, т.е. запишите на бумаге:

1. С чего началась данная ситуация.
2. Какой был диалог у вас с ребенком (прямо все репилки запишите и напротив каждой — чувства ребенка и ваши чувства). Это важно.
3. В каком месте (моменте) можно было бы отреагировать по-другому? И как именно? Что бы это дало?
4. Запишите обновленный диалог и при повторении ситуации используйте этот новый способ решения ситуации.
5. Подведите итоги: что получилось в конце, какие были успехи или неудачи.

И т.д. Этот анализ может вам помочь найти слабые моменты в вашем общении с сыном.

Это что касается первого пункта.

По второму пункту (как справляться с собой и не срываться) у меня есть простая рекомендация.

Не ждите, пока дойдете до точки кипения, уходите в другую комнату, остыньте, сделайте несколько физических упражнений на разминку, чтобы ваши зажатые мышцы лица, шеи и всего тела приобрели естественную подвижность и расслабленность. И как только почувствуете успокоение — возвращайтесь.

Но если такая проблема несдержанности повторяется регулярно, значит ваш мозг и нервная система приобрели привычку реагировать подобным образом.

И ее нужно решить на психофизиологическом, психоэмоциональном и ментальном уровнях. Это более глубокая проработка собственных эмоциональных реакций, обретение умения управлять собой еще до того, как ваше тело почувствует мышечное напряжение и зажимы.

Все это есть в моем тренинге «Железная выдержка: как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются» — рекомендую!

По третьему пункту про личные границы.

Давайте немного пробежимся, т.к. статья получилась уже большая.
Многие путают понятие безусловной любви с вседозволенностью, считая, что такая любовь не должна ограничивать в чем-то ребенка или родителей, как бы любишь, несмотря ни на что.

Здесь важно увидеть, что семья состоит из разных членов, объединенных между собой родственными узами/или неродственными (в случае усыновителей и усыновляемых). Так вот, в этой семье каждому члену для комфорта и спокойствия необходима своя личная территория и уважение своих и чужих личных границ.
Безусловная любовь как раз включает в себя уважение этих границ. Т.к. при нарушении границ член семьи как бы ставится ни во что. А это — уже не любовь. Это элементарный эгоизм и унижение.

Например, мама в отсутствии своей компетенции не лезет в рабочие дела папы, папа не указывает, как воспитывать детей, если видит, что мама более опытна в этих вопросах. Они могут лишь спросить друг у друга, не нужна ли помощь, и, если нужна — тогда она принимается с благодарностью.

То же самое можно проиллюстрировать в отношениях свекрови и невестки и т.п. — многие из вас могли испытывать дискомфорт, когда на «одной кухне две хозяйки». Это тоже как пример, где границы были стерты и одна сторона вмешивается в границы другой.

Что касается детей — здесь существует тот же принцип. У каждого ребенка и у родителей есть своя зона. Например, ребенок дергает маму, чтобы она с ним поиграла, а она с самого утра не успела присесть перекусить. Но мама уступает и идет с ребенком. Почему? Она его жертвенно любит и хочет, чтобы он не капризничал. Но ребенок усваивает совсем другое: «маму можно дергать в любой момент, когда я захочу» — и здесь нарушаются границы мамы, ребенок не учится уважать ее потребности и желания.

В вашем случае, Екатерина, определитесь, что приемлемо в вашей семье (включая и все внутрисемейные отношения), а что — действительно нет. И спокойно проговаривайте, что в вашей семье отныне есть простые правила, чтобы всем было комфортно и спокойно, эти правила соблюдаются всеми.
Например, правило «у нас не бьют». Если что-то не устраивает — говорим спокойно и приходим к разумному компромиссу/договору. Это правило распространяется и на родителей, и на ребенка, т.к. маленькие дети во всем стараются подражать родителям, прежде чем выработают свои модели поведения.
Или правило «не балуемся за едой». Если балуемся — один раз предупреждаем. После второго предупреждения спокойно выводим из-за стола. Т.е. ребенок четко видит, где проходят границы и какие естественные последствия наступают, когда они нарушаются.

Я вижу, Екатерина, что ваши вопросы большие, поэтому рекомендую не довольствоваться одной статьей, а углубиться в своем понимании прекрасной и вечной темы — темы управления собой и построению уважительных и доверительных отношений с детьми.

Вам в помощь будут тренинги:

«Железная выдержка: как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются»   а также и
«Как преодолеть капризы у ребенка»

Буду рада увидеть у вас хорошие достижения!

——————

Так же пишу ко всем остальным родителям — если вы чувствуете нехватку знаний в каких-то вопросах общения с ребенком или не понимаете его поведения, не откладывайте «на авось». Начните уже сегодня что-то делать, изучать, анализировать, искать правильные пути. Помните про фактор времени: чем раньше начнете, тем проще справляться. И вы свое решение обязательно найдете!

Буду рада, если напишите в комментариях, удается ли вам договариваться с ребенком? И как именно? Можно пример любой привести для наглядности.

Жду ваших строчек! ????

Источник

Чаще всего маленькие дети не могут сидеть на одном месте. Это продиктовано тем, что у них нет терпения и усидчивости. Их тяжело контролировать и удерживать долго за одним занятием. В их возрасте – это норма, поскольку они растут и развиваются. Но так или иначе терпение и усидчивость нужно прививать с ранних лет. В дальнейшем это скажется на учебе, потому что этого зависит качество усваиваемого материала и общая успеваемость.

Что делать родителям неусидчивого ребенка?

  • Продумать режим и распорядок дня

Поведение ребенка полностью зависит от того, насколько правильно вы продумали распорядок дня. Сколько времени он проводит на улице, какая у него физическая активность и т.п. Если ребенок не может усидеть на месте, нервничает – значит распорядок продуман неверно и стоит внести в него коррективы.

  • Научите его ждать

Постоянно повторяйте ему, что нужно немного обождать, потерпеть и он обязательно получит то что хочет. Например, вы пошли в магазин, напоминайте ему что кушать сладости в магазине нельзя и стоит потерпеть до дома. В этом случае нельзя давать слабину. Учите его не трогать родителей, занятых по хозяйству. Этот период он может заняться своими делами и поиграть игрушками. В таком возрасте всегда найдется занятие по интересам. Уроки воспитания терпимости нужно проводить при любом удобном случае. Поскольку при первой неудаче он бросает занятие незаконченным. Не стоит его ругать, а просто подскажите как нужно поступить чтобы все получилось. Но никогда не доделывайте за него.

  • Мотивировать

Ребенку постоянно нужно говорить зачем он выполняет ту или иную работу. Например, чтобы получилась красивая картина необходимо периодически тренироваться, тогда рисунки будут красивыми и красочными, если он хочет быть сильным, значит должен заниматься физкультурой и т.д. Чтобы был красивый почерк нужно постоянно тренироваться. В этом вопросе вам на помощь придут интересные истории. Например, баба Яга дала такое задание и отпустила.

  • Хвалить за терпение и старания

Детей нужно постоянно хвалить за проделанную работу. Тогда они намного охотнее берутся за дело и обязательно доводят его до конца.

  • Быть примером

Всем известно, что дети копируют поведение своих родителей. Терпение и усидчивость не являются исключением. Если пообещали ребенку прогулку не стоит откладывать ее на потом, а выполните свое обещание. И самое важное будьте внимательны к своему чаду.

  • Давать выход накопившейся энергии

Для выхода накопившейся энергии стоит записать его в какой-то кружок, спортивную секцию. Главное, чтобы там были физические нагрузки и постоянное движение. Выбор секции необходимо обсудить с ребенком, потому что, если это не будет приносить уме удовольствие могут наступить негативные последствия. Ребенку должен быть счастлив от того, чем он занимается, тренер, его команда и вид проводимого занятия.

Учите терпению и усидчивости с помощью игры

Проще всего развивать терпение и усидчивость с помощью игры. Нужно выбрать такую игру, где потребуется его внимание и усидчивость.

Рисование. Каждый ребенок любит рисовать яркими красками или карандашами. Они готовы потратить на это довольно большой промежуток времени. Чтобы интерес к такому виду деятельности не угас, стоит применять разные техники: рисование руками, палочками, каплями, штампами и т.д.

Пазлы и мозаика. Такое занятие нравится всем детям. Но подберите картинки в соответствии с его возрастом и увлечениями.

Конструктор. Он очень привлекает детей и надолго их занимает, особенно когда они освоят навык игры. Тогда можно предложить им создавать небольшие композиции и строить города.

Поделки. Малышам очень нравится делать разные поделки. Здесь можно использовать подручные материалы и предметы. Чтобы сделать их разными стоит выбирать различный материал: бумага, гербарий, веточки, ушные палочки, ткань и т.д. Основное, нужно его заинтересовать и сделать этот процесс приятным для него.

Логические игры. В современном мире достаточно много игр для общего развития детей. Каждая из них требует его сосредоточенности, внимания и терпения. Например, «в чем отличие кошки от собаки», «назови сходство и различия», «найди предмет» и т.д.

Воспитать в ребенке терпение и усидчивость довольно трудно. Но в итоге вы получите награду за свои усилия. Непоседа и балагур станет ответственным, самостоятельным и последовательным гражданином общества.

Пожалуй из всего выше написанного, для себя я бы выделила “чем-то занять ребенка” ????, это самое действующее здесь и сейчас. Самое распространенное, что помогает: шашки, шахматы, раскраски, лото, пазлы, рисование. Он бесится, носится по комнате, а ты раз… ему шахматную доску в руки)) Иди, играй! ???? Ну, это была конечно шутка. Нужно достать шахматную доску и сесть с ребенком поиграть)) В шахматы у нас папа очень любит играть. Я шахмат не понимаю. У меня 3-ий разряд по шашкам, люблю играть в шашки, и иногда даже поддаваться, чтобы у ребенка был азарт поиграть еще, а не разочаровываться. Бывает со старшими и в карты играем ????

Пишите в комментариях, как справляетесь с детской неусидчивостью?)) ????

P.S:

❤❤❤ Я многодетная мама, воспитываю 8 детишек ???? Веду свой блог на Дзен и с радостью отвечаю на ВАШИ вопросы и комментарии, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ !

Что еще можно почитать:

???? Многодетная мама: Как мы приготовили позорную пиццу ????

???? Сколько нужно гулять с ребенком? 8 детей, как мы гуляем?

???? 9 беременностей. Как это было? ???? Почему 9 родов, но 8 детей?

???? Получила 3 000 руб. чаевыми ???? А вы даете чаевые?

???? Спустя 1,5 месяца после 9-ых родов

???? Мои 8 детей постоянно мешают соседям ???? Почему?

???? Мой сын закончил 4 класс. Что нам подарили на окончание?

???? Воспитание 8 детей. Наказания в семье. ЗА и ПРОТИВ.

???? Воспитываю 8 детей. Как не срываться на детей? Детские истерики.

Источник

Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии ребенка.
Дети с задержками развития часто трудно доступны для контакта. Они делают, что хотят. Их сложно уговорить что-либо сделать. Часто они гиперподвижные, вспыльчивые, расторможенные. Или, наоборот, заторможенные, застенчивые, необщительные. У них частые перепады настроения. Они не слушаются, много капризничают. Имеют склонность к эмоциональным (аффективным) вспышкам.

Нередко родители стремятся призвать таких детей к порядку, требуют послушания, строги к ним. При этом родители часто чувствуют раздражение, нервозность и психо-эмоциональное напряжение и беспомощность. Приходится очень много усилий прикладывать, чтобы организовать деятельность детей с ЗПР.

Вовремя понять, что у ребенка есть проблемы в развитии, поведении и общении для родителей бывает чрезвычайно трудно. Однако, необходимо понимать, что дети с ЗПР не виноваты в том, что не способны управлять своим поведением в полной мере. И это обусловлено нарушениями на нейрофизиологическом уровне. Нервная регуляция процессов возбуждения и торможения у них нарушена.
Соответственно, понимание проблемы меняет и подходы к общению с детьми с ЗПР.

Дело в том, что слова не доходят или плохо доходят до таких детей. Вербальная система общения еще не сформирована в полной мере. Все объяснения словами напрасны. Споры бесполезны. Они приводят только к усилению протеста и негативизма со стороны детей.
В то время как невербальный язык общения с помощью жестов, движений тела, мимики в большинстве случаев вполне доступен.⠀

Эти особые дети с ЗПР лучше общаются на языке движения тела!
Поэтому, если вы хотите наладить хороший контакт с ребенком, то налаживайте его на двигательном уровне в первую очередь.
Как это осуществить? Поможет первая техника: «ТОТАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ С РЕБЕНКОМ»

Первое, и самое важное, что могут сделать родители – это чаще обнимать ребенка. Выделить специальное время, когда он может почувствовать себя спокойно и безмятежно в Ваших объятьях. Можно покачать его как маленького, поиграть в «малыша». И таким образом ребенок добирает теплоту и ласку родителей, так необходимую ему, чтобы чувствовать себя увереннее, смелее.

