Ребенок с отклонениями в развитии слепые

Ребенок с отклонениями в развитии слепые thumbnail

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

        Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

        Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

        Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

        Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений  и понятий.

        Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

        У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

        Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, тог у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие.

        Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового , двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

        Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

        Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.

Литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
  4. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
  5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М., 2004.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
  7. Ляпидевский С.С. Невропатология. – М., 2000г.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
  9. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
  10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
  11. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
  12.  Коррекционная педагогика в начальном образовании  /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.
  13.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
  14.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
  15.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под   ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  16.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  17.  Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  18.  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  19.  Словарь логопеда  /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
  20. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001г.
  21. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

        –  –

Источник

Статья:

Особенности детей с нарушениями зрения:

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух.

Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения, что отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии.

Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

Необходимо так же учитывать, что периоды развития детей с нарушениями зрения не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени.

Для детей с нарушениями зрения характерны

  • повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность;

  • неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению;

  • не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений);

  • признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке);

-слабая концентрация внимания; снижены устойчивость и объем внимания;

– быстрое забывание, рассеянность, низкая скорость запоминания;
-В развитии личности много значения имеет социальное окружение.

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушениями зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям часто тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность). Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают.

Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии. Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы. У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические.

К функциональным относятся

  • амблиопия

(снижение зрения не регулируемое оптически)

  • косоглазие

  • близорукость или миопия.

это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Поэтому поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.

  • дальнозоркость или гиперметропия.

здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.

  • астигматизм

(возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.)

  • нистагм или дрожание глаз.

при данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок.

Эти нарушения поддаются лечению и корректировке. Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила: Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты. Делать специальные упражнения для глаз. Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора. Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой. Есть витамины в виде свежих овощей и фруктов.

Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте. Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Образование для детей с нарушениями зрения.

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом. Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением.

При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы. В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию.

Кроме этого необходимо включать в учебный процесс зарядку для глаз .Зарядка для глаз нужна для восстановления зрения. Регулярное выполнение упражнений способствует улучшению остроты зрения, снимает напряжение и усталость с глаз. Перед выполнением самой зарядки обязательно нужно провести разминку. Она поможет организму адаптироваться к нагрузкам. Во время продолжительного напряжения глаз, брови наползают на веки. Расслабиться перед гимнастикой поможет легкий массаж бровей.

Таким образом , основная задача спецшколы, спецкласса – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка. Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни. 

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Статья:

Рассматривая проблему психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, необходимо отметить, что нарушениями зрения у детей данного возраста чаще всего являются амблиопия и косоглазие. Под амблиопией понимают понижение остроты зрения в связи с расстройствами зрительного анализатора, которые не сопровождаются анатомическими изменениями. Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная и истерическая.

В свою очередь, косоглазие – это соматическое заболевание с нарушениями бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз (правого или левого) от общей точки фиксации. Выделяют следующие виды косоглазия: содружественное, сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с различной структурой дефекта (при нормальной остроте зрения, при гиперметропии с дальнозорким астигматизмом, при миопии, при амблиопии различной степени).

Кроме того, в тифлопсихологии выделяются различные группы детей в зависимости от глубины нарушения зрительного анализатора: слепые, абсолютно (тотально) слепые, частично слепые и слабовидящие дети. К категории слепых относятся дети с полным отсутствием зрительных ощущений или имеющие остаточное зрение. В отличие от них, у абсолютно (тотально) слепых детей полностью отсутствуют зрительные ощущения. Так, к частично (парциально) слепым детям относятся лица, имеющие остроту зрения от 0,005 до 0,04. Что касается слабовидящих детей, то у них острота зрения колеблется от 0,05 до 0,2.

Следует сказать, что причинами и различной степенью потери зрения у детей, как предполагают Т.А. Басилова и Н.А. Александрова, могут быть: ретинопатия недоношенных, атрофия зрительного нерва, врожденная катаракта, последствия внутриутробного дефекта, врожденная миопия, вторичная глаукома и др..

В отечественной психологии есть фундаментальные исследования психологических особенностей детей с различной патологией органов зрения (работы Л.С. Выготского, В.П. Ермакова, А.Г. Литвака, В.И. Лубовского и др.).

В книге Л.С. Выготского «Основы дефектологии» описаны психологические особенности слепых, а фундаментальная работа А.Г. Литвака посвящена изучению психологии слепых и слабовидящих людей.

А.Г. Литвак указывает на то, что к особенностям психического развития слепых и слабовидящих детей можно отнести: зависимость различного рода психических процессов (например, ощущения, восприятия, представления) от глубины соматического дефекта (в данном случае, от специфики нарушения зрения), зависимость ощущения разнообразных цветов и скорости восприятия от характера патологии, влияние нарушения зрения на некоторые психические состояния и процессы.

В.И. Лубовский в своей книге пишет о том, что «в дошкольном возрасте наблюдается развитие всех видов сенсерно-перцептивной деятельности, но происходит оно неравномерно». У детей дошкольного возраста достаточно трудно формируется предметность восприятия. Также автор утверждает, что «лишь к концу дошкольного возраста хаотичные осязательные действия по обследованию предмета приобретают характер планомерных и целенаправленных с выделением сначала основных деталей, а в дальнейшем и второстепенных. Вследствие этого у слепых начинают формироваться обобщенные и одновременно дифференцированные образы с иерархическим подчинением выделяемых признаков». В частности, этот ученый указывает на особенности развития слухового восприятия, благодаря которому у тотально слепого ребенка в младшем дошкольном возрасте происходит отражение выделенных отдельных звуковых характеристик. Также, у слепых детей младшего дошкольного возраста наблюдается довольно простая организация осязательного поля деятельности.

Далее. Развитие внимание у данной категории детей также имеет свои особенности. С возрастом ребенка происходит увеличение и рост интенсивности, а также устойчивости и объема внимания. Зачатки в управлении собственным внимание, как предполагает В.И. Лубовский, появляются уже к концу дошкольного возраста.

Нарушение зрения влияет и на развитие мышления у детей дошкольного возраста. Как предполагают В.П. Ермаков и Г.А. Якунин, формирование мышления у слепых дошкольников указывает на своего рода зависимость его развития от полученного воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении, которое учитывает особенности психического развития детей с различного рода патологией зрительного анализатора. Развитие мышления данной категории детей в процессе обучения также будет связано с развитием интеллектуальных чувств, проявляющихся уже в дошкольном возрасте в желании решать разного рода сложные задачи и получать разнообразные чувства (удовлетворение или огорчение) от их выполнения (невыполнения).

Следует заметить, что развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и без них может осуществляться одинаково, но отсутствие сенсорных (зрительных) ощущений, безусловно, влияет на формирование и становление речи дошкольников. Речь слепого и слабовидящего ребенка такого возраста развивается в ходе общения со сверстниками. Слепые дошкольники владеют устной речью, имеют большое количество слов и выражений в словарном запасе. Также следует выделить, что связная речь у детей дошкольного возраста с различной патологией зрительного анализатора и органов зрения зависит от самого состояния зрения таких детей. Развитие и формирование спонтанной речи у детей данного возраста по сравнению с нормально видящими дошкольниками также отстает и часто бывает ниже нормы. Как отмечает В.И. Лубовский, в конце дошкольного возраста у детей с нарушением зрения недостаточно развиты произносительная, фонематическая и семантическая стороны речи.

Что касается особенностей формирования и развития воли у данной категории детей, то здесь также можно привести точку зрения В.И. Лубовского. Он утверждает, что «в тифлопсихологии существуют две противоположные позиции: считают негативным влияние на волевые качества, позиция других состоит в убеждении, что необходимость преодоления трудностей формирует сильную, крепкую волю. Формирование волевых качеств у слепых и слабовидящих детей начинается с раннего возраста под воздействием взрослого воспитателя. Экспериментальных тифлопсихологических исследований в этой области практически нет. Исследовалось лишь формирование структурных компонентов воли, таких, как мотивация у дошкольников и школьников, произвольность оперирования представлениями, развитие самоконтроля. Волевые качества слепого ребенка развиваются в процессе деятельности, характерной для каждого из возрастов и соответствующей потенциальным, индивидуальным возможностям ребенка. Сформированные мотивы поведения, адекватные его возрасту и уровню развития, будут стимулировать и его активность. Одним из важнейших мотивов поведения, характерных для младшего дошкольного возраста, является мотив общения».

Безусловно, важно для нас рассмотреть, в чем специфика эмоциональных состояний и общения у детей с нарушениями зрения. В тифлопсихологической науке выделяется, например, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это, возможно, объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Так, отечественный психолог Т. В. Корнева рассматривала различные особенности понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости. Из проведенного экспериментального исследования она сделала вывод, что слепые обнаруживают наибольшую точность в распознавании разнообразных эмоциональных состояний человека, который произносит речь. Считается, что грубые нарушения зрения у детей также влияют на особенности развития эмоциональных состояний. В.И. Лубовский предполагает, что «особенное место в появлении тяжелых эмоциональных состояний, занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4 – 5 лет”.

Что касается особенностей общения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, то следует сказать, что общение для них является проблемой, решение которой, возможно, дается достаточно трудно, даже, несмотря на то, что процесс построения различных социальных связей и общения с окружающим миром и людьми у слепого начинается достаточно рано. Другой отечественный специалист Р. А. Курбанов указывает, что определенного рода необходимость межличностного общения возникает в дошкольном возрасте в связи с условиями осуществления совместной деятельности детей, которая требует согласованных действий ее участников.

Естественно, что различные нарушения зрения оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Личностные особенности таких детей подвергаются значительным изменениям в дошкольном возрасте. Дети с такими нарушениями зрения уже в этом возрасте начинают понимать свое отличие от других детей. К тому же, у детей дошкольного возраста с нарушением зрения также может быть нарушен и интеллект.

Следует отметить особенности развития и формирования различных видов деятельности у детей дошкольного возраста с разнообразными нарушениями зрения. Так, для детей данного возраста с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное развитие различных форм деятельности. Отечественный ученый Л. И. Солнцева в своей книге пишет, что в дошкольном возрасте у слепых формами деятельности являются предметная и игровая.

Как предполагает В.И. Лубовский, «для слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста, как и для зрячих, наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра (Ш.А. Амонашвили, Д.М. Маллаев). Охватывая сенситивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра также может повышать их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой. Как зона ближайшего развития ребенка, игра является средством его всестороннего развития и познания окружающего мира, воспитывающим положительные качества личности. Однако глубокое нарушение или ограничение функций зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий. Игровая деятельность детей с нарушением зрения рассматривается в тифлопсихологических исследованиях в разных аспектах: показана ее положительная роль в развитии компенсаторных процессов (Л.И.Солнцева), формировании нравственных качеств (Э.М.Стернина, И.П.Чигринова), формировании предметных и игровых действий (С.М. Хорош), развитии зрительного восприятия (Л.И. Плаксина), физическом развитии и ориентации в пространстве (В.А. Кручинин, Н. Азарян, В. П. Никитин), коррекции и развитии средств общения (М.Заорска)».

Что касается предметной деятельности, то здесь тоже имеются свои особенности. Как считает В.И. Лубовский, «став ведущей, предметная деятельность затем становится основой для расширения опыта ребенка, овладения им предметным миром и обеспечения достаточно широкой сенсорной базы для общего психического развития слепого». Также он пишет, что, «овладение предметным действием в значительной степени основывается на совместной деятельности слепого ребенка и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим. В самостоятельном поведении у многих слепых детей наблюдаются действия с предметами, которые Н. А. Бернштейн характеризует как стадию пространственного поля с очень примитивными и однообразными движениями. Отсутствие зрительного подражания компенсируется за счет усвоения и повторения пассивных движений, т.е. двигательного подражания». Также, по его мнению, «самообучение предметным действиям в раннем и дошкольном возрасте, как правило, связано с использованием игрушек, игра с которыми требует овладения ее функциями. В самой игрушке заложен образец двигательных действий. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности».

Таким образом, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, о том, что нарушение зрения у детей дошкольного возраста влияет на развитие и формирования всех психических процессов и развития личности ребенка. Многое зависит от степени нарушения органов зрения у дошкольника. Наибольшими «проблемными зонами» у детей данного возраста, на наш взгляд, являются развитие мышления, всех форм восприятия, речи и др. Такие дети чаще всего нуждаются в квалифицированной коррекционной помощи как медицинских (врачей), так и педагогических работников (тифлопедагогов, логопедов, психологов и др.).

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник