Ребенок с отклонениями в развитии и поведении объект и субъект

ȱI¾9֍ÉI³n³Le Ë@Î2Œá¡1Žý{…oFցlÙ²­…•
³´aÖ6lÿ¦al¿Ü?85w>~Û Oë°Nxšð4áyÂó7ÀËdçɖɖɖÉÖÉÖuNéW 0 ֍†ô
endstream
endobj
314 0 obj
>stream
hÞäWmkÛ0þ+ú^Š¥“d9P
mÒ¼4m(mÊ`£œDK
‰lw£ÿ~’9vÇy™“Â`[§{ѝtÎ2(PªAHž Š) p¬$P (œ& !P0œ&=‚pÑ$Š=c.‘Óàø’’pªáŒ![ΙgäH(C áM¯®œ[?Ñí(LÛA§ÿpw1æ:èßÏÑܟ^‡NK’cNü05zÉðLüÏoÎ]8Ž&A8uz¦AúyÙu^>FéçB;C|Qg½†*i’#ËwÌ&A1nq’6ßýi’4aÆÁ”b³#Öك¿TažZEèa¢µÄ¹’é;.LRÜNhј—qrn®azÀ””õ]°iDZ+ˆ‚4€@W!×RŒY
C[¯^G9-¥kƨo¨Œotó÷zôÆ+µ~µÞõ¸V”*­ˆQ¬¯u5;ZQJʍÑ
f¹É#tŽ×E·-¨M˜žÖ²ýµ3#¬,T–}/¡²¤–9ð–Þà_…ËÝ.¸l@à5
¸ûà}³]
Ø^êςqeu
1§ãè쏣ÞñápžãC+ÏÿÚê¡ý¾ÙÙÎñnœqYgñÞéÆýÚ]ÊOÙ¶ºí“f_õÕ7¿œé¬®Êi~«ÈŠíFöö°’-ÊNCäMø³úY›YG•#’®¼ícÑm?^¼|ÎGѬêˆ:åV²}ÇÀ.üTÔËó¬?‹å¤+’tϕ‰A¿®§Ægrù¬§3?ÞN‰TG§¤:ßýÅώü4qþ#§5Ú°e»l»zöK§ÁØ/Üβ¯œÉȏ›iÐj÷[‡ÿ½ðÏ.»„þ
9ݪÄ •ÙÐâ
endstream
endobj
315 0 obj
>stream
hÞìWËN1ü•úƒu¿üÐ^HàŠ²{‹r@hoQ‘9ðù)Ãp!$2ëÝE{ìqwUÙnۚ 1™‹Ë¦ðF3{MEÉ4þéI5ÃDىÔtäÂï ¶Gƒä¦ô )­”¤)Ë
Mæ(•ÌÒA7,Ôé¬EDE5hI
ºÒêµ](èÒÛ[Àzº6{%0/Œžœ$HAR•Z!’H‚1Dž¨wÞ¤ ×B줖ºQáQ:+rî„h½VžH·wwCô—Xh!5’sƔģ8ÔâY
Dv§ˆÑz
açD/.VߧëÍt;íh_o¨ ã$üX¯WWû?+·[V–Ú+i+í6ÛHËl{i¶)¤½ØÛÚìðæa·ÙM?W7ß®VÛÝãôk½>vŒt¹ÿ½ØÜßÞõP—9µ8€Ï=>[†œËG9Ù綄.®ÂÛ¸¦5lP±Æ6*œ£q}£ú€˜Ñ7ºÙfæáö²t¶|Á)F:’UÏuáœÊ¸qTØÖáP{Ý[xÞ͇˕¾”ýÿÑ03Œ¼
ÎÛr#t˜HGrÆ?õãËç2È%{؋þqœNÏâ&=Âä8Ž¤Â×äÕµ{Võ½kâ? ñOO
endstream
endobj
21 0 obj
>stream
H‰´WÉn$ǽó+úÈT¥Ü ÑÀ_ÍåC³I
60–Пè{¹DfäÒUÕ3ŠÕ욌Ȉï½øñoÿয়}úËËӏ//âÄO/ŸOœü¿œ^™;I·
Åäéåë;ý?/·ð¿ßžžO_^þýÄý*¤>-leLŸ^þúôìŸáüzfB¿3a–Ãó’wYÌꟗ¾üä,WkÈâÇSn5 ¶J.ez!…Îz8ðÇëΆð—Eß%=3ä$ÎcÀ†ˆÚL)¼Þ:§ãõ~CXsMÏCøðãbðtfŽ
)y»}KæIHÙÄlÏb«·N?Öh15áZ·1iµÂÍøÁÞÄH%íT†P¦-FÏ ·2G– $Ö·‘í*¸óDöYWb3″oM µ×tE$ÇbAW”j€¼´‡-R®(8¾rPœSÇSõi‡ûcÇ
¹³Œƒ‘¬dëõÔ] ¾T.GTº¤I “Ê[ct¾ÃX¥½ s(i5°Ñ*?ö¥fl7´’@`U “ú#C§ë=rJÊ¿
V¥…ùû%Îô;‰2e³yؑoÏe{G ӚA0ŒD{Q W§”+?IÌ=Fºæ(*EŒ÷ôýø“‚íEZZ(ôYM&ï=—ÃÞúP•š…âŠÜ*”NµGòU‰Í#Ã|&•›ðu¹â[¾žH׊…½å,t¸&¹ºì£[òcW>dßJ£ïqϟS,¥‹²Ïåéwø[+i=¬‘~~¯»,}ùH‡§s·wÔ
3LíN ‰Y@çD«4 õ-UVXec¼žUYnAòõ0&ƒÛçZ‘؏ÎO;a§DV’PÅPa­†6Öÿ’CÄ&Ày&…Éà¦é

Ùóiy5ûYg2Ïâç9·:áŠmŽ?FBZ*€MÍõìÚ÷õþ*íò_=ì™,e€ƒœ,÷=¸A(¦)dq”øåð쑊å(ÓÅ+Ë Óu›› =gò‘+ï*cԔú7|þØxÏÕΎÙä¬ÊŠ™¾)ö˜‹ÕGø]XZ6¯ã²iüÑÎÄ é+£”Q÷ä°j»¢¢a&IÑWŪV¯ßÒ.”è½Ì(? ¹Cre¹ŠxîoÑÎï¬e¼YË:‰6ø{ØýœÇÓ{Ì­4ÿÒå$T­«mŠÀYY&54k™µ?­zL¬ûH0 ¨>D¡(’+äØ”{9óƒ‰3‚n?Ø6…ØÕx¿½´7)²F íU—%Žï5ƒB×ûSZ©:R›mrsv‡šüËa”a¸ÈN`¡Ná53[Yßõ™š. Y
°xzÃÿÇݮ˂Í:a§ôÄ_ÅÉ(¹ôA¾ÞÝ
Ê$2{í4*ŽGxf=ßÀòs1߃Õòj»¡5|+0ÙN%ÚÏAÕØe9¸†ÿ†@ÖQ‹UàƒL´¯æ‘ÔQÛ­­õêMzìh³A”Ãy3t{;$¬t+Xù,û‚)áÞk©ƒ6ù(}ÝkŽeNì÷”ÌC´1ÝÊÃzÏdýž†{h¥œndԙšô*öÆfÅdµüHÑû~Í&ÖåŠn
SnØ(p9KØerÈv°`æ,ßÓOŒ¹Ô+¿ÛиÜ8Ç.iYo¥„ä‡&L+OnùÝγ©Ù!—ÑãÖh‹ìðVXýJzàF’¡VÉí–Ï´åaÃTñ› Rýw€.ˆ¢5YÖ)ýën}ârÚ¥Øë¢Ä·T¡8‰¬ì°³)TÕ¬m£Tyë’üi>Û8AéêtTCV/ß3·ò!ææT/hq÷ë·P1ÞZ¯Fúí9ªÍ}ZÇÈuâYÄ>’
Økž Ê%õ¿ƒ´®N
33Á]â¸À˜8ç+†ªTŽv%éF!o  Æ´ÍXÚèì©¡´ÁFÈLIŸ}DÎõ´Ú%¢pRöëƙT÷ ­ìCýh fê”֞dìߞ^ŸO¿Ÿ¾äÉçȓÌ8j·”O²ð:”þ6eWã·-{½Nì³j˜J“ø $M%Iû„d
ZjÌeÉ®ö»I+·­j[JQJ‰{°@i’·5ºkŽº‘`¶¨áÂ&%0ö#@°5㟠í]WÀkeØFBó3-T+,;Û§÷ãeµ(è#¸Ïò§c£ =bõ瓽¶oø![RöÞ¥Žúk³v¤¨d~à‘3ŒÆχ ßÅ9¼N³±þh)R¶%‰Ü×èq¯ ¶Al­ Ê4ß±Lm¹m‰ÁcEe*íù§è” ¦w#YÂä6ouó([“ך æ6$7|ܕ±îà}i7qõ’㐀WrÌÎånæ¤ZOˆ“xK° 2é¤O¡¥Ý$¬I3U£´f§ÓA|ÏôîÃ3½Ó2Á‰ìÖ]«÷Xý”Æ©·;›G‰t-0‹fo/ÉjÎ6ÔjLHρ³D]z8‘=҆!•”ƒœz¾ì¶¸­¤ñÍpGd°{¥PBù’ë$iÝ
ñ`}3òZ5þcStÒP-áJÛáh:øªäÞøËbÊrA莐RÝ úbµJìj¥!ƒN$ûFcµ£
ªaìÎêlƒŒ‡S‡Uüñ®)+¬Mö¼hʪ…ªæIG!,Ì}-| ߸Xæ;· tѬdz£®>t™Ò“Ônu’­ìÊTÀÈ×t9,¯€)ó/{LzÏÕ!vó¦d0lÄ-5] gÛøq¡‚S;=yë9­j¡ž ü¯ksœÎ,¼BŒâRÍtW98¸k•|ö0]Û݇è†éúõ¤,>ÿ Y‚eäô¢´ï­ÛíôŒvD¤9›÷³KW9scÓÅJ®Ð߂hoÐDùL5*P#„`«1ì)1õ»F¼ž«›CgüšNÖ_øj»íþØ»ã}+Wî™Ò,PKÝ¿,.yÅö`N®·{p±üX»äìvâmß«×Âè&/]|»z‰¶ë°Ÿ4߈η/Z*ñ¸©©E ªng®kLÐ;{h3¬lJG«¡?‡jéV£å[{O]nQ7—w”;ò́¯
Zè&Á€×$§ñz„‚¨—˜)‹+çÅҍ˜Ò;kW¯‰f•:·3 ß¯6±Ç$l=rޚЍ–.”U²é¤H’qµUĹބï[L’f‘_¨óg»ÝH½B¢;“Á_Κ4e±ÛÙlPsV
>RE‘ˆY›Ñ`×j©`z%Cã/‹ÍQK¢ÛöæšþW¹oÀ—ëëWŒwÄÁE¯2Iœ*Q˜4Þ»+ªÕ™­¶Â”ü]c.î.N’y^;¡œ¯,¡t¹»$!´¤­ð*Koœ³Ë”Sc)i#œÌ¤à=˜ÝnxM:6ŒÖ産Á5þ’jg?ª ‘ìÞèºnLõ6êo¾ßÜ{æ·¾’ºqF¶º45,ow:—=®^Ý&|¯’,3Ì|ûíÀÔ¨ÅJ‘¶y2UoÃR™VeÉøήqÆɋ˜ ƒ$ P°ë>ÿ~úé¹ÛBi‘Â;…~y’;Õ.¡SqŠñЅû™²Ï¥Ò?dkTHä
{ûåËbŸ¿þ7üÿã?¿^ÿ÷¯_N”;÷…£CÁºÕÜâEóêÐÜâ§W3£K‚á23Íú 
Ȃy>’JNÛÊCAu†_»SNr1D¹c_±P±©?}9ýŽYY$:±
Î2Áß4• k¬Eח›â°)Æ`¤çîP谔Ä啡}#*͈‘“íÙ0°ž«’–8Æ j”Ñà” (YodŒTeÆYvnÎM“[&Xûã«q
Z¶§·þžRª©¥¼SÈÿÓ^%»‘äFô>_¡£p%¸/€ ›ÿÀ·îK•ªøаü’þ^G2d0ÈLfªgÕ´TŒý-µÀXñˆz3Œ
¼¹¨Úˆ€[Z
éiot…ÛUžâ{`Ê¡s5í&óP†çF0- ¨:m¯ä^ƑWjΓ§ÍXL—¡bš(,£¹IîLꠥև©·d䉶»¡ÓÊ/ÊÕmÂïÅËö Ž{±áÅh>fU¿˜‘å®oÇkŽÊ¶‘c¶©åéÒú›Ÿ•£RD>ëÁÁžh`é–ò$þQœ¿ó%3ÊÄzÒGàéE+‹£X” Ëú´”fÅZ†¡º£ÈvV-âœ$…¸)¨$`Š’X3ô@wÀZr2t:»“ù²»bIë³CþävӀêºÒžßq8§”È0sªañ§(ng»ÃˎzH=Þ_î^šµªÑ‹}¨b£‰êà¨ýѨ[UÕm½~”o)FÔÛ´u[ ívÊWŽIœ”Éá˜ü7]]RÊcS¢–}™¡cp¼¦ñäëoøˁXívb›Xmô³_–êžî8v¨jdCÈ*dy–ð#1ü*hÕ[î„fX¡o¥

Источник

• Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка • Возрастные и индиви­дуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении • Причины и условия деформации лично­стного развития ребенка

ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ»

В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Проблема «норма»«аномалия»как междисциплинарная проблема

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает откло­нение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогиче­ской и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в по­ведении человека может рассматриваться только в контексте зна­ний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Про­блема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в совре­менной психологической науке. Она включает в себя такие вопро­сы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитив­ных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регу­ляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из ос­новных значений термина «норма» (лат. погта) – установленная мера, средняя величина чего-либо] Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевос­питания. В практической психологии и педагогике сегодня «рабо­тающими» являются понятие предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным пред­метным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования); Ьоциально-возрастиая норма — показатели интеллекту­ального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу опреде­ленного возрастного этапа; индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К.Маркова). Категория нормы психического развития, по убе­ждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы – междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: диффе­ренциальная психология, психология развития (детская), педаго­гическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой про­блеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позици­ям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Современная отечественная нейропсихология, созданная тру­дами выдающегося отечественного неиропснхолога А.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений тео­рии мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой пси­хической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как еди­ная интегративная система, субстрат психических процессов. А межполушарная асимметрия обусловливает особенности протека­ния различных психических процессов.

В психологии в большинстве случаев используется понятие ле-во-правополушарность, рассматриваемое как лево-праворукость, т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различ­ных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи по-лушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познава­тельными особенностями человека. Так, отмечена связь между ру-костью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равен­ство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональ-

ностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптиро­ванное™ и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

Установлена связь ручной доминантности с познавательными процессами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления по срав­нению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интел­лектуальные и др.) различными способами. Причем лица с домини­рующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым – наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспе­риментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реаль­ность, имеющая немаловажное практическое значение.

Связь типа межполушарной организации мозга с индивиду­альными особенностями психических процессов и состояний че­ловека в течение длительного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Уста­новлена закономерная связь типа доминирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регуля­ции психических процессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуют­ся произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свой­ственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, проте­кающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) страте­гия переработки информации и непроизвольный, образный спо­соб регуляции психических процессов. Ученые говорят об относи­тельности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда со­вместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирова­ния различаются по ряду психологических показателей. Это осо­бенности регуляции познавательных, эмоциональных и двига­тельных процессов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-лич­ностной сфере положительные эмоциональные системы преобла­дают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального состояния.

У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмо­циональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны.

В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отри­цательной эмоциональной системы над положительной. Они ост­ро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрица­тельным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья, пе­реоценивают или недооценивают его (Е.Д.Хомская).

Нейропсихологический подход к решению проблемы индиви­дуальных различий дает возможность, по мнению авторов, клас­сифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.

Сложной педагогической проблемой является проблема лево-рукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причи­ной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является пато­логией. Нельзя связывать низкие умственные способности с лево-рукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть резуль­татом патологии, как и умственная отсталость и различные труд­ности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.

По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть ослож­нено рядом причин, одна из которых – переучивание в дошколь­ном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши мо­гут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой ру­кой. Таких людей называют амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполняет левой рукой (причесывается и пр.) – «бытовое функциональное превосходство», а пишет, рисует правой – «графическое функциональное превосходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества – правшества. Фи­зиолог М.М.Безруких и врач-психоневролог С.П.Ефимова в сво­ей книге для учителя приводят следующие варианты.

Дети – ярко выраженные бытовые левши, но графические ам-бидекстры. Эти дети переучены родителями с раннего детства. Процесс обучения письму у них идет легче, подчеркивают специа­листы, если они будут писать левой рукой.

Дети – ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. Пишут и рисуют ле-

вой рукой по причине травмы правой руки, нарушения ее мотор­ных функций. Но могло иметь место и переучивание в дошколь­ном возрасте. Таких детей целесообразнее учить писать правой рукой, если были травма и нарушение моторных функций левой I руки, а при переучивании – левой.

Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению сложных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обуче­ния курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание – писчий спазм. «Портрет» школьни­ка, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский пси­хиатр М. И. Буянов.

Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже бо­лезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре школьник уже не может вывес­ти ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.

Писчий спазм – это невроз. Встречается он чаще всего начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройство, называемое дисграфией, при которой нару­шается способность к пространственному синтезу. Ребенок с тру­дом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подоб­ных расстройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у пра-воруких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудно­сти достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строч­кой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого

явления в науке нет. Но, по наблюдениям специалистов, инверти­рованное положение ручки очень часто встречается как у левору-ких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходи­мо исправлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное напряжение. Однако не стоит настаивать на исправле­нии положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.

Должны быть соблюдены и некоторые организационные тре­бования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой сто­роны. Расположение столов и классной доски не позволяет поса­дить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.

На уроках труда также необходимо подумать, где посадить та­кого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инст­рументы и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как ле­вой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких, 1991).



Источник

• Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка • Возрастные и индиви­дуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении • Причины и условия деформации лично­стного развития ребенка

ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ»

В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Проблема «норма»«аномалия»как междисциплинарная проблема

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает откло­нение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогиче­ской и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в по­ведении человека может рассматриваться только в контексте зна­ний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Про­блема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в совре­менной психологической науке. Она включает в себя такие вопро­сы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитив­ных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регу­ляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из ос­новных значений термина «норма» (лат. погта) – установленная мера, средняя величина чего-либо] Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевос­питания. В практической психологии и педагогике сегодня «рабо­тающими» являются понятие предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным пред­метным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования); Ьоциально-возрастиая норма — показатели интеллекту­ального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу опреде­ленного возрастного этапа; индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К.Маркова). Категория нормы психического развития, по убе­ждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы – междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: диффе­ренциальная психология, психология развития (детская), педаго­гическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой про­блеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позици­ям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Современная отечественная нейропсихология, созданная тру­дами выдающегося отечественного неиропснхолога А.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений тео­рии мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой пси­хической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как еди­ная интегративная система, субстрат психических процессов. А межполушарная асимметрия обусловливает особенности протека­ния различных психических процессов.

В психологии в большинстве случаев используется понятие ле-во-правополушарность, рассматриваемое как лево-праворукость, т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различ­ных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи по-лушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познава­тельными особенностями человека. Так, отмечена связь между ру-костью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равен­ство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональ-

ностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптиро­ванное™ и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

Установлена связь ручной доминантности с познавательными процессами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления по срав­нению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интел­лектуальные и др.) различными способами. Причем лица с домини­рующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым – наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспе­риментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реаль­ность, имеющая немаловажное практическое значение.

Связь типа межполушарной организации мозга с индивиду­альными особенностями психических процессов и состояний че­ловека в течение длительного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Уста­новлена закономерная связь типа доминирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регуля­ции психических процессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуют­ся произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свой­ственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, проте­кающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) страте­гия переработки информации и непроизвольный, образный спо­соб регуляции психических процессов. Ученые говорят об относи­тельности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда со­вместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирова­ния различаются по ряду психологических показателей. Это осо­бенности регуляции познавательных, эмоциональных и двига­тельных процессов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-лич­ностной сфере положительные эмоциональные системы преобла­дают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального состояния.

У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмо­циональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны.

В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отри­цательной эмоциональной системы над положительной. Они ост­ро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрица­тельным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья, пе­реоценивают или недооценивают его (Е.Д.Хомская).

Нейропсихологический подход к решению проблемы индиви­дуальных различий дает возможность, по мнению авторов, клас­сифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.

Сложной педагогической проблемой является проблема лево-рукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причи­ной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является пато­логией. Нельзя связывать низкие умственные способности с лево-рукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть резуль­татом патологии, как и умственная отсталость и различные труд­ности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.

По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть ослож­нено рядом причин, одна из которых – переучивание в дошколь­ном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши мо­гут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой ру­кой. Таких людей называют амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполняет левой рукой (причесывается и пр.) – «бытовое функциональное превосходство», а пишет, рисует правой – «графическое функциональное превосходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества – правшества. Фи­зиолог М.М.Безруких и врач-психоневролог С.П.Ефимова в сво­ей книге для учителя приводят следующие варианты.

Дети – ярко выраженные бытовые левши, но графические ам-бидекстры. Эти дети переучены родителями с раннего детства. Процесс обучения письму у них идет легче, подчеркивают специа­листы, если они будут писать левой рукой.

Дети – ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. Пишут и рисуют ле-

вой рукой по причине травмы правой руки, нарушения ее мотор­ных функций. Но могло иметь место и переучивание в дошколь­ном возрасте. Таких детей целесообразнее учить писать правой рукой, если были травма и нарушение моторных функций левой I руки, а при переучивании – левой.

Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению сложных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обуче­ния курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание – писчий спазм. «Портрет» школьни­ка, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский пси­хиатр М. И. Буянов.

Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже бо­лезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре школьник уже не может вывес­ти ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.

Писчий спазм – это невроз. Встречается он чаще всего начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройство, называемое дисграфией, при которой нару­шается способность к пространственному синтезу. Ребенок с тру­дом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подоб­ных расстройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у пра-воруких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудно­сти достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строч­кой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого

явления в науке нет. Но, по наблюдениям специалистов, инверти­рованное положение ручки очень часто встречается как у левору-ких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходи­мо исправлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное напряжение. Однако не стоит настаивать на исправле­нии положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.

Должны быть соблюдены и некоторые организационные тре­бования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой сто­роны. Расположение столов и классной доски не позволяет поса­дить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.

На уроках труда также необходимо подумать, где посадить та­кого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инст­рументы и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как ле­вой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких, 1991).

Источник