Ребенок с задержкой психического развития понять чтобы помочь

Ребенок с задержкой психического развития понять чтобы помочь thumbnail

Ребенок с задержкой психического развития (понять, чтобы помочь)

ЗПР – недостаточная сформированность эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности.

Для данной категории детей есть программы, но нет учебников. Поэтому мы используем учебники по программе «Школа России»

По классификации К.С. Лябинской всех детей с ЗПР можно разбить на 4 группы:

I. ЗПР конституционального происхождения. Состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрасте, т.есть у детей психический инфантилизм. Они поступают в школу, им 7 лет, а по развитию – 5-летние дети. Они выглядят младше своего возраста, у них наблюдается хрупкое телосложение, задержка роста, более поздняя смена зубов.

Причины: ослабленность организма из-за различных заболеваний, нарушение или недостаточность питания, травмы мозга во время родов или раннем возрасте, генетические факторы. Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, в повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов, недостаточной критичности к своему поведению и результатам своей деятельности.

II. ЗПР соматогенного происхождения – возникает в результате истощающего действия соматических заболеваний головного мозга и, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем. Это частые ОРЗ, хронический тонзиллит, гайморит, нарушения течения беременности матери – приводят к хронической интоксикации организма влияют на темп созревания нервной системы задержке созревания эмоционально-волевой сферы. Дети болезненно реагируют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привычной обстановки. Дети капризны, боязливы, впечатлительны, жалуются постоянно на головную боль. Чаще всего у данных детей возникают тики, заикание, навязчивые страхи. Они легко раздражаются и часто становятся объектами насмешек со стороны сверстников. Для детей характерна быстрая утомляемость, пресыщаемость, снижение памяти, неустойчивость внимания. Иногда учебная несостоятельность ребенка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. Он может безразлично смотреть на предложенное задание, не стараясь его выполнить, или отвечает «невпопад», или отказывается выполнять задания, капризничает, отвлекается. упреки в лени и наказания приводят к тому, что ребенок замыкается, настроение его стойко снижается – на лицо картинка астенической депрессии.

III. ЗПР психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эту группу объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерного потакания всем капризам ребенка. У таких детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний. Ребенок, выросший в таких условиях, не понимает значения интеллектуального труда, знаний, культурных ценностей, не приобретает навыка поведения в обществе. Для ребенка характерно – уход из класса, прогулы, конфликты с учителем, агрессивное отношение к другим детям, все это приводит к тому, что взрослые начинают воспринимать ребенка как хулигана и сам ребенок воспринимает себя так же. Если для данных детей будут созданы адекватные педагогические условия и применен индивидуальный подход, то они смогут догнать своих сверстников в условиях массовой школы.

К данной группе ЗПР – относится другая группа детей с психопатией неустойчивого круга – внушаемые, избегающие систематического труда, неспособные к стойким привязанностям, со слабыми морально-этическими установками они плывут по течению, подчиняются сильным лидерам. Они нередко ставят педагога в тупик, тем что при внешней подчиняемости от них трудно добиться успехов в учебе. Здесь нужна четкая последовательность требований взрослых (школа + родители).

IV группа ЗПР церебрально – органического происхождения – это большая группа объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как специфическим недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и весомым нарушением познавательной деятельности. У этой группы ЗПР есть органическое поражение в коре головного мозга. Родителей данных детей, легче всего уговорить на адаптированную программу.

Детей можно разделить на 2 группы:

1. Неустойчивый тик – расторможены, в их поведении встречаются элементы психопатоподобного свойства;

2. тормозимый тик – характерно для данных детей – нерешительность, боязливость, заторможенность, пониженная инициатива. Таким детям нужно: расчленять задания на более мелкие части, дополнительное объяснение, помощь в переходе от одной части задания к другой. Все дети отстают в речевом развитии. Это ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедленное овладение грамматическим строем речи. Частота дефектов произношения, недостаточное овладение звуковым образом слова, звукобуквенным анализом слова, углубляют трудности формирования навыков чтения и письма.

В 1 классе ПМПК ставят речевой диагноз – Системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией. Во 2 – 4 классах – нарушение чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. По выпуску может быть поставлен диагноз: «Дизорфография» – стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний. Дети с такими недостатками хуже запоминают словесную информацию, чем зрительную и наглядную, не удерживают в памяти то, на что не обращено специально их внимание – то есть у них страдает непроизвольное запоминание.

