Ребенок с задержкой психического развития и аутизм

Ребенок с задержкой психического развития и аутизм thumbnail

Дети, поведение которых кажется странным в выражении эмоций, сильно отличающихся от сверстников, плохо поддающихся обучению, сторонящихся людей и демонстрирующих непонятные реакции, заставляют волноваться родителей. Они спрашивают специалистов, все ли нормально с их чадом, нет ли у него каких-либо отклонений, хотят знать точный диагноз. Впрочем, последнее очень важно, так как правильное определение проблемы поможет правильно среагировать и принять меры по лечению, коррекции, должным образом относиться к ребенку, его обучать.

В этой статье не будет говорить о тяжелых психических расстройствах, каковой является шизофрения и ряд других заболеваний. Остановимся на отклонениях  с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Их проявления кое-где совпадают, а в некоторых вариантах сильно расходятся. Все же, при глубоком изучении, они различаются и поэтому требуют своего подхода, как со стороны родителей, так и педагогов.  Давайте разбираться.

Аутизм

Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем.  Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.

Признаки аутиста:

  • замкнутость на самом себе, избегание людей, не ищут друзей;
  • предпочитает играть в одиночестве;
  • трудности в вербальном (речь, письмо) и невербальном (мимика, жесты, прикосновение, оценка внешности и голоса) общении. Задержка речи, мутизм – случайное произношение фраз и слов;
  • нарушено социальное взаимодействие – отсутствие эмоций на действия других людей, оставляет без ответа обращение к нему, не смотрит в глаза, не привязывается ни к кому;
  • стереотипное поведение – наличие определенных обязательно выполняемых ритуалов, повторение однотипных движений продолжительное время, эхолалия – повторение слов;
  • может проявлять агрессию при попытке наладить контакт, кричит;
  • любые изменения, происходящие вокруг, ему мешают.

Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.

Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.

Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.

Задержка психического развития

В этом случае у ребенка ниже нормы для его возраста психомоторика, речь, эмоции мышление, внимание, память и т.д. Такие дети отличаются излишней вялостью, они с трудом овладевают самыми простыми навыками – пользоваться ложкой, одеваться. Они позже начинают говорить, сторонятся ровесников, взрослых, нелюдимы.

ЗПР, по мнению специалистов, явление проходящее, и если вовремя принять меры и проводить правильную коррекцию, то к 10 годам она полностью проходит. Причины такого расстройства: соматические болезни, в том числе и будущей матери до и в течение беременности.

Умственная отсталость

По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно.  Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка.  Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.

Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.

Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.

Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.

Важно: прогрессировать олигофрения не может.

 «Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:

  • курение и прием алкоголя будущей матерью в период беременности;
  • воздействие токсинов на плод;
  • гипоксия при родах;
  • синдромы Клайнфелтера, Дауна и т.п.

 Как отличить?

Различить аутистов и детей с задержкой психического развития и иногда просто невозможно. Например, у первых быть трудности с учебой, похожие на ЗПР, а у вторых наблюдаться пристрастие к одиночеству, как при аутизме. Но есть особенности, которые позволят понять, что это за расстройство:

 Ребенок с ЗПР

Аутист

Трудности с речью, стесняются говорить

Говорит хорошо (в овладении речью может даже обогнать сверстников), но лишь то, что ему нравится и часто ­– самому себе. Может вообще отказаться разговаривать. 

Не умеет начинать общение, но очень бы хотел поиграть со сверстниками

Не желает общаться, играть с другими детьми, ничуть не страдает от одиночества

Паника при появлении каких-либо новшеств, любовь к ритуалам

Привязан к членам семьи, ищет их одобрения и ласки

Эмоциональное  безразличие

Со временем при планомерных занятиях совершенно проходит

Аутизм полностью не излечивается, можно только адаптироваться к социуму

В чем отличие олигофрении от аутизма вполне понятно, и расписывать это вряд ли нужно. Поражение участков головного мозга исправить невозможно, поэтому такого ребенка следует воспринимать, какой он есть.

Аутизм, если он «чистый», то является вполне осознанным выбором ребенка. А вот дети с олигофренией и ЗПР и хотели бы быть другими, но не могут. В этом как раз и есть главное отличие.

