Ребенок с трудностями в обучении и развитии это

Ребенок с трудностями в обучении и развитии это thumbnail

Трудности, возникающие в процессе школьного обучения вследствие биологических факторов, в МКБ-10 относят к проблемам овладения школьными навыками и обработки когнитивной информации. Речь идет о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией.

Характеристики этих отклонений:

  • имеют ранний период возникновения;
  • врожденные (не могут возникнуть как следствие перенесенных травм и инфекций головного мозга);
  • специфические или первичные (не могут быть вызваны особенностями обучения, наличием заболевания или умственной отсталостью).

Большинство нарушений происходит в связи с трудностями сенсорной интеграции ребенка.

Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на уровень успеваемости

Незначительные нарушения сенсорной интеграции могут вызывать неуспеваемость в школе, впервые проявляются в начале обучения. Понятие сенсорной интеграции подразумевает не только обработку поступающих в мозг сенсорных импульсов, но также их упорядочивание, благодаря чему у человека складывается определенное представление как о себе самом, так и об окружающей среде.

Если процессы сенсорной интеграции незначительно нарушены (неврологи при обследовании признают ребенка полностью здоровым), то ребенок, который не вызывал никаких опасений в своем уровне развития, может столкнуться с трудностями школьного обучения. Новые виды деятельности (такие как чтение и письмо, а также арифметический счет) ставят перед психикой ранее не выполняемые сложные задачи, для успешной реализации которых необходима высокая степень развития сенсорной интеграции.

Стоит понимать, что сбои могут начаться не только в когнитивных процессах, но также и в поведенческой сфере – например, при постоянном нервном перенапряжении от новых социальных правил и требований учебы. В таком случае при отсутствии должной поддержки ребенок может начать пропускать занятия, у него развиваются психосоматические реакции, часто это выражается в снижении самооценки. В дальнейшем ситуация только усугубляется, поскольку возможности быстро восстановить пробелы в знаниях нет.

Основные проблемы, которые замечают родители и педагоги

Трудности в обучении ребенка могут вызвать многие вещи, которые другие люди выполняют автоматически при использовании мышечной и зрительной памяти (чтение и письмо). Поскольку при нарушении интеграции деятельность мозга не упорядочивает полученные сенсорные образы, возникают трудности в своевременном воспоминании мнестически зафиксированных особенностей написания букв и последовательность арифметических действий. Заставлять ученика волевым усилием и постоянным повторением учиться не представляется возможным. Скорее всего, такое обучение только принесет вред, поскольку ограничивает получение самостоятельного сенсомоторного опыта и возможности развития необходимых структур мозга.

Практические трудности, возникающие у детей при обучении в школе:

  • чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия);
  • интеграция ощущений различных модальностей (записывать услышанные слова, перерабатывать кинестетическую информацию);
  • ориентация в окружающем пространстве (найти необходимый поворот, соотнести скорость своего движения со встречным потоком);
  • соотнесение параметров собственного тела (например, расстояние между тетрадью и доской недоступно для определения, поэтому переписанный текст выходит неравномерным, буквы расположены на разном расстоянии и имеют различный размер);
  • слабость концентрации, проявляющаяся в невозможности довести до конца начатое (уборку или домашнее задание), а также спланировать свое будущее (ребенку тяжело понимать, сколько времени займет та или иная деятельность, а, соответственно, и рассчитать ее начало и окончание);
  • быстрая общая утомляемость из-за заданий, превышающих по своей сложности возможности ребенка.

Проявления и формы в каждом индивидуальном случае будут различными. Случается и так, что в некоторых сферах нарушения практически не заметны, но при этом очень ярко проявляются в других.

Снижение успеваемости вследствие нарушенной сенсорной интеграции — это не психоэмоциональная проблема, поэтому изменение воспитательного подхода не приводит к улучшениям. К сожалению, многие родители и педагоги не учитывают этого момента и вместо того, чтобы помочь, поддержать, заняться развитием необходимых функций, сосредотачивают свое воздействие через воспитательные методы. Это может привести к прямо противоположному результату и еще больше снизить мотивацию к учебе, а также развить неуверенность в себе и снизить самооценку ребенка, ухудшая адаптацию в коллективе (в таких случаях помимо решения основной проблемы необходимо будет помочь ребенку справиться с психологическими трудностями).

Поведенческие проявления нарушений сенсорной интеграции:

  • застенчивость или гиперактивность;
  • неприветливость к окружающим;
  • забывчивость;
  • хулиганство и систематическое нарушение социальных норм;
  • бесцельность действий.
Читайте также:  Ребенок с особенностями в развитии

Часто воспитательные методы воздействия не оказывают никакого эффекта, поскольку ребенок просто не может вести себя иначе вследствие биологических особенностей.

Классификация трудностей при обучении

Есть два подхода классификации трудностей, испытываемых ребенком при обучении.

  1. По школьным предметам – сконцентрирован на выделении предмета, сложного для обработки в сравнении с остальными. При этом подходе можно говорить о сложностях с чтением или письмом, математическими операциями. Проблема в данных областях может решаться педагогом, детским психологом, дефектологом и нейропсихологом, причем в некоторых случаях упускаются первопричины, а восстанавливается только следствие.
  2. Второй подход к классификации основан на нейропсихологических особенностях и выяснении, недоразвитие каких функций ведет за собой определенные видимые изменения. Например, один лишь процесс письма построен на регуляции произвольных действий, переработке аудиальной и кинестетической информации, оперировании визуальными образами. За каждый процесс отвечает соответствующий отдел головного мозга, и в зависимости от того, где именно находится проблема, возникает специфическое нарушение письма.

Применяя принципы нейропсихологического подхода, классификация трудностей обучения происходит на основании типологии допускаемых ошибок:

  1. Программирование и контроль действий. Может проявляться:
    • Нарушениями в виде повторных написаний знаков, а также повторений действий при решении математических задач. В письме это заметно при повторном написании букв и слогов или же при их пропуске.
    • Невнимательностью в прочтении условий упражнения или задачи, возникновением трудностей в планировании решения. В работе с текстами это может быть неумение составить план рассказа или выдержать линию повествования.
    • Импульсивностью решений при устном счете, что может привести к ошибкам в простых заданиях, при том, что сложные будут решаться верно. При письме возможно допущение ошибок в простейших правилах, например, ребенок начинает предложение со строчной буквы.
  2. Переработка аудиальной информации (звуковой анализ) – проявляется в том, что ученик путает близкие по звучанию буквы (глухие и звонкие «з-с», «б-п» и пр.). Это может отразиться как на неправильном произношении, так и на наличии ошибок в письме.
  3. Холистическая (правополушарная) стратегия переработки информации (слуховой, визуальной, зрительно-пространственной). Этот тип нарушения связан с недоразвитостью функций правого полушария, отвечающего за формирование целостных визуальных и слуховых образов, а также за ориентацию в пространстве. Наиболее частые проявления:
    • трудности ориентации на рабочей поверхности (найти начало строки в тетради, продолжить запись с необходимого места на доске и пр.);
    • плохой почерк, возникающий вследствие трудностей поддержания определенного размера и наклона букв, также возможны неровные, расширяющиеся книзу поля с левой стороны (за счет суженого поля зрения слева);
    • присутствие ошибок даже в типичных словосочетаниях и словах, таких как «упражнение», «вывод», «классная работа» и пр.;
    • возможно смешение гласных букв, пропуск пробелов между словами.

Все описанные ошибки имеют циклическую природу, что приводит к нестабильной работоспособности ребенка. Чтобы предотвратить когнитивную перегрузку и угасание мотивации учиться, необходимо составлять план обучения с учетом дробной и кратковременной нагрузки.

Методы коррекции

Первоначальным этапом коррекции всегда является диагностика, позволяющая составить оптимальную программу для каждого ребенка. Например, если у ребенка присутствуют нарушения речи, связанные со стереотипностью используемых слов, коротких фраз, а для того, чтобы его окончательно понять, необходимо задавать дополнительные вопросы, то трудности касаются программирования речи. В случае, когда используются предложения различной длины, но при этом присутствует замена конкретных понятий более обобщенными, встречается большое количество местоимений, то есть смысл заняться уровнем переработки слухоречевой информации. Полную диагностику проводит специалист — нейропсихолог.

Чтобы школьная успеваемость повысилась, а недостатки поведенческой сферы сгладились, необходимо достаточное развитие сенсомоторного базиса – основных психических функций (мышления, памяти, внимания). Добиться этого невозможно, требуя от ребенка сосредоточения через силу и принуждение, поскольку это не педагогический, а нейрофизиологический аспект.  Эффективными будут методы, развивающие исключительно недостающий уровень – это естественные процессы познания мира, такие как игры, бег, прыжки, а также прочие формы активности, расширяющие сенсомоторную сферу.