Больше всех учителя раздражают гиперактивные дети. Учитель считает, что ребенок не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно школьным правилам из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

К этой группе ЗПР относятся и дети с церебрастеническими расстройствами (с повышенным внутричерепным давлением). Для них характерна моторная неловкость, не развита мелкая моторика, расстройства сна, аппетита, головные боли, нарушение обмена веществ. К концу урока работоспособность у данных детей резко понижается. Характерно для этой категории учащихся нарастание количества ошибок, в том числе «глупых», при увеличении объема заданий. Нередко раздосадованные этими ошибками учителя требуют многократного повторения какого-либо действия, но количество ошибок наоборот возрастет.

Что должен сделать учитель? Нужно дать ребенку отдохнуть и он сам найдет и исправит ошибки.

Основные направления коррекции ЗПР

1. Лечебно-оздоровительные мероприятия. Учитель должен контролировать выполнение всех рекомендаций ПМПК.

2. Каждый учитель должен соблюдать на уроке охранительный режим.

3. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Домашнее задание давать дифференцированно.

4. На уроках осуществлять межпредметную связь. Шире использовать наглядность, опорные схемы, алгоритмы. Продумать объем нового материала, обязательно оставлять время для закрепления изученного материала, т.к. условные связи у детей с ЗПР быстро расподаются.

5. Комплексная работа всех специалистов, работающих с данной категорией детей.

Источник

От автора: Для настоящих и будущих родителей.

Ребенок с ЗПР Терпение только терпение

Ребенок с ЗПР дома:

Ребёнок с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) требует к себе постоянного внимания и большего терпения. Даже находясь дома, он тревожен. Об этом говорят его вопросы: «Мама, ты куда?».

Этот вопрос он может задавать и другим членам семьи. Его тревожит отсутствие близкого человека потому, что он не вернётся, уйдет от него навсегда.

Именно эти мысли отвлекают его от игры, деятельности, самостоятельной работы. Для того, чтобы успокоить ребёнка, скажите ему доброжелательным и ласковым голосом:

«Я/он/она обязательно вернутся домой к тебе, так как пошли на работу/ в магазин и т.д.»

Читайте также:  Значение сюжетно ролевой игры для развития ребенка

Тревога и напряжение блокируют у ребенка процесс развития.

Родителям хочется, чтобы ребенок понял с первого раза и приучился выполнять все с первого раза. Для ребенка с ЗПР это очень сложно.

Родителям необходимо вместе с ребёнком терпеливо и спокойно формировать новую привычку.

Если хотите, чтобы ребёнок сам, без напоминания чистил зубы или убирал постель, или свои игрушки, или переодевался в домашнюю одежду, или выполнял учебные задания и т.д., то запаситесь терпением.

Вместе с ребёнком без лишних слов и нравоучений, в спокойном состоянии, без раздражения, проделывайте то, что хотите сформировать каждый день последовательно, чётко. Стойте рядом, наблюдайте и подбадривайте, обнимите после выполнения и скажите важные слова:

«Я рада/мне приятно, у тебя все получается!»

Вспоминаю жалобу одной молодой мамы, когда она привела на консультацию своего ребёнка:

«Вы знаете, ОН просто издевается над нами всеми! Я специально взяла лист и стала отмечать на листе, сколько раз я сказала «надень тапки!»

-Сколько? –  поинтересовалась я.

– 78 раз! – С гордостью ответила мама!

– А какой результат? – уточнила я.

– Так и не надел! – с возмущением, разведя руками, воскликнула мама.

В этом случае хочется спросить у мамы: ЗАЧЕМ?

Я поинтересовалась у мамы здоровьем ребёнка, часто ли болеет, температурой воздуха в квартире и есть ли необходимость носить тапки?

Оказалось, что в квартире тепло, ребенок здоровый и как объяснил ребёнок, что ему хочется ходить босиком.

Если есть необходимость в ваших действиях и требованиях, уважаемые родители, то ребёнку надо объяснить зачем?

Используйте для этого понятия опасно – безопасно, исключив слово «нельзя».

Например:

Опасно болеть, потому что ты будешь глотать таблетки, останешься без прогулок и развлечений.

Ребёнок с ЗПР не хочет учить уроки!

Очень часто слышу именно этот «диагноз» от родителей.

Иногда это крик души: «Я устала! Мы все устали! Он не учит сам уроки! Может просидеть за уроками по 3 – 4 часа и ничего не сделать! Перепробовали уже всё!»

Приведу пример «страшилок», которыми родители воздействуют на ребёнка, чтобы заставить его делать уроки.

·        Отдам тебя в детский дом

·        Отдам тебя на 5-ти дневку в частную школу

·        За каждую двойку буду бить ремнем ( и бьют!)

·        Отберу гаджеты навсегда

·        Летом в отпуск уедем без тебя. Уедем в выходные без тебя и т.д.

Надо понимать следующее, что ребёнок не делает это умышленно и специально!

Он не справляется с данным делом. Бессмысленно оставлять его одного с самим собой.

Он не умеет работать самостоятельно. У него нет для этого опыта и ресурса.

Садитесь вместе с ребёнком за уроки, с любовью к ребёнку, а не с раздражением.

Правильная родительская позиция:

«Я тебя люблю, я с тобой, я помогу, давай вместе, у нас получиться. Я понимаю, тебе трудно, не хочется, но ты же научился ходить и есть ложкой самостоятельно. Здесь мы тоже справимся. Я тебе помогу!”

Можно сказать ребёнку, что домашнее задание – это «тренировка для мозгов», «пища для ума». Это понятно!

Я пользуюсь этими фразами, когда занимаясь с ребёнком, как специалист, даю поддержку ребёнку после выполненного задания, упражнения, решенной задачки: «Ты сейчас накормил свой ум такой вкусной задачкой/упражнением! Чувствуешь, как ему хорошо!»

Подумайте, как родитель, в чем опасность не учить уроки, не выполнять домашнее задание.

Опасно не учить уроки, потому что, ты будешь «дрожать и трястись на уроке», на тебя будет сердиться учительница, твои любимые родные огорчаться, дома будет грустно, а не весело и т.д.

Подумать над тем, в чем опасность того или иного неугодного для вас поведения возможно.

Аргументируйте ребёнку свои пожелания именно с позиции «Для тебя это опасно!»

Ребёнка надо приучать к новым привычкам постепенно, столько времени, сколько для этого понадобиться. Делать все вместе с ним терпеливо, с любовью.

Ребёнок с ЗПР требует большей вовлеченности в его детскую жизнь.

Его вины нет в том, что у него этот диагноз, что ему надо больше времени для формирования привычек, развития и взросления.

Конечно, родителям хочется, чтобы было быстро, результативно, самостоятельно, чтобы его, родителя, оставили в покое.

Предлагаю вспомнить, как растет комнатный цветок.

Разве сам?

Мы растим, ухаживаем, поливаем, подкармливаем, даже разговариваем с растением!

А ребёнка кто будет растить?

Ребенку с ЗПР необходимо индивидуальное время для общения с родителями.

Не между прочим, а именно индивидуально!

Если маленький ребёнок при необходимости подозвать маму и обратить на себя внимание будет плакать, то ребёнок старше 6 лет не заплачет и не подойдет к родителям, что бы сказать: «Поговори со мной. Помоги мне».

Он будет обращать на себя внимание родителей противоречивым поведением, хулиганством, делать «всё наоборот».

Это надо понимать. Это так.

Он вас ЛЮБИТ!

Ребенок с задержкой психического развития понять чтобы помочь
Психологическая и педагогическая помощь родителям и детям индивидуально, очно, дистанционно.

Для вас, уважаемые родители:

1. Группа ВК открытая и доступная “Педагог – дефектолог рекомендует “

2. Демо-консультации на этом сайте без оплаты

3. Игровой тренинг для детей и подростков 

4. Арт-терапия онлайн в помощь родителям

Для вас видео уроки из цикла “Родители&дети”   и полезная информация.

обращайтесь за помощью, не оставайтесь со своими проблемами наедине.

Любые совпадения только совпадения.

© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства.

Источник

«  Как помочь ребенку с ЗПР »

      Диагноз “задержка психического развития”зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: “Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?”.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка озон

       Задержка психического развития– особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР ” детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью”.

       Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

       Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.

       При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой не замечая важного – отставания в развитии.

        Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

          Воспитание в семье ребенка с ЗПР– ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.

        Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

         Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое – подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная – ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Читайте также:  У ребенка задержка внутриутробного развития

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник