Ребенок с ранним сексуальным развитием

Ребенок с ранним сексуальным развитием thumbnail

Советы дает наш эксперт – врач-психотерапевт Борис Суворов.

После шести уже поздно?

Сексуальность – это то, что присуще каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, присущим человеческому организму так же, как дыхание или пищеварение.

Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития, и то, как оно происходит, непосредственно влияет на его сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения, которые могут быть в этой сфере, возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст. Вот почему важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.

Шаг за шагом

В своем психосексуальном развитии ребенок проходит несколько стадий.

От рождения до 1 года и 2 месяцев или до полутора лет (граница колеблется)

Совсем маленький ребенок, как известно, познает мир через рот – это для него главный источник ощущений. Когда младенец сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.

Возможные нарушения. Если младенец получает грудь не по потребности – то есть недостаточно или не вовремя, это формирует у него зависимый сексуальный характер. Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», постоянно нуждающимся в заботе. Если же грудь дают насильно, у ребенка зарождается склонность к садо-мазохистским отношениям.

Как правильно? Важно, чтобы кормление происходило по потребности ребенка, в атмосфере спокойствия и любви. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.

От 1,2 (1,5) до 3 лет

В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело, и то, как происходит отправление его естественных надобностей, вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.

Возможные нарушения. Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют – из-за отсутствия ограничений формируется, наоборот, склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.

Как правильно? Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.

От 3 до 6 лет

Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.

Возможные нарушения. Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит ему сексуальную жизнь.

Как правильно? На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше 3 лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.

От 6 лет до начала полового созревания

Жизнь ребенка выходит за пределы семьи, он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телу других и самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.

Возможные нарушения. Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.

Ребенок с ранним сексуальным развитием

Как правильно? В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой, поэтому тут для него в первую очередь важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться и принести все свои вопросы и проблемы.

Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.

Половое созревание

С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (как мы знаем, она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, которые он и пытается таким радикальным способом найти «на стороне».

Самое главное. Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, – присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.

Читайте в соцсетях!

Источник

  Половое развитие ребенка начинается с самого рождения как в медицинском, так и в психологическом плане.

Однако если до трех лет дети не осознают своей половой принадлежности, то в норме после 3-4 лет у ребенка происходит четкая идентификация себя как девочки или мальчика.

Именно в этот момент начинается сексуальное развитие ребенка: малыши проявляют интерес к первичным половым признакам как к своим, так и у представителей противоположного пола.

Как вы понимаете, четкая половая идентификация у малыша совпадает с тем самым непростым кризисом трех лет, и об их взаимосвязи нужно знать несколько важных вещей:

— первый оргазм ребенок может испытать в возрасте от 3 до 5 лет;

Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам для заполнения

— если преодоление кризиса трех лет прошло неверно, следствием может стать онанизм, в котором малыш будет искать утешение и успокоение.

Так что реагировать на все нужно сдержанно и осторожно.

Как реагировать на прикосновение малыша к гениталиям?

Правило №1 — сохранять полное спокойствие. Малыш познает себя, и это абсолютно природный процесс.

Правило №2 — рассказывать только то, что ребенок хочет знать. Это значит, что вы должны отвечать на четко поставленный вопрос без дополнений. Если ребенок спросил о своих половых органах, не стоит ему читать лекцию по анатомии или описывать весь функционал органа. Только четкий ответ на четкий вопрос.

Правило №3 — не уходить от «неудобных» вопросов. Многие родители руководствуются отговоркой «ты еще маленький», но если ребенок задал вопрос, значит, он для него созрел.

Самые частые варианты рассматривания половых органов:

— в детском саду в кругу сверстников;

— дома, вплоть до попыток снять с родителей нижнее белье, чтобы рассмотреть, «как я буду выглядеть, когда вырасту».

На последний вариант стоит реагировать спокойно. Но здесь важно оставаться родителями, которых  надо уважать и ценить. То есть показать гениталии можно невзначай и ОДИНАКОВЫМ полам (мама+дочь, отец+сын), если же такое произошло случайно, «улыбаемся и машем».  Инициировать показательные выступления точно не стоит!

Последствия неправильных реакций родителей:

— резкая критика интереса мальчика к гениталиям может привести в будущем к занижению его мужской самооценки и комплексу «неспособности удовлетворить женщину»;

— чрезмерная вседозволенность, наоборот, может подтолкнуть к переоценке собственных умений: «никто другой не сделает это лучше, остается самоудовлетворение».

Выход — золотая середина. О ней расскажу ниже.

Как разговаривать «об этом» с детьми?

Тему интимных бесед можно условно разделить на несколько уровней.

Первый уровень — географический.

На этом уровне ребенок представляет себе, как он появился.

Что делать: пользуйтесь правилом, о котором шла речь выше, — только ответ на вопрос. Если поступил вопрос: «Мама, где я был до рождения?», отвечайте: «В животике». Если ребенок не задает дополнительных вопросов, значит, такого ответа ему достаточно.

Второй уровень — изготовление детей.

Дети часто представляют себе, что это существует некий завод, где деток комплектуют под родителей.

Что отвечать на вопрос «как я получился»? Предложите ребенку пофантазировать: «А как ты думаешь?». Выслушав версию малыша, обязательно одобрите ее. А потом скажите: «Дети появляются, когда есть мама и папа, когда они очень любят друг друга, у них в организме есть составляющие — яйцо и семя, и они соединяются. Избегайте лишних подробностей. Помните, нет дополнительных вопросов — не нужно лишней информации.

Третий уровень — переходный.

В 4-5 лет дети начинают представлять процесс деторождения. Каждому ребенку интересно, как же он из животика вышел. Причем закономерно, что у мальчиков этот вопрос возникает позже, чем у девочек.

Что делать: возьмите в помощь энциклопедию или документальную тематическую серию National Geographic. В этот период уже можно называть термины сперматозоид и яйцеклетка.

В этот период дети уже, как правило, понимают, что есть три условия появления детей:

— социальные отношения: дружба, любовь, брак;

— половая связь;

— слияние сперматозоида и яйцеклетки.

Что такое половая связь для ребенка: это когда мама и папа любят друг друга, трогают друг друга, говорят ласковые слова и ложатся вместе спать. Зачастую именно это и есть детское понимание определения половой связи.

Если ребенок задает вам вопрос на эту тему, важно не страшиться и не смущаться. Дети считывают вашу реакцию, и если вы оторопели, то у ребенка складывается осознание: вопрос столь интимен, что его точно не стоит выносить на обсуждение с родителем.

Кстати, не бойтесь, если дети ищут ответы в социуме, обсуждают это со сверстниками. Узнав о таком факте, не осуждайте ребенка, лучше аккуратно разведайте, что он узнал.

Включиться со своими объяснениями стоит только в том случае, если ребенку рассказали совершенно неправильную версию, например, что дети получаются от поцелуев.

В период 4-6 лет у детей нередко присутствуют ролевые игры. Ваша задача убедиться, что ребенок играет персонажа своего пола.

Еще одна характеристика этого возраста — первая влюбленность. Возникновение симпатии для малышей часто обусловлено только внешними данными объекта внимания. Тут ваша задача как родителя — развить эмоциональный аспект вопроса, уточнить, какие эмоции у него вызывает его симпатия.

Вообще, эмоциональная составляющая крайне важна. Зачастую дети оказывают объекту обожания чрезмерно агрессивные знаки внимания именно из-за непонимания и неумения правильно продемонстрировать свои чувства.

В возрасте 6-9 лет у детей начинаются первые сладкие поцелуи, имитация первого сексуального опыта. Нередко у девочек это происходит с представительницами своего же пола, у мальчиков на предметах, продуктах питания (пример: отработка техники поцелуя на помидорах).

Ваши действия: давать ребенку знания о нормах поведения — женщина+мужчина = норма. Остальные вариации — нет. Пожалуй, стоит сказать, что в западных социумах другие варианты тоже есть нормой. Но, главное, не давайте этому факту свою оценку. Не забывайте, что ребенок живет в среде, где окружение и мир может поменяться, он должен быть гибким в своих суждениях.

И напоследок мой ответ на животрепещущий вопрос: как реагировать, если ребенок стал свидетелем интимной сцены родителей?

А такой факт возможен по ряду причин: от банального жилищного вопроса до умышленного подсматривания в силу любопытства.

Вы должны понимать, что ребенок может испугаться, но не самого факта полового акта, а в большей степени бурных эмоций. Чаще всего у детей возникают вопросы именно об эмоциях, а не о самом процессе.

Ваш ответ: ночь — это когда мама с папой могут остаться вдвоем, поцеловаться, обниматься. Делайте упор на эмоции, расскажите, что спальня — это ваш мир, где вы позволяете себе расслабиться, поцеловаться, побыть вместе.

Читайте также:  Доказать истину высказывания выготского игра девятый вал в развитии ребенка

Внимание: осторожничайте со словом «игра», не говорите, что вы «играли», потому что процесс игры вызывает у ребенка азарт.

На вопросы об эмоциональном, звуковом сопровождении процесса отвечайте: «Мы же обнимались, нам было хорошо». Делайте упор, что увиденное ребенком, ваш интим в вашем родительском мире, в спальне — это нормально.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Разместила: Фомина (Мазур) Екатерина Александровна (не является автором публикации)

Источник

Ирина Лагунина: Проблема ранней сексуальности, в принципе, является практически международной, она присуща далеко не одной только России. Последствия нередко выражаются в ранних браках, незрелом родительстве, брошенных детях, венерических заболеваниях. В чем ее причина этой проблемы? Какие подходы к ее решению приводят к хорошим результатам? Над темой работала Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Сегодня в Петербурге средний возраст, когда молодежь вступает в сексуальные отношения, 15,5 лет. Психологи говорят о том, что слишком раннее начало взрослой жизни указывает на проблемы в семье, и прежде всего, на недостаток внимания. Развод родителей очень часто лишает ребенка не только отца, но и мать изменяет к нему отношение, стремясь поскорее свить новое гнездо. Успешная карьера родителей тоже нередко уводит их из дома, оставляя детям крохи общения, ласки, тепла.
Из семейной пустоты молодые люди сбегают в ранние браки и в беспорядочные связи. Говорит и главный врач петербургского Консультативно-диагностического центра для детей и подростков “Ювента” Павел Кротин.

Павел Кротин:
Сегодня с детьми наши родители говорят всего 8 минут в день. Это хорошая отечественная цифра. Мировая статистика утверждает, что 5,5-6 минут в день. Я имею в виду благополучную семью, не асоциальную, там вообще не говорят. Вы понимаете, что 7,5 минут речь идет о чем – учиться, учиться и учиться. Полминуты помогать старшим – вынеси ведро, помой пол. И упаси бог, о каких-то проблемах, которые волнуют девочку или мальчика. У зеркала стоит: не о том думаешь, поступать надо. По телефону полтора часа нормально ребенок разговаривает? Нормально. Это психосексуальное развитие. А они говорят: не о том думаешь, поступать надо. Поэтому сегодня проблема ранней сексуальности главная проблема в нашей стране, и мы тут на самом деле впереди планеты всей. Американцы с нами конкурируют только. Это две страны глобальных, в которых нет полового воспитания и образования в школах. И мы сегодня и Америка на первом месте по количеству беременности у юных, но у них просто больше родов у юных, а у нас больше абортов. Главная причина ранней сексуальности – это отсутствие эмоционального тепла в ближайшем окружении. Ребенку хочется, чтобы его погладили, выслушали, его чаяниями прониклись. А ему говорят: нет, учиться надо и вообще некогда мне, я же благополучия твоего добиваюсь. То есть когда родители не являются эмоциональным окружением, а есть тот, кто у нее появился, который сразу выполняет все функции и понимает, выслушивает, и помогает в чем-то, в том числе материально. Это благополучные девочки, которых кормят, одевают блестяще. Но на татуировку или на пирсинг деньги мама не даст, медикаментозный аборт у нас все девочки делают только на спонсорские деньги. Мама же не дает. А он погладит и поймет. Кто встречает после аборта нашу девочку? Мальчики все те самые плохие, только они.

Татьяна Вольтская: Причин, по которым ребенок не получает в семье достаточно внимания, много, начиная с мотивов, по которым семья решается на его рождение, – говорит член президиума Петербургского психологического общества Игорь Добряков.

Игорь Добряков: Иногда супруги могут заниматься такой своеобразной аутопсихотерапией. Бывает такая ситуация патовая, когда и вместе не могут, и врозь не могут. И тогда они принимают решение родить ребенка. У нас ребенок будет, куда мы друг от друга денемся? В этой ситуации, когда ребенок появляется, он, как правило, не оправдывает надежды родителей. Он еще не родился, на его слабенькие плечи положили задачу тяжелейшую – цементировать отношения папы и мамы. И в этой ситуации, как правило, женщина начинает компенсироваться, потому что ребенок маленький, она начинает компенсироваться за счет своей беременности, потом за счет ребенка. И вот здесь возникает то, что в психоанализе называется эдипальными отношениями. Особенно, если рождается мальчик, то папа начинает ревновать женщину к своему сыну, и это может продолжаться многие годы. Еще одним деструктивным мотивом зачатия ребенка является возраст. Вот какая-нибудь бизнесвумэн, которых сейчас становится больше и больше, говорит – пора. Но дело в том, что вроде бы надо иметь ребенка и социальный статус какой-то. Потому что женщина, которой за 40, ребенка нет, что-то не в порядке. И поэтому она относится к этому как к неприятной обязанности. Между прочим, часто у этих женщин нет никаких проблем с акушерами-гинекологами, так что они все четко делают, правда, на учет встают поздно, но рожают, они волевые, рожают, тут же нанимают няню и воспитание идет скверное. Очень у многих наших богатых людей, к сожалению, воспитание идет по типу гипоопеки, когда ребенку не хватает папы и мамы.

Татьяна Вольтская: Мотивы, по которым молодой человек, обделенный теплом, хочет как можно скорее найти его на стороне, кроются в семье, а семья давно изменилась, – говорит доцент кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета имени Герцена Елена Иоффе.

Елена Иоффе: Она из расширенного превратилась в молекулярное. Детей стало меньше, ценности в отношениях между супругами и любовь по отношению к детям, не то, что семеро по лавкам, каждого надо воспитать, в каждого надо вложить, такие тенденции давным-давно существуют в западной культуре в Европе. Действительно сексуальное воспитание, сексуальная социализация не сводится к информированию. И половое самосознание, и гендерная роль – это как раз воспитание материнством.

Читайте также:  Сенсомоторное развитие ребенка до года

Татьяна Вольтская: По мнению Павла Кротина, ранняя сексуальность молодежи имеет прямое отношение к демографической ситуации.

Павел Кротин:
Посмотрите, какое количество у нас юных женщин среди вообще женского населения. Всего у нас, если брать женщин репродуктивного возраста, 8% составляют юные женщины до 18 лет. По данным ВОЗ, если цифра эта меньше 15% – это уже тяжелейшая депопуляция, у нас уже в два раза меньше, чем рекомендовано иметь юных ВОЗ. Мы в ситуации критической, девочек очень мало, мы сейчас о них говорим, потому что от них больше зависит, чем от мальчиков. И поэтому нужно о каждой из них не то, что заботиться, пылинки сдувать. Сохранить максимально ее здоровье, иначе некому будет выполнять наши демографические проблемы. По поводу ранней сексуальности, она проблема номер один. По опросам в 9 регионах России, очень большим опросам, достоверным, потому что там более 10 тысяч опрошенных было подростков, только 5-12% считают начало половой жизни неприемлемым для себя до 18 лет. 12 – это девочки, 5 – мальчики. Начиная с Приморского края, 9 регионов, это была большая работа. Это данные петербургские очень точные, почему я их привожу, потому что это аудиторская проверка эффективности программ ЮНИСЕФ в нашем городе. ЮНИСЕФ работал в нашем городе, и аудит был проведен международный с использованием наших студентов социологического факультета. В качестве волонтеров они ходили и опрашивали во всех районах подростков, знают ли они, где какие клиники. Получается, что в Петербурге 15 лет начало половых отношений, с 15 каждый второй уже живет половой жизнью. И каждый год эта цифра увеличивается на 10%. Причем сегодня девочки по отдельным возрастам опережают мальчиков. Если раньше у нас мальчики были впереди девочек, сегодня гендерное равенство достигнуто, девочки опережают мальчиков в раннем начале сексуальных отношений.

Татьяна Вольтская: Могут ли взрослые как-то повлиять на ситуацию?

Павел Кротин: Мы с вами не можем уменьшить возраста начала половых отношений. Есть американский опыт прекрасный. Вы знаете, что сейчас Бушу предъявлен иск на пять миллионов долларов за то, что он помогал организации “Голубые стрелы”, которые призывали к воздержанию до брака. И говорили, что программа в Америке проводится блестяще, что она у них успешно претворяется. Сегодня пришли к власти другие политики, выясняется, что программа не выполнялась. Там вообще брак в 30-35 планируют, это у нас в 25-26, а там еще больший промежуток времени надо воздерживаться. Такого воздержания никому не хватает, находят альтернативные варианты. У нас тоже, мы же не против того, что церковь призывает воздерживаться. Но как-то церковь достучалась до молодежи, у нас многие пишут, что они верят в ту или иную религиозную идею, но при этом они все равно живут половой жизнью. А самое главное, те же мамы, они не говорят с детьми об этих отношениях, но вместе с тем против сексуальных отношений ранних, кого ни опросите, но все допускают гражданский брак своего ребенка.

Татьяна Вольтская: Для решения проблемы важны установки как общества, так и семьи, – считает психолог Илья Бердышев, который тоже сравнивает Россию и Соединенные Штаты.

Илья Бердышев: Вот популярный журнал “Бизнес и власть”, я когда-то читал, в частности, там была такая статистика, что такое система ценностей для молодых граждан Америки, для молодых граждан России. На первом месте здоровье, на втором месте семья, на третьем месте карьера у американцев. У нас на первом месте карьера, на втором месте денежное довольствие, на третьем месте семья и месту здоровью не хватило. Когда эта пирамидка будет более-менее зеркальная американской, то возможно эти вопросы будут автоматически отпадать. Для здоровья и духовного, и душевного, и даже физического своевременная правильная дифференцировка половая, сексуально-половая, она чрезвычайно важна.

Татьяна Вольтская: Продолжая сравнивать российскую и американскую молодежь, среди которой самые высокие в мире показатели ранних беременностей, Павел Кротин предполагает, что, возможно, дело в организации полового воспитания. Ведь совсем другая картина наблюдается в Швеции или Голландии.

Павел Кротин: Нидерланды, они самая развращенная страна. Сексуальное образование с четвертого класса официально, как правило, дошкольные и первые классы в районе уроков сказки так называемые, им показывают мультики, но это не называется сексуальным образованием. В Голландии, всем понятно, секс-шоп на каждом углу, красный фонарь через два угла, кофе-шоп, где марихуана, на каждом перекрестке. И при этом начало сексуальных отношений в Голландии в 17,5 лет. Почти всегда они продуманные и имеют вид, как в Швеции и Финляндии, там чуть пораньше, там это все, как правило, имеет характер постоянных брачных отношений, партнерства. То есть это гражданский брак по-нашему, по русскому варианту. У нас 70-80% наших девочек вступают в сексуальные отношения на эмоциональном взлете, подпитанном алкоголем, как правило, поэтому никакого контроля ситуации и перспективной рождаемости не существует абсолютно. Там вступившие в сексуальные отношения, у них все начинается с получения контрацептивов либо в молодежных консультациях, либо у школьного доктора или медсестры. Поэтому у них 80% используют оральную контрацепцию современную. У нас такой цифры мы не добьемся никогда, потому что по опросам петербургским меньше 30% наших подростков до 18 лет имеют регулярные сексуальные отношения, если говорить честно, 28%.

Татьяна Вольтская: Последствия ранних беспорядочных связей таковы.

Павел Кротин:
В России сегодня при том, что количество абортов уменьшается, до 18 лет 10% абортов от всего количества абортов. Каждая десятая первородящая в России отказывается от ребенка.

Источник