Умственная отсталость у детей с аутизмом

Такая форма расстройства тоже считается умственной отсталостью, но на главенствующем месте все же находятся признаки аутизма. Именно поэтому так тяжело родителям ребенка с установленным диагнозом «атипичный аутизм» узнать, что их чадо к тому же еще и олигофрен – у него тяжелая или умеренная форма интеллектуальной недееспособности.

У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы. 

С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.

Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю. 

1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку.  Происходит все таким образом:

  • занятия проводятся в том месте, где хочется ученику – здесь ему будет удобнее, спокойнее, можно достигнуть концентрации его внимания;
  • мать обязательно должна присутствовать на уроке и даже помогать своему чаду выполнять задания. Следует отметить, что в начале процесса ребенок не будет слышать постороннего человека, действовать придется через родительницу;
  • учитель должен избегать прямого взгляда в глаза ученика, чтобы не спровоцировать его аутоагрессию и агрессию;
  • начало и конец урока должны быть четко обозначены – это снизит тревожность ребенка при смене видов деятельности;
  • для повышения мотивации обучающегося необходимо подобрать индивидуальный дидактический материал, который ему нравится;
  • весь процесс обучения должен быть соответствовать желаниям, и, конечно же, возможностям ребенка. При неизменной теме урока технология подачи материала и его содержание может меняться, если ученик будет реагировать на них негативно. Поэтому педагогу необходимо запастись несколькими вариантов учебников, дидактического материала, заданий. И чем больше их будет, тем лучше, ведь подобная гибкость подачи способна лучше реализовать возможности и потребности ученика, повысить его мотивацию;
  • установлению контакта и его поддержанию помогает подражание ребенком действий педагога, воспроизводимых совместно. Это зрительный контроль, захват предметов, удерживание их, обучение пользования карандашом и ручкой;
  • навыки самообслуживания формируются путем установки, что урок не закончен, пока ученик все не уберет со стола.

2. Освоение учебных стереотипов. Этот этап реализуется следующим образом:

  • занятия проводятся за одним и тем же столом, ребенок должен сидеть по установленным правилам;
  • начало и конец занятий четко обозначаются;
  •  выполненные задания перемещаются слева направо:
  • проводится работа над указательными жестами;
  • вводятся и используются словесные инструкции, просьбы типа «положи», «двигай», «возьми», «покажи». Делается это постепенно.
  • мать, присутствующая на уроке, постепенно удаляется в соседнее помещение;
  • после уроков ребенок помогает педагогу собрать учебный материал;  
  • учебные действия углубляются путем внедрения в использование цветных карандашей, пластилина, клея и т.п.

3. Этот этап продвигается по вышеупомянутому алгоритму и предполагает расширение усвоенных ранее навыков:

  • целесообразное обустройство рабочего места;
  • четкое обозначение время уроков и перерывов;
  • присутствие на занятиях матери ограничивается как можно больше;
  • закрепление и отработка слов-просьб и введение новых;
  • расширение лексики, позволяющей отразить предметные, эмоциональные, бытовые навыки;
  • подталкивание к активному говорению;
  • углубление мотивации обучения;
  • обучение выражения позитивных эмоций от результата деятельности;
  • совместные с учителем и самостоятельные действия;
  • совершенствование пользования книгой, тетрадью, ручкой, карандашами, пластилином. Введение в обиход иголки, линейки, ножниц.

Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.

Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.

Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.

Объяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.

Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.

Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.

Обозначенные выше стадии обучения – только начальная работа над получением образования и умений особенными детьми. Далее все будет проходить сложнее, но при этом алгоритмов специалисты будут придерживаться тех же, что описаны выше.  

В результате успешного процесса ребенок сможет получить оптимальный, доступный ему, объем знаний и навыков, освободиться от тесной опеки родителей, научится коммуникации, стать более самостоятельным, социализироваться.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Источник

На чтение 4 мин. Просмотров 391 Опубликовано 15.03.2020

Отличия ЗПР и алалии от аутизма весьма значительны в части, касающейся социального взаимодействия. Давайте обсудим, чем же социальное взаимодействие детей с аутизмом отличается от социального взаимодействия детей с алалией или с ЗПР.

Социальное взаимодействие у детей с ЗПР и алалией

У детей с алалией или с ЗПР социальное взаимодействие страдает незначительно. Конечно, в силу задержки речи эти детки испытывают некоторые проблемы с общением и коммуникациями. Некоторые из них могут и вовсе проявлять симптоматику, схожую с аутизмом.

Например, на приеме у врача, не обращать на него внимание, а пойти поиграть в этот момент с игрушками. Все это может происходить в силу того, что дети не понимают или не до конца понимают обращенную речь и им просто скучно спокойно сидеть на стульчике и слушать дядю или тетю.

Однако, им знакомы негласные правила социального взаимодействия и иерархии ребенок-взрослый. Ребенок с алалией или с ЗПР не будет вести себя со взрослым, как со своим ровесником. К тому же они довольно рано выделяют любимого значимого взрослого внутри семьи и проводят между членами семьи четкие границы, понимают и считывают эмоции другого человека, показывают стремление к нахождению в обществе кого-либо.

Дети с алалией или с ЗПР с удовольствием присоединяются к игре. У них нет проблем с пониманием и выполнением условий игры. Во время игры с другими детьми дети с алалией или с ЗПР спокойно принимают роль, которую им отводят и играют на условиях команды.

Отличия ЗПР и алалии от аутизма социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие у детей с аутизмом

Дети с аутизмом с социальным взаимодействием испытывают большие трудности. Они не умеют и не стремятся считывать эмоции другого человека, им попросту это не интересно и не нужно. Не знают негласных правил социального взаимодействия. Часто со взрослыми людьми ведут себя как с ровесниками. Например, мой сын посередине урока протянул очки учительнице и сказал: «Вытри», чем знатно её огорошил.

У детей с аутизмом нет понятия иерархии ребенок-взрослый.На приеме у врача часто такие детки ведут себя бесцеремонно, они могут вырвать карандаш из рук доктора или залезть ему на колени, потому что не видят социальных границ. Значимого взрослого в семье не выделяют, разницы между членами семьи не проводят. Т.е. им в принципе все равно, кто рядом, бабушка, мама, тетя или папа. Иногда выделяют взрослого, который за ними ухаживает. Иерархии в семье не соблюдают, они просто не понимают её значение.

Например, мой сын может спокойно поспорить с отцом или с дедушкой, а при необходимости, если он прав, то и отчитать или сделать замечание. При этом, когда его ругаешь за такой поступок, мол нельзя перечить отцу или другому взрослому члену семьи, сын искренне не понимает в чем его вина, ведь он прав.

При этом дети с аутизмом могут хорошо контактировать с братьями и сестрами и совершенно не контактировать с другими детьми. В процессе игры с другими детьми дети с аутизмом испытывают огромные сложности. Они не могут соблюдать правила игры, не понимают цель и значение игры, а если все таки начинают играть, то согласны играть только по своим правилам и на своих условиях. При этом в процессе игры ребенок с аутизмом меняет правила этой игры на другие, которые он придумывает сам.

Например, игра в шахматы. Когда мой сын был помладше, он очень любил менять правила игры в середине партии. Допустим, конь у него начинал ходить как королева, а слон, как пешка. Когда я ему указывала на недопустимость таких действий, он искренне не понимал, почему нельзя, ведь если в данную минуту поменять правила, то станет проще играть.

В целом, дети с аутизмом предпочитают одиночество, чем общение с кем-либо. Навязанное общение может вызвать страх и панику. Таким образом, отличия ЗПР и алалии от аутизма весьма значительны в части, касающейся социального взаимодействия.

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 14 июня, 2018

Обновлено: 8 ноября, 2020

Согласно многочисленным исследованиям в области социологии и медицины, ежегодно наблюдается прирост численности людей, страдающих аутизмом, а также задержками психоречевого развития. На каждую тысячу человек приходится около 3-5 пациентов, страдающих подобными расстройствами.

Черта аутистов – избегают общения

Как правило, во взрослом возрасте такие люди замкнуты и необщительны, стремятся к одиночеству. А причинами такого поведения становятся сложности в адаптации к общественному укладу. Начинается и проявляется такая особенность уже с самых ранних детских лет.

Первые признаки

Симптомы и проявления описанных психических девиаций заметны уже с малолетнего возраста. Причем их причинами бывают обыденные явления, например – плохое зрение [1].

Имея сравнительно нормальное внешнее физическое состояние, малыши сильно отличаются от сверстников в своем поведении. Проявляют странности и нетипичные привычки которые в главных моментах схожи между собой.

В Клинике Восстановительной неврологии боле 25 лет успешно лечат различные виды задержек развития, такие как аутизм, СДВГ, при помощи инновационных методик. В том числе применяем авторские способы стимуляции мозга, разработанные профессором, д.м.н. Р.Ф. Гимрановым.

Симптоматика аутичных черт

Среди главных признаков АЧ выделяют следующие:

  1. трудно приучается или отказывается ходить на горшок, не желает раздеваться перед туалетом;
  2. сложности в адаптации в обществе, общении со сверстниками;
  3. чрезмерная чувствительность к боли или иным раздражителям, или же отсутствие ожидаемой реакции на внешние факторы;
  1. отсутствие реакции на имя, трудности в ориентации в пространстве;
  2. склонность к совершению круговых движений на месте и иные, не имеющие конкретной цели действия и движения;
  3. скудный запас слов, отсутствие возможности создавать связанные словосочетания и предложения, бессмысленная речь;

Аутичный подросток в одиночестве на природе

  1. ребенок не стремится вести себя аналогично присутствующим рядом взрослым, не подражает окружающим;
  2. не переводит взгляд на конкретный объект по указанию взрослого;
  3. ребенка не отпугивает одиночество, нет тяги к общению;
  4. нет стремления к каким-либо действиям, со стороны кажется, что малыш ленится;
  5. отсутствует влечение к конкретным видам развлечений: просмотру телепередач, мультфильмов, прослушиванию сказок;
  6. совершение монотонных, однотипных, повторяющихся механических движений [2];
  7. ребенок не приемлет прикасаний посторонних к его конечностям;
  8. малыши не стремятся к общению с родителями, не повторяют своих имен.

С возрастом отставание в развитии и черты аутизма проявляются ярче. Такие люди все больше начинают нуждаться в заботе и опеке.

Задержка психоречевого развития ребенка (ЗПРР)

Аутист отстает в обучении

Под таким термином подразумевают отставание развития способности к членораздельной речи.

Отставание в способности к раздельной речи непосредственно влияет на психическое развитие в целом. Такому ребенку в школьные годы будет тяжело в общении со сверстниками, что может в конечном итоге замкнуть его на себе.

При отсутствии должного внимания к симптомам заболевания, патология психики прогрессирует, возникает усложненная запущенная форма.

Родители обязательно должны вовремя среагировать при появлении подобных признаков у малыша, тем самым предупредить усложнения.

Большинство родителей узнают о ЗПР у ребенка тогда, когда ему исполняется 5-6 лет. В этом возрасте он начинает учиться и отставание от сверстников проявляется явно. Сложность в том, что в таком возрасте, лечить задержки становится тяжело. Поэтому важно выявлять подобные отклонения в развитии заранее [3].

Среди признаков ЗПРР:

  1. отсутствие реакции у малыша на жестикуляцию;
  2. чрезмерно тихое поведение;
  3. невозможность произнесения слов;
  4. крайне малый словарный запас;
  5. в 2,5 летнем возрасте нет стремления к повторению за взрослыми;
  6. слишком беглая и торопливая речь, приводящая к заглатыванию окончаний слов в 3-х летнем возрасте.

Аутичные дети не общаются с другими

Залогом устранения задержек, как и в случае с АЧ, выступают ранняя диагностика и комплексное лечение ЗПР или аутизма.

Следует помнить, что выявление подобных отклонений у двухлетних малышей, которые только начали осваивать навыки речи, станет залогом полного их излечения от такого расстройства.

  1. ^Wrzesińska, Magdalena et al. “Visual impairment and traits of autism in children.” “Niepełnosprawność wzrokowa a obecność cech autystycznych u dzieci.” Psychiatria polska 51,2 (2017): 349-358.
  2. ^Setoh, Peipei et al. “Autism spectrum disorder and early motor abnormalities: Connected or coincidental companions?.” Research in developmental disabilities 60 (2017).
  3. ^Shea, Sarah E. “Intellectual disability (mental retardation).” Pediatrics in review 33,3 (2012).

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник