Ребенок с отклонениями развития в семье статья

Ребенок с отклонениями развития в семье статья thumbnail

Гармония внутри семьи,

или воспитание детей с отклонениями в развитии.

«Все мы родом из детства, всё – и хорошее,

 и плохое – человек получает в семье.»

Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье выступает как персональная микросреда развития личности. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье.

Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия  – как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальных особенностей каждого члена семьи.

Конвенция ООН о правах ребёнка гласит: ребёнок с инвалидностью (интеллектуальной или физической) должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Однако реальные условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья не только не облегчают их существование, но и создают всяческие трудности в их и без того нелегкой судьбе.

Для здорового психического развития детям необходимо ощущение уверенности, надежности. Это чувство появляется у ребёнка, тогда, когда он ощущает и видит его у матери. Тёплые отношения между отцом и матерью выполняют с этой точки зрения важную функцию. Ребёнок во всех действиях матери и отца должен чувствовать их любовь, ощущать близость, понимать, что он желанен родителям.

За последние десять лет количество детей-инвалидов в России увеличилось в два раза. И не потому, что жизнь стала в два раза хуже, просто раньше не вели полную статистику.

Как установили сингапурские учёные, у детей с которыми играли, просто занимались совместно мать и отец, проблем с психикой возникало, в два раза меньше, чем у детей, которых воспитывали кто-то один из родителей.

Детей страдающих депрессией, тревожностью в два раза меньше в полных семьях.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни. По международной классификации рождения аномального ребёнка – это стресс для семьи, занимающего второе место после смерти близкого человека. Чем старше становится ребёнок, тем дольше длится психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторых родителей, проявляются нарушения как физические, так и психического здоровья. Переживание длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению отношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на состоянии ребёнка. В таких обстоятельствах чаще всего формируются неправильные подходы к воспитанию ребёнка, что утяжеляет его состояние и приводит к формированию вторичных невротических расстройств.

Родители ребёнка с отклонениями в развитии испытывают множество трудностей различного характера и нуждаются в целенаправленной и систематической помощи специалистов.

Становление позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребёнка с отклонениями в развитии, влечёт за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях.

При работе с семьёй ребёнка, имеющего отклонения в развитии, можно выделить личностные установки, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребёнком и с окружающим миром. Это неприятие личности больного ребёнка, страх ответственности, отказ от понимания существования проблем в развитии ребёнка, рассмотрение рождения больного ребёнка как наказания за что-либо, нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормальных правил поведения, личностные проблемы, в которые оказывается, погружен родитель больного ребёнка.

В связи с этим, мы предлагаем практическое занятие  с родителями имеющих больных детей.

Я обязан… дать ребёнку все солнце, весь воздух,

всю доброжелательность, какая ему положена

независимо от заслуг или вин,  достоинств или пороков.

Януш Корчак

Занятие (тренинг)

Время проведения: 2 часа.

Участники: родители больных детей – 12 человек.

Цели:

  1. ознакомление участников с задачами групповых занятий;
  2. установление атмосферы доброжелательности между членами группы;
  3. обучение технике мышечной релаксации под музыкальное сопровождение;
  1. Разминка

Приветствие:

Участники группы входят в зал для проведения занятий. Звучит музыкальное сопровождение.

Игра «Знакомство» (в кругу) 10 мин

У психолога мягкая игрушка, она передается по кругу и каждый, кто получил её, называет своё имя с повторением предыдущих участников и чем любит заниматься (хобби). Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы и их увлечения.

Например: «Меня зовут Елена, я люблю принимать гостей; моё имя Ирина, я развожу цветы – Елена – любит принимать гостей…

  1. Основная часть:

Беседа «Мама, папа, я – дружная семья» 30 мин

Проводится с участниками группы беседа о проблемах, возникающая в семьях, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии, начиная с общих трудностей. Среди проблем могут быть названы:

  1. –   отношение родителей к больному ребёнку;
  2. – развод как фактор, усугубляющий психологическое состояние ребёнка и внутрисемейную атмосферу;
  3. – отвержение больного ребёнка кем-то из родителей.

Тематический опросник:  «Семейная социограмма» 10 мин

  1. Моя семья до рождения больного ребёнка:

Какой была я?

Каким был муж?

Какими были наши отношения?

  1. Моя семья после рождения больного ребёнка:

Какой стала я?

Каким стал мой муж?

Как изменились наши отношения?

  1. Моя семья в настоящее время:

Какая я теперь?

Как изменился мой муж?

Какими стали наши отношения?

Заполненные опросники обсуждаются

Участники группы знакомятся с целями и задачами занятия и проводят обсуждение в качестве главного направления работы: «Гармонизация внутрисемейных отношений».

3. Арттерапия – 20 мин

Рисование на тему  «Я рисую свое настроение».

А сейчас мы будем выражать свои проблемы с помощью рисунков на бумаге.

Основное условие и пожелание: будьте искренни, не бойтесь того, что вы не владеете техникой рисования, рисуйте, так как хочется, как умеете. Главное – выразить на бумаге то, что вы в данный момент чувствуете!

Все необходимое перед вами, начали …

Обсуждение рисунков происходит таким образом, чтобы автор чувствовать поддержку и эмпатию от всех участников группы. Важно помочь участникам освободиться от негативных личностных переживаний с помощью проективного рисунка.

  1. Музыкальная релаксация – 30 мин

Тема «Ласковые волны». Музыкальное сопровождение – Райский сад – «Утренний восход солнца» (магические звуки природы).

Психолог: Вы и море. На березу вы погружаетесь в морскую прохладу. Запах моря во всём: в солоноватом привкусе питьевой воды бьющей из маленького фонтанчика, в лёгком ветерке, доносящемся с моря, в выброшенных на берег ракушках и камешках, причудливо расположившихся на мелком жёлтом песке. Запах моря — в водорослях, извлеченных голубой волной на золотой берег кажется, что он даже в солнце, которое здесь светит по особенному, по-морскому.

Морские волны едва касаются ваших ног. Они шаловливо убегают назад, маня вас причудливыми гребешками пены. Песок мягкий, тёплый, сыпучий. Он обволакивает вас, ваше тело, и песчинки — мельчайшие дары моря — остаются на вашей коже.

Происходит чудо из чудес: воздух, песок и морская вода укутывают вас во что-то тёплое, нежное, мягкое. Всё, что тревожило вас там, в большом городе, уходит прочь, уносится вдаль с морским ветерком. Вы забываете обо всём, вы всецело поддаетесь этому чуду и позволяете себя ласкать, нежить, любить. Вы сами начинаете себя так сильно любить, как никогда прежде. Вы достойны любви, потому что прекрасны! Все кругом прекрасно! Нет проблем. Они ушли (в песок)… Вы счастливы!

Повторяйте за мной: Я счастлива!   Я счастлива! Я счастлива!

5. Ритуал прощания – 20 мин

На данном этапе подытоживается то, о чем говорили, какие выводы сделали. Психолог благодарит всех участников группы за совместную работу и раздает памятки для родителей.

Памятка для родителей

Совет первый: постарайтесь преодолеть страх и отчаяние.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается вами как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка не такого, как у всех, стал причиной сильного стресса, который Вы испытываете, в первую очередь как его РОДИТЕЛИ. Не корите и не вините себя.

Вам очень трудно сейчас. Вы столько времени ждали долгожданного часа, когда родится ваш малыш. Вы надеялись вместе с ним строить его и вашу жизнь. А теперь вы полагаете, что все рухнуло. Жизнь кажется вам наполненной тоской и болью, которая не проходит.

          Не отчаивайтесь! Не всё так безнадёжно! Возьмите себя в руки! Вашему малышу, каким бы он ни был, нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от вас. Вы ему нужны мужественными, сильными, а неслабыми и беспомощными.

          Наберитесь терпения и помогите ему и… себе. Преодолейте страх и отчаяние.

        Помните, что не отчаяние и неверие в свои возможности, а любовь к ребёнку и терпеливая постоянная работа с ним (именно так можно назвать повседневное выполнение заданий с ребёнком) позволят Вам добиться наибольших успехов.

       Успокойтесь и постарайтесь следовать нашим рекомендациям.

Источник

Научная статья-публикация

«Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии»

Автор: Карачкова Татьяна Алексеевна

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн – дети и подростки. Число детей-инвалидов в РФ на начало 2019 года – 670 тыс. человек. В то время, как в 2018 году их было 655000 человек, в 2017 году – 636000, в 2016 году – 617000 и т.д. Как видим, статистика печальная. Число детей-инвалидов в стране растет.

По мнению М.Д.Огаркова, семья с ребёнком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и взаимоотношениями между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Также, ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, в совокупности с другими факторами, может сократить возможности семьи для заработка, отдыха и социальной активности.

Больной ребенок – тяжелое испытание для семьи. М.А. Галагузова пишет, что около половины семей, имеющих детей-инвалидов, неполные. Каждая четвертая мать, имеющая ребенка-инвалида, не работает. Около 40% этих семей имеют двоих детей. Постоянно растет число семей, имеющих двоих детей-инвалидов. Многодетные семьи, имеющие ребенка-инвалида, составляют примерно 10%. Анализируя такие данные, стоит еще раз подчеркнуть, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У трети родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы повторного замужества и вынуждена всю жизнь воспитывать ребенка в одиночку (иногда с помощью близких родственников – сестер, бабушек, дедушек и т.д.). Поэтому к проблемам семьи ребенка – инвалида прибавляются проблемы неполной семьи.

Для того, чтобы иметь наиболее полное представление о спектре проблем (материальные, жилищные, бытовые, психологические, педагогические, социальные, медицинские), с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами, необходимо отдельно рассмотреть каждое его направление.

На первое место среди экономических, социальных, психолого-педагогических, медицинских, этических проблем семей, имеющих детей с инвалидностью, выдвигается материальное и жилищно-бытовые проблемы.

Ю.В. Василькова пишет, что жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 кв.м. полезной площади на одного члена семьи, редко – отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Все это составляет значительную часть бытовых затруднений, с которыми сталкиваются такие семьи в своей ежедневной жизнедеятельности.

Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждений с дневным пребыванием для детей-инвалидов практически отсутствуют, их мало и недостаточно. В каждой пятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день матери ребенка-инвалида.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

С.П. Чижов, опираясь на данные психологических исследований, проведенных в семьях, имеющих детей – инвалидов, выделяет 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов. Логично предположить, что наиболее оптимальным из существующих вариантов является третий подход, поэтому для достижения желаемого результата в своей работе социальный работник должен опираться на позиции именно третьего типа семьи.

М.А. Галагузова отмечает, что отец в семье с больным ребенком, как правило, единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей- инвалидов. Как следствие сложившейся ситуации – частое ослабление семейных отношений, постоянная, непрерывная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности. Все это в конечном итоге может явиться причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Наличие ребенка-инвалида, с точки зрения Ф.И. Кевля, отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Такое положение вещей видится вполне закономерным, так как далеко не все дети, в силу своего возраста, в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

В.А. Горелов подчеркивает, что нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети-инвалиды практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах. Продолжая мысль автора, необходимо сказать, что общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. Однако, в последнее время стала проявляться новая практика, следуя которой родители с аналогичными проблемами стали налаживать контакты между собой, расширяя тем самым свой круг общения и компенсируя частично ту социальную изоляцию, в которой находились до этого.

Медико-социальные проблемы. Общеизвестно, что медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное – научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

На сегодняшний день не существует достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Продолжая данную мысль, отметим, что вся современная практика реабилитации, как и социальная работа в целом ориентирована на ребенка в большей степени и почти не учитывает особенности семей, в то время как участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. В.Г. Сухих пишет, что чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 – 3 году жизни; только у 9,3%, диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Анализируя вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что нерешенными по-прежнему остаются многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психологосоциальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; существуют сложности в получении профессии и трудоустройстве детей-инвалидов; значительной проблемой является отсутствие массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями до недавнего времени носили разрозненный, малоэффективный характер и не учитывали семей в комплексе.

Д.М. Павленок считает, что важнейшим направлением развития работ по оказанию психолого-социальной помощи детям-инвалидам является проведение информационной работы. Как правило, информация, имеющаяся в лечебно-профилактических учреждениях, носит медицинский характер и не затрагивает социально-психологических аспектов жизни этих детей. Имея ограничения жизнедеятельности, связанные с текущим заболеванием, эти дети при современных условиях могут адаптироваться к социальной среде, учиться, используя дистанционные системы образования, а также быть профессионально востребованными. Соглашаясь с приведенным мнением, стоит отметить еще одно важное направление, такое как развитие помощи семьям детей – инвалидов, создание доброжелательной среды, психологическая поддержка родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, моральная поддержка.

Таким образом, все приведенные выше направления работы играют огромную роль в решении широкого круга проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями и их ближайшее окружение. Поэтому, дальнейшее развитие психокоррекционной работы, совершенствование законодательной базы, расширение спектра услуг, предоставляемых семьям детей-инвалидов социальными службами, увеличение количества специализированных реабилитационных учреждений и квалифицированных специалистов, работающих в данной сфере позволят эффективно решать все рассмотренные в данной работе проблемы и формировать благоприятную среду, позволяющую людям с ограниченными возможностями полноценно жить в нашем обществе.

Можно сделать вывод, что дети-инвалиды и их семьи сталкиваются с большим количеством проблем, которые надо обязательно решать, чтобы наше общество можно было бы действительно назвать цивилизованным, чтобы в детстве дети с ограниченными возможностями могли прекрасно адаптироваться к взрослой жизни, чтобы такие ребята чувствовали себя комфортно в обществе, особенно среди сверстников. А это значит, что надо принять следующие меры:

1. Оказывать существенную помощь детям и семьям с детьми-инвалидами.

Так, государство должно принять поправки в законы об обеспечении детей с ограниченными возможностями, которые обеспечивали бы их успешную социально-экономическую адаптацию, а также предусматривали бы сохранение экономической активности их родителей. При этом расширение льгот и услуг должно, в первую очередь, касаться детей-инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма. Также очень важно помогать родителям и детям с ограниченными возможностями справится со стрессом, с которым они постоянно сталкиваются. А самое главное, чтобы помощь была не только со стороны государства, но и со стороны общества.

2. Создавать учреждения интегрированного типа и помогать в получении образования детям с сильными психическими нарушениями.

Государство должно готовить больше хороших специалистов, обучающих детей-инвалидов со сложными нарушениями. Включать в ещё большее количество школ программу инклюзивного образования, чтобы дети могли получить быструю адаптацию и развивать общество в плане общения и помощи людям с ограниченными возможностями.

3. Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы.

4. Адаптировать общество к инвалидам и начинать это делать ещё с детского возраста, проводя занятия в школах, на которых дети получат представление о жизни человека-инвалида, как это делается в других странах.

Также, надо постоянно поднимать эту тему в средствах массовой информации, рассказывая о бездушном и антицивилизованном обращении к ним, чтобы люди смогли прочувствовать и понять, каково же инвалидам жить на свете, если на них идёт постоянно такое негативное воздействие, что их надо не только жалеть и сочувствовать им, но и помогать.

Список литературы:

1. Антонов, А. И. Семья – какая она и куда движется / А.И. Антонов // Семья в России. – 2005.- № 1-2.- С. 30-53

2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Книга, 2015. – 297 с.

3. Кевля, Ф. И. Семья и развитие личности ребенка / Ф.И. Кевля // Семья в России. – 2014. – №2.- С. 78 – 90.

4. Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011.- №11. – С.15-17.

5. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. – М.: Книга, 2012. – 186 с.

6. Павленок, Д.М. Теория и методика социальной работы / Д.М. Павленок. – М.: Инфра-М, 2014. – 418 с.

7. Практика комплексной реабилитации инвалидов: методическое пособие для руководителей и специалистов сферы реабилитации инвалидов / Под ред. В.Г.Сухих. – Красноярск: Красноярский писатель, 2018. – 108 с.

8. Проблемы семьи и детства в современной России: материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Практика. – 2018, ч. 2. – 41 с.

9. Семья в новых социально-экономических условиях: материалы научно – практической конференции. – Н.Новгород: Издательство «Город», 2017. -53 с.

10. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов / Под ред. Г.Е. Пашиновой. – Красноярск: ООО «Издательская группа «Всем, всем, всем!», 2019. – 32 с.

11. Чижов, С.П. Социальная работа / С.П. Чижов- Ростов н/Д.: Ростов-пресс, 2017. – 218 с.

Источник