Ребенок с задержкой психического развития тесты

1 вариант

1. Ведущее звено в клинике пограничной интеллектуальной недостаточности, связанной патологией органов чувств, занимает:

а) недостаток знаний

б) дефекты сенсорных систем

в) недоразвитие волевых качеств

2. Понятию задержки психического развития соответствует отставание:

а) от возрастной нормы темпа речевого развития

б) в интеллектуальном развитии

в) от нормы по уровню развития школьных навыков

г) от нормы по уровню интеллектуального или личностного развития, промежуточное по своим характеристикам между нормой и умственной отсталостью

3. Основное отличие пограничной интеллектуальной недостаточности от умственной отсталости состоит:

а) в наличии абстрактного мышления

б) в лучшем развитии памяти

в) в более гармоничном развитии сферы мотиваций

г) в более высокой работоспособности

4. Интеллектуальный коэффициент при пограничной интеллектуальной недостаточности составляет:

а) 90 и выше

б) 70-89

в) 50-69

г) ниже 50

5. Основная причина пограничной интеллектуальной недостаточности состоит:

а) в повышении требований к интеллектуальным возможностям в современном обществе:

б) в недостатках системы общего образования

в) в неблагоприятном сочетании биологических и микросоциальных

факторов

г) во всем перечисленном

6. При гармоническом инфантилизме преобладающим расстройством является:

а) нарушение механической памяти:

б) личностная незрелость

в) нарушение работоспособности

г) гипердинамический синдром

7. Органический инфантилизм включает в себя все перечисленное, за исключением:

а) конкретности мышления:

б) эйфории, благодушия

в) психоорганического синдрома

г) личностной незрелости

д) психопатоподобных расстройств

8. При цереброэндокринном инфантилизме наблюдается

а) эйфория, благодушие

б) психоорганический синдром

в) сочетание личностной незрелости с эндокринными нарушениями

9. Основной элемент патогенеза парциальных задержек психического развития

а) нарушение высших корковых функций

б) нарушение механизмов волевого контроля над деятельностью

в) отсутствие абстрактного мышления

10. Основными направлениями вторичной профилактики пограничной

интеллектуальной недостаточности следует считать

а) своевременную диагностику задержки психического развития

б) адекватную систему обучения

в) активную медикаментозную терапию

г) верно а) и б)

д) верно а) и в)

2 вариант

1. В критериях дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития имеют значение:

а) особенности эмоциональной сферы

б) особенности адаптации

в) и то, и другое

г) ни то, ни другое

2. Ведущее нарушение при энцефалопатических формах пограничной интеллектуальной недостаточности:

а) гипердинамический синдром

б) психоорганический синдром

в) аффективная неустойчивость

3. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, проявляется:

а) в примитивизме мотиваций

б) в низком объеме знаний

в) в нарушениях мнестической деятельности

г) в повышенной истощаемости

д) верно а) и б)

4. Интеллектуальный коэффициент наиболее высок:

а) при раннем детском аутизме

б) при гармоническом инфантилизме

в) при органическом инфантилизме

5. Интеллектуальный коэффициент наиболее низок:

а) при органическом инфантилизме

б) при микросоциально-педагогической запущенности

в) инфантилизме, осложненном невропатией

6. Основная причина школьной дезадаптации при пограничной интеллектуальной недостаточности связана:

а) с репрессиями учителей

б) с неправильным поведением родителей

в) с несоответствием требований программы массовой школы

возможностям ребенка

7. Основную роль в компенсации пограничной интеллектуальной недостаточности играет:

а) психотерапия

б) терапия ноотропами

в) терапия психостимуляторами

г) адекватная система обучения

8. Перевода в специальные школы для детей с задержками психического развития требуют дети, страдающие:

а) органическим инфантилизмом

б) гармоническим инфантилизмом

в) энцефалопатическими формами пограничной интеллектуальной

недостаточности

г) верно а) и в)

д) верно б) и в)

9. Основными направлениями первичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать все перечисленные, кроме:

а) санации микросоциальных условий

б) санитарно-гигиенического и психолого-педагогического просвещения

будущих родителей

в) медико-генетического консультирования

г) устранения экзогенных вредностей

10. Ведущее нарушение при гармоническом инфантилизме:

а) психоорганический синдром

б) нарушение высших корковых функций

в) личностная незрелость

г) низкая потребность в общении с окружающими

Ответы к тестовому контролю:

1 вариант: 1-б; 2-г; 3-а; 4-б; 5-в; 6-б; 7-а; 8-в; 9-а; 10-г.

2 вариант: 1-г; 2-б; 3-д; 4-б; 5-а; 6-в; 7-г; 8-г; 9-в; 10-в.

Продолжить здесь!!!

Тестовый контроль к занятию:

«Поврежденное психическое развитие»

1 вариант

1. Деменция:

а) приобретенное слабоумие;

б) врожденное слабоумие;

в) тяжелое нарушение памяти.

2. Виды (типы) деменции:

а) дебильность, имбецильность, идиотия;

б) тотальная деменция, частичная деменция;

в) амнезия, гипермнезия, гипомнезия, парамнезия.

3. Укажите возможные причины органической деменции в детском возрасте:

а) черепно – мозговая травма;

б) детские инфекции;

в) токсикомании;

г) все перечисленное.

4. Для ребенка с деменцией, перенесшего церебральное поражение в школьном возрасте характерно:

а) контраст между наличием знаний и навыков, отражающих уровень развития

Читайте также:  Развитие ребенка дети от 4 лет скачать бесплатно

до и после заболевания;

б) правильная речь с удовлетворительным запасом слов;

в) трудности концентрации внимания;

г) все перечисленное.

5. Резкое снижение психической активности и уровня побуждений, эмоциональная опустошенность характерны для:

а) органической деменции;

б) эпилептической деменции;

в) шизофренической деменции.

6. В отличие от олигофрении ранние резидуально – органические деменции:

характеризуются всем перечисленным, кроме:

а) церебрастении

б) психопатоподобных проявлений

в) эпилептиформных проявлений

г) неврологической резидуально-органической симптоматики

д) отсутствия признаков нарастания слабоумия

2 вариант

1. Основные критерии дифференциальной диагностики

олигофрении и деменции основаны на всем перечисленном, кроме:

а) времени (возраста) возникновения слабоумия

б) наличия или отсутствия нормального интеллекта до возникновения

слабоумия

в) наличия или отсутствия прогредиентности интеллектуальных расстройств

г) особенностей соматических аномалий

2. Интеллектуальный коэффициент:

а) количественный показатель интеллектуального развития;

б) оценка навыков, полученных в течение жизни;

в) характеристика имеющихся знаний.

3. Псевдодеменция:

а) реакция личности на угрозу ее социальному статусу в виде мнимого

слабоумия;

б) сочетание амнезии с эйфорией и благодушием;

в) преобладание нарушений памяти и эмоциональная лабиль­ность на фоне

сохранного ядра личности.

4.Для ребенка с деменцией, перенесшего церебральное поражение в раннем и дошкольном возрасте характерно:

а) выраженное психомоторное возбуждение;

б) беспорядочная нецеленаправленная деятельность интеллекта;

в) ослабление инстинкта самосохранения;

г) все перечисленное.

5. К особенностям деменции при хронической интоксикации ингалянтами относится все кроме:

а) ИК от 80 до 100;

б) выраженные нарушения внимания;

в) нарушение кратковременной памяти;

г) вегетативная дисрегуляция;

д) все перечисленное

6. Тугоподвижность, инертность психических процессов с патологической обстоятельностью мышления и застреванием на второстепенных деталях характерна для:

а) шизофренической деменции;

б) эпилептической деменции;

в) органической деменции.

Ответы к тестовому контролю:

1 вариант: 1-а; 2-б; 3-г; 4-г; 5-в, 6-д.

2 вариант: 1-г; 2-а; 3-а; 4-г; 5-д; 6-б.

Тестовый контроль к занятию:

«Дефицитарное психическое развитие».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Источник

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко  учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка,  то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка по средствам развития мелкой моторики

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое  и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР –  врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития  у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПРПричиныКак проявляется?
ЗПР конституционального происхожденияНаследственность.Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхожденияРанее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга.Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхожденияНесоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.).Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхожденияГрубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни.Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка школьного возраста

Рекомендации родителям детей с ЗПР:

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев  «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима  консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Поделитесь с друзьями:

Источник

Тест по теме «Психология детей с задержкой психического развития».

1. В международной классификации болезней под термином «задержка психического развития» понимается:

Состояние общего тотального недоразвития психики в результате наследственной обусловленности, либо внутриутробного поражения головного мозга. Развитие психики ребенка с прижизненным повреждением мозговых структур. Замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в инструментальной деятельности.

2. Причиной ЗПР являются:

пренатальные факторы натальные факторы постнатальные факторы все ответы верны

3. Типом задержки психического развития в международной классификации болезней относятся:

Дебильность Психофизический инфантилизм Педагогическая запущенность Невропатия.

4. Основное нарушение при психофизическом инфантилизме связано с нарушением:

интеллекта, эмоционально-волевой сферы, учебной деятельности

5. При ЗПР соматогенного происхождения наблюдаются:

личностные расстройства, стойкая астения, расстройства памяти

6. Церебростенический  синдром, это

Пароксизмальные состояния, проявления нарушений в функционировании головного мозга вследствие его повреждения при мозговых травмах. Эмоциональная и волевая незрелость, низкий контроль поведения и деятельности. Состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособность к длительному напряжению.

7. Видами ЗПР по являются все кроме:

1. конституционального происхождения

2. церебрально-органического генеза

3. психогенного происхождения

4. соматогенного происхождения

5. эндокринного происхождения

8. Ранняя психическая социальная депривация, психотравмирующие условия приводят к ЗПР:

1. соматогенного происхождения

2.  психогенного

3.  церебрально-органического

9. … в отличие от задержки психического развития носит необратимый характер.

10. У детей с … , в отличие от умственной отсталости, выше обучаемость,  они лучше используют помощь.

11. В специальной школе 7 вида обучаются дети, имеющие задержку психического развития:

ЗПР психогенного происхождения ЗПР конституционного происхождения ЗПР церебрально-органического генеза

12. Следствием психического инфантилизма могут выступать

1. задержка интеллектуального развития

2. психопатия

3. патологическое формирование личности

4. деменция

13. У детей с ЗПР трудности обучения обусловлены преимущественно несоответствием биологического и календарного возраста в следствие …

1. незрелости мозговой организации

2. патологического формирования личности

3. неврозоподобных расстройств

14. Какая форма ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания:

1. соматогенного

2. психогенного

3. конституционного

15. Психический… – вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.

16. При какой форме ЗПР не наблюдается выраженных нарушений показателей продуктивности памяти

1. церебрально-органического

2. конституционального

3. психогенного

17.  Задержанное развитие относится к группе аномалий, вызванных

1. диспропорциональностью развития

2. поломкой или выпадением отдельных функций

3. отставанием развития

18.  Гармонический (простой) инфантилизм проявляется

1. в равномерной задержке темпа всех показателей психического развития

2. в сочетании признаков психической незрелости и патологическими чертами эмоционально-волевой сферы

3. вследствие неправильного воспитания и рассматривается как выражение аномального формирования личности

19. Классификация ЗПР строится на ……………………….  принципе.

20. К энцефалопатическим синдромам у детей с ЗПР относятся все кроме:

Неврозозоподобные нарушения Тревожные нарушения Двигательно-моторная расторможенность Аффективные нарушения

Источник