Выделите специальное время для игры вместе. И постарайтесь тотально присутствовать только с ребенком в игре, не отвлекаясь не на что. Это поможет ребенку почувствовать, что его видят. Что его присутствие ценно, а его деятельность важна для родителей.
В играх можно использовать следующие 2 приема.

Техника “ПРИСОЕДИНЕНИЕ”. Мы присоединяемся к движениям ребенка. Мы повторяем позы и движения ребенка. Например, если ребенок бегает – бегайте вместе с ним. Остановился – и вы остановитесь. Посмотрел на Вас удивленно – и Вы посмотрите в ответ. Если ребенок играет в игрушки и Вы также, копируйте все его действия, звуки, жесты и мимику.

⠀Как это работает?
1. Мы присоединяемся к ребенку на двигательном уровне.
2. Мы узнаем двигательный репертуар ребенка и можем понять, когда появляются новые движения, а значит и развитие.
3. Мы лучше понимаем эмоциональное состояние ребенка, когда воспроизводим его движения.
4. Мы завоевываем доверие со стороны ребенка.
5. Ребенок чувствует, что его понимают и принимают.
6. Мы способствуем развитию у детей “зеркальных нейронов”, которые отвечают за способность понимать окружающих людей.
7. Усиливается проявление эмпатии как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

⠀Резюме:
1. ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
2. ИГРАЕМ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК
⠀Непонимание со стороны ребенка – это трудное, а порой, невыносимое переживание для родителей. Как улучшить взаимопонимание между мамой и ребенком?
Снова на помощь приходит тренировка “зеркальных нейронов”. Они отвечают за понимание других, способность к эмпатии.
Для этого используем следующую технику: “ЗЕРКАЛО”:
Мы садимся напротив ребенка и повторяем его движения, словно мы зеркало.

Выбираем правильно расстояние между нами и ребенком. Если ребенок до 5 лет расстояние около 30-60см. Если старше, то больше. Здесь ориентируемся на комфорт свой и ребенка. Реакция может быть разная, в зависимости от степени расстройств развития.
Если, кажется, что ничего не происходит, не отчаивайтесь. Пробуйте снова и снова.

Невольно ребенок наблюдает за нами и однажды реакция случится. Если удалось вызвать реакцию интереса или изумления со стороны ребенка – просто прекрасно! Значит можно усложнить действия. Попробовать “поздороваться” с ребенком ручками, ножками, носиками, щечками, локтями, коленями, лобиком.
Такие игры учат ребенка:
1. Ориентироваться в своем теле, знать части тела.
2.Понимать, где такие же части тела у других.
3. Улучшают невербальный (двигательный) контакт.
4. Развивают внимание к маме.
5. Дарят положительные эмоции от общения.
Когда освоили первые ступени игры, можно добавлять к игре музыку и мягкие предметы (подушечки, платочки, мячики).

И четвертый секрет на сегодня. Играйте с ребенком в двигательные игры, в которых все эти техники в действии. Катайтесь колбасками по ковру, соревнуйтесь по-пластунски и на четвереньках, превращайтесь в камушки, мячики, птичек, слонов и прочие объекты. Это также развивает творческое и двигательное воображение детей. Наполняет ваше совместное время радостью. И что самое важное устраняет барьер непонимания между Вами и ребенком. Ребенок начинает больше Вам доверять, лучше воспринимать Ваши невербальные посылы, когда Вы что-либо объясняете ему.

На следующем этапе, после того как установилась прочная телесно-эмоциональна связь, можно размышлять о том, как мотивировать ребенка с ЗПР выполнить какое-либо задание. Как правило, дети с ЗПР охотно принимают помощь со стороны взрослых. И эту помощь в выполнении заданий следует оказывать до тех пор, пока ребенок не почувствует себя увереннее. Когда с Вашей помощью у него сформируются стратегии и способы выполнения тех или иных заданий. В связи со снижением функций памяти и внимания такие стратегии формируются медленнее, чем у здоровых детей. Здесь очень важно понимание и терпение родителей. Важно хвалить не только за малейшие успехи, но и за прилагаемые усилия. И использовать положительное эмоциональное подкрепление деятельности ребенка с ЗПР.

Требуется консультация врача.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт:

https://nevrolog-nikiforova.ru/consult

WhatsApp 8(962)362-02-26
Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCaOPcsCH-b3fXWzs1Ww6..

Инстаграм неврология:

https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм:

https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник