Ребенок с отклонениями в развитии и общество
За последнее десятилетие в нашей стране произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992, 1996) обучение каждого ребенка должно быть организовано в соответствии с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями развития могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Возникли новые как государственные, так и негосударственные организационные формы обучения. Кроме специальных коррекционных образовательных школьных и дошкольных учреждений существуют реабилитационные и психолого-медико-социальные центры различного профиля. Создана сеть диагностических учреждений. В качестве базовых критериев в работе специальных учреждений используются принципы раннего выявления и коррекции нарушений, принцип коррекцион-ной направленности обучения. Несколькими вузами страны и их филиалами готовится многочисленная армия специалистов-дефектологов (коррекционных педагогов и специальных психологов). Негосударственная система образования, представленная разнопрофильными центрами, ассоциациями, НОУ, гимназиями, колледжами и т.д., расширяет возможности обучения самых различных категорий детей.
Эти положительные изменения имеют особенно большое значение для развития и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями, которые ранее, как правило, в систему специального образования не принимались.
В истории развития человечества взаимоотношения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что проблемная ситуация возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с физическими или психическими недостатками и проявляется как ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ДЕФЕКТУ (в понятие социума включены и близкие (родители, другие члены семьи) ребенка, имеющего психофизические нарушения.
Восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, в разные исторические эпохи имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе общения с ними (Плутарх). Законодательные акты предписывали умервщлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, «правилами разума: отделять негодное от здорового» (Сенека). Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц и лишало их гражданских прав, невзирая при этом на имущественное положение семьи (Малофеев, 1996). Последующие исторические эпохи также не внесли в этот вопрос положительных изменений. Краткий исторический экскурс, представленный в нашем исследовании (Ткачева, 1999), позволяет отметить, на наш взгляд, наиболее значимые аспекты возникновения и развития проблемы семьи аномального ребенка. Эти аспекты представляют эволюцию взглядов социума на проблему взаимоотношений с лицами, имеющими психофизические недостатки:
1) избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности;
2) возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями;
3) первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям;
4) организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XXв.;
5) изучение последствий эмоционального стресса у родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
6) изучение психопатологических расстройств у родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии;
7) изучение влияния болезни ребенка на характер семейных взаимоотношений, принципы семейного воспитания и типы семей;
8) формирование предпосылок к созданию комплексной системы социально-психологической адаптации семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.
Однако неприязнь и страх перед психическим или фи-1ическим недугом сохраняются в виде рудиментарных отголосков в сознании наших современников. В целом, наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. На бытовом уровне распространено малоосознаваемое современниками отчужденное отношение к такой семье. Страх перед «передачей» недуга живет в сознании обывателя. Помощь оказывается, но в известных пределах. Вероятно, это последствия той эпохи, когда наличие инвалидов и детей с тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями у нас в стране отрицалось.
Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии. Мотивационно-потребностная сфера родителей, как система факторов, определяющих поведение индивида в целом, оказывается в ситуации сильнейшего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите причины нарушений взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
2. Назовите уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и раскройте их содержание.
3. Определите параметры фрустрирующего воздействия нарушений развития каждой из категорий аномальных детей на психоэмоциональное состояние их родителей.
4. Какие изменения претерпевают ценностные ориентации родителей в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии?
5. Назовите основные варианты личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии.
6. Опишите психологические портреты родителей. Приведите примеры из собственной практики.
7. Укажите основные позитивные и негативные стороны отношения социума к детям с отклонениями в развитии и их семьям. Как это влияет на позиции родителей таких детей?
Литература рекомендуемая при изучении Главы 2
Бадалян И.О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.
Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. Тезисы докладов. М., 1972.
Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. №2.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 1999.
Борякова Н.Ю., М.А.Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях детского сада // Коррекционная педагогика. 2003. № 2.
Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4.
Вишневский В.А. Динамика депрессивного невроза. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М.. 1987.
Вишневский В.А., Воскресенский Б.А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии: Тезисы докладов научно-практич. конференции. Кемерово, 1985.
Волкова Г.А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы / Ред. колл. Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Р.Н. Лалаева и др. М, 2002.
Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. Гееелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектология. 2000. № 5.
. Лашыова Л.А. Методы коррекции психического и речевого развития у детейс церебральным параличом. Л., 1977.
Ешзаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1966. № 1.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992, 1996.
Зурабашвили А.Д. Теоретические вопросы психических реакций в нормеи патологии // Психогенные (реактивные) заболевания на изгнанной «почве». Материалы научно-практич. конференции/ Ред. колл.: В- Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.
Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. Л., 1978.
Кабанов М.М. Концепция реабилитации — ведущее направление научной деятельности Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева // Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями / Под ред. М.М. Кабанова. Л., 1982.
Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, 1987.
Ковалев В.В. Основные вопросы проблемы психогенных заболеваний В измененной «почве» // Психогенные (реактивные) заболевания на плененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл:В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.
Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста //Дефектология. 1998. № 4.
Лебедев Б.А. Соматопсихические соотношения у больных хронически почечной недостаточностью в процессе лечения гемодиализом // Нарушения нервной системы и психической деятельности при соматических заболеваниях / Под ред. Г.В. Морозова. Набережные Челны, 1979.
Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития //Журнал невропат, и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1980. № 3.
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших хмельников с детским церебральным параличом. М., 2001 а.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помоям семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3.
Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психопатологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №4.
Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формированиеличности глухого школьника: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997.
Майрамян РФ. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей // III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: Тезисы докл. / Под ред. В.М. Баншикова, Н.М. Шибанова. В., 1874. Т. 2.
Майрамян Р. Ф. Особенности постреактивных психогенных развитии у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи / Под ред. В.М. Банщикова. М., 1975.
Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1976.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2 частях. М.: ИКПРАО, 1996.
Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / Ред. колл. Н.Б. Шабалина, Т.А. Добровольская, ЛА. Ширшова. М., 1989.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1995.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.
Матвеев В.Ф. О взаимосвязи соматических заболеваний и психических нарушений // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.
Медико-психологическая оценка детей дошкольного возраста при диспансеризации (методические рекомендации). Л., 1988.
Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2001. № 4.
Михайлова Н.А. Системный подход к адаптации личности при психогениях, учитывая патологическую «почву» // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.
Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. 2001. № 1.
Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. 2000. № 2.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Николаева ВВ. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.
Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути суощи. М., 1997.
Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студентов средних учеб. заведений // Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.
Психология воспитания детей с нарушениями зрения / Под ред. И. Солнцевой, В.З. Денискиной. М., 2004.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, и. Забрамной. М, 2003.
Раку А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология. 1977. № 1.
Раку А.И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомогательной школы //Дефектология. 1981. № 3.
Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития. // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М . 1992.
Скворцов И.А., Осипенко Т.Н., Дедов Н.П. и др. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. М., 1995. Вып. 2.
Соломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети. М., 2001.
Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М: ВОС, 1988.
Сперанский А.Д. Избранные труды. М., 1955.
Специальная психология // Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003.
Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.
Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1.
Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. 1999. № 3.
Ткачева ВВ. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.
Фелинская Н.И. О взаимосвязи между психогенным заболеванием и • патологической почвой» // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.
Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка// Дефектология. 1991. № 3.
Чавес ВС. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом. Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5.
Шарите А.Р., Гафурова З.Ф. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. 1998. № 3.
Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1995. № 1.
Щербакова А.М. Комплексная помощь семье с приемным ребенком: Методическое пособие. М., 2002.
Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья и ребенок «с особыми нуждами» // Школа здоровья. 1996. № 1.
№е1ск М. Но1слп§-1пегару // ТтЬег§еп Ы., ТтЬег§еп Е. Аштзйс сЫЫгеп: пеу Ьоре тог а сиге. №^ Уогк—Ьопйоп, 1983.
Источник
За последнее десятилетие в нашей стране произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии. В соответствии с законом РФ «Об образовании» (1992, 1996) обучение каждого ребенка должно быть организовано в соответствии с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями развития могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Возникли новые как государственные, так и негосударственные организационные формы обучения. Кроме специальных (коррекционных) образовательных школьных и дошкольных учреждений существуют реабилитационные и психолого-медико-социальные центры различного профиля. Создана сеть диагностических учреждений. В качестве базовых критериев в работе специальных учреждений используются принципы раннего выявления и коррекции нарушений, коррекционной направленности обучения. Несколькими вузами страны и их филиалами готовится многочисленная армия специалистов-дефектологов (специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии). Негосударственная система образования, представленная разнопрофильными центрами, ассоциациями, негосударственными образовательными учреждениями, гимназиями, колледжами и т. д., расширяет возможности обучения самых различных категорий обучающихся.
Эти положительные изменения имеют огромное значение для развития и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями, которые ранее, как правило, в систему специального образования не принимались.
В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Это колоссальный путь. Однако неприязнь и страх перед психическим или физическим недугом сохраняются в виде рудиментарных отголосков в сознании и наших современников. В целом наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. На бытовом уровне популярно мало осознаваемое современниками отношение отчуждения к такой семье. Страх перед «передачей» недуга, как и во времена Спарты, живет в сознании обывателя. Помощь оказывается, но в известных пределах. Вероятно, это последствия той эпохи, когда наличие инвалидов и детей с тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями у нас в стране отрицалось.
Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии. Мотивационно-потребностная сфера родителей как система факторов, определяющих поведение индивида в целом, оказывается в ситуации сильнейшего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества.
Подводя итоги представленным в данной главе материалам, позволим себе сделать следующие выводы. В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, формируются неадекватные межличностные отношения в силу различных причин. К факторам, нарушающим внутрисемейную атмосферу, влияющим на развитие неконструктивных моделей детско-родительских и родительско-детских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии, мы относим следующие:
- характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления психофизической недостаточности (например, при умственной отсталости, детском церебральном параличе, раннем детском аутизме и др.);
- личностные особенности родителей (лиц, их замещающих), которые обостряются в травмирующей психику ситуации (проявление тенденций к развитию акцентуаций или аномалий характера);
- ценностные ориентации родителей (лиц, их замещающих) и специфический характер влияния родительских установок на процесс воспитания, их зависимость от семейных, национально-этнических традиций, социально-культурного уровня и образованности родителей как воспитателей; при этом важное значение в выборе родителями модели воспитания (модель «сотрудничество» или модель «отказ от взаимодействия») имеют их психологические особенности (авторитарный, невротичный, психосоматический типы);
- социальную среду и условия, которые препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач (например, социально-экономические катаклизмы, имеющие место на современном этапе развития российского общества).
1 Сперанский А. Д. Избранные труды / А. Д. Сперанский. — М., 1955.
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Источник