Вместо репетиторов по всем предметам и различных развивающих ранних программ рекомендуется сосредоточиться на развитии необходимых мозговых структур и нейронных связей. Это возможно с применением метода нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис.

Читайте также:  516 детский сад центр развития ребенка

Кроме этого, для коррекции дислексии и дисграфии необходимы занятия с логопедом-дефектологом. Программа Томатис поможет мозговым структурам «дозреть», сформировать и укрепить нейронные связи, а занятия с логопедом закрепят и автоматизируют нужные навыки.

Курс Томатис направлен на то, чтобы:

  1. Созрели нейронные связи между лимбической системой (она дает мозгу энергию в виде мотивации и эмоционального ответа на стимулы, помогая лобным долям принимать решения и осуществлять контроль над поведением), сенсорными зонами коры головного мозга (обрабатывают полученную визуальную, слуховую, кинестетическую и др. информацию) и префронтальной корой (отвечает за программирование и контроль действий, принятие решений, формирует поведение).
  2. Осуществить сенсомоторную интеграцию, помочь различным отделам мозга работать слаженно.
  3. Улучшить внимание, особенно слуховое (т.к. воздействие Томатис происходит через ухо, слуховое внимание начинает тренироваться еще на этапе прохождения звука через среднее ухо; специалисты метода называют этот процесс «фитнес для слуховых мышц»). Tomatis помогает нервной системе научиться выделять в звуковой среде главное и второстепенное, повысить сопротивляемость информационному стрессу, сохранить концентрацию внимания в шумном месте и при повышенных нагрузках.
  4. Посредством воздействия на речевые зоны коры улучшить функции чтения, письма, обработки речевой информации и экспрессивной речи.

Как проходит коррекция нарушения школьных навыков в нашем центре?

В нашем центре первичная консультация проводится в форме консилиума: прием ведут сразу несколько специалистов (по желанию клиента). В консультации участвует логопед, нейропсихолог, дефектолог и специалист по Томатис-терапии (клинический психолог). Состав сотрудников может меняться в зависимости от конкретной ситуации (предварительная запись обязательна).

На консилиуме специалисты изучают анамнез ребенка, особенности его личности, нюансы возникающих в обучении проблем. Мы рекомендуем приносить на прием тетради с «типичными» ошибками, это поможет в процессе диагностики. Также желательно принести медицинскую документацию (если она есть): мед. карту, ЭЭГ, допплерографию и другие результаты  обследований, которые есть на руках.

Консультация длится 60 минут. При необходимости расширенного нейропсихологического обследования оно назначается дополнительно, поскольку занимает много времени (от 2 часов и более, в зависимости от поставленных задач).

После диагностического этапа специалисты предлагают коррекционный маршрут для ребенка, который может включать:

  • Занятия с логопедом;
  • Занятия с дефектологом;
  • Занятия с детским психологом или нейропсихологом;
  • Курс нейросенсорной стимуляции Томатис.

По желанию родителей заключение может быть оформлено письменно на бланке центра. Часто школьные учителя принимают во внимание наличие специфических нарушений чтения/письма/счета и учитывают этот факт при выставлении оценок.

Запишитесь на консилиум по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Другие статьи на эту тему:

    Источник

    Проблемам детей с трудностями в обучении было посвящено очередное заседание совместного семинара Института образования Высшей школы экономики (Инобра ВШЭ) и Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление». Наш обозреватель делится основными положениями доклада доктора психологических наук, профессора МГППУ Евгения Исаева, который рассказал о научных исследованиях трудностей в обучении как целостного феномена.

    Определимся с терминами

    Тема доклада звучала так: «Подходы к разработке типологии трудностей в обучении в отечественной психолого-педагогической науке». Полная видеозапись мероприятия позволяет ознакомиться не только с выступлением профессора Исаева, но и с вопросами, заданными докладчику, а также с дискуссией по теме семинара. В статье вашему вниманию предлагаются ключевые моменты доклада и обсуждения, в том числе основные понятия и термины.

