Ребенок с проблемами в развитии

Ребенок с проблемами в развитии thumbnail

Дети с проблемами в развитии – кто они?

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.

Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в  ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. 

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

 Психологические особенности детей с нарушениями речи

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

ЗПР

     Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

      Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Клара Самойловна Лебединская выделяет  четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

– конституционального происхождения;

– соматогенного происхождения;

– психогенного происхождения;

– церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.

Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти  и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти,  нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка.  Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и  развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно  отражается на интеллектуальной  продуктивности.

 ЗПР церебрально-органического генеза

Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР.  Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза.   Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей  наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).

Читайте также:  Диагностика уровня социального развития ребенка

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением  когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:

– легкая умственная отсталость;

-умеренная умственная отсталость;

– тяжелая умственная отсталость;

– глубокая умственная отсталость.

Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими  и домашними навыками.

Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное,  непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.

При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 – 3 летнему возрасту.

Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.

Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:

Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.

Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.

Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.

У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.

Источник

«Психологические портреты детей с проблемами в развитии»

  1. Общие особенности психического недоразвития.

  2. Систематизация детей с умственной отсталостью.

  3. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными формами психического недоразвития.

Психическое недоразвитие проявляется как общая интеллектуальная недостаточность (ОИН). Этой терминологией пользуются клиницисты и психологи. Педагоги используют термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

ОИН всегда приводит к появлению тяжелых трудностей в развитии, которые изначально тотальны и лишь по мере взросления ребенка при условии правильно организованной коррекционной работы могут частично уменьшаться. Тотальность трудностей развития проявляется в том, что у ребенка нет ни одной не отстающей в темпах своего становления сферы или компонента психической деятельности. То есть ведущим симптомом является недоразвитие всей познавательной деятельности и личности в целом. Это резко нарушает социально-психологическую адаптацию.

По мнению всех авторов (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, М.С. Мнухин, Г.Е. Сухарева, Д.Н. Исаев, В.В. Лебединский) клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры.

Читайте также:  Контрольная работа социальные факторы развития ребенка

По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ-10 принято выделять следующие формы.

Легкая умственная отсталость – определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта, способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и возможности адаптации.

Умеренная умственная отсталость – характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта, способностью к общению, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьезны проблем в социальной адаптации.

Тяжелая умственная отсталость – определяется при наличии грубых нарушениях интеллекта и характеризуется отсутствием способности у обучению, даже в специально организованных условиях, серьезными затруднениями в общении, при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Глубокая умственная отсталость – определяется при наличии крайне тяжелых нарушениях интеллекта и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.

(схема, стр. 104)

Среди систематизаций олигофрений наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер, которая основана на клинико-этиопатогенетическом принципе и широко используется на практике не только клиницистами, но и специальными психологами и коррекционными педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Классификация М.С. Певзнер

  1. Основная (неосложненная) форма олигофрении

  2. Дети с нарушением нейродинамики:

    • с преобладанием процессов возбуждения,

    • с преобладанием процессов торможения,

    • со слабостью обоих процессов.

  3. Дети с психопатоподобным поведением.

  4. Дети с выраженной лобной недостаточностью:

    • с преобладанием процессов возбуждения,

    • с преобладанием процессов торможения.

5. Дети с нарушением анализаторов, речи, опорно-двигательного аппарата (сложный дефект).

Автор выделяет две основные формы: неосложненную и осложненную олигофрению. Глубина дефекта при основной форме может быть разной.

Неосложненная форма. Ее патогенез определяется диффузным (разлитым) недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений.

Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительно первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, целенаправленной деятельности и поведения. Эта форма наиболее распространенная и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.

Дети имеют определенный запас практических сведений и навыков, дружелюбны по отношению к старшим и сверстникам, основным камнем преткновения является учеба. Трудности в обучении обуславливаются тем, что дети недостаточно осмышляют предложенные им задания. При этом сохраняется внешняя мотивация учения, но она по своему существу бессодержательная. Дети переживают свою несостоятельность, стремятся ее скрыть, гордятся малейшими успехами. С удовольствием помогают учителю, не нарушают школьную дисциплину, стараются. При выполнении доступных им заданий достаточно целенаправленны, устойчиво сохраняют предложенный способ деятельности.

Сложные двигательные акты затруднены лишь в случае необходимости их организации по словесной инструкции, не сопровождаемой показом. Не отмечается нарушений в речеслуховом и речедвигательном анализаторах. Эта сохранность элементарного коркового анализа дает детям возможность овладеть элементарной грамотой даже в условиях массовой школы.

Однако дети этой группы затрудняет установление любых связей и закономерностей. Проявляется склонность к стереотипии, что объясняется косностью и бедностью словесной системы связей. На уровне сложной аналитико-синтетической деятельности она полностью теряет свою организующую функцию.

Особенности обучения. В младшем школьном возрасте обнаруживается учебная неуспешность, в первую очередь по математике. Обычно счет чисто механический или на пальцах, совсем не понимают смысл косвенных задач (т.е. задач, требующих обратного действия), составные задачи (в 2 действия) так же не могут решать. Не испытывают трудностей только в овладении последовательным числовым рядом. Понимание обратимости математических операций, умножения возникает через годы специальных тренировок.

Иногда детям удается научиться читать в 1 классе, но они недостаточно улавливают смысл прочитанного, не могут ответить на вопросы по тексту, не понимают скрытого смысла. Переход от прочтения слова к отражению смысла читаемого растягивается на годы. Разрыв между техникой чтения и пониманием прочитанного усугубляется. Тоже самое происходит на уроках письма – процесс написания (графическая и моторная организация) не затруднен, но усвоение (применение) правил практически недоступно. Списывать готовый текст могут значительно успешней, чем выполнять какие-либо задания (вставить буквы, составить слово). Трудности овладения письмом связаны с непониманием грамматических правил, отсутствием вариативности мыслительных операций.

Тетради детей обычно достаточно аккуратные, но любые самостоятельные и контрольные работы отличаются большим количеством ошибок.

Нарушений поведения обычно нет, однако эти дети недостаточно ориентируются в ситуациях, внешне похожих, но существенно различающихся по смыслу, и из-за этого могут быть неадекватными.

Осложненная форма включает еще четыре:

  1. Олигофрения осложненная нарушением нейродинамики

  • с преобладанием процессов возбуждения,

  • с преобладанием процессов торможения,

  • со слабостью обоих процессов.

Патогенез характеризуется сочетанием диффузного недоразвития головного мозга и остаточной, компенсированной гидроцефалии, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов нейродинамики.

Эту форму характеризует сочетание недоразвития сложных форм познавательной деятельности с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности. Такие нарушения отчетливо проявляются в изменении поведения и низкой работоспособности.

При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью, резко выраженной инертностью и косностью (негибкостью) мышления, отсутствием интереса к окружающему. Позы и движения очень бедны, темп движений замедлен. В познавательной деятельности наиболее специфическим признаком является трудность включения в задание и быстрая истощаемость, которая приводит к прекращению всякой деятельности.

Стрессовые воздействия приводят к возникновению еще большего торможения. Возникают псевдонегативистические реакции. Дети могут вести себя неправильно из-за непонимания ситуации. Достаточно рано осознают свою несостоятельность в учебной деятельности, переживают из-за насмешек одноклассников.

Читайте также:  Консультация логопеда развитие речи в жизни ребенка

Особенности обучения. Главной особенностью является то, что ребенок не успевает выполнять учебные задания в одном темпе с большинством детей, быстро истощается. Дети дополнительно затормаживаются при вызове к доске, присутствии в классе постороннего лица. При обучению чтению специфических ошибок нет, при обучении письму и в дальнейшем при письме обычно всегда наблюдаются ошибки работоспособности. При решении примеров наблюдается та же тенденция, с нарастанием утомления деятельность прекращается. Задачи самостоятельно не решают. Успевают обычно плохо, программу вспомогательной школы усваивают слабо.

Детям требуется стимулирующая и организующая помощь. Инструкции даются в расчлененном варианте. Необходимо специально обучать ребенка речевому сопровождению выполнения задания, поскольку оно улучшает работоспособность.

При возбудимом варианте у детей наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Дети не могут сосредоточиться, не способны у устойчивой целенаправленной деятельности. Правильные ответы чередуются с неправильными, импульсивными. Познавательная деятельность характеризуется неумением тормозить побочные ассоциации. Самой яркой особенностью является плохое удержание задачи и легкое соскальзывание с нее.

Поведение дезорганизовано, отличается шумливостью, болтливостью, развязностью, раздражительностью и капризностью. Иногда дают бурные аффективные вспышки, но в отличие от психопатоподобного поведения они не бывают длительными и в благоприятной для ребенка обстановке не возникают вообще.

Дети повышенно отвлекаемы, сосредотачиваются лишь на короткие промежутки времени, во время урока могут вскочить, бесцельно роются в портфеле, перебирают вещи, работоспособность снижена – отмечается неравномерный или ослабевающий ее тип.

Обучение. Дети часто долго не могут научиться читать и писать. При обучении чтению с трудом воспроизводят слог, образование обратного слога или слога с тремя элементами дается еще труднее. Часто читают по догадке или по сходным буквенным элементам.

Характерна неравномерность почерка, ошибки работоспособности – пропуски, удвоение букв, слогов, слов, иногда истинные признаки дисграфии – неузнаваемые слова и предложения. При обучении письму дети приписывают лишние или теряют необходимые элементы букв, в письме наблюдается тенденция «забегания вперед» с пропусками гласных, слиянием нескольких слов в одно, персеверациями. Дети затрудняются так же писать по строке.

При обучении счету долго не овладевают понятием числа, не могут заполнить пропущенное место в числовом ряду, не соотносят числа и предметы. Неуспеваемость иногда выглядит как неравномерность (изредка могут решать простые примеры, или устно дать верный ответ на вопрос простой задачи, но это не касается составных задач, заданий творческого характера).

Нарушены пространственные и временные представления – плохо ориентируются на листе бумаги, в сторонах собственного тела, не запоминают последовательность дней недели, месяцев. Всегда отмечается повышенная истощаемость. Эти жалобы формулируются как нарушения внимания, неумение сосредоточится на объяснениях учителя, самостоятельном выполнении задания. Очень часто страдает моторика – плохо и медленно одеваются, застегивают пуговицы, не справляются с заданиями на уроках труда и рисования. В младших классах постоянно нуждаются в контроле со стороны взрослого.

У детей со слабостью обоих процессов, в поведении отмечается наличие колебания от вялости до повышенной возбудимости и склонность к фазовым состояниям. В эмоционально-волевой сфере специфическим признаком является крайняя изменчивость состояния, немотивированные переходы от одного настроения к другому. Могут возникать признаки негативизма, когда ребенок отказывается от ответов на легкие и доступные вопросы или при дальнейшем нарастании торможения – немотивированные и неосознанные формы дурашливого поведения.

  1. Олигофрения, осложненная нарушением анализаторов.

Патогенетическая основа – сочетание диффузного поражения коры головного мозга с более глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы.

Дети имеют локальные дефекты слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата. Их особенностью являются более сложное неравномерное недоразвитие познавательной деятельности.

ПРИМЕР

  1. Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением.

Патогенетическую основу составляет сочетание диффузного поражения коры больших полушарий с преимущественно лобной недостаточностью и поражением подкорковых областей мозга.

При этой форме недоразвитие познавательной сферы сочетается с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости, склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей с этой формой наиболее затруднены.

ПРИМЕР.

4. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Патогенез – сочетание диффузного недоразвития коры больших полушарий с более грубой лобной недостаточностью.

Характерным здесь является сочетание недоразвития познавательной деятельности с изменениями личности по лобному типу и специфическое нарушение моторики.

Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна и бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Дефект при ОИН не носит прогрессирующего характера и дает основание для оптимистического прогноза развития ребенка. При благоприятных условиях обучения, своевременном его начале и наличии психолого-педагогического сопровождения учебного процесса степень социально-психологической дезадаптации может существенно снижаться: проявляясь изначально всегда как тотальные трудности развития, нарушения могут смягчаться и частично утрачивать тотальный характер.

Литература

  1. Типология детей с общим интеллектуальным недоразвитием. Методические рекомендации. 2002г. Инденбаум Е.Л., Домишкевич С.А.

  2. Психология детей с интеллектуальными нарушениями. Методические рекомендации. Янданова Т.И.

Источник