Ребенок с проблемами в развитии в системе семейных отношений

Ребенок с проблемами в развитии в системе семейных отношений thumbnail

Якимова Г.П.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений.

Работая учителем-дефектологом и изучая наследие ведущих советских дефектологов, я пришла к выводу, что детальнее всего реализацию программы социализации аномального ребенка рассматривал Л.С. Выготский, как главную задачу дефектологии. Социализация ребенка предопределена социальной средой, в которой он развивается, и основополагающим компонентом этой среды является семья, ее роль в формировании личности такого ребенка является значительной, и решающей в его социализации.

Аномальные дети, как и их сверстники, при эффективном обучении имеют социально адекватное поведение. И здесь семья играет крайне важную роль, а система семейных отношений является определяющей в социализации ребенка; причем полная, полноценная семья обеспечивает успешную социализацию и коррекцию ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Школа, в свою очередь, знает, изучает и способствует формированию эффективной системы семейных отношений детей с проблемами в развитии. И семейные отношения специалистам службы сопровождения необходимо изучать и формировать с позиции системного подхода.

Занимаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья определила для себя и специалистов службы сопровождения ряд главных вопросов:

1. Необходимо изучать семейные отношения детей всегда в динамике, особое внимание следует уделять статусу ребенка в семье.

2.Целесообразно осуществлять качественный анализ системы семейных отношений, т.е. понимание значимых связей ребенка, интерпретацию этих связей.

3.Вторичная социализация должна проводиться с учетом существующей системы семейных отношений и статуса ребенка в семье, и особенностей общения ребенка, как в семье, так и вне ее.

4.Важно пропагандировать педагогические связи.

Далеко не все родители, имеющие детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии. И наша задача – помочь родителям, заниматься просветительской деятельностью. Родители должны иметь определенный круг знаний о развитии своего ребенка. Предлагаю некоторые направления, по которым можно организовать циклы занятий с родителями, имеющими ребенка с ОВЗ (из опыта работы):

1. Причины возникновения осложнений в развитии детей.

а) Условия, необходимые для нормального развития ребенка от зачатия до поступления в школу: хорошее здоровье родителей, отсутствие наследственных заболеваний, правильный (здоровый) образ жизни, нормальное протекание беременности, родового акта, развитие без осложнений в первые годы жизни.

б) Факторы, вызывающие осложнения в развитии ребенка, т.е. причины умственной отсталости, задержки психического развития, ограниченных возможностей здоровья (при общении с родителями важен такт, мы не употребляем медицинские термины, а говорим о «трудностях, испытываемых детьми в обучении»).

в) Задержка в развитии ребенка в сочетании с педагогической, социальной запущенностью.

2. Типичные затруднения учащихся с ОВЗ в овладении учебными предметами.

а) Психофизическая готовность ребенка, имеющего проблемы в развитии, к обучению в момент поступления в школу.

б) Трудности, испытываемые учащимися данной категории при изучении грамоты: затруднения в запоминании букв и соотнесении их с соответствующими звуками, в овладении звуко-буквенным анализом, в овладении слиянием звуков в слоги, слоговом чтении, чтении целыми словами, в понимании прочитанного, в списывании и записи под диктовку слогов, слов, предложений.

в) Трудности, испытываемые детьми с ОВЗ в процессе изучения чисел первой сотни и арифметических действий с ними: затруднения в сравнении по величине, групп предметов по их количеству, в запоминании цифр и соотнесении их с количеством предметов, в выполнении присчитывания и отсчитывания по единице, при пересчитывании и отсчитывании предметов, в выполнении действий сложения и вычитания, в понимании и запоминании таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

г) Трудности, встречающиеся ученикам в овладении трудовыми навыками при работе с ножницами, шитье, склеивание и т.д.

д) Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком перечисленных трудностей.

3. Особенности поведения, интересов учащихся начальной школы.

а) Неумение ученика начальных классов с проблемами в развитии управлять своим поведением.

б) Отсутствие у младших школьников интереса к процессу познания.

в) Эгоцентризм детей с ОВЗ, равнодушие к окружающим людям, в том числе одноклассникам, к событиям, происходящим в ближайшем окружении ребенка, если они не приносят удовлетворения его эгоистичным желаниям.

г) Затруднения учащихся в овладении точными координированными движениями (низкое качество записей, зарисовок), что не может стимулировать желания трудиться над школьными заданиями.

д) Необходимость успехов в учебной деятельности ребенка с ОВЗ как условие, пробуждающее и подкрепляющее интерес к учению, к учителю, школе, к другим учащимся.

4. Подростковый период в развитии ребенка.

а) Физические и физиологические изменения в организме ребенка во время пубертатного периода.

б) Особенности поведения подростка с ОВЗ, его отношение в этот период к родителям, школе, товарищам.

в) Установление взаимоотношений с детьми подросткового возраста в семье и школе с учетом их особенностей.

г) Помощь учащимся со стороны школы, семьи в организации поведения, развития здоровых интересов: культурный досуг, занятия спортом, трудом, тактическое руководство взрослых занятиями детей.

5. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

а) Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков.

б) Воспитание брезгливости, непримиримости к неопрятности, неряшливости, отсутствию чистоты и порядка, привитие желания и умения исправить названные недостатки.

в) Воспитание у детей чувства сострадания к слабым, старым и малым, больным.

г) Формирование у школьников правильного поведения в обществе: уважительное отношение к старшим, умение помочь тем, кто нуждается в помощи, соблюдение культурных норм.

д) Воспитание у детей потребности трудиться, владеть трудовыми навыками.

е) Сообщение учащимися знаний об организации семейной жизни: о распределении доходов, обязанностях членов семьи в повседневной жизни, воспитании детей.

ж) Знакомство учащихся с этикой семейной жизни.

з) Привитие школьникам уважения к гражданским обязанностям, соблюдению законов, воспитание сознания, необходимости трудиться.

6. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

а) Выполнение родителями своих прямых обязанностей: ребенок должен быть вовремя накормлен, обут одет. У него должен быть уголок для приготовления уроков, место для книг, игрушек.

Читайте также:  Этапы развития речи ребенка их особенности

б) Знание и понимание родителями юридической и моральной ответственности за судьбу своего ребенка.

в) Создание в семье уюта, тепла. Душевное внимание к ребенку, его нуждам, огорчениям, интересам, включение его в общие дела и заботы семьи, выработка привычки проводить время дома.

г) Роль примера родителей в воспитании детей.

д) Контроль за занятиями ребенка дома и вне дома; его друзья, их общие интересы их взаимоотношения, способы проведения досуга.

е) Систематическое обсуждение с ребенком его дел. Забота о выполнении ребенком требований школы. Контроль за приготовлением уроков. Регулярное общение с учителем, посильная помощь школе.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и с ними лично. Сфера общения самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Требуется особая бдительность в общении как со взрослыми в присутствии детей, так и в общении с самими детьми.

Коммуникативный фактор обеспечивает, как успешную социализацию ребенка, так и его коррекцию. Необходимо тщательно изучать и анализировать особенности общения ребенка в семье и с другими людьми.

Являясь сердцевиной успешной социализации ребенка, коммуникативный фактор является составной всей системы семейных отношений: это и организация семьи, и организация жизни ребенка, и общение, и условия быта и деятельности детей с ОВЗ.

Список литературы:

1. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье.-М.: Педагогика, 1973.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5.-М.: Педагогика, 1979.

3. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания.-М.: Советская Россия, 1983.

4. Рубинштейн С.Я. Черты характера ребенка и их воспитание в семье.-М.: Просвещение, 1967.

Источник

Лекции.Орг

2. Семья является живой системой, которая состоит из независимых частей, взаимод-ие которых обеспечивает такие св-ва системы, которыми ни одна из частей не обладает. Преод-вая стресс, связанный с восп-ем реб. с откл. семья использует различные стратегии, кот. делятся на внутренние: пассивная позиция(страусиная)-избегание поиска решения проблем, основана на надежде, что все уладится само собой; активная-в способности индетифицировать те условия, кот. можно изменить и активные деят-ти по их изменению. И внешние-основываются на умении опираться на индивидуумов и учре-ия не входящие в систему семьи: 1)умение находить и использовать помощь других людей, соседей, друзей, др. семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы; 2)спос-ость находить дух-ую поддержку, советы и помощь религиозных деятелей; 3)умение исп-вать ресурсы гос-ой поддержки. Дети с пробл. инт.разв. живут в контексте семьи, где любое событие происходящее с одним чел. непременно затрагивает остальных. Сем. отнош-я можно рассматривать в системе 4-х понятий: подсистемы (описывают кто и с кем взиамод-ует), сплоченность. семья, имеющая реб. с пробл. испытывает сильный страх перед сам-ми действиями реб., что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо- хар-ся такие семьи гиперопекой и гипервовлеченностью.) и адаптнвность. способность изменяться в ответ на стрессовую ситуацию), коммуникации (возникают их проблемы в процессе взаимодействия людей). 3 стиля сем-ых отнош-ий:!) авторитарный(жестокость, террор); 2) либеральный (попустительский); 3) демократичный(гибкий- понимают, уваж-ют). Более половины семей отриц-но влияют на развитие у/о реб. и лишь около 40% оказ-ют подож-ое воздеЙствие.Даже в тех семьях где отн-ние к реб.прав-ое родители в больш-ве случаев дейст-ют руководствуясь лишь собственным пониманием роли восп-ия/ Почти 70% род-ей мал-ких детей склонны переоценивать их способности, а 25% недооц-ют своих детей, поэтому боль-во из них нуждаются в помощи спец-тов. Восп-ем реб. занимаются в основном матери, лишь в 24% случае мать и отец, а около 6% семей реб. пред-лен сам себе. В семьях дети с лег. формами у/о около 1/3 родителей явл. выпускниками кор. школ 8 вида, т.е. сами страдают интел. недост-ью, что явл-ся проблемой дальнейшего образ-я, труд-ства, матер-ого благо-ия. Больш-тво родителей у/о детей принадлежат к 2 группам: рабочие и работники с/к.. Почти 1/4часть всех семей многодетные. В 13% семей родители явл-ся алкоголики, наркоманами, правонар-ми. Здесь отмечается насилие по отношению друг к другу и семьям. Больш-тво семей живут бедно. Характерными наруш-ми род. поведения в случае рожд-я больного реб. явл-ся: 1)потворствующая гиперопека, 2)фобия потерять реб., 3)скрытая или открытая отчужденность, связанная с псих, депривацией (-это многообразные нарушения формир-ия и функцион-я психики, возннк-ие в следствии относительно длительного блокирования значимых потребностей чел-ка) реб. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки явл. отставание в псих.разв. реб. Потворствующая гиперопека м/б связана с неверием сил реб. в его возможности. Гипертрофированный страх за реб. перед-ся от матери к реб., формируя у него избегающее поведение и в этих случаях речь не идет даже об элементах самообслуживания. Эмоц-ое отвержение чаще всего имеет место когда реб. не оправдывает ожидание родителей, неудов-ет их соц. амбиций. В повышенном уровне тревожности у реб. пёд. запущ., отстав-е в псих. разв. и девиантное поведение в стар, возрасте. Недост-ая отзывчивость родителей выраж-ся в несвоев-ом и недос-ом отклике на нотребности детей, принебрежении к их чувствам, неотзыв-ть родителей, а особенно матерей создает ситуацию дипривации и еще более замедляет развитие реб., способ, наруш. его поведения. Наиболее эффек-ми формами работы при нарушениях стиля восп-я явл.: 1) семейная психотерапия; 2) групп-ая психотер-пия с матерями; 3) работа с несколькими род-ми парами; 4)индив-ая психотер-я.

2. Диагностика особенностей развития экспрессивной и импрессивной речи детей с отклонениями в развитии.

Экспрессивная речи. (дети дошк.и младшего школ.возраста) Предъявление по ходу беседы, в игре и в виде учебного задания набора сюжетных и предметных картинок. По результатам диагностики судят о семантической и фразовой хар-ке экспр.речи: о доступности диалогической речи, объеме и качестве словарного запаса, уровне развития фразовой речи, ее грамотности, о состоянии текстообразования.

Читайте также:  Центр развития ребенка 12 волгоград советский район официальный сайт

1. Диалог (исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения, оцениваются особ.и способы реализации речевых средств (звуков, слогов, слов).

2. Называние предметов и действий (исслед.номинативной функции речи, объема и качества активного словаря, оценивание опосредования ребенком зрительного образа словом, обазначение предмета и выделяя в нем существенные признаки; обобщение слов).

3. Составление фраз (возможности и способы комбинирования слов во фразе, особенности структурирования и формообразования, наличие и характера аграмматизмов, особ.словосочетаний).

4. Составление рассказа по картинке (определение уровня владения связной речью и текстообразования).

5. Произнесение изолированных звуков (исследование возможностей ребенка в реализации речевых звуков).

Исследование позволяет определить уровень ее развития и качественное своеобразие. Дать условную количественную оценку семантической и фразической стороны, содержательную (задача действия) и операционную (условия действия) сторону речи.

Импрессивная речь. Выявление возможностей декодирования детьми речевого сообщения, выявление факторов, лежащих в основе нарушения понимания речи.

1. Диалог (выявление возможностей контекстного понимания фразовой речью и понимание ее вне контекста, т.е. переходе от одной ситуации к другой).

2. Понимание значений слов (называние предметов и действий (выявление объема пассивного словаря, определение возможностей понимания значений слов различной степени сложности с учетом их звукового состава и длины).

3. Понимание предложений (выявление возможностей осмысления фраз, основанного на понимания лексических и грамматических значений слов. Использование сюжетных картинок, которые необходимо распознать по заданной фразе. Раскрашивает, рисует, нарисовал).

4. Понимание инструкций (задания с простыми действиями, постепенно усложняясь).

5. Различение речевых звуков (выявление дифференцировок речевых звуков со сложными сигнальными признаками.

Общий анализ обследования импрессивной речи позволяет выяснить механизмы нарушения приема и переработки ребенком акустических речевых сигналов

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1139 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

Читайте также:  Личностное и межличностное развития ребенка

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник