Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье

Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье thumbnail

ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% – недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

Воспитанием ребенка с нарушением интеллектуального развития занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, то есть сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого являются проблема дальнейшего образования и трудоустройства родителей и материального благополучия семьи. Среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормативно. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами – братьями и сестрами. Ребенок часто чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медикогенетическое консультирование и планирование семьи.

Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% – в семьях социального риска. Родители детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование получили только 0,9% родителей. В исследовании Д. В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежат к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

Большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка», либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка.

Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с «фобией утраты ребенка». Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальные амбиции, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту, прежде всего, следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой является важным фактором, меняющим ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка дидактические игры

Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным членом общества. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:

  • • в каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
  • • каждый ребенок является уникальной личностью;
  • • нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного;
  • • ребенок с нарушением интеллектуального развития растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей;
  • • ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в «няньку». Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.

Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с нарушениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего «особого» ребенка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. В настоящее время их можно успокоить. Это вполне реально в рамках интегративного или инклюзивного образования. И не нужно при обучении ребенка чтению, письму, счету организовывать дополнительные занятия с педагогом, стремиться дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом не забывать формированию социально-бытовых навыков уделять такое же внимание.

Источник

Библиографическое описание:

Нарышкина, Е. Ю. Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием / Е. Ю. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1401/ (дата обращения: 20.10.2020).

Определение возможных направлений совершенствования
воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием в семье, его
коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих как
состояние семейной микросреды, так и сознательного руководства
развитием ребенка со стороны взрослых. Анализ воспитательного
потенциала семьей детей с недоразвитием интеллекта свидетельствует о
том, что последний имеет немало уязвимых сторон.

Семейные взаимоотношения являются одним из основных
факторов формирования психического здоровья детей. Если у ребенка
существуют нарушения психической деятельности органического характера
разной степени сложности, роль семьи становится одной из важнейших.
Семья помогает ребенку адаптироваться в обществе с учетом его
заболевания.

Для человека с ограниченными возможностями семья имеет
особое значение, выступает в качестве первичного микросоциума и в
гораздо большей степени, чем для здорового человека, в качестве
условия выживания.

Благоприятный психологический климат,
доброжелательная атмосфера, которая определяется, прежде всего,
продуктивным взаимодействием между супругами, родителей с детьми,
позволяет ребенку чувствовать себя значимым, не ощущать свою
неадекватность и одновременно стимулирует его развитие, позволяя
полнее раскрыть потенциальные возможности ребенка с интеллектуальным
недоразвитием.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно
связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом
жизни семьи, ее благополучия и счастья. Именно от характера и
состояния супружеских отношений зависит психологический и
нравственно-эмоциональный климат семьи и ее воспитательные
возможности.

Семья, к которой принадлежит человек с
ограниченными возможностями, как правило, относится к так называемым
проблемным семьям. Для таких семей характерно появление особо трудных
ситуаций, способных привести к нарушениям внутрисемейных отношений, к
семейному кризису, к распаду семьи.

Читайте также:  Социальная забота защита и развитие ребенка осуществляются

Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии –
проблема, затрагивающая все стороны жизни, вызывающая сильные
эмоциональные переживания родителей и близких родственников.
Затруднения в достижении психологически значимой цели в таких семьях
приводят к ухудшению у родителей общего самочувствия, появлению
различных нервно-психических расстройств (реактивные состояния,
депрессии, суицидальные высказывания, истерические реакции и т.д.),
что в свою очередь приводит, как правило, к нарушениям внутрисемейных
отношений. Особенно трудно бывает родителям, когда кроме отклонений в
психическом либо физическом развитии ребенка наблюдаются внешние
дефекты.

Рождение больного ребенка всегда является трагедией для всей семьи. В
течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и
радостью ждали появление на свет малыша. Рождение больного ребенка
всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить
лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека.
Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития
больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его
состоянию.

Проблемы, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с
нарушением психического развития, связаны как с резкой сменой образа
жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся
от обычных трудностей. Многие родители в сложившейся ситуации
оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать каквнутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно
острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов
направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и
на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и
принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией
родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, опыт подобных
ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают
родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они
как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В
определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой
силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с
умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи
и поддержке.

    Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания,
    невозможность самореализации в нем – все это нарушает воспитательную
    функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как
    препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и
    материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных
    материальных затрат. Ситуация «особого» материнства
    удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой
    деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть
    удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на
    плечи отца.

Нарушаются и отношения внутри семьи: между
родителями и детьми и особенно между супругами. Возникает страх
рождения другого больного ребенка. Часто мать возлагает на себя
ответственность за нарушения в развитии ребенка или переносит вину на
других членов семьи, стараясь ослабить чувство вины перед ребенком,
чрезмерно опекает его, ограничивая его контакты со здоровыми детьми.
Как правило, в этом случае отец, также тяжело переживающий болезнь
ребенка, чувствует себя “заброшенным”, и часто это
приводит к распаду семьи.

В.В. Ткачева в исследованиях мотивационно – потребностной сферы и
ценностных ориентаций родителей приводит такие данные: в семье
с ребенком, имеющим нарушения развития, возникают также
изменения ценностных ориентаций супругов в их межличностных
взаимоотношениях. Обесценивается значимость каждого из них друг для
друга. Так, в сознании отца ребенка с нарушениями
в развитии в силу ранее возникших репродуктивных установок
резко снижается оценка его жены как женщины, которая родила такого
ребенка.

Интеллектуальный дефект умственно отсталых детей,
рассматриваемый как ведущий, оказывает дестабилизирующее, угнетающее
воздействие на психику их родителей (Р. Ф. Майрамян, 1976;
В. В. Ткачева, 1999). Именно ведущий дефект является для
родителей умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так
как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию
позитивной динамики, в целом исключает возможность полного
выздоровления ребенка, его полной адаптации и самостоятельной
полноценной жизни в социуме.

В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье
возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться
самостоятельно: нарушается взаимодействие с социальным окружением,
круг общения составляют близкие родственники, знакомые, врачи,
дефектологи и учителя. При этом семья замыкается, выдавая
неадекватные реакции на рекомендации специалистов, вступая в
конфронтацию с образовательными учреждениями. Складываются неверные
представления о больном ребенке, возможностях его лечения и
воспитания. Наблюдается отрицание диагнозов, игнорирование
назначений, консультации у широкого круга специалистов в надежде, что
диагноз не подтвердится или найдутся лекарства и методы, способные
помочь ребенку. Возникают вопросы о целесообразности развития,
воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в
специализированные учреждения для детей с нарушениями.

    Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития,
    характеризуются определенными признаками:

    – родители испытывают нервно – психическую и физическую нагрузку,
    усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего
    ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

    – личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям
    родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь,
    неудовлетворенность;

    – семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

    – социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы
    затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят
    к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть
    факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения и
    наблюдение его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг
    внесемейного функционирования сужается;

    – «особый психологический климат» возникает в семье как
    результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно
    оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
    Практика показывает, что проблемы в семье возникают не только при
    тяжелых умственных и физических отклонениях в развитии ребенка, но и
    в более легких случаях. Семья, воспитывающая ребенка с
    интеллектуальной недостаточностью, сталкивается с рядом трудностей,
    реакция на которые может дезорганизовать всю ее структуру.

Читайте также:  Анкетирование развитие речи вашего ребенка

Е.А.Славина, О.Б. Чарова выявили
высокий уровень ожидания неуспеха в группе матерей проблемных детей,
что является, по мнению авторов, отрицательным, отягощающим фактором
в развитии ребенка.

Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в
развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных
отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из
важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой
адаптации умственно отсталых детей, подростков и взрослых.

Уровень психологического напряжения в семье
имеет тенденцию к нарастанию, что приводит к эмоциональным
нарушениям, возникновению чувства беспокойства у детей и взрослых.
Негативные эмоции, которые испытывают родители, нарушают
эмоциональную стабильность и психологическую атмосферу в семье. В
результате длительно существующего конфликта у членов семьи снижается
социально-психологическая адаптация, отсутствует способность к
совместным действиям, возникают разногласия, в том числе и в вопросах
воспитания детей.

    Таким образом, семьи, имеющие детей с интеллектуальным
    недоразвитием, рассматриваются, как проблемные, находящиеся в
    трудной жизненной ситуации, которая нарушает ее жизнедеятельность и
    не может быть преодолена самостоятельно. Неправильное разрешение
    этих трудностей может приводить к дезорганизации семейных отношений,
    к развитию семьи по типу проблемной. В семьях, где родители не
    понимают возможностей и ограничений своего ребенка, не дают ему
    права на реализацию имеющихся способностей, возникает состояние
    неудовлетворения и напряжения у всех членов семьи. Переосмысление
    жизненной ситуации, нахождение новых ценностей и смыслов оказывает
    позитивное влияние на функционирование семьи и личностное развитие
    ее членов.

Литература:

1.Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебник для
студентов высших и сред. Спец. учеб. Заведений. М.: ТЦ «Сфера».
2000г.

2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние воспитание: Учебник
для студ.сред.пед.учебзаведений.-2-е изд., испр. и доп.-М.:
Издательский центр «Академия», 2000.

3.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии. М: Гуманит. Изд.Центр Владос, 2003.

4.Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и
консультирование. – М. Изд-во «Книголюб». 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, больной ребенок, родитель, развитие ребенка, нарушение, член семьи, интеллектуальное недоразвитие, психическое развитие, сложившаяся ситуация.

Похожие статьи

ребенок, семья, больной ребенок, родитель, развитие ребенка

Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальнымребенок, семья, больной ребенок, родитель, развитие ребенка, нарушение, член семьи, интеллектуальное недоразвитие, психическое развитие, сложившаяся ситуация.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая… Особенности развития эмоциональной сферы…

Исследования детско-родительских отношений в семьях

Цель эксперимента — изучить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий…

Задержка психического развития, как результат неправильного…

Ребенок может страдать психическим недоразвитием. Его развитие может быть задержано или искажено.

В каждом случае нарушения развития ребенок нуждается в особой помощи как специалистов, так и родителей.

Специфика речевого развития у детей из… | Молодой ученый

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок, специалист, член семьи, отношение, развитие, длительное время.

Особенности психологического сопровождения семей

По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило…

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только позднее, задумываемся о том, каким человеком он станет.

Источник