    Фрагмент презентации докладчика

    Евгений Исаев подчеркнул, что следует различать понятия неуспеваемости и школьной неуспешности. Неуспеваемость – это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Более общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.

    Причины неуспеваемости

    Профессор в докладе неоднократно ссылался на труды других ученых, в том числе известного исследователя Парфения Борисова, разработавшего классификацию причин неуспеваемости.

    Читайте также:  Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребенка с отклонением в развитии

    Общепедагогические причины: недостатки учебно-воспитательной работы учителей.

    Психофизиологические причины: нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.

    Социально-экономические и социальные причины: материально-техническая база школы, уровень дошкольного воспитания детей, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье.

    Исследования психолога Николая Мурачковского легли в основу классификации неуспевающих учащихся.

    Первый тип неуспевающих – учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

    Второй тип – учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

    Третий тип – неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной потере позиции школьника, а также стремление оставить школу.

    Типология трудностей в обучении

    В докладе были отдельно сформулированы трудности в обучении для начальной и основной школы, а также для старших классов.

    Начальная школа (1–4-й классы):

    • пропуск букв в письменных работах, орфографические ошибки;
    • трудности в решении математических задач, нетвердое знание таблицы умножения;
    • затруднения при пересказе текста;
    • непонимание объяснений учителя.

    Многие исследователи отмечают невнимательность, рассеянность и неусидчивость младших школьников.

    Основная школа (5–9-й классы):

    • неготовность к новым формам учебной деятельности;
    • пробелы в знаниях, мешающие восприятию нового материала;
    • трудности в выстраивании взаимоотношений с новыми учителями;
    • сложности в адаптации к различным требованиям учителей;
    • отсутствие внутренней мотивации к обучению, интеллектуальная пассивность.

    Отмечается неустойчивость настроений и самооценки подростков, а также реактивность поведения, провоцирующая конфликты во взаимоотношениях. Зачастую трудности возникают на фоне неприемлемого отношения родителей к обучению в школе и неблагополучной ситуации внутри семьи.

    Старшие (10–11-й) классы:

    • вхождение в новый учебный коллектив;
    • смена критериев оценивания учебных достижений (баллы ЕГЭ, предпрофессиональная подготовка);
    • трудности с профессиональным самоопределением;
    • сложности во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями и педагогами);
    • перегруженность учебными занятиями и нехватка времени на досуг.

    Дискуссия о практической направленности

    В дискуссии, которую профессионально модерировал один из руководителей семинара Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования ВШЭ, прозвучали соображения о необходимости разработки практических рекомендаций по преодолению трудностей в обучении. Об этом, в частности, говорил профессор кафедры педагогических технологий факультета педагогического образования МГУ Алексей Боровских. По его мнению, гораздо важнее обсуждать возможности диагностики трудностей и механизмы их преодоления.  

    Профессор Исаев, комментируя прозвучавшие соображения и предложения, сообщил, что в рамках семинара планируются доклады и сообщения о практико-ориентированных программах диагностики, профилактики и коррекции трудностей в обучении.

    Планы на будущее

    Совместный семинар Инобра ВШЭ и МГППУ «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление» чрезвычайно актуален. Выраженный запрос на разработку эффективных инструментов профилактики, диагностики и преодоления школьной неуспешности существует на всех уровнях системы образования. Так, например, недавно мы писали о совместном проекте Минпросвещения и Рособрнадзора «Школа равных возможностей», в рамках которого планируется наладить адресную работу со слабыми школами и учениками, испытывающими трудности в обучении. В процессе обсуждения инициативы профильного министерства и надзорного ведомства прозвучали предложения о внесении изменений в федеральный проект «Современная школа» в части разработки модели и программ коррекции трудностей в обучении и в федеральный проект «Учитель будущего» в части повышения квалификации и методической поддержки учителей.

    На мой взгляд, постоянно действующий семинар Инобра ВШЭ и МГППУ по теме «Школьная неуспешность» может стать площадкой для коммуникации теоретиков, практиков, сотрудников профильных министерств и ведомств, а также платформой для активного продвижения проблемы школьной неуспешности в повестку национальной образовательной политики.

    Следите за нашими публикациями, портал ActivityEdu обязательно расскажет обо всех интересных исследованиях, докладах, дискуссиях, предложениях и новых разработках по заявленной тематике.

    Оригинальная статья размещена здесь.

    Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

